РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР PAINT»
Горбунова Анастасия Викторовна
Профиль: «Начальное образование-Дополнительное образование»,
учитель начальных классов
Аннотация: в данной статье рассматривается важность развития креативности и творческих способностей подрастающего поколения через изучение новых технологий посредством использования программы дополнительного образования по работе в графическом редакторе Paint.
Ключевые слова: младший школьник, креативность, графический редактор, информационные технологии, дополнительное образование.
В современном, насыщенном разнообразием деятельности, мире ключевое значение приобретают способности личности, связанные с возможностью активно и результативно действовать в новых условиях при отсутствии массы информации и наперед известных способов действий, обеспечивающих гарантированный результат. Именно креативность как феномен, в первую очередь, связан с творческими способностями индивида.
При анализе психологического развития младшего школьника необходимо подчеркнуть, что в этом возрасте хорошо развиты такие проявления творческих способностей, как: творческий поиск, хорошая память, абстрактное мышление, дети очень активны, настойчивы в достижении результатов в той области, которая их интересует, остро воспринимают социальную несправедливость, хотят учиться и преуспевают в учебе. Юные школьники способны активно проявлять свою фантазию, критически оценивать окружающую реальность и стараются вникать в понятные для всех вещи и явления, задавая много вопросов. [1, с. 1717].
Давно всем известный факт, что учащиеся, увлеченные делом, которое им нравится, проявляют настойчивость, силу воли в освоении тех знаний и умений, которые опережают программные требования и крайне важны для реализации его творческих планов. Благодаря этому мы можем привить интерес к изучению новых технологий у детей, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому сегодня, выполняя социальный запрос общества, система дополнительного образования должна решать абсолютно новую проблему – подготовить молодое поколение к жизни в интеллектуально развитом информационном обществе.
На самом деле, хотя понятие «креативность» и «творчество» очень близки по смыслу, все же они имеют определенные оттенки в значении. Основой творческого процесса является вдохновение автора, его способности. То есть творчество не существует без вдохновения. В свою очередь, основой креативности является прагматизм, то есть целесообразность, полезность исходного продукта [7, с. 28].
Несмотря на разнообразие подходов к определению понятия креативность, мы можем определить ряд общих взглядов ученых относительно рассматриваемого феномена (рис. 1).
Рисунок 1 – Основные подходы к определению понятия креативности в литературных источниках
Работа в графическом редакторе с учащимися младшего школьного возраста позволяет решать обобщенную задачу развития личности ребенка, которая включает в себя: развитие последовательного мышления, формирование нового стиля деятельности, умение доводить свою задумку до конкретного решения [5].
Навыки в области художественного дизайна можно начать развивать с самого раннего возраста. Знания, полученные при работе по нашей программе, учащиеся могут использовать на уроках ИЗО и технологии [3]. Также, научатся создавать изображения для докладов, статей, мультимедиа-презентаций и т.д.
Являясь действующим учителем начальных классов в МБОУ Гимназия № 25, могу сказать, что в этой школе концепция дополнительного образования помогает повышать уровень знаний учащихся и успешно решать проблему досуга детей в свободное от школы время. Работа кружков и секций создает условия для реализации и развития творческого потенциала учащихся. Всего в системе дополнительного образования занимаются почти 900 человек, а это 63% от учащихся всей школы.
При Гимназии функционируют детский клуб «Ракета», в составе которого секция бокса, футбола, шахматы и 10 кружков: изостудия, керамика, хореография, фольклор, вокал, краеведение, театральная студия, бальные танцы, тестопластика, цветоводство. Как мы видим из данного списка, в Гимназии нет ни одного кружка или секции, на котором учителя могли бы реализовать программу дополнительного образования технической направленности. Поэтому перед нами стояла особая задача – узнать, будет ли формирование у младших школьников креативного мышления в рамках дополнительного образования более эффективным при условии:
1. реализации занятий по нашей программе, направленной на раскрытие законов искусства компьютерной графики, возможности найти свой неповторимый стиль, который станет толчком к изменению его интересов и тяги к культурной среде, творцом и субъектом которой будет являться младший школьник.
2. включения специальных приемов, направленных на повышение уровня креативности младших школьников.
3. активизации ряда индивидуальных способностей, составляющих единство психологических и личностных компонентов, ведущих к успешному выполнению деятельности или появлению чего-то абсолютно нового.
