Проект «Музей как образовательное пространство»
(подпроект «Ночь в музее»)
Выполнила: Антонова Наталья Гаврильевна,
заместитель директора по ВР
МБОУ «Аллагинская СОШ»
Аллага, 2020
Родина, отечество, отчизна… Трудно найти человека, чьё сердце не дрогнуло бы при этих словах, кто не любил бы свою Родину! Но у каждого из нас есть ещё и так называемая «малая родина» – место, где он родился и рос, учился, начинал свою трудовую жизнь. Это земля наших родителей, наших предков, земля, которую нам, а не кому – то беречь и украшать.
В современном мире для сельского ученика массовая культура и общее среднее образование недостаточно влияет на формирование духовно-нравственных составляющих индивидуального и общественного менталитета, в связи с этим подрастающее поколение теряет понимание своей этнокультурной идентичности. Из этого вытекает проблемное поле исследования: подрастающее поколение испытывает трудности в определении направления своего жизненного пути.
Именно поэтому в целях воспитания любви к родной земле, любовному и бережному отношению к ней и ко всем рукотворным и нерукотворным результатам труда своих предков и посвящена работа краеведческого музея «Аллына» историко-этнографического профиля при МБОУ «Аллагинская СОШ».
В связи с тем, что образовательные ресурсы общества неисчерпаемы, одним из них можно назвать музей, который обладает уникальным материалом. Музей имеет огромный потенциал, который приучает любить и беречь родной край, место, где ты живёшь. Дает подрастающему поколению понимание того, что ты частичка огромного целого, называемого родиной, миром, человечеством. По требованиям ФГОС музей как образовательное пространство воспитывает чувство идентичности, создает условия для всестороннего развития личности сельского школьника через приобщение к этнокультурным ценностям народа Саха, малой родины, предков, формирует конкурентоспособную и социально адаптированную личности в условиях малокомплектной школы. Формирует гражданскую позицию посредством приобщения к культурным традициям своего народа, своего села, своих предков для самоопределения этнокультурной идентичности личности ребенка. В связи с вышесказанным на базе МБОУ «Аллагинская СОШ» с 1990 года плодотворно работает пришкольный краеведческий музей «Аллыҥа».
Целью создания музея как образовательного пространства является: Формирование культурной, духовной-нравственной личности ребенка с глубоким чувством патриотизма посредством музея в условиях сельской школы.
Из намеченной цели вытекают следующие задачи:
1. Привлечение внимания школьников к проблеме сохранения исторической памяти. Воспитание гордости за своих соотечественников.
2. Привитие навыков поисково-исследовательской, собирательской работы на базе пришкольного музея;
3. Воспитание подрастающего поколения на героических традициях уроженцев родного села;
4. Воспитание уважения к боевым и трудовым достижениям старшего поколения.
Музей как образовательное пространство.
В докладе Ф.В. Габышевой на ХI съезде учителей и педагогической общественности РС (Я) «Качественное образование - инвестиции в будущее» отмечено, что школа «должна стать центром культурообразующей среды». В условиях сельского социума школа, по словам О.Ю. Васильевой, является системообразующим центром всего села [1. стр 4].
Наши якутские села на сегодня являются едва ли не единственным местом, где все еще сохраняется вековой жизненный уклад народа, уцелели родовые обычаи и традиции.
В каждом наслеге были и есть люди глубокого и мудрого ума, большие мастера своего дела, одаренные от природы умельцы, тонко чувствующие прекрасное, здоровые телом и духом - истинные носители народной культуры.
Унаследовать, впитать в кровь и душу поколений их опыт, возрождая утерянное, сохраняя и развивая уцелевшее – вот задача, в решении которой участвуем мы все.
В нашей школе ведется работа по приобщению детей к истокам культуры своего народа. Только зная историю своего народа, зная свои собственные родовые корни, ребенок может осознать себя частицей своего народа, чувствовать себя «в своей тарелке» в этом огромном мире.
Пожалуй, то, что отличает нашу школу от других сельских школ – это особенность деятельности нашего школьного краеведческого музея истории родного наслега «Аллыҥа».
Школьный краеведческий музей «Аллыҥа» организован в мае 1990 года. Девиз деятельности музея: «Изучим жизнь предков, увековечим их память, сохраним и продолжим их культурные и трудовые традиции!»
Организатор и руководитель музея Таисия Семеновна – многие годы проработала завучем и директором школы, учитель французского языка, «Отличник народного просвещения РФ», «Почетный Работник общего образования Российской Федерации», обладатель почетных знаков «Учитель учителей РС (Я)» и «Гражданская доблесть», стипендиат международного фонда «Дети Саха (Азия)», «Ветеран труда», награждена Почетной Грамотой Главы МР «Сунтарский улус (район)», «Почетный гражданин Аллагинского наслега».
