Марченко Элина Пашаевна
Старшая вожатая
Ставропольский край, г. Георгиевск
МБОУ СОШ № 9 г. Георгиевска
E-mail: marchenkoelinap@mail.ru
Духовно-нравственное воспитание школьников
в психолого-педагогических исследованиях
Аннотация. В данной статье затрагивается одна из актуальных и важных задач, состоящих перед современным обществом, духовное и нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками.
Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственное мышление культура, духовность.
Spiritual and moral education of schoolchildren
in psychological and pedagogical research
Annotation. This article touches upon one of the urgent and important tasks facing modern society - spiritual and moral revival, which cannot be carried out without assimilating the cultural and historical experience of the people created over the centuries.
Key words: moral education, moral thinking, culture, spirituality.
Исторические эпохи и разные периоды жизни для разных людей выступают на первый план разных ценностей. На современном этапе развития общества есть возможность рассказывать о приоритете общечеловеческих моральных представлениях и нормах.
Известный вклад в проблему нравственного воспитания внес В.А. Сухомлинский, которого по праву можно отнести к классикам современной отечественной гуманистической педагогики. В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [6]. В. А. Сухомлинский считал, «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и руководствуется в системе отношений и постоянно действующего нравственного мышления» [6].
Рассматривая нравственные отношения человека к человеку, обратимся к наследию другого русского ученого, писателя, художника Н.К.Рериха. По мнению Н.К.Рериха установление подлинно гуманных нравственных отношений между людьми, устроение жизни по законам красоты и морали есть основной принцип совершенствования человеческой жизни, способ гармонизации не только отношений между людьми, но и гармонизации взаимодействия человека и природы [4].
Для формирования рода отношений, когда этические и эстетические нормы воспринимаются относительно осознано, считается школьный возраст. Изменение социального статуса при поступлении ребенка школьного возраста в школу, а также более высокий уровень сознания и анализа собственных поступков, меняет для учащегося и ценностные ориентиры в целом. Самостоятельность, выбор решения, ответственность за него, стремление к получению высокой оценки своих действий со стороны воспитывающих взрослых (родителей, учителей) и сверстников формирует у школьника новые стремление в отношении действительности.
При этом механизм воспитания нравственных ценностей основан на учете и активизации внутренних побудительных сил, потребностей школьников, их сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее нравственного воспитания через специально задаваемую деятельность.
Рассматривая процесс воспитания нравственных ценностей у школьников, необходимо учитывать, что их содержание замечается ребенком, в первую очередь, в поведении знакомых ему взрослых, сверстников, родителей и учителей. Все увиденное соотносится школьником, имеющимся личным опытом переживаний и значимых ценностей. Именно этот процесс позволяет переходить в сознании ребёнка общественным ценностям во внутренний план, становится субъективным опытом проживания нравственных чувств и поступков. Особенно это важно в рамках формирования нравственных мотивов поведения школьников, которые во многом определяют суть их нравственного поведения и деятельности. В таком контексте удается преодолеть негативные формы поведения и перевести их желаемые через формирование волевого аспекта нравственности школьников, когда ребенок учится соотносить желаемое и необходимое и имеет внутреннюю готовность к этому [2].
Еще одним основополагающим механизмом воспитания нравственных ценностей у школьников выступает поэтапное включение в нравственный процесс восприятия окружающей действительности и выражение своего отношения к ней всех компонентов нравственного воспитания в единстве их целостности.
Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление- процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, состояний. Нравственное сознание человека в тесной связке с его эмоциональной стороной личности. Именно поэтому нравственное чувство является основой нравственности, которая и определяет возможность нравственных представлений, мышления, волевых проявлений и нравственного поступка.
Само наличие форсированности у школьников нравственных чувств уже гарантирует развитие его способностей к моральным переживаниям. Нравственное чувство является основополагающей базовой категорией нравственного воспитания и представляет собой эмоциональное постоянное ощущение, переживание реальных нравственных отношений и взаимодействий.
