Методические рекомендации преподавателям МХК на тему : "Мультипликатор Хаяо Миядзаки".
Оценка 4.8

Методические рекомендации преподавателям МХК на тему : "Мультипликатор Хаяо Миядзаки".

Оценка 4.8
Документация +6
doc
Междисциплинарный 4
5 кл—11 кл +1
07.12.2023
Методические рекомендации преподавателям МХК на тему : "Мультипликатор  Хаяо Миядзаки".
Биография Хаяо Миядзаки Работа мультипликатора Интересный человек
Хаяо Миядзаки.doc

Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки – современный японский аниматор, владеющий режиссерским делом, создающий

яркие сценарии, продюсирующий талантливых продолжателей его дела. «Ходячий замок», «Унесенные призраками» — эти и многие другие мультфильмы принадлежат труду и фантазии этого удивительного человека. Любители классической анимации в восторге от работ этого человека, а критики давно по достоинству оценили его талант и до настоящего времени снимают шляпу перед его творчеством. Журналисты уделяют внимание глубочайшему гуманизму лент мэтра, а публика с нетерпением ждет выхода очередной его новинки. Такую известность этот человек получил мультфильмами, которые можно неоднократно пересматривать и вновь открывать что-то для себя. Аниматор давно уже вышел из детского возраста, но при этом не утратил способности мечтать и верить в чудо. Его творения учат многому не только детей, но и взрослых. Любители анимации отмечают высокий профессионализм этого человека, а зрители, далекие от этого жанра, восхищаются идеями и образами.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Детство Хаяо выпало на трудную пору в истории Японии: мальчик родился 5 января 1941 года – в самый пик Второй мировой войны. Перемены и события, которые потрясли весь мир не прошли бесследно и для ребенка, оставив отпечаток на судьбе и повлияв на мировоззрение. Миядзаки вырос ненавистником фашизма и настоящим пацифистом. Раннее детство мальчик провел в городке Акэбоно-тё, а поскольку в это время летательные аппараты кружили в небе очень часто, художник навсегда сохранил их в своей памяти, и теперь они фигурируют во множестве его творений. Кроме этого, Кацудзи Миядзаки, отец Хаяо, в военное время возглавлял фабрику «Миядзаки Эйрплейн», где производились комплектующие для самолетов. Будущий режиссер рос в многодетной семье, будучи вторым сыном из четверых. Мама тяжело болела туберкулезом позвоночника, поэтому семейство часто переезжало в поисках специалистов, которые могли бы дать надежду на выздоровление. За десять лет постоянных переездов мальчик увидел практически всю Японию. В 1956 году произошло настоящее чудо, о котором так мечтали четыре брата – мама справилась с недугом и встала на ноги. Несмотря на частые переезды юноша получил хорошее образование. Причем как ученик он проявлял себя с лучшей стороны и был очень любознательным. В 1958 году была окончена старшая школа Тоётама, и подросток решил поступить на дальнейшее обучение в престижный университет в Токио.

АНИМАЦИЯ

По воле судьбы Хаяо не пришлось долго искать себя в мире профессий: анимацией он увлекся случайно, но навсегда. В годы обучения в старшей школе он посмотрел мультфильм «Легенда о белой змее». Эта работа произвела сильнейшее впечатление, и без сомнений было решено посвятить свою жизнь анимации. Школьник начал создавать собственную мангу, но возникли некоторые трудности. Первая была связана с неумением рисовать людей, так как рука была заточена с самого детства под изображение самолетов. Во-первых, Хаяо сложно было рисовать людей, так как в молодости его занимали только наброски самолетов. Вторая заключалась в копировании того, что он уже где-то видел. Свое первое творение аниматор так и не решился никому показать. Потратив много времени, приложив массу усилий, он смог признать слабость работы и попросту его сжег. В 1963 году горящий желанием освоить дело аниматора молодой человек поступил в Университет Гакусюин, где занимался изучением политики и экономики — предметов, очень далеких от мира аниме. Однако и студенческие годы, пуст и по другой специальности, не прошли для студента бесследно: он входил в университетский книжный клуб, основное внимание которого было направлено на детскую литературу. Так вышло, что Хаяо познакомился с лучшими произведениями европейских авторов.

