Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 50»
города Магнитогорска
научная работа
по предмету «Изобразительное искусство»
«Серия дидактических таблиц к урокам изобразительного искусства «Декоративная композиция»»
Исполнитель: учитель ИЗО Мингажова Алина Ринатовна
Магнитогорск, 2023
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4
Глава I. «ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»
1.1 Декоративная композиция – понятие, виды……………………8
1.2 Принципы, приёмы и выразительные средства декоративной композиции………………………………………………………….15
1.3 Работы художников в жанре «Декоративная композиция»….32
Глава II. «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ПО ТЕМЕ «ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ» К УРОКАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
2.1 Изучение темы «Декоративная композиция» в школе……….34
2.2 Блок уроков «Волшебный мир декоративной композиции» и дидактические таблицы к нему…………………………………….39
2.3 Апробирование блока уроков в ходе педагогической
практики……………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Иллюстрации к тексту научной работы
2. Дидактические таблицы
Введение
Тема «Декоративная композиция» должна изучаться в общеобразовательной школе, так как множество упражнений, которые входят в программу для изучения данной темы, очень полезны для развития многих художественных, а также индивидуальных качеств ученика. При должном подходе и глубине изучения темы «Декоративная композиция» у учащихся развиваются такие качества как усидчивость, внимательность, творческое воображение, образное мышление, художественные способности, производится эстетическое воспитание, а также развитие мелкой моторики рук у учеников.
Учащиеся учатся работать в различных техниках, овладевают новыми художественными приёмами, а также пробуют рисовать разными художественными материалами, что конечно же увеличивает кругозор и позволяет разносторонне раскрыть ребёнка, выявить его художественные способности, и развить их.
Тема уроков «Декоративная композиция», в отличие от многих других тем предложенных в трёх основных школьных программах, не ставит каких-то больших рамок перед учеником, она не сковывает его творчество, а даже наоборот – позволяет дать волю фантазии, коей у детей очень много. Также данная тема раскрепощает детей, благодаря чему можно разглядеть, порой скрытые их таланты.
Направленная на художественно-эстетическое развитие личности учащегося - тема, «Декоративная композиция», ко всему прочему, прививает интерес к изобразительному искусству и художественному творчеству, в том числе развивает способности к художественно-исполнительской деятельности.
Данная тема даёт возможность в полной мере изучить выразительные возможности тона и цвета. Благодаря теме уроков «декоративная композиция», ученики уже более смело подходят в таким вопросам как форма, пространство, композиционный центр, и вообще к вопросу композиции в целом. Нужно сказать, что в процессе занятий по декоративной композиции у учащихся формируется чувство композиции, развивается чувство выразительности, меры и гармонии.
Перечислив все положительные качества рассматриваемой темы, одним из самых главных, пожалуй, является то, что она практически с первых минут захватывает интерес ученика, и удерживает его на протяжении всей темы. «Декоративная композиция» важна в общеобразовательной школе еще и потому, что она воспитывает у детей любовь к изобразительному искусству, так как ближе всего детям.
Часто, у детей, любовь к рисованию с возрастом проходит, на это есть многие причины, одной их которых является то, что ребёнка не с умели заинтересовать. Благодаря такой теме как «Декоративная композиция» увлечь ученика изобразительным искусством будет гораздо проще, ведь здесь, им позволено экспериментировать, придумывать, воображать, в общем всё то, что сродни детям. Ученики с удовольствием втягиваются в работу, она им интересна тем, что совершенна не похожа не темы, которые были пройдены ранее.
Но для хорошего усвоения учениками темы «Декоративная композиция» необходимо не только дать понятие, но и конечно же наглядно продемонстрировать что из себя представляет декоративная композиция, как она создаётся, на каких основных принципах держится. Необходимо подготовить серию дидактических таблиц, на которых будет хорошо показано как сделать декоративную композицию, из чего нужно исходить и каков должен быть конечный результат. В таблицах должно быть наглядно продемонстрированы разновидности декоративной композиции, их классификация. Также, обязательно нужно показать последовательность выполнения работы, для того чтобы ученики поняли на чём основывается и какие принципы лежат в основе той или иной работы выполненной в технике «Декоративная композиция».
