Психолого-возрастные особенности обучающихся 5-6 классов

  • Научно-исследовательская работа
  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 29.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья посвящена психолого-возрастным особенностям учащихся 5–6 классов, связанным с переходным периодом от младшего школьного возраста к подростковому. Рассматриваются ключевые изменения в эмоциональной, когнитивной и социальной сферах, обусловленные началом полового созревания. Автор подчеркивает, что эти изменения могут проявляться в повышенной раздражительности, тревожности, снижении успеваемости и трудностях адаптации к новым условиям обучения. Особое внимание уделяется роли педагогов в создании благоприятной образовательной среды. Предлагаются методы работы, направленные на поддержку учащихся, включая мягкие формы взаимодействия, интерактивные задания, поощрение творческой активности и формирование атмосферы успеха. Также обсуждается важность преемственности между начальной и средней школой для успешной адаптации детей. Статья будет полезна учителям, психологам и родителям, так как содержит практические рекомендации по работе с детьми в этот критический период их развития.
Иконка файла материала Психолого-возрастные особенности учащихся 5-6 классов.pdf

Бочин Назар

Психолого-возрастные особенности учащихся 5-6 классов

В целом психолого-возрастные особенности – это индивидуальные параметры и специфические особенности поведения, социального взаимодействия, развития с эмоциональной точки зрения и мышления, которые непосредственно связаны с возрастом человека.

Безусловно, уникальные свойства личности естественно изменяются и развиваются в течении жизни, попадая под влияние обучения и воспитания. Психолого-возрастные особенности влияют на человеческие способности к обучению, установлению социальных отношений с окружающими, адаптации к жизненным условиям и самовыражению.

Возрастные кризисы обусловлены физиологическими факторами. С началом полового созревания происходят изменения в когнитивной сфере младшего подростка. У детей часто меняется настроение, они могут стать раздражительными, суетливыми, рассеянными, неадекватно реагировать на замечания или вести себя вызывающе. Это становится поводом для выговора или наказания, приводит к плохой успеваемости и конфликтам в отношениях. Учителя должны понимать, что эти характеристики объективны. Если учителя найдут более мягкие формы и методы взаимодействия со своими учениками, они будут приемлемы и не окажут негативного влияния на обучение.

Возрастной кризис - необходимая часть этого процесса. Ведь если кризис не пережить всерьез, то основные новообразования будут развиваться с дефектами. Кризис образования связан с кардинальными изменениями в характере школьной жизни при переходе от начального к основному образованию. Классно-урочная система приходит на смену индивидуальному классу, учитель-предметник заменяет учителя-одиночку, который устанавливает полноценные и равноправные отношения с каждым ребенком и его семьей, а отношения с учениками и родителями ограничиваются в основном успеваемостью по отдельным предметам и поведением в классе.

Реализация преемственности между начальным и основным общим образованием занимает первое место в успешной адаптации учащихся 5 и 6 классов. Тема преемственности должна быть успешно решена в период адаптации учащихся средней школы к новым условиям обучения в 5-м классе:

-Учитываются психологические особенности детей 10-12 лет, вступивших в подростковый период развития, и уровень познавательной активности при переходе ребенка в 5-й класс;

-         анализируются причины плохой адаптации у школьников и возможные пути изменения трудностей адаптации.

Симптомами плохой адаптации к условиям обучения у школьников 5-6 классов являются

-         Снижение успеваемости и интереса к учебе;

-         Симптомы тревожности;

-         Неадекватные поведенческие реакции на замечания и язык учителя; - Нарушение взаимоотношений со сверстниками.

При подготовке уроков учитель должен стараться создать максимально благоприятные условия для участия каждого ученика в активной познавательной деятельности. Работа с учащимися должна быть организована таким образом, чтобы постоянно повышать уровень сложности предлагаемого задания. Необходимо использовать методы анализа жизненных ситуаций, дискуссии и дебаты, позволяющие учащимся отстаивать собственную жизненную позицию. На каждом уроке должны быть возможности для поощрения учащихся и создания атмосферы успеха. Привлекайте интерес учащихся, подчеркивая редкость и интересность материала. Как показывает практика, развитие творческих способностей учащихся - самая сложная и ответственная задача для преподавателей. От правильного выбора стилей и методов преподавания зависит, насколько удастся вовлечь учащихся в творческую деятельность в рамках учебной программы и сделать обучение интересным.

 

 

Психолого-возрастные особенности учащихся 5-6 классов играют ключевую роль в их обучении и социальной адаптации. Этот период характеризуется началом полового созревания, что сопровождается изменениями в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах. Ученики могут демонстрировать повышенную раздражительность, тревожность и снижение успеваемости, что требует особого внимания со стороны педагогов.

Для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в среднюю школу важно учитывать их психологические особенности и уровень познавательной активности. Учителям следует применять мягкие методы взаимодействия, создавать благоприятную атмосферу на уроках, использовать интерактивные формы обучения и поощрять творческую активность. Это поможет снизить уровень стресса, повысить мотивацию к учебе и обеспечить гармоничное развитие школьников в этот критический период.

Таким образом, понимание и поддержка со стороны педагогов, а также грамотная реализация принципов преемственности в образовании являются залогом успешного преодоления возрастного кризиса и создания условий для всестороннего развития учащихся 5-6 классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературные источники

1.                 Леснянская, Ж. А. Психология подросткового возраста и ранней юности: учеб. пособие по курсу «Психология подросткового возраста» / Ж. А. Леснянская – Чита: ЗабГУ, 2018 – 148 с.

2.                 Макарова, Л.Н. Психология и педагогика: учебное пособие / Л.Н.

Макаровой, И.А. Шаршова; Федеральное агентство по образованию; Тамб.

гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов: Спектр, 2008. – 148 с.

3.                 Пирожкова, А.О. Обучение английскому языку младших школьников с учетом их психологических особенностей / А.О. Пирожкова //

Проблемы современного педагогического образования. – 2014. – № 44. – С. 199-207.

4.                 Рудей, О.А. Глоссарий по возрастной психологии и психологии развития / О.А. Рудей. – рос. гос. проф.-пед. ун-та.: Екатеринбург, 2004. – 64 с.

5.                 Возрастные особенности учащихся 5-6 классов [Электронный ресурс] / ред. Добренко Н.П. – Режим доступа:

https://spravochnick.ru/pedagogika/vozrastnye_osobennosti_uchaschihsya_5-

6_klassov/, свободный (Дата обращения: 10.03.2024 г.)

 

Посмотрите также