 

Окончив университет в возрасте двадцати двух лет, Хаяо устроился в Toei Animation, являвшуюся одной из крупнейших студий анимации в Японии. Пришлось начать постигать азы дела, о котором давно мечтал. Но вчерашний выпускник быстро поднимался по карьерной лестнице. Уже в 1963 году Миядзаки занимался рисованием промежуточных стадий движения героев аниме «Верные слуги-псы». А спустя два года успехи, которые делал молодой аниматор, были замечены руководством студии. Настоящие профессионалы по достоинству оценили вклад Хаяо в в создание черно-белого мультфильма «Космические приключения Гулливера», а на последней стадии работы разрешили поменять финал картины. Период с 1969 по 1971 года в биографии художника посвящен работе в трех проектах: трилогии «Кот в сапогах», экранизации манги «Корабль-призрак», которая принесла популярность аниме в СССР, и мультипликационном фильме «Звериный остров сокровищ». Теперь Миядзаки были доверены раскадровки и отрисовка самой анимации. Одновременно с этим художник занимался рисованием манги, и, наконец, вышла в свет графическая новелла «Народ пустыни». Миядзаки, еще не совсем уверенный в силе своего таланта, подписывал свои работы вымышленным именем Сабуро Акицу. Работа в коллективе Toie подарила начинающему художнику не только бесценный опыт, но и полезные знакомства. Технику рисования Миядзаки оттачивал под наставничеством популярного японского аниматора Ясудзи Мори. В это же время познакомился с Исао Такахатой, впоследствии ставшим надежным партнером и близким другом. Успехи в карьере были очевидны, но Хаяо находился в тяжелых условиях труда, и это его не устраивало. Найдя союзников среди других аниматоров он организовал профсоюз, который стал защищать интересы работников действующих мультипликационных студий. Бунт не остался незамеченным: руководство отреагировало быстро и мультфильм «Принц Севера» был снят с проката. Раскадровками к этой работе занимался сам Миядзаки, а режиссером картины выступил Исао Такахата. Условия труда после смелого поступка друзей стали более суровыми, поэтому приятели решили оставить эту студию и искать другое место работы. Взяв небольшую паузу на раздумья, Миядзаки в команде с партнерами открыл автономный проект A-Pro, но старт в самостоятельное плавание был достаточно долгим. Некоторое время пришлось трудиться в студии TMS Entertainment. Там друзья создавали продолжение сериала «Люпен III». В этой студии, товарищи, ставшие партнерами, проработали два года. Затем в биографии аниматора было длительное сотрудничество с Nippon Animation, где и случился дебют в качестве режиссера в 1978 году. Первой работой в этом месте стало многосерийное аниме «Конан — мальчик из будущего», основанное на сюжете произведения «Невероятный прилив». Через год аниматорам пришлось вернуться в TMS. Будучи уже признанным мультипликатором, Миядзаки продолжил развитие в сфере режиссуры. В конечном итоге ему все же удалось создать свой первый полномасштабный мультфильм «Люпен III: Замок Калиостро». Эта работа получила оглушительный успех. До сегодняшнего дня «Люпен III» возглавляет рейтинг лучших аниме, выпущенных на всю историю существования жанра в Японии. В многократных интервью талантливый аниматор неоднократно подчеркивал, что принял решение оставить мангу, так как не испытывал чувства самоудовлетворения от работ. Однако аудитория поклонников творчества Хаяо считала иначе. В 1982 году в журнале Animage стартовала публикация мангу под авторством Миядзаки. Главная героиня являлась принцессой, живущей в постапокалиптическом мире и всеми силами борющейся с загрязнением природы. «Навсикая из Долины ветров» в мгновенье получила широкую популярность, в связи с чем у руководителя издательства «Токума Сётэн» возникло предложение экранизировать эту историю. Миядзаки одобрил эту идею, и разработка картины началась в день переговоров. Затем в биографии аниматора было длительное сотрудничество с Nippon Animation, где и случился дебют в качестве режиссера в 1978 году. Первой работой в этом месте стало многосерийное аниме «Конан — мальчик из будущего», основанное на сюжете произведения «Невероятный прилив».