Для отличного усвоения данной темы, важно чтобы ученики не только внимательно рассмотрели эти таблицы, но и важно, чтобы педагог сопровождал просмотр наглядностей своими комментариями, которые дополняли бы и поясняли суть увиденного.
Также наряду с подготовленным педагогом зрительным рядом, не лишнем было бы продемонстрировать учащимся работы известных художников, выполненных в данной технике, дабы показать, чего можно достичь и к чему стремиться, вдохновить учеников, и расширить их кругозор.
Таким образом, актуальность данной научной работы по теме «Декоративная композиция» заключается в том, что предложенная тема рассматривается в школьных программах поверхностно, авторы не затрагивают многих важных аспектов и основ декоративной композиции. В этой работе, собран весь необходимый материал для освоения учащимися темы «Декоративная композиция». Данный блок уроков содержит полезные упражнения и задания, направленные на развитие пространственного мышления, воображения, чувства меры, ритма и баланса. Учащиеся в своей работе используют разнообразные материалы, пробуют различные техники исполнения, в том числе и совершенно новые. Благодаря плотному изучению этой темы в средней школе, ученики становятся намного художественно- грамотнее, ведь композиция является основой развития творческих способностей ученика. Полученные знания умения и навыки, в процессе изучения «Декоративной композиции» дают большое преимущество, например, при поступлении в художественные учебные заведения, что конечно же повышает уровень художественной образованности и духовного развития человека. Поэтому можно сделать вывод, что актуальность данной темы на сегодняшний день достаточно высока.
Новизна: новизна блока уроков на тему «декоративная композиция», разработанного в научной работе, состоит в том, предложенный блок, состоящий из 15 тем, целенаправлен на изучение его учениками общеобразовательной школы. Конечно, существуют школьные программы в которых предусмотрено изучение темы «декоративная композиция», но
изучение это очень краткое, и порой не занимает и двух уроков, что конечно же не может не отразиться на качестве работ учащихся. В представленном же блоке занятий ученики не косвенно обращаются к теме, а глубоко погружаются в неё. Разработанные уроки предполагают основательное изучение темы. Учащиеся знакомятся с понятием «Декоративная композиция», изучают закономерности, принципы и методы построения композиции. Начиная с самых азов, ученики доходят до уровня, на котором самостоятельно и грамотно могут выполнить работу.
Цель: разработать серию дидактических таблиц к урокам изобразительного искусства «декоративная композиция» для учеников 6 класса.
Задача: изучить понятие декоративная композиция, вникнуть в основные её аспекты, изучить опыт учителей ИЗО, разработать свой блок уроков, апробировать данный блок в общеобразовательной школе.
Практическая значимость: материалы научной работы могут быть использованы в программах Б.М. Неменского и Т.Я. Шпикаловой, также блок уроков, предложенный в научной работе может быть полезен в детских кружках, детских художественных школах, и в высших учебных заведениях.
Объем и содержание научной работы: научная работа состоит из семидесяти восьми страниц, в которые входят введении, основная часть, заключение, список литературы, и два приложения. В научной работе имеются две таблицы: таблица сравнения трёх основных школьных программ, и таблица блока уроков. В первом приложении содержится тридцать четыре рисунка, во втором приложении серия из 14 дидактических таблиц к блоку уроков «Декоративная композиция».
I. Декоративная композиция
1.1.Декортаивная композиция – понятие, виды
Для того чтобы понять, что такое «Декоративная композиция», необходимо познакомится с трактовкой этого понятия в книгах разных авторов.
Так, в своей книге «Декоративная композиция» Калуст Даглдиян начинает своё объяснение с того, что разъясняет читателю что вообще такое декоративность. Автор пишет: «В современном изобразительном искусстве термин «Декоративность» (от фр. Decorative – украшать) может употребляться в двух смыслах. С одной стороны, этот термин связывают с полным или почти полным отсутствием трёхмерности в декоративно-прикладных произведениях, выполненных на плоскости с условной «двухмерной перспективы». В этом случае термин «декоративность» раскрывает художественную специфику плоскостных произведений декоративно-прикладного искусства и одновременно указывает на их определённую и зачастую значительную связь с окружающим пространством – интерьером или экстерьером зданий и сооружений» [1, 18].
