Нетрадиционное рисование, как средстворазвития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Проект

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 31.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность темы проекта заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Обучаясь, получая знания, навыки ребёнок чувствует себя уверенно. У него развивается воображение, фантазия, пространственное мышление, колористическое восприятие. Нетрадиционное рисование, способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.
Иконка файла материала проект.docx

Актуальность темы проекта заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Обучаясь, получая знания, навыки ребёнок чувствует себя уверенно. У него развивается воображение, фантазия, пространственное мышление, колористическое восприятие. Нетрадиционное рисование, способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.

Приобретая практические умения и навыки в области нетрадиционного художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими руками

Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю.Слепцова, Т. В. Смагина (2004); К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (2001).

А самое важное то, что нетрадиционное рисование играет большую роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогут им развить творческие способности своих детей.

Паспорт проекта

 

Наименование проекта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста»

Составитель проекта: педагог дополнительного образования МУДО ЦДТ Шерстнёва Лариса Борисовна.

Вид проекта: творческий

Длительность проекта: Долгосрочный

Сроки и этапы реализации проекта: Сентября 2022 – Май 2023 гг.

I этап – подготовительный:

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста»

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

II этап – основной:

1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего школьного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

III этап – завершающий:

1. Презентация проекта.

2.Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшего школьного возраста.

Участники проекта: педагоги, родители, дети младшего школьного возраста.

Продукты проектной деятельности: рисунки, выставки.

Итоговое проектное мероприятие:  презентация.

Цель проекта: 

развитие художественно - творческих способностей младших школьников посредством техник нетрадиционной изобразительной деятельности.

 

Задачи проекта:

 

Задачи для детей:

·         Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

·         Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

·         Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

·         Совершенствовать навыки свободного экспериментирования с изобразительными материалами.

 

Для педагогов:

1.Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу.

2.Отобрать критерии и показатели оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества.

3.Разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования.

4.Разработать и реализовать краткосрочный проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста».

5. Для реализации проекта создать предметно-развивающую среду.

 

Для родителей:

1.Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия.

2.Дать родителям знания о видах нетрадиционных техник рисования через  консультации, совместные мастер-классы.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

 

• формирование у детей младшего школьного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

• владение младшими школьниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

• умение воспитанников самостоятельно применять несколько техник нетрадиционного изображения в одном рисунке;

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов УДО по формированию художественно – творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционных техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

 

Формы реализации проекта:

 

В ходе занятий используются следующие средства и методы:

 

·         совместная деятельность педагога дополнительного образования с детьми;

·         самостоятельная деятельность детей;

·         предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

·         словесные;

·         наглядные;

·         практические;

·         игровые;

·         частично – поисковые;

·         методы проблемного изложения.

 

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, их желания и интересы.Поэтому  работу строила и строю на следующих принципах:

·         От простого к сложному

·         Принцип наглядности

·         Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

·         Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Техническое оснащение

1.     Листы бумаги.

2.     Гуашь.

3.     Трафареты.

4.     Кисточки с коротким ворсом (тычки).

5.     Тампоны.

6.      Нитки.

7.      Щетки и стеки.

8.     Коктейльные трубочки.

9.     Ватные палочки.

10. Одноразовые вилки.

11. Печатки, штампы (подручный материал: растения, листья).

План работы

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник, которые они освоили ещё в детском саду; рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники:

·        Монотипия

·        Рисование нитками

·        Рисование мыльной пеной

·        Рисование ребром картона

·        Рисование с помощью соли

·        Рисование методом напыления

·        Рисование кляксами

·        Клеевая техника

·        Граттаж

·        Грифонаж

·        Рисование по клейстеру

·        Рисование пеной для бритья

·        Ниткография

·        Пуантилизм и т. д

 

Мною был составлен следующий план занятий

 

Месяц сентябрь

техника нетрадиционного развития

тема занятия

«Чему я научусь»

Беседа: «Знакомство с различными техниками.

изобразительной деятельности».

«Мои волшебные ладошки» рисование ладошками.

«Осенний день» рисование листьями: техника «по-сырому»

«Красивые цветы» коллективная работа (примакивание кусочком паролона)

октябрь

«Вкусно и полезно» использование техники «по-сырому»

«Капелька за капелькой» техника  «набрызг».

«Листья желтые летят» отпечатывание листьев.

«Осенний лес» техника рисования ватными палочками (тычок).

ноябрь

«Моя фантазия» применение изученных техник нетрадиционного рисования.

«Морозные узоры» техника рисования воском.

«Монотипия» техника зеркального отражения.

«Монотипия пейзажная» техника зеркального отражения.

декабрь

«Фантастические рисунки» техника «кляксография».

«Новогодняя ёлка» техника рисования «вилкой».

«Новогодняя ёлка» техника рисования ладонью, пальцем.

«Портрет  Деда Мороза» рисование ладонью дополнение аппликацией.

январь

«Моя картина» творческая работа с применением различных техник нетрадиционного рисования.

«Зимний  пейзаж» кляксография рисование деревьев способом выдувания из кляксы

Граттаж введение в технику

февраль

«Калы» техника рисования нитками «ниткография».

«Рисовние мыльными пузырями».

«Пейзаж»рисование с помощью соли.

«Клеевая техника».

март

«Грустный вечер» гуашь - техника «набрызг».

«В метель» техника «набрызг».

«Весенние деревья» техника выдувание кляксы коктейльной трубочкой

«Цветы маме» рисование в технике размазывание кляксы пальцем.

апрель

«Волшебные краски» монотипия на стекле.

«Творческие работы по замыслу» использование знакомых техник.

«Ёжик под ёлкой» рисование вилкой.

«Рисование методом напыления».

май

 «День победы» техника «набрызг» с применением трафарета.

«Подводные обитатели» техника грифонаж.

«Космические пришельцы» техника грифонаж.

«Цветы» в технике точечные мазки.


Для родителей написала консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования».

 

Заключение

Проект«Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста»направлен на развитие творческого воображения у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Таким образом, на основе проделанной работы мной отмечено, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.

Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь».

Проводя проектную работу на протяжении  2022 - 2023 учебного года, было замечено, что у детей со слабо развитыми художественно творческими способностями показатели стали выше, за счет применения нетрадиционных материалов улучшается уровень увлеченности темой и техникой, и способность к цветовосприятию.

Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие начали чувствовать себя маленькими художниками.

Положительным результатом данного проекта считаю участие детей в конкурсах, выставках, не только на уровне Центра детского творчества, но и на региональном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.

3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.

4.Ковалицкая А. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗО / Л. М. Ковалицкая. — М.: АРКТИ, 2008. (Развитие и воспитание).

5. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

6.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995г.

Дошкольное образование. – 2010. - №18

7. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2






 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также