ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЁСЕЛ В РОССИИ
Оценка 4.9

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЁСЕЛ В РОССИИ

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +1
docx
изобразительное искусство +2
Взрослым
22.09.2024
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЁСЕЛ В РОССИИ
В статье раскрываются педагогические возможности декоративно-прикладного творчества и проблемы организации учебно-воспитательного процесса в этом направлении. Представлен анализ современных моделей возрождения художественных ремесел в системе образования.
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЁСЕЛ В РОССИИ.docx

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЁСЕЛ В РОССИИ

Аннотация. В статье раскрываются педагогические возможности декоративно-прикладного творчества и проблемы организации учебно-воспитательного процесса в этом направлении. Представлен анализ современных моделей возрождения художественных ремесел в системе образования.

Ключевые слова: художественные ремёсла, творчество, обучение, организация, система образования, образовательные модели.

На сегодняшний день художественные ремесла – это одно из наиболее действенных средств формирования творческих способностей. Художественные изделия народных ремесленников являются без преувеличения уникальными произведениями искусства, которые способствуют развитию творческой фантазии. В современном школьном образовании развитие творческого потенциала подрастающего поколения зависит от использования различных элементов художественных ремесел в учебном и воспитательном процессе [2, c. 45].

Личная готовность каждого человека к занятию творчеством представляют в современном мире большую ценность. По этой причине со стороны множества образовательных учреждений все чаще проявляется интерес к выявлению индивидуальных особенностей детей. Ввиду этого создаются условия для свободной реализации физиологических, интеллектуальных, эмоциональных задатков, расширяются возможности по предоставлению детям помощи в раскрытии творческого потенциала.

Обучение основам художественных ремесел на уроках изобразительного искусства способствует развитию у детей наблюдательности, пространственного и образного мышления, эстетического восприятия. Помимо этого, у учащихся формируются навыки рисования, плетения, лепки, вырезания, развиваются чувства композиционного решения и сложного цвета.

Большая часть художественных (в частности – народных) ремесел подразумевает, что учащиеся готовы трудиться. Такая деятельность помогает развить мелкую моторику и, вследствие этого, когнитивные способности. У тех, кто обучается художественным ремеслам, развивается внимание, концентрация, усидчивость. Результатом таких занятий становится рост успеваемости в школьных занятиях, а в будущем дети нередко достигают успеха в различных областях жизнедеятельности [1, c. 124].

Обучаясь основам художественных ремесел, дети получают множество прикладных навыков. Как правило, учащиеся работают с красками, глиной, тканью, деревом. Занятие народным искусством дает возможность овладеть различными техниками лепки, росписи, резьбы по дереву, плетения и многого другого.

Помимо этого, учащиеся получают знания о свойствах разных материалов, а также правилах взаимодействия с ними. Дети обучаются методам заготовки, хранения и обработки природного материала, а природный материал – это основа в художественных ремеслах. Также происходит знакомство с изобразительными традициями разных регионов.

Отдельно хотелось бы отметить изучение народных росписей, что является той стороной художественного образования, которая опирается на традиции народного искусства. Народные росписи никого не оставляют равнодушным. Будучи ярким наследием, оставленным многими предыдущими поколениями, на сегодняшний день они представляют собой полноправную часть эстетического воспитания.

Народные росписи включены в большую часть образовательных программ по декоративно-прикладному искусству. О таких программах стоит сказать, что они не всегда оснащены достаточным методическим фондом. Ввиду этого, педагоги находят разные пути решения этой проблемы: некоторые изучают декоративно-прикладное искусство и, получив знания, собственноручно занимается изготовлением различных изделий и дидактических материалов; другие на практике используют исключительно наглядные материалы, которые предназначены для фронтального показа – это могут быть различные таблицы, слайды, карты и так далее.