С другой стороны, К. Даглдиян, отмечает: «При оценке объемных декоративно-прикладных произведений и изделий (малых скульптурных форм, игрушек, кованных, лепных, резных, чеканных изделий и т.д.) термин «Декоративность» указывает прежде всего на художественный метод, направленный на создание объёмного художественно образа, имеющего повышенную выразительность по сравнению с реальными объектами окружающего мира. В то же время объёмные декоративно-прикладные произведения, как правило, имеют такую же или даже большую связь с интерьером или экстерьером по сравнению с плоскостными («двухмерными»).
Таким образом, декоративно-прикладной (или просто декоративной) является любая художественная композиция (панно, мозаика, витраж, эстамп, настенная роспись, вышивка, скульптура малых форм и т.д.), которая служит для придания художественной гармонии, законченности и эстетического обогащения интерьеров и экстерьеров общественных и жилых зданий, предметов бытового обихода и одежды, книжно-журнальной и рекламной продукции, транспортных средств и орудий труда» [1, 18-19]. Автор подчёркивает, что декоративная композиция является неким красивым, эстетическим дополнением окружающего пространства, именно здесь и проявляется суть декоративной композиции – декорировать, то есть украшать.
Далее Калуст Даглдиян пишет: «полностью завершенная, и обладающая единством декоративная композиция, созданная на основе единого и содержательного формообразующего художественного принципа, представляет собой вполне самостоятельное произведение изобразительного искусства, способное передавать зрителю определённые мысли, идеи и настроения.
Декоративная композиция, выполненная на плоскости (так называемая плоскостная двухмерная композиция), является одной из разновидностью декоративно-прикладного искусства. То могут быть художественные панно, гобелен, мозаика, вышивка, коллаж, выполненные на самых различных материалах» [1, 19]. Именно так понятие «декоративная композиция» трактует Калуст Даглдиян.
В другой книге, под таким же название, автор - Галина Логвиненко, не нагружает читателя понятием декоративность, она сразу переходит непосредственно к «композиции». И именно от «композиции» автор плавно переходит уже непосредственно к самой «декоративной композиции».
Несмотря на более ёмкое изложение, нежели чем у К. Даглдияна, Галина Логвиненко не менее ясно и чётко подходит к толкованию данной темы. Здесь автор пытается как можно более быстрее погрузить читателя в основную суть.
Мы видим, что обеих книгах, авторы приводят схожие термины «композиции». Так, можно сделать вывод, что в случае, касающегося понятия «композиция» авторы сошлись в мнении, что композиция – это важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей произведений искусства, литературы…
Давайте же всё-таки узнаем, в чём разнятся авторы, где их мнения расходятся.
Итак, опустив термины, приведённые выше, о «декоративной композиции Г. Логвиненко пишет так:
«В практических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм, и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.).
В процессе создания декоративной композиции размещение и распределение изобразительных элементов, происходит по определённой схеме в логической последовательности, заложенной автором. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованы, подчинены целому, при этом нельзя забывать детали, которые играют очень важную роль» [2, 6].
Дальше нет смысла продолжать цитировать автора, так как далее идёт уже непосредственно разъяснение основных принципов, законов, методов и способов «декоративной композиции». В данной книге мы с вами не увидим затянувшегося рассказа о том, что же такое «декоративная композиция», для чего нужна, и с чем её едят. Здесь, читателю предлагается не сразу узнать точное определение темы, а как бы постепенно самому вникнуть в её суть, то есть автор хочет, чтобы прочитав книгу, мы смогли сами домыслить, понять и дать определение «декоративной композиции». И такой приём автора, в какой-то степени очень интересен и более привлекателен некоторым читателям, так как даёт некую свободу мысли.
Обе книги, очень помогли в создании научной работы, каждая оставила свой отпечаток, дополнила имеющиеся знания и разложила всё по полочкам, не оставив каких-либо пробелов в рассматриваемой теме.