В рамках научно-исследовательской практики нам удалось: выявить исходный уровень развития креативности младших школьников; апробировать программу дополнительного образования, направленную на развитие креативности учащихся начальной школы с помощью средств компьютерной графики; проанализировать успешность экспериментальной работы. Подвести итоги исследования.
В исследовании участвовали 23 ребенка младшего школьного возраста (1 класс), 7 девочек и 16 мальчиков, ученики 1 «М» класса МБОУ Гимназия № 25 г. Иркутска.
Для исследования уровня развития креативности у учащихся были использованы следующие методики:
1. Методика «Где чье место?» (Е.Е. Кравцова) [2, с. 21];
2. Методика оценки сочиненной ребенком сказки (О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкая) [4, с.14];
3. Методика изучения детской креативности Е.Е. Туник [6, с.3].
Методика «Где чье место?» (Е.Е. Кравцова) позволяет оценить уровень развития таких параметров креативности, как гибкость и оригинальность, а также воображения у школьников с помощью жестко заданной предметной ситуации.
В результате исследования по методике оценки сочиненной ребенком сказки определяется уровень развития оригинальности и воображения у младшего школьника.
Методика изучения детской креативности Е.Е. Туник состоит из 8 субтестов. Показатели по всем частям теста определяются факторами, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Факторы креативности, выделенные в работах Дж. Гилфорда и Э.П.Торренса
Фактор |
Определение |
1. Беглость |
Этот фактор характеризует скорость творческого мышления и способность воспроизводить большое количество новых идей. |
2. Гибкость |
Фактор характеризующий способность придумывать нестандартные идеи. |
3. Оригинальность |
Фактор характеризующий необычность подхода к проблеме, способность улучшать, совершенствовать объект благодаря новым элементам. |
4. Точность |
Фактор, характеризующий логичность мышления. |
Сопоставление результатов исследования уровня развития креативности детей по всем методикам показало, что 14 детей (60,9%) имеют средний уровень развития креативности, 4 ребенка (17,3%) – низкий и 5 детей (21,7%) - высокий уровень развития креативности.
Из этого следует, что уровень развития креативности учащихся 1 «М» класса оказался невысоким.
Далее мы провели ряд коррекционно-развивающих занятий в соответствии с разработанной программой:
№ |
Количество часов |
Тема занятия |
Характеристика деятельности обучающихся |
|
теория |
практика |
|||
1 |
1 |
|
Компьютеры вокруг нас, в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Среда графического редактора PAINT. |
Работать с компьютером. Знать и соблюдать технику безопасности и организацию рабочего места. Знакомство с графическим редактором. Запуск программы. Рабочая область. |
2 |
0,5 |
0,5 |
Панель инструментов. Назначение инструментов. |
Знакомство с панелью инструментов. Их назначение. Первый рисунок в редакторе PAINT по теме «Простейший осенний пейзаж». |
3 |
0,5 |
0,5 |
Карандаш, линия |
Знакомство с инструментами карандаш, линия. Работа с новыми инструментами. Создание рисунка «Ёлка». |
Почему мы выбрали именно этот графический редактор? В его использовании мы видим два больших плюса:
1. Примитивность.
2. Доступность для каждого.
Овладев навыками работы в данном редакторе, дети смогут легко использовать и другии, более сложные редакторы, например, такие как: Canva, SVG‑Edit, GIMP и др.
Мы знали, что каждое занятие по развитию компьютерной грамотности, кроме непосредственного взаимодействия с самим компьютером, должно включать в себя другие виды деятельности: беседу, дидактическую игру, индивидуальные игровые задания, конструирование и т.д. Детям очень нравилось проходить короткие игры из различных областей школьной программы. Мы проходили интерактивные математические игры, игры на развитие логического мышления. Детям очень нравился такой формат разминок, как соревнования. Каждый пытался набрать как можно больше очков в той или иной игре, и это еще больше подогревало интерес школьников к нашим занятиям.
Поработав некоторое время с изучаемым графическим редактором, дети не боялись проявлять инициативу в использовании в своём творчестве другие, еще неизученные инструменты. Так, например, на занятии по изучению инструментов редактора «карандаш» и «линия» задачей для детей было создание черно-белого рисунка елки. Учащиеся, которые уверенно справились с этим заданием, пытались добавить к готовому рисунку новые элементы, придать цвет, используя такие инструменты как: «заливка», «фигуры», «кисть». в
Конечно, многим учащимся редактор Paint был уже давно знаком. И именно такие учащиеся, выполнив задание по теме занятия, всегда старались создать свой, неповторимый рисунок или объект. Им не хотелось и дальше действовать по готовому шаблону.
