Обучение художественному ремеслу в России: современные особенности
Аннотация: Данная статья обращена к проблеме современного обучения художественному ремеслу. В современном обществе художественное ремесло остается актуальным и ценным видом искусства, является неотъемлемой частью жизни современных людей.
Ключевые слова: художественное ремесло, обучение, современное народное искусство.
Художественное ремесло является важной составляющей культурного наследия России. Это объясняется возрастающей потребностью приобщения учащихся и молодежи к истокам народного искусства, к освоению региональной культуры, поскольку без этого не может быть будущего. Какими бы не были современные образовательные интегрированные технологии обучения, следует сказать, что истоки интегрированного обучения лежат в народной педагогике, так как именно там зародились такие направления в обучении, как сотворческая деятельность ученика и мастера, опора на региональный компонент, связь обучения с культурой и общечеловеческими ценностями, а это - важнейшие составляющие интеграции. [6]
Этому способствует разнообразие тематики, в народном творчестве, многообразие материалов и видов декоративной деятельности, а также тесная связь народного искусства с природой, климатом, «вмещающим» ландшафтом, с фольклором, бытом, с окружающей предметно-пространственной средой, народным танцем, народным театром, песенным творчеством. Все это позволяет наиболее полно ощутить и осмыслить взаимодействие и взаимосвязь всего происходящего в мире через рукотворное начало, приучает любить и уважать произведения рук и мыслей человека, заставляет развивать собственные творческие способности, приобщает к коллективному труду - без чего немыслимо интегрированное освоение искусства. [2]
Поэтому вопросы ученичества в русском традиционном искусстве и народных художественных промыслах рассматриваются различными авторами, чаще всего с социально-исторической позиции. Русское традиционное искусство отличается большим разнообразием. В нем сохраняются и глубоко развиваются художественные традиции, которые тесно связаны с местными, региональными особенностями народной культуры. К сожалению, современная цивилизация, для которой характерна глобальная информатизация общества, нанесла существенный ущерб сложившимся традициям, заменив ряд старинных народных символов изображениями выхолощенных цветовых и композиционных штампов.
В различных отраслях художественных промыслов произошла замена домашних форм освоения традиционного ремесла и таинства передачи родовых секретов (от отца – к сыну) профессиональной подготовкой работников для производства. Так, если в мастерских ценилось знание и владение навыками местных разновидностей оригинального местного ремесла, то в современных образовательных учреждениях и клубах - осведомленность о русском прикладном искусстве, ориентированность на народное искусство «вообще», то есть на знакомство с его наиболее яркими видами, независимо от места происхождения. В результате произошло размывание и, зачастую, гибель редких местных промыслов.
На смену пришло эклектичное, низкого художественного уровня декоративное искусство, малограмотная самодеятельность.
Так, в современном декоративно-прикладном искусстве отражено, главным образом, этническое мировоззрение. В нем почти полностью утрачена его магическая функция, естественные для традиционной культуры запреты на вредные для человека символы и изображения: защита от дурного, пожелание блага владельцу украшенного орнаментом предмета.
Традиционное прикладное русское искусство всегда было тесно связано с нормами народной этики, высоким эмоциональным потенциалом.
Простые и доходчивые принципы народной педагогики сохранялись многими поколениями мастеров и материализовались в ясной для каждого «посвященного» гармонии народного искусства - от приготовления художественных материалов до обучения выполнению самых сложных композиций. Произведения народного искусства соединяли в себе одновременно и украшение, и защиту, а также благое пожелание и добрую магию (будь то завеса, столешница, крестильная рубашка для новорожденного, праздничный костюм, посуда, оформление жилища и др.). [3]
Бесконечное разнообразие народного искусства в противовес «журнальным образцам» современного декоративно-прикладного творчества, отличала вариантность исполнения и особенность передачи визуальной информации «по памяти». Если раньше вариантность была естественной, то
сейчас в массовом искусстве она превратилась в обязательную художественную норму, позволяющую достигать разнообразия серийной продукции. Произошедшая смена механизма передачи традиции (не от матери к дочери или мастера к ученику, а от педагога к ученикам, от публикации к читателю, от видео ролика к зрителю) привела к унификации
методики преподавания, утрате принципов народной педагогики, угасанию творческого начала.
Вместе с тем, народное искусство как явление живое и развивающееся, представляет собой особый многокомпонентный комплекс. Что позволяет ему органично вводить представителей молодого поколения, во-первых, в поэтический мир образов русского народного искусства, во-вторых, в своеобразные технологии современного декоративного производства, в- третьих, в живую атмосферу творчества, создание произведений современного декоративно-прикладного искусства, которые, к счастью еще частично сохранились на современных предприятиях традиционных художественных народных промыслов. [1]
Несмотря на мощные воздействия мировой цивилизации на изменившуюся общую культуру русского народа, современное декоративное искусство развивается в соответствии со своими художественными особенностями, традициями, впитывает характерные черты нового времени. При этом его фольклорная основа, благодаря специфическому языку изображения, позволяет сохранять свои корни. [5]
В истории российского преподавания традиционного художественного ремесла на протяжении веков сложилось несколько направлений по приобщению детей и молодежи к этому творчеству. До нашего времени дошли даже самые древние и отработанные в народной педагогике способы обучения. И, конечно, в современном мире существуют новые формы обучения – например, онлайн школы.
В современном мире, важными считаются следующие направления:
1. Обучение в семье (архаическая форма, не утратившая своей актуальности и сейчас).
2. Обучение в семейной мастерской.
3. Обучение в профессиональной мастерской - классе.
4. Обучение в школе и студиях, кружках, классах учреждений
образования.
5. Обучение в профессиональном художественном учреждении.
6. Обучение на специализированных курсах.
7. Онлайн обучение.
У нас в стране имеется достаточно художественно-промышленных училищ, колледжей, в г. Москве начиная с 1989г. функционирует «Школа художественных ремесел» (ныне Институт традиционного прикладного искусства - Московский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)). Имеются специализированные институты в г. Санкт-Петербурге и других городах России. Регулярно проводятся специализированные выставки, форумы, конференции, чтения. [2,4]
Художественное ремесло имеет высокую ценность не только с точки зрения эстетики, но и в экономическом и туристическом плане, так как привлекает внимание и интерес со стороны граждан России, иностранных туристов и коллекционеров.
Сохранение и развитие художественных ремесел имеет важное значение для преумножения и сбережения культурного наследия России.
Список литературы.
1. Барадулин, В.А. 1998. Защита художественной традиции и современный
промысел. - В сб. статей. Традиции и современность. Тюмень. : ИПП
«Тюмень». С. 41-46.
2. Вершинин, Г. В. Об особенностях художественного образования и проблемах его развития / Г. В. Вершинин // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. – 2010. – № 2. – С. 39-46.
3. Дрягина, В. Б. Национальные традиции в современном художественном образовании на примере Смоленска / В. Б. Дрягина // Национальные традиции в современном искусстве и художественном образовании : материалы международной научно-практической конференции, Витебск, 24–26 сентября 2019 года. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. – С. 39-42.
4. Искусство, дизайн и современное образование, Москва, 27 мая 2022 года. – Москва: Издательский дом НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА, 2022. – 506 с
5. Савенкова, Л. Г. Народная педагогика в освоении традиционного искусства вчера и сегодня / Л. Г. Савенкова // Гуманитарное пространство. – 2018. – Т. 7, № 4. – С. 713-730.
6. Устименко, Ю. А. Культурно-исторические традиции народных художественных промыслов в выпускных квалификационных работах на художественно-графическом факультете / Ю. А. Устименко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 7 (часть III). - С. 56-60.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.