Изучив понятие «Декоративная композиция», необходимо познакомиться с её видами, и вообще где понять где же используется такая композиция.
Итак, мы с вами поняли, что «декоративный» – от французского слова Decorative – украшать, то есть делать что-то красивым, приукрашивать что-либо.
Человеку свойственно окружать себя красивыми, приятными глазу вещами. Ещё с древних времён люди стремились сделать красивыми не только себя, но и преобразить пространство вокруг. Они украшали свои дома, как снаружи, так и внутри. Мастерицы ткали красивые ковры, вышивали полотенца, плели гобелены, в общем всячески декорировали свой дом, делали его особенным, непохожим на других, придавали своему жилищу особое настроение и уют.
Поэтому можно сказать, что декоративная композиция, создана для того, чтобы украшать пространство вокруг себя.
Декоративная композиция бывает разных видов: панно, мозаика, витраж, настенная роспись, вышивка, эстамп, скульптура малых форм, чеканка, резьба по дереву и камню - вот лишь немногие разновидности декоративной композиции.
Кратко рассмотрим понятия некоторых видов:
Панно, можно определить, как живописное произведение декоративного характера, которые обычно предназначается для постоянного заполнения каких-либо участков стены, или потолка [3] (см. приложение 1, рис.1)
Мозаика- декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов [3] (см. приложение 1, рис.2)
Витраж – произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характере из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении [3] (см. приложение 1, рис.3)
Настенная роспись или монументальная живопись - разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях [3] (см. приложение 1, рис.4)
Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняется вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками. Монетами и т.п. [3] (см. приложение 1, рис.5)
Эстамп - произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Эстамп, как произведение тиражной графики, обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический приём размножения изображений. Первые оттиски делались с гравированных деревянных досок. Приобретались они теми, кто не мог себе позволить уникальные работы. Однако эстамп трудоёмкая работа, требующая высочайшего мастерства от исполнителя [3] (см. приложение 1, рис.6)
Скульптура малых форм. Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой составляя единый ансамбль. Скульптура малых форм развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Жанры и направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно-объёмные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура [3] (см. приложение 1, рис.7)
Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа. Один из видов декоративно-прикладного искусства.
Является одним из вариантов художественной обработки металла.
Техника чеканки применяется при создании посуды, декоративных панно, различных ювелирных украшений[3] (см. приложение 1, рис.8)
Художественная резьба по дереву - один из древнейших и наиболее распространённых видов художественно обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С совершенствование технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упрстившие труд резчика. Резьба применяется в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек [4] (см. приложение 1, рис.9)
Резьба по камню - процесс придания камню требуемой формы и внешней отделки при помощи распиловки, токарной обработки, сверления, шлифовки, полировки, операций доводки (травления, парафинирования и т.п.), гравировки (резцом, ультразвуком). Существует, также, такое понятие как глиптика - искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях, геммах. Одно из наиболее древних искусств[5] (см. приложение 1, рис.10)
Рассмотренные выше определения видов декоративного искусства, позволяют нам сказать, что декоративная композиция очень разнообразна по своим проявления, она зародилась ещё в древности, и до сих пор её популярность не знает границ и пределов совершенства. Придуманные ещё в древности различные виды декоративной композиции, со временем не только не утратили свою значимость, но и шагнули далеко вперёд, приобретя новые интерпретации, чему, конечно же, в какой-то мере способствовал технологический прогресс. Декоративная композиция украшает мир вокруг нас, подчёркивает его достоинства, скрывает недостатки, вдохновляет, радует глаз, придаёт определённое настроение, и эмоции.
