Научная статья по теме: "Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства в начальной школе как средство формирования креативного мышления"
Оценка 4.6

Научная статья по теме: "Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства в начальной школе как средство формирования креативного мышления"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
изобразительное искусство
1 кл—4 кл
28.11.2024
Научная статья по теме: "Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства в начальной школе как средство формирования креативного мышления"
В статье предложены и охарактеризованы способы формирования креативного мышления на уроках изобразительного искусства в начальной школе посредством проектной деятельности, показаны конкретные приёмы работы, которые помогут достичь желаемого результата. На основании полученных данных было выявлено, что проектная деятельность – это эффективное средство для реализации личности школьника в общеобразовательном пространстве. Данная статья может быть полезна учителям начальных классов.
научная статья (1) (1).docx

УДК 372.874

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

 

лацинова татьяна анатольевна

студент

Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г.Ессентуки

 

научный руководитель: иохвидов владимир вячиславович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий
Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

 

Аннотация: в статье предложены и охарактеризованы способы формирования креативного мышления на уроках изобразительного искусства в начальной школе посредством проектной деятельности, показаны конкретные приёмы работы, которые помогут достичь желаемого результата.

На основании полученных данных было выявлено, что проектная деятельность – это эффективное средство для реализации личности школьника в общеобразовательном пространстве.

Данная статья может быть полезна учителям начальных классов.

Ключевые слова: проект, метод, проектная деятельность, креативное мышление, изобразительное искусство, начальная школа, младшие школьники.

 

Project activity in art lessons in elementary school as a means of forming creative thinking

 

Latsinova Tatyana Anatolyevna

 

Scientific adviser: Iohvidov Vladimir Vyachislavovich

 

Abstract: The article proposes and characterizes the ways of forming creative thinking in art lessons in elementary school through project activities, shows specific methods of work that will help achieve the desired result.

Based on the data obtained, it was revealed that project activity is an effective means for realizing the personality of a student in the general education space.

This article may be useful for primary school teachers.

Key words: project, method, project activity, creative thinking, fine arts, elementary school, elementary school students.

 

Креативное мышление представляет собой способность генерировать уникальные и оригинальные идеи, минимально опираясь на традиционные методы. С его помощью мы можем разрабатывать как новые, так и адаптировать уже существующие идеи, действуя нестандартным образом. В рамках креативного мышления всегда присутствует множество альтернативных ответов и решений для поставленных задач.

Развитие креативного мышления в процессе обучения изобразительному искусству происходит посредством:

1. Применения нетривиальных подходов к решению ситуаций, которые выходят за рамки обыденности;

2. Стимулирования многогранной дискуссии различных точек зрения на унифицированные вопросы и задачи;

3. Определения творческих направлений деятельности и установления конкретных целей для каждого проекта или работы.

4. Применение проектного метода, ориентированного на творчество и исследование;

5.  Побуждение к проведению анализа, сопоставления, обобщения, а также к выведению заключений.

Многие дети начальных классов на уроках изобразительного искусства    не уверены в своих возможностях рисования. Как переубедить таких учеников, как дать им уверенность в своих работах. Для раскрытия способностей детей можно использовать творческие проекты. Учебный проект творческого характера представляет собой продукт, который студент самостоятельно создает и разрабатывает (он может быть как материальным, так и интеллектуальным) от первоначальной идеи до ее реализации. Такой проект должен обладать новизной, как с субъективной, так и с объективной точки зрения, и выполняется под наблюдением и с консультациями.

В ходе реализации учебного проекта студенты сталкиваются с ситуациями, требующими преодоления препятствий, начинают осваивать глубинное понимание явлений и процессов, а также занимаются созданием новых объектов.

На уроках по изобразительному искусству учащиеся активно погружаются в творческий процесс:

 1. Идентифицирование тематического вектора проекта;

2. Сбор и анализ многообразных ресурсов, необходимых для реализации задумки;

3. Произвдение глубокого исследования методик выполнения работ – от зарождения первоначальной концепции до момента полного окончания изготовления уникальных предметов. При этом весь путь охватывает все стадии — от искры идеи до воплощения готового произведения искусства.

Учитель, который ведет уроки художественно-эстетической направленности, ставит перед собой задачу развивать у учащихся проектные навыки и сформировать у каждого из них уверенность в том, что искусство служит средством самовыражения, отражая их личные предпочтения и потребности.

Проектная активность охватывает различные виды художественного творчества прикладной эстетики. Эти виды деятельности включают моделирование, бумажную скульптуру, технику папье-маше, живописные украшения, наклеивание изображений, разработку полуабстрактных и объёмных памятных предметов, создание различных декоративных панелей и так далее. Например, уроки лепки и скульптуры, организованные для учащихся, предоставляют возможность изучения умений работать с разнообразными материалами и орудиями труда, используемыми также в других областях профессиональной активности. Эстетическая сторона лепки стимулирует развитие у ребят инновационного подхода к решению задач и умения работать творчески. Курсы по лепке развивают ощущение структуры вещества и гибкость конструкции, повышая умение оценивать размеры и совершенствуя мастерство точных манипуляций руками.