 

Через год аниматорам пришлось вернуться в TMS. Будучи уже признанным мультипликатором, Миядзаки продолжил развитие в сфере режиссуры. В конечном итоге ему все же удалось создать свой первый полномасштабный мультфильм «Люпен III: Замок Калиостро». Эта работа получила оглушительный успех. До сегодняшнего дня «Люпен III» возглавляет рейтинг лучших аниме, выпущенных на всю историю существования жанра в Японии. В многократных интервью талантливый аниматор неоднократно подчеркивал, что принял решение оставить мангу, так как не испытывал чувства самоудовлетворения от работ. Однако аудитория поклонников творчества Хаяо считала иначе. В 1982 году в журнале Animage стартовала публикация мангу под авторством Миядзаки. Главная героиня являлась принцессой, живущей в постапокалиптическом мире и всеми силами борющейся с загрязнением природы. «Навсикая из Долины ветров» в мгновенье получила широкую популярность, в связи с чем у руководителя издательства «Токума Сётэн» возникло предложение экранизировать эту историю. Миядзаки одобрил эту идею, и разработка картины началась в день переговоров. Город, где происходят события, выбран не случайно, когда-то давно, когда семья режиссера делала переезд за переездом, мальчику довелось в нем жить. Одной из самых запоминающихся сцен стало ожидание на остановке во время сильного дождя. Эта история тоже созвучна с жизнью, ведь именно при таких обстоятельствах Миядзаки познакомился с Такахатой. «Тоторо» ярко подчеркнул отличительную черту творческого гения: чаще всего главными героями его анимационных историй являются маленькие девочки. В каждой картине режиссера присутствуют глубокие нравственные понятия. Мультфильмы служат призывом к сохранению национальных традиций, красоты природы и души. Как признается сам автор, если бы он решил сделать главным героем взрослого мужчину, то, оказавшись в неприятной истории, он воспользовался бы противодействием, что служило бы пропагандой популяризации насилия, чего режиссер допустить просто не мог.

Не менее смелые и отважные девочки фигурируют в «Ведьминой службе доставки», мультфильме «Унесенные призраками» (получившем «Оскар») и мистической «Принцессе Мононоке». По мнению критиков, именно последний мультфильм принес автору и его студии известность во всем мире. Неожиданно высокий успех картина получила в США, в результате чего в 1996 году был заключен контракт с Walt Disney. По воспоминаниям американских коллег, Миядзаки во время обсуждения вел себя непреклонно. Режиссер настаивал на том, чтобы мультфильм был воспроизведен так, как представлен в оригинале. Чтобы о его условии не забыли, аниматор отправил американским коллегам самурайский меч, лезвие которого было испачкано краской красного цвета. Посылка имела подпись «Не резать». Окончив работу над «Принцессой Мононоке», режиссер пожелал отказаться от работы в студии и начать заниматься некоммерческой анимацией. Все пошло бы по плану, если бы не случившаяся трагедия – не стало Ёсифуми Кондо, одного из лучших аниматоров Studio Ghibli. Миядзаки остался в проекте и стал работать над очередным мультфильмом, которым стали «Унесенные призраками». Работа вышла на экраны в 2001 году и получила продолжительный ряд крупных наград: премия Японской киноакадемии, «Золотой медведь» (Берлин – 2002), «Оскар» (2003). Главной героиня анимационной картины – малышка Тихиро, с которой случилась беда: ее родители попали в волшебную страну и превратились в поросят. Но самым ярким персонажем этой истории и символом творческой биографии Миядзаки стал ёкай Каонаси (Безликий). Аниматор часто затрагивал вопрос старинной религии Японии – синтоизм. Но образ Безликого, как ранее и Тоторо, лишь опирался на верования, а детали были плодом фантазии Миядзаки.

В студии Хаяо, кроме авторских работ, выпускались и картины других авторов и режиссеров. Первой такой работой стало аниме «Здесь слышен шум океана», далее последовал «Шепот сердца», где Миядзаки выступил сценаристом, но многие приписывали режиссерство именно ему. В 2002 году на экраны вышел фильм, близкий по сюжету к работам легендарного аниматора, но его имени в титрах уже не значилось.