1.2 Принципы, приёмы, и выразительные средства «декоративной композиции»
Начнём с того, что для любого произведения изобразительного искусства важно то, как его видит и воспринимает зритель. Поэтому искусствоведами были выделены принципы визуального восприятия, осознанное и творческое применение которых, должно обеспечить создателю декоративной композиции ее законченность и единство. Это принципы ограничения (отбора), контраста, баланса, акцента, доминанты, ритма, гармонии и принцип общего единства. Но нужно понимать, что принципы – это не в коем случае не строгие правила, ограничивающие художника. Принципы существуют, только лишь как вспомогательный компонент художественных знаний, и только умелое и осознанное их применение, может привести к желаемому результату. Нужно помнить, что независимо от воли и желания автора, в любой художественной композиции принципы визуального восприятия проявляются и воплощаются через видимые объекты и элементы самой композиции.
Итак, рассмотрим подробнее предложенные принципы:
Принцип ограничения или отбора
Все мы прекрасно понимаем, что при создании какой-либо декоративной композиции (будь то написание картины, или вышивание гобелена, или даже аранжировка живых цветов) одной из главных целей автора является привлечение и удержание внимания зрителя. И это абсолютно естественно, ведь человек существо социальное, ему нужен отклик окружающих людей, он нуждается в общественном мнении. Создателю произведения важно не просто выставить свои работы напоказ, но и вызвать к нему визуальный интерес. Зрительная система человека позволяет ему визуально охватывать всё, что попадает в поле его зрения. Однако, все без разбора, что видит человек, никак не может, да и не должно, создавать и тем более длительно поддерживать его интерес. Иначе, человеческий мозг и психика были бы перегружены и утомлены от непрекращающегося потока «интересных» визуальных объектов и связанных с ними эмоций. Поэтому в первую очередь, визуальный интерес возникает у человека, когда в поле его зрения попадают или новые, совершенно незнакомые объекты, или же знакомые, но внешне или внутренне организованные по-новому. На этой особенности человеческого устройства и построен принцип ограничения, который известен ещё и как принцип отбора. Согласно предложенному принципу, чтобы создать и поддержать визуальный интерес к декоративной композиции, нельзя перегружать, утомлять, и «запутывать» глаз зрителя всевозможным множеством визуальных объектов или их излишней, неоправданной сложностью. Возможность человека воспринимать большое количество разнообразных форм, цветов, фактур, размеров и т.д. ограничена, поэтому необходим отбор объектов композиции.
Таким образом, данный принцип, служит для того, чтобы не только привлечь, но и как можно дольше удержать зрительское внимание, сосредоточить его на самом важном, и передать задуманный автором смысл. Благодаря принципу ограничения, сохраняется единство и целость композиции, что является одним основополагающим и главнейшим правилом успешной творческой работы.
Принцип контраста
Принцип контраста в человеческом восприятии имеет важную роль, так как именно он влияет на то, как мы ощущаем и какой видим разницу между двумя разными предметами, представленными последовательно. Скажем, если один предмет явно отличается от второго, мы будем склонны замечать и преувеличивать их различие (см. приложение 1, рис.11)
Контрастные сочетания, а также сопоставления объектов, размещённых рядом, но противоположных в смысловом соотношении (например, «лампочка-чайник», «ёлка-огурец») создают в композиции некий визуальный диссонанс, тем самым привлекая внимание зрителя, и невольно заставляя его сравнивать одно с другим, вызывая, различные эмоциональные реакции.
С помощью эффекта контраста в композиции можно достичь очень многого:
-создать между объектами композиции динамическое напряжение, или даже конфликт.
-подчеркнуть и даже усилить различные признаки и свойства объектов
-драматизировать художественное содержание композиции
-увеличить визуальное многообразие
-используя разницу в их размерах, визуально выдвигать вперёд отдельные объекты композиции на картинной плоскости
Контраст в композиции бывает разным. Он может быть резким или же напротив – достаточно мягким. Такие различия называют степенью, или же силой контраста. Благодаря данному принципу мы можем создавать различные настроения своим произведениям. Так, при резком контрасте, создаётся некое напряжение, достигается больший драматический эффект, нежели при применении мягкого контраста, где настроение произведения может быть спокойным и умиротворённым. Крайней формой контраста является дисгармония, которая создаётся в соответствии с замыслом автора.
Контраст может быть создан, не только при помощи форм и размеров, но также и при помощи игры цвета. Например, наивысший светотеневой контраст достигается путём сопоставления чёрного и белого цвета.
