Бочин Назар
В целом психолого-возрастные особенности – это индивидуальные параметры и специфические особенности поведения, социального взаимодействия, развития с эмоциональной точки зрения и мышления, которые непосредственно связаны с возрастом человека.
Безусловно, уникальные свойства личности естественно изменяются и развиваются в течении жизни, попадая под влияние обучения и воспитания. Психолого-возрастные особенности влияют на человеческие способности к обучению, установлению социальных отношений с окружающими, адаптации к жизненным условиям и самовыражению.
Возрастные кризисы обусловлены физиологическими факторами. С началом полового созревания происходят изменения в когнитивной сфере младшего подростка. У детей часто меняется настроение, они могут стать раздражительными, суетливыми, рассеянными, неадекватно реагировать на замечания или вести себя вызывающе. Это становится поводом для выговора или наказания, приводит к плохой успеваемости и конфликтам в отношениях. Учителя должны понимать, что эти характеристики объективны. Если учителя найдут более мягкие формы и методы взаимодействия со своими учениками, они будут приемлемы и не окажут негативного влияния на обучение.
Возрастной кризис - необходимая часть этого процесса. Ведь если кризис не пережить всерьез, то основные новообразования будут развиваться с дефектами. Кризис образования связан с кардинальными изменениями в характере школьной жизни при переходе от начального к основному образованию. Классно-урочная система приходит на смену индивидуальному классу, учитель-предметник заменяет учителя-одиночку, который устанавливает полноценные и равноправные отношения с каждым ребенком и его семьей, а отношения с учениками и родителями ограничиваются в основном успеваемостью по отдельным предметам и поведением в классе.
Реализация преемственности между начальным и основным общим образованием занимает первое место в успешной адаптации учащихся 5 и 6 классов. Тема преемственности должна быть успешно решена в период адаптации учащихся средней школы к новым условиям обучения в 5-м классе:
-Учитываются психологические особенности детей 10-12 лет, вступивших в подростковый период развития, и уровень познавательной активности при переходе ребенка в 5-й класс;
- анализируются причины плохой адаптации у школьников и возможные пути изменения трудностей адаптации.
Симптомами плохой адаптации к условиям обучения у школьников 5-6 классов являются
- Снижение успеваемости и интереса к учебе;
- Симптомы тревожности;
- Неадекватные поведенческие реакции на замечания и язык учителя; - Нарушение взаимоотношений со сверстниками.
При подготовке уроков учитель должен стараться создать максимально благоприятные условия для участия каждого ученика в активной познавательной деятельности. Работа с учащимися должна быть организована таким образом, чтобы постоянно повышать уровень сложности предлагаемого задания. Необходимо использовать методы анализа жизненных ситуаций, дискуссии и дебаты, позволяющие учащимся отстаивать собственную жизненную позицию. На каждом уроке должны быть возможности для поощрения учащихся и создания атмосферы успеха. Привлекайте интерес учащихся, подчеркивая редкость и интересность материала. Как показывает практика, развитие творческих способностей учащихся - самая сложная и ответственная задача для преподавателей. От правильного выбора стилей и методов преподавания зависит, насколько удастся вовлечь учащихся в творческую деятельность в рамках учебной программы и сделать обучение интересным.
Психолого-возрастные особенности учащихся 5-6 классов играют ключевую роль в их обучении и социальной адаптации. Этот период характеризуется началом полового созревания, что сопровождается изменениями в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах. Ученики могут демонстрировать повышенную раздражительность, тревожность и снижение успеваемости, что требует особого внимания со стороны педагогов.
Для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в среднюю школу важно учитывать их психологические особенности и уровень познавательной активности. Учителям следует применять мягкие методы взаимодействия, создавать благоприятную атмосферу на уроках, использовать интерактивные формы обучения и поощрять творческую активность. Это поможет снизить уровень стресса, повысить мотивацию к учебе и обеспечить гармоничное развитие школьников в этот критический период.
Таким образом, понимание и поддержка со стороны педагогов, а также грамотная реализация принципов преемственности в образовании являются залогом успешного преодоления возрастного кризиса и создания условий для всестороннего развития учащихся 5-6 классов.
1. Леснянская, Ж. А. Психология подросткового возраста и ранней юности: учеб. пособие по курсу «Психология подросткового возраста» / Ж. А. Леснянская – Чита: ЗабГУ, 2018 – 148 с.
2. Макарова, Л.Н. Психология и педагогика: учебное пособие / Л.Н.
Макаровой, И.А. Шаршова; Федеральное агентство по образованию; Тамб.
гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов: Спектр, 2008. – 148 с.
3. Пирожкова, А.О. Обучение английскому языку младших школьников с учетом их психологических особенностей / А.О. Пирожкова //
Проблемы современного педагогического образования. – 2014. – № 44. – С. 199-207.
4. Рудей, О.А. Глоссарий по возрастной психологии и психологии развития / О.А. Рудей. – рос. гос. проф.-пед. ун-та.: Екатеринбург, 2004. – 64 с.
5. Возрастные особенности учащихся 5-6 классов [Электронный ресурс] / ред. Добренко Н.П. – Режим доступа:
https://spravochnick.ru/pedagogika/vozrastnye_osobennosti_uchaschihsya_5-
6_klassov/, свободный (Дата обращения: 10.03.2024 г.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.