В 2004 году Миядзаки присоединился к проекту «Ходячий замок». Сделать этот шаг мэтр решил только по той причине, что в ходе работы над историей о колдуне и его волшебном доме царившие разногласия между создателями вынудили режиссера Мамору Хосода покинуть проект. Однако в биографии Миядзаки не обошлось и без неудач. В 2006 году завершилась работа над «Сказаниями Земноморья», основанными на цикле книг Урсулы Ле Гуин. В течение нескольких лет Миядзаки вел переговоры об экранизации, но работать над проектом начал его сын Горо. В ходе творческого процесса возникли некоторые разногласия между начинающим и опытным режиссером, а сама автор не оценила дебютную работу Горо. Неоднозначные оценки и комментарии в адрес «Сказаний» не отбили у режиссера желания работать с анимацией. В 2008 году вышел полнометражный мультфильм «Рыбка Поньо на утесе». Этой работой Миядзаки доказал, что предыдущая неудача была случайностью, а не закономерностью. Картина удостоилась двух японских премий и наград Венецианского кинофестиваля — 2009. Художник оставил свой след не только в анимационной мультипликации, ему принадлежит идея открытия музея анимации «Гибли», впервые прозвучавшая в 1998 году. Но по причине большой занятости аниматора старт работ несколько раз откладывался. Все же строительству суждено было начаться: в 2000 начали закладывать фундамент нового здания, а над его архитектурой работал сам Хаяо Миядзаки. 1 октября 2001 года состоялось долгожданное открытие музея, выполненного в виде лабиринта, прогуливаясь по которому многочисленные посетители встречают героев полюбившихся мультфильмов. За выходом «Рыбки Поньо» последовал шестилетний перерыв в работе до 2014 года. В это время Миядзаки писал сценарии для новых проектов «Гибли»: «Ариэтти из страны лилипутов», «Со склонов Кокурико» — а затем вернулся к любимому делу. С детства обожая самолеты, художник не отказал себе в удовольствии создать мультфильм «Ветер крепчает», сюжет которого перекликался с биографией известного японского авиаконструктора Дзиро Хирокоси. Работа была представлена на Венецианском кинофестивале в 2013 году, где Миядзаки просто ошарашил публику официальным заявлением о завершении творческой биографии. Ровно через год его имя включили в «Зал славы научной фантастики». А позже в СМИ была объявлена новость, что в скором времени фильмография мэтра пополнится еще одной работой. Режиссера посетила идея создать короткометражку «Гусеница Боро». В которой попробовал использовать 3D-технологии. Официальный показ стартовал в марте 2018 года в музее Гибли, где туристы могут посмотреть шедевр и сегодня. К счастью поклонников жанра аниме, Миядзаки обучил секретам своего ремесла многих учеников, которые, бесспорно, продолжат любимое дело его жизни.

Весной 2018 года вышла картина «Мэри и ведьмин цветок» Хиромасы Ёнэбаяси, который унаследовал много секретов анимации у своего наставника. Несмотря на то что мультфильм был выпущен студией «Понок», подход к рисованию и анимации был очень схож с манерой «Гибли». Еще одним продолжателем традиций Хаяо зрители и критики считают мультипликатора Макото Синкая, но пока сам начинающий аниматор скромно комментирует такие заявления, считая, что его переоценивают. По причине того, что трансляция аниме Миядзаки проходила не во всех странах, популярность их с годами не падала, поэтому иностранные зрители познакомились с работами мэтра через несколько лет после их выхода. Так произошло и в российском прокате. В 2021 году известный критик Антон Долин встретился со зрителями в зале московского киноцентра «Октябрь», где провел беседу об аниме, удостоенном «Оскара» («Унесенные ветром»).