Итак, из выше сказанного, следует, что принцип контраста, играет одну из главных ролей в создании удачного и грамотного изобразительного произведения, с помощью этого принципа, можно легко привлечь внимание зрителя.
Принцип акцента
Когда в поле зрения зрителя попадают объекты композиции художественно выделенные или подчёркнутые на фоне других, так что они кажутся ему более важными и значимыми, тогда возникает повышенный визуальный интерес. Именно так действует принцип акцента. Выделяющиеся участки композиции называют областями акцента. Привлечь внимание зрителя к определённой части композиции с помощью акцента можно разными способами: месторасположением объекта в композиции, изменением размера или формы объекта, яркостью цвета, большей детализацией объекта, направлением движения в композиции. Участки или области акцента в композиции, можно также создавать с помощью достаточно сильного и резкого контраста (см. приложение 1, рис.12).
Принцип доминанты или принцип композиционного центра
Дальнейшим развитием принципов контраста и акцента, можно считать принцип доминанты.
Целью любой композиции, конечно же является выражение и передача зрителю определённых мыслей, эмоций, и настроений. Для того, чтобы художественное произведение смотрелось целостным и гармоничным, необходим композиционный центр – то есть место, наиболее заметное, бросающееся в глаза, выделяющееся в общей композиции (см. приложение 1, рис.13).
Принцип Доминанты необходим нам для нахождения правильного соотношения контрастов, акцентов, и противоположных сил в композиции, он помогает верно разместить их на плоскости и создать композиционный центр. Согласно данному принципу, используя, например, в композиции «игру» контрастов, необходимо один из контрастов выделить, то есть сделать его доминантой. В композиции не должно быть равных по значимости объектов, если же такое случается, и какие-то объекты «спорят» между собой, внимание зрителя рассеивается, он не может сосредоточиться на важном. В таком случае главная задача произведения изобразительного искусства– привлечь и заинтересовать зрителя, донести мысли, впечатления и эмоции автора – просто теряются так и не найдя должного отклика.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что роль доминанты в композиции очень важна и многообразна. Именно с помощью этого принципа на картиной плоскости можно грамотно организовать пространство, и заранее спланировать куда первоначально упадёт зрительское внимание, и куда оно далее проследует. С этой точки зрения доминанта композиции очень тесно связана с понятием композиционного центра, порой именно доминанта становится тем самым центром.
Принцип баланса
Основываясь на закономерностях визуального восприятия, принцип баланса помогает грамотно распределять и взаимно располагать объекты и элементы декоративной композиции на ее формате в соответствии с творческим замыслом и эстетикой художественной формы.
У человека от рождения присутствует чувство баланса (или дисбаланса), другими словами врождённое чувство равновесия, с помощью которого человек может стоять, ходить, ездить на велосипеде и т.д. Так, при создании декоративных композиций, художник постоянно руководствуется и доверяет собственному чувству равновесия, которым обладают его глаза. Понятно, что физическое чувство равновесия помогает правильно балансировать, то есть распределять визуальную информацию, несмотря на то, что для объектов, изображаемых в на плоскости, такие физические свойства как масса и вес, могут быть только воображаемыми. Поэтому в композициях вместо естественного физического баланса создаётся иллюзорный баланс, его иллюзия, так называемый визуальный баланс. Все объекты и элементы композиции должны быть расположены так на её формате, чтобы возникал эффект визуального равновесия (см. приложение 1, рис.14). При этом воображаемые массу и вес объектов и элементов композиции, обычно называют визуальной тяжестью, или визуальным весом.
Разнообразные свойства объектов композиции, такие как разные размеры и формы, месторасположение на формате, направление, цвета и тональности светотени и цветотени, разные фактуры, и многие другие, создают им различные степени интереса, другими словами, разный визуальный вес. И поэтому все эти свойства объектов композиции успешно используются для создания композиционного баланса.
