Художественные ремёсла в России традиции и современные особенности
Аннотация
Изделия ручной работы являются одними из самых популярных сувениров, которые туристы покупают, находясь в России. Жостовская роспись, матрешки, вологодское кружево, гжель и многие другие образцы народного творчества с долгой, выдающейся историей. Особенностью страны также является то, что почти в каждом уголке, области или автономном округе есть свой вид рукоделия. В данной статье будут разобраны основные виды художественного ремесла, встречающиеся в России, а также их современные особенности.
Ключевые слова: ремесло, гжель, хохломская роспись, лубок, павловский платок.
Древнейшим промыслом Руси являлось кузнечное дело. Ковка орудий труда и оружия была основной задачей кузнеца. Также были мастера, которые изготавливали оригинальные ювелирные изделия - бронзовые амулеты и бижутерию: подвески, пряжки и гривны. Украшения изготавливались в технике гранулирования при помощи напаивания и филиграни, используя тонкую проволоку и цветную эмаль. Таким образом, они производили высоко ценимые ювелирные изделия, выполненные в технике «открытые к свету», типичные русские ювелирные изделия.[1]
Также дохристианская Русь уже владела литьем и чеканкой, керамикой и вышивкой, владела тонким мастерством эмалирования. Художники владели резьбой по кости, гравировкой по металлу, орнаментированной плиткой и стеклодувом.
Но Русь была более искусна в деревообработке. Деревянные здания, избы и особняки, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки и домашняя утварь были щедро украшены резьбой, которая сформировала их внешний вид. [4, с. 74]
С незапамятных времен Русь славилась своим фарфором и художественной росписью. Были даже созданы разные школы и направления этих народных промыслов, а именно:
- гжель - русский стиль бело-голубой керамики, получивший свое название от деревни Гжель и окрестностей, где ее производят с 1802 года. Керамика была окрашена в сплошной белый цвет с характерными синими узорами. Керамика также изготавливалась с использованием белой глазури на основе олова и цветных рисунков глазури синего, зеленого, желтого и коричневого цветов, а не просто синего на белом фоне, в стиле, который называют майоликой. Цвет корпуса фаянсовой посуды варьируется в зависимости от используемого сырья и может варьироваться от белого до коричневого. Обычно ее обжигают при более низких температурах, чем керамику или фарфор, и она может оставаться полупроницаемой для воды до тех пор, пока не будет покрыта глазурью;
- цветочная роспись Жостово (по названию подмосковной деревни) - декоративная картина маслом на металлических подносах с последующим нанесением лака: яркие цветы и фрукты, нарисованные на черном фоне;
- палехская миниатюрная роспись (по названию районного центра в Ивановской области) - это роспись, наносимая на лакированные изделия из папье-маше. Шкатулки и ларцы с популярными, фольклорными, литературными, историческими и религиозными сюжетами были расписаны яркими красками на черном фоне. Искусство палехской миниатюрной живописи появилось в XV в.
Следующим наиболее популярным ремеслом была хохломская роспись - это ручная роспись по дереву. Этому ремеслу более 300 лет. Тарелки, солонки, стулья, полки расписаны диковинными, огненно-алыми цветами. Их ноу-хау заключается в том, что они покрываются лаком два-три раза, а затем закаляются в печах. В результате лак приобретает желтый цвет, а деревянные расписные тарелки выглядят как драгоценная позолоченная посуда. [2, c. 24] На сегодняшний день хохломская роспись также зачастую используется в украшение посуды, но некоторые стилисты используют ее в качестве дизайна одежды удачно интегрирую их вместе с лубочным рисунком. Лубок - это русский народный рисунок, выполненный методом оттиска на бумаге, нанесенный деревянным печатным блоком. Продаваемая на ярмарках еще в XVII веке и вплоть до начала XX века, эта лубочная картинка считалась одним из самых массовых видов искусства Руси. Тематика лубочных картинок была весьма разнообразной: от религиозных и нравоучительных, из народного эпоса и сказок, до исторических и медицинских, обычно сопровождаемых назидательными или шутливыми текстами, повествующими об обычаях и повседневной жизни того времени, содержащими народную мудрость и юмор.
Яркие шали и косынки, столь популярные в наши дни, производятся в городе Павловский Посад на Московском производственном объединении.
Производство шерстяных и полушерстяных платков развивалось между 1860 и 1880 годами, прежде чем приобрело типично национальный характер. Традиционное искусство изготовления орнаментированных платков связано с ловкостью резчиков по узорным доскам, с которых рисунок переносится на ткань, и мастерством печатников. Изысканность окраски роз и других цветов и их оригинальное расположение на ткани доводят платки до необычайного совершенства. [3, c. 35]
После Октябрьской революции, на протяжении 1920-1930-х годов, появилось еще большее разнообразие платков и улучшилось их качество. В послевоенные годы дальнейшее развитие получило производство платков с орнаментом на основе шерстяных и полушерстяных тканей. Древние ремесленные традиции и мастерство художников из Павловского Посада возродились в великолепных шалях и косынках ручной работы.
В настоящее время работники фабрики создают новые дизайны современных платков, художники этого старинного предприятия стремятся сохранить орнамент и стиль, характерные для традиционного искусства, славящегося композициями из цветов и растений, яркими красками и разнообразием рисунков. Это художественное наследие используется современными мастерами для создания платков.
Павловский платок остается неизменным на протяжении многих лет, сохраняя свой стиль и своеобразные черты. Он пользуется большим спросом в других странах: многие зарубежные фирмы изготавливают свои платки по лекалам павловских мастеров.
В заключение хотелось бы, что в последние годы как у потребителей, так и у дизайнеров наметилась тенденция обращаться к неисчерпаемым ресурсам народных промыслов как к источнику формирования стиля, фактору, определяющему характер объекта дизайна в любой области: от дизайна интерьера, костюма и сувениров до полиграфической продукции, и аксессуаров. Интеграция народных промыслов в современный дизайн - это способ привлечь внимание к национальным традициям, что делает их интересными и понятными представителям всех поколений.
Список литературы
1. Исламова Г. И. Непрерывная связь поколений // Общественно-политическая газета Семеновского городского округа. Семеновский вестник от 14.05.2016 года.
2. Исламова Г. И. Современная этнопедагогика: обучение хохломской росписи с учетом динамики ее изменении по принципу академической школы города Семенова // Молодой ученый, 2016. № 11. С. 23-24.
3. Кулявцева, В. Н. История народных промыслов / В. Н. Кулявцева. - Текст : непосредственный // Школьная педагогика. - 2017. - № 2.1 (9.1). - С. 33-36.
4. Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов / Э.И. Орловский. - М.: Лениздат, 2023. - 200 c.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.