Возрастные особенности школьника отражает данный процесс. Когда ребенок все пропускает через свою чувственную сферу, личные переживания, желания, удовольствие. Именно через эмоционально-чувственный канал происходит освоение школьником норм морали [5].
Нравственные чувства ребенка становятся той отправной точкой, благодаря которой и осуществляется воспитание нравственных эталонов на уровне системы представлений и нравственных форм поведения на уровне нравственных позывов, поступков детей в повседневной деятельности.
Следует отметить, что нравственный идеал, в свою очередь, неразрывно связан с нравственными чувствами и играет в целостной системе воспитания нравственных ценностей у школьников важную роль.
Нравственный идеал, идеальное представление о поведении человека, его отношении к жизни и определяет во многом появление нравственных чувств школьников [1].
Понимание нравственных идеалов школьниками происходит в довольно сложно и длительном процессе самопознания, саморазвития и самореализации, в системе которых и осуществляется определением своего отношения к себе, другим, миру в целом, определения своего мнения или позиции в той или иной ситуации нравственного выборов, проявление нравственной воли в конкретных случаях нравственного действия.
Нравственные чувства, мышление и сознание являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Без сознательного принятия волевого решения не может состояться нравственный поступок. При этом стоит отметить, что имеется ввиду не послушание школьников или элементарное подчинение требованиям воспитывающих взрослых, а именно обдуманное решение самого ребенка, его убежденность в правоте своих действий. Только в таких условиях формируется вся система нравственного поведения, а на его основе и нравственное ценностное отношение школьников к окружающему миру и другим людям, к разным мнениям и жизненным убеждениям [3].
Стоит отметить, что в силу своих возрастных особенностей развития школьников не всегда способны осуществить глубинный анализ сложившиеся ситуации и чаще всего складывает ее оценку и отношение на фоне эмоциональной реакции, эмоционального заражения. Это обусловлено еще и тем, что в данном возрасте многие поступки детей не совершаются из-за слабой волевой саморегуляции, внутренних страхов, переживаний. Именно поэтому в системе воспитания нравственных ценностей школьников важным является и формирование волевых качеств личности, позволяющих учащимся научишься владеть собой, непреклонно реагировать на безнравственные ситуации, поступать в соответствии с нравственными ценностями и нормами морали.
Психолого-педагогический механизм воспитания нравственных ценностей у школьников, по мнению В.В. Серикова, включает в себя [7]:
-создание ситуации личностного развития воспитанника через самостоятельное принятие решения о поступке, его совершение и осознание нравственного мотива;
-постановка ученика в позицию субъекта проявления усилий над собой;
-упражнение нравственных способностей;
-побуждение проявления отношения к другим людям как самоценности;
-включение в творческую созидательную жизнь с рефлексией.
Нравственное воспитание становится возможным и эффективным при условии охранения его целостного процесса, целенаправленности на нравственные ценности и нормы морали, создании культурно-образовательной среды жизнедеятельности школьников, в рамках которой они могли бы выстраивать нравственные отношения и проявлять нравственные поступки. Именно такие условия нравственного воспитания позволяют научиться школьнику саморегулированию и самообладанию.
Таким образом результатом целостного процесса воспитания нравственных ценностей у школьников является единство сознания, нравственных чувств, нравственной воли, привычек, общественного ценного поведения. Все это позволяет более глубоко понять суть нравственного воспитания школьников.
1.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2009.
2.В поисках образовательных технологий. Опытно-экспериментальная лаборатория дидактики личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд-во «Булат», 2013.
3.Иванова Е.О., И.М. Смоловская и др. Содержание образования: культурологический подход // Педагогика №1, 2015. С.13-19.
4.Кекеева З.О. Проблема ориентации школьников на национальную культуру в системе образовательного комплекса // Начальная школа № 11, 2009, С.78-86.
5.Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание. – М: 1995.
6.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М: 2000, т.2.
7.Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. – М., 2009.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.