Развитие трудовых навыков и разнообразные ремесленные технологии способствуют формированию у учащихся искреннего уважения и любви к труду. Ученики чувствуют потребность приобретать необходимые умения, чтобы испытывать радость и удовлетворение от плодов своего творческого труда. В действительности, множество изделий в области декоративно-прикладного искусства создаются благодаря этим усилиям. И самодельные подделки способствуют погружению в мир ремесел и индивидуального самовыражения, выступая толчком для дальнейшего креативного процесса. Педагог инициирует создание проекта, сопутствует ученику на каждом этапе, поддерживая его в самостоятельном исследовании.

Внедрение проектного подхода в образовательный процесс приводит к изменению роли учителя. Он перестает быть единственным источником знаний и становится организатором исследовательской и познавательной активности студентов. Это также меняет психологическую атмосферу в классе, так как преподавателю необходимо адаптировать свои образовательные и воспитательные стратегии к разным формам самостоятельной работы, придавая большее значение исследовательским, поисковым и творческим задачам. Учитель, применяющий проектный метод, должен учитывать возрастные особенности учеников, что требует организации учебной деятельности, соответствующей их потребностям. Личный опыт подтверждает, что при планировании проектной работы нужно также учитывать психологические аспекты, такие как:

·                       «коммуникативно-деятельные факторы: активность, восприятие партнеров в работе, коммуникативный процесс, стили взаимодействия», которые являются важными в коллективных технологиях проектного метода. Важно поддерживать механизм достижения успеха;

·                       возможность самовыражения (что позволяет школьнику максимально проявить себя неофициально), что достигается через активную деятельность.

В области обучения изобразительному искусству в начальных классах метод проектов активно применяется. Основным аспектом его реализации являются принципы коммуникативного подхода в учебном процессе. По словам Полат Е.С., ключевые условия для эффективного использования данного метода включают в себя активное участие учащихся, четкую организацию работы и применение исследовательских методов, а также важность полученных результатов. Эффективность метода проектов определяется тремя основными принципами: мотивацией, функциональностью и образовательной ценностью. Таким образом, проектная деятельность является важным элементом обучения, позволяющим развивать творческие способности и критическое мышление у детей, а также улучшать их навыки общения и сотрудничества.

Метод проектов открывает возможности для реализации дифференцированного подхода в области художественного образования. Суть этого метода можно выразить словами Клодин Орио: «Каждый способен». Принципы организации проектной деятельности включают следующие моменты:

1.     Проект должен быть выполнимым для участников.

2.     Необходимо создать условия, способствующие успешной реализации проектов (например, сформировать соответствующие библиотеки, медиатеки и так далее).

3.     Подготовка учащихся к проектной деятельности должна начинаться заранее (организовать специальные ориентации для выбора темы проекта; на этом этапе можно привлечь опытных участников). В групповых проектах каждый учащийся должен четко определить свою роль. Каждый участник получает индивидуальную оценку.

4.     Презентация результатов проектной работы должна быть обязательной и может проходить в любой приемлемой форме.

К ключевым аспектам проектной деятельности можно отнести следующие:

усиление интереса учащихся к решению задач;

развитие креативности;

переход от инструментального к технологическому подходу;

формирование чувства ответственности;

создание условий для сотрудничества между педагогами и учениками.

Увеличение мотивации и развитие творческих способностей происходят благодаря главному элементу проектной работы — свободе выбора. Развитие креативных навыков и переход к технологическому подходу достигаются необходимостью осознанного выбора инструментов и планирования действий для достижения высоких результатов.

В заключение, можно утверждать, что современный образовательный процесс невозможен без поиска новых и более эффективных технологий, направленных на содействие развитию креативных способностей и творческого мышления учащихся, а также формированию навыков самостоятельного развития и обучения. Таким образом, проектная деятельность в рамках учебной программы по изобразительному искусству полностью отвечает этим требованиям.

Список источников

1.     Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994.

2.     Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся // Школа. – 1997. - №2. – С. 5-8.

3.     Сергеев И.К. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с. 32.

4.     Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: «Академия», 2002. – 272 с. 26.

 


 

УДК 372.874 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 372.874 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С его помощью мы можем разрабатывать как новые, так и адаптировать уже существующие идеи, действуя нестандартным образом

С его помощью мы можем разрабатывать как новые, так и адаптировать уже существующие идеи, действуя нестандартным образом

На уроках по изобразительному искусству учащиеся активно погружаются в творческий процесс: 1

На уроках по изобразительному искусству учащиеся активно погружаются в творческий процесс: 1

Развитие трудовых навыков и разнообразные ремесленные технологии способствуют формированию у учащихся искреннего уважения и любви к труду

Развитие трудовых навыков и разнообразные ремесленные технологии способствуют формированию у учащихся искреннего уважения и любви к труду

В области обучения изобразительному искусству в начальных классах метод проектов активно применяется

В области обучения изобразительному искусству в начальных классах метод проектов активно применяется

К ключевым аспектам проектной деятельности можно отнести следующие: усиление интереса учащихся к решению задач; развитие креативности; переход от инструментального к технологическому подходу; формирование чувства ответственности;…

К ключевым аспектам проектной деятельности можно отнести следующие: усиление интереса учащихся к решению задач; развитие креативности; переход от инструментального к технологическому подходу; формирование чувства ответственности;…

М.: АРКТИ, 2005. – 80 с. 32. 2

М.: АРКТИ, 2005. – 80 с. 32. 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2024