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

В течение своей мультипликационной деятельности Хаяо активно давал интервью о своих «детищах», рассказывал о планах на будущее, но никогда не раскрывал тайн и подробностей личной жизни. Поэтому о семье легенды анимации известно совсем немного. Избранницей режиссера стала Акэми Ота, которая работала в той же студии анимации. В двадцать четыре года Хаяо сделал возлюбленной предложение. У пары родилось два сына – Горо и Кэйсукэ. Старший пошел по стопам отца, а Кэйсукэ стал настоящим профессионалом в резьбе по дереву. Многие ошибочно считают разработчика компьютерных игр Хидэтака Миядзаки родственником режиссера, но это не так. Оба всего лишь носят довольно распространенную в Японии фамилию.

 

ХАЯО МИЯДЗАКИ СЕГОДНЯ

Сегодня творческая карьера знаменитого режиссера продолжается, правда, не так активно, как раньше. В течение нескольких лет Хаяо готовил к выходу полнометражную картину «Как вы поживаете?». Проект опирался на сюжет произведения Ёсино Гэндзабуро 1937 года, героем которого является мальчик Дзюнъити Хонде, получивший прозвище Копело, созвучного с фамилией Николая Коперника. Согласно информации из СМИ, премьера ожидается летом 2023 года. Все, что как-то связано с фильмами Миядзаки, вызывает восторг у фанатов. Зимой 2022 года в Москве прошел концерт HighTime Orchestra. Волшебное настроение музыки Дзё Хасаиси погрузило слушателей в атмосферу сказочных переживаний. Программа называлась «Сны Миядзаки».

ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Настоящим символом студии «Гибли» стал герой одного из мультфильмов – Тоторо. Он также появился в эпизоде другого мультфильма «История игрушек. Большой побег».

Мультфильм «Унесенные призраками» стал первой работой автора, прибыль которой превысила планку в $ 200 млн еще до старта проката в США.

Работа «Мой сосед Тоторо» вошла в школьную программу эстетического воспитания Японии. Это неудивительно, ведь режиссер не оставил ни одно свое творение без нравственных и эстетических проблем.

Творчество Хаяо Миядзаки со временем стало настоящей субкультурой. Тексты работ разлетаются по миру крылатыми выражениями.

Для поклонников жанра анимации Миядзаки стал настоящим сказочником, да и внешность его способствует этому: приятная улыбка, добрые глаза. Но по словам самого творца, часто он смотрим на жизнь глазами пессимиста. И если бы не анимация, никто не знает, каким человеком бы он стал.

Жизнь аниматора сложилась так, что он получил высшее образование в области политики и экономики. Но диплом ему не пригодился: ни дня он не работал по своей специальности.

Большое внимание в своих работах автор всегда уделял природе. Много путешествуя по миру, он не просто отдыхал, а искал уникальные образы гор, лесов, водоемов. Тепло отзываясь об иностранных коллегах, Миядзаки все же подчеркивает, что пейзажи у них получаются красивыми, но искусственными. Тогда как его команда старается показать все многообразие природы и отразить тесную связь человека с ней, донести необходимостью сохранять ее красоту.

За всю свою карьеру аниматор и режиссер неоднократно хотел оставить работу, в том числе и по причине ухудшения зрения с возрастом. Но всякий раз его посещали новые идеи, и он воплощал их в жизнь. Несмотря на свою популярность, создатель мультфильмов не любит светские мероприятия и не раз позволял себе отсутствовать на церемониях награждения.

 

 


Хаяо Миядзаки Хаяо Миядзаки – современный японский аниматор, владеющий режиссерским делом, создающий яркие сценарии, продюсирующий талантливых продолжателей его дела

Хаяо Миядзаки Хаяо Миядзаки – современный японский аниматор, владеющий режиссерским делом, создающий яркие сценарии, продюсирующий талантливых продолжателей его дела

Окончив университет в возрасте двадцати двух лет,

Окончив университет в возрасте двадцати двух лет,

Через год аниматорам пришлось вернуться в

Через год аниматорам пришлось вернуться в

В 2004 году Миядзаки присоединился к проекту «Ходячий замок»

В 2004 году Миядзаки присоединился к проекту «Ходячий замок»

Кэйсукэ стал настоящим профессионалом в резьбе по дереву

Кэйсукэ стал настоящим профессионалом в резьбе по дереву
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2023