Стоит выделить занятия по декоративному рисованию, а именно их традиционную схему, которая заключается в классическом подходе и имеет свою специфику. Учащиеся изучают произведения народного творчества и проводят беседы касательно их красоты. Это способствует углублению знаний о различных аспектах народного декоративно-прикладного искусства. Внимание учащихся обращают на особенности формы, а также на тематику изображений и разнообразие росписей по цвету и форме [1, c. 126].

Педагоги рассказывают своим ученикам о том, что в народном декоративно-прикладном искусстве широкое распространение получило единство функциональности вещи и особенностей ее формы. Это суждение может быть доказано посредством демонстрации различных предметов из разных областей народного декоративно-прикладного искусства. Например: птиц-свистулек, солонок-птиц, коней-качалок и так далее.

Обучение основам художественных ремесел способствует реализации ряда задач:

1.     Формирование художественного вкуса;

2.     Изучение особенностей декоративно-прикладного искусства;

3.     Понимание сопричастности с судьбой культуры;

4.     Развитие бережного и уважительного отношения к культурному наследию предков;

5.     Осмысление роли декоративно-прикладного искусства в общественной жизни.

При этом в ходе обучения основам художественных ремесел (это касается как теоретической части обучения, так и практической) учащиеся должны обращать внимание на содержание и смысловое наполнение художественно-образного языка декоративно-прикладного искусства, а также научиться находить взаимосвязь с различными явлениями, происходящими в жизни общества, порождающими его. Помимо этого, важно овладеть языком декоративно-прикладного искусства на практике, проявляя при этом фантазию, наблюдательность и эрудицию – это касается, прежде всего, работы над изготовлением эскизов и разработки проектов.

Практическая творческая работа в рамках обучения основам художественных ремесел дает возможность обучающимся обрести ряд навыков, позволяющих создавать собственные проекты-импровизации на основе образов народного искусства. Также происходит объединение в индивидуальной, а также коллективной работе творческих усилий, направленных на создание различных проектов, связанных с украшением интерьера школы и другими декоративными работами [3, c. 78].

Традиционные художественные ремесла являются неотъемлемой частью любой культуры. Они составляют важную часть декоративно-прикладного искусства и способствуют сохранению социокультурного народного опыта. Ввиду этого стоит сказать, что преемственность в передаче художественных навыков, а также восстановление и развитие в нынешних условиях потерянных технологий и традиций, играют особо важную роль.

Интерес к глубокому постижению ремесла в исторической и теоретической плоскости не возникает у обучающихся самопроизвольно, как бы увлечённо они не занимались в практической плоскости. И только умелая организация элементов культурно-развивающей среды, направленной на постижение обучающимися ремесла во всех аспектах, даёт тот результат, который формирует личность, превращая обучаемого в социально значимого мастера, способного решать вопросы по изучению, возрождению и сохранению традиционных ремёсел. В то время как традиционный подход в обучении способен только воспроизводить мастеров, хорошо выполняющих достаточно качественные изделия.

Список литературы:

1.     Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/ Д.Б.Богоявленская – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с.

2.     Зымалева Л. В. Уроки изобразительного искусства и художественного труда: проблемы и решения/ Л.В.Зымалева - М.: Начальная школа. – 2019. – № 6. – С. 44–48

3.     Каргин А. С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства/ А.С. Каргин – М.: АСТ–Искусство, 2020. – 206 с.


 

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

У тех, кто обучается художественным ремеслам, развивается внимание, концентрация, усидчивость

У тех, кто обучается художественным ремеслам, развивается внимание, концентрация, усидчивость

Учащиеся изучают произведения народного творчества и проводят беседы касательно их красоты

Учащиеся изучают произведения народного творчества и проводят беседы касательно их красоты

Также происходит объединение в индивидуальной, а также коллективной работе творческих усилий, направленных на создание различных проектов, связанных с украшением интерьера школы и другими декоративными работами…

Также происходит объединение в индивидуальной, а также коллективной работе творческих усилий, направленных на создание различных проектов, связанных с украшением интерьера школы и другими декоративными работами…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2024