Работа школьного краеведческого музея организована по 6 направлениям, которыми руководят учителя школы.
· «Экскурсовод»
· «Фольклор»
· «Семья»
· «Родословная»
· «Эврика»
· «Туризм»
Традиционно в мае месяце проводится «День музея», где обучающиеся и сельчане собирают экспонаты, воспоминания и дарят музею.
Координатор направления «Экскурсовод» Антонова Н.Г. готовит экскурсоводов и организует экскурсии в музей. Экскурсоводами являются учащиеся 8-9 классов. Экскурсии ведутся на якутском, русском, английском языках в зависимости от национальности и цели визита посетителей.
Направление «Фольклор» координирует пропаганду знаний основ духовной культуры, фольклора народа Саха, обучает школьников колоритным особенностям исполнения народных песен, тойук, запевал осуохая по-сунтарски, продолжая традиции со времен С.А. Зверева, поддерживая в наслеге традицию проведения конкурса запевал осуохая на призы Дарии Чаркановой, Семена Чыыраха, Степана Яковлева.
Направление «Семья» координирует изучение народных и семейных традиций, обычаев, выявляя, обобщая и пропагандируя лучшие традиции семейного воспитания. Систематизирует материалы по темам: «Вклад моей семьи в развитии родного наслега», «Талантливые, одаренные, известные люди моего рода», «Трудовые традиции моей семьи», «Наши соотечественники в странах мира». Учащиеся оформляют также тематические альбомы, посвященные матерям-героиням, матерям-общественницам, трудовым династиям, жизни конкретных семей.
Направление «Родословие» ведет целенаправленную работу по выявлению родословных ветвей обучающихся. Содействует укреплению родственных уз среди населения путем использования различных форм и технологий. В последние годы изучение своей родословной стало актуальным. Так, материалы нашего пришкольного музея играют немалую роль в выходе семейных книг: «Уаровтар», «Кун тэнэ кунду дьоммут», «А5абыныын атах тэпсэн олорон…», «Улэ5э анаммыт олох» и др. В данное время каждый обучающийся составил свою родословную.
Направление «Туризм» координирует планирование, подготовку и организацию летнего туризма школьников в достопримечательные места улуса, наслега.
Направление «Эврика» организует деятельность педагогов по созданию системы воспитания и образования школьников с использованием краеведческого местного материала на основе национальной, русской и мировой культур. По этим направлениям в нашей школе сложились добрые традиции: «День школы», фестиваль открытых уроков «Свежий ветер», «День самоуправления», «День музея», «Родительская неделя», которые ежегодно проводятся на высоком уровне.
Организуется «Встреча поколений», посещение ими музея, сбор материалов в музей. К 70-летию Победы провели декаду под девизом «Ахтан, санаан ааһыаҕыҥ».
Учащиеся пишут рефераты, доклады с использованием материалов музея и успешно участвуют на НПК различного уровня. Также студенты используют материалы нашего музея при выполнении курсовых, дипломных работ.
В рамках Международного Дня музея (18 мая) третий год организовываем «Ночь в музее». Сегодня хочется ознакомить как мы проводим День музея. Тема нашего проекта каждый год меняется, смотря по знаменательным датам. Например, первый год был посвящен 120-летию нашего наслега. В прошлом году был объявлен старт к 75-летию Великой Победы. В этом году планируем провести на высоком уровне Год Памяти и Славы в РФ, Год Патриотизма в РС (Я), Год поклонения и увековечивания в Сунтарском улусе. Например, в прошлом году «Ночь в музее» провели по такой программе:
1. Экскурсия на школьном музее «Дети в Музее» – зал боевой Славы
2. Квест-игра «Геройдар бойобуой суолларынан»:
- «Мы родом не из детства – из войны…» (герои-пионеры)
- «Святые Матери Победы» (ветераны тыла и труда, вдовы)
- «Герой сырдык сулуьа» (медали, ордена)
- «Attention» (игра на внимательность: стенды музея)
3. Конкурс проектов «Кыайыы 75 сылын көрсө 75 үтүө дьыала»
4. Просмотр документального фильма «Живые голоса ветеранов»
5. Защита домашнего задания: Инсценировка «Бэтэрээн ахтыытынан дьүһүйүү»
6. Конкурс военных песен «Хааллыҥ, дьонуҥ сүрэҕэр...»
Сейчас я вам предлагаю пройти со мной одну из станций – станция «Военные головные уборы».
Как видно из вышеизложенного, в нашей школе наработан достаточный опыт по созданию и развитию пришкольного музея, как образовательного пространства. Это - образовательная программа по интеграции музея и школы.
Через призму игровой, поисковой, исследовательской технологии формируется культурная, духовно-нравственная личность ребенка с глубоким чувством патриотизма посредством музея в условиях сельской школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.