На занятиях все учащихся были сосредоточены на компьютере, им было интересно попробовать и узнать что-то новое. Часто было достаточно трудно сосредоточить их внимание на конкретном изучаемом инструменте или функции редактора. На занятиях многим учащимся требовалась помощь учителя, после индивидуального разъяснения дети с легкостью справлялись с поставленной задачей.
На каждом занятии я старалась придерживаться четкого плана:
1. Организационный момент. Организованный впуск учащихся в кабинет Информатики. Учащиеся занимают рабочие места, подготавливаются к предстоящей работе.
2. Постановка цели урока. Рассказываю учащимся о том, что узнаем на занятии, какие практические задания будем выполнять.
3. Актуализация опорных знаний. Повторение ранее изученного материала. Проводится проверка знания полученных на предыдущем занятии путем фронтального опроса учащихся.
4. Изучение нового материала. Объяснение теоретического материала, если это требовалось на занятии, демонстрация предстоящей деятельности на экране.
5. Практическая работа. Самостоятельная работа учащихся за компьютером. Создание рисунка по теме занятия. Создание собственного рисунка.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
По итогам анализа первого и последнего занятия, можно сказать, что уровень креативного мышления учащихся возрос. По результатам повторно проведенной диагностики «Где чье место?» (Е.Е. Кравцова) учащиеся с невероятной лёгкостью расставляли объекты на «чужие» места и объясняли свой выбор. Важным отличием в рассказах некоторых учащихся с возросшим уровнем креативности являлось то, что они пытались связывать в своем рассказе различные предметы и части картинки в единый, непохожий на других, целостный сюжет. Например, когда я задавала вопрос ребенку: «Что кошка делает в собачьей будке, как она там оказалась?», учащиеся пытались шутить, и делали они это благодаря своему воображению. Часто можно было услышать: «Кошка говорит «гав»». Конечно ребенок в этот момент прекрасно понимал, что меня не интересует, как «говорит» кошка, я прекрасно это знаю, и знаю, что ребенок тоже знает. Учащиеся, будучи уверены, что отвечают неверно, вступали в игру со своим воображением и фантазией. Также, я стала замечать, что после занятий на компьютере, даже те дети, которые на переменах между стандартными уроками, всегда выбирали активные и подвижные игры, начали проявлять свои творческие способности на бумаге. Я начала замечать огромное количество креативных, замысловатых рисунков, которые непременно могут говорить нам о возросшем интересе детей к творчеству.
Внедрению нашей программы в систему дополнительного образования Гимназии заинтересовываются не только учителя, но и родители детей. Это свидетельствует о том, что старшее поколение начинает видеть в компьютере не просто игрушку, «отравляющую» жизнь детей, а инструмент, средство индивидуализированного воздействия на интеллектуальное, эмоциональное и творческое развитие ребенка.
Знакомство младших школьников с графическими редакторами и освоение простых приемов редактирования изображений может быть внедрено в процесс изучения изобразительного искусства, технологии или информатики в начальной школе. Но для того чтобы хорошо рисовать на компьютере и достигнуть успехов в данном направлении недостаточно только владение компьютером, как инструментом современных технологий, необходимо знать и уметь применять все накопленные знания и опыт из разных областей школьной программы.
Литература
1. Васильева Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1717-1719.
2. Дьяченко, О. М. Психологическое развитие младших школьников [Текст] / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М. : 2012. – 225 с.
3. Куделина, Г.М. Блок уроков по конструированию в графическом редакторе // Информатика и образование. 2006. №4. С. 77-81.
4. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] / Е. Е. Кравцова. Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М. : Просвещение: Учебная литература, 1996. – 21 с.
5. Литвиненко Н. В. Проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста // Концепт. 2017. № 13. С. 44-50. URL: http://e-koncept.ru/2017/770283.htm. (дата обращения: 05.04.2020)
6. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты [Текст] / Е. Е. Туник. — СПб. : Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. — 9 с.
7. Шерер, И. Техники креативности: как в 10 шагов найти, оценить и воплотить идею. [Текст] / И. Шерер. / [пер. с нем. О. Гляйсснер]. – М. : СмартБук, 2009. – 136 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.