Обобщив, композиционный баланс можно рассматривать как видимое и ощущаемое на уровне чувств, равномерное распределение общей визуальной тяжести, другими словами, визуального интереса объектов композиции между отдельными её частями. Роль баланса в композиции трудно переоценить, ведь несбалансированная композиция выглядит случайной, незаконченной, её объекты будто стремятся изменить своё месторасположение на формате, и тем самым замысел художника остаётся неясным.
Принцип ритма
Ритм – это то, с чем человек появляется на свет, живёт, и ежечасно сталкивается в обычной жизни. Все физиологические процессы в теле человека протекают ритмично, так, Биение сердца (пульс), дыхание, сон и бодрствование, промежутки между приёмами пищи – все это наш ритм. Поэтому органы чувств человека – в первую очередь слуховая и зрительная системы – подсознательно реагируют на присутствие или же, наоборот, на отсутствие ритма в явлениях окружающего мира.
«Словарь русского языка» (АН СССР, 1981) предельно кратко определяет понятие ритма: «Ритм – чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых, визуальных, и т.п.), происходящее с определённой последовательностью, частотой» (см. приложение 1, рис.15).
Принцип ритма, несмотря на кажущуюся простоту, достаточно сложен для глубокого понимания и творческого использования в декоративной композиции. Это объясняется тем, что существует множество различных методов, путей и приёмов, с помощью которых достигается ритмичность в выстраивании композиционных объектов на картинной плоскости.
Самыми прекрасными, но в то же время очень наглядными и простыми примерами визуальных ритмов в их наиболее чистом виде служат древнегреческие орнаменты. Эти орнаменты представляют собой некий узор, периодически (ритмично) повторяющийся на картинной плоскости.
Можно сказать, что ритм в произведениях изобразительного искусства достигается созданием визуального ощущения движения. Из определений ритма вытекают два главных свойства любого ритмического движения: размеренность (движение можно измерить во времени) и воспроизводимость (движение возможно повторить).
Таким образом, применительно к изобразительному искусству можно дать достаточно точное определение понятия «ритм в художественной композиции»: ритмичность – это осознанно выстроенная последовательная и измеренная повторяемость одного или нескольких объектов композиции или их частей, или же каких-либо признаков и свойств этих объектов (форма, размеры, цвет, оттенок, фактура и т.п.), в результате которой при визуальном восприятии этих объектов возникает и закрепляется ощущение ритма и ритмического движения.
Существует довольно много различных видов визуального ритма. Главное различие между ними заключается в том ощущении, которое возникает при их визуальном восприятии.
Регулярный (формальный) ритм возникает, когда для его создания используются одинаковые расстояния между объектами на картинной плоскости, а сами объекты идентичны или же имеют подобные форму и размеры.
Прогрессирующий (неформальный) ритм возникает, когда для его создания используются с помощью прогрессирующих шагов последовательные изменения формы, размеров, или других признаков объектов, а также изменения интервалов между объектами и их расположения на картинной плоскости.
Текущий ритм (напоминающий течение реки) возникает в основном с помощью последовательно изменяющихся линий, цвета, светотени, что даёт ощущение непрерывного движения.
Ритм «стаккато» (от итал. Отрывать) создаётся с помощью отрывистых, часто меняющихся повторов форм и элементов.
Декоративная композиция, в которой умело и разнообразно (в нескольких видов) использована визуальная ритмичность, легко воспринимается зрителем.
Таким образом, существует широкое многообразие возможностей и методов создания ритма в композиции. Однако, используя это многообразие, нужно помнить о принципе ограничения (отбора), согласно которому нельзя вводить в одну композицию слишком много ритмов, особенно одних и тех же или однообразных.
Принцип гармонии
На законах визуального восприятия, также основывается и принцип гармонии, который в значительной мере является обобщающим принципом. При визуальном восприятии композиции сознание зрителя независимо от его желания и воли стремится выявить в ней тот или иной вид упорядоченности.
Применительно к изобразительному искусству в целом, и к декоративно-прикладному в частности, принцип гармонии указывает создателю композиции на необходимость художественной и эстетической связи между объектами и элементами композиции, особенно если они расположены рядом друг с другом.
Композиционная гармония достигается различными способами:
- созданием общего баланса в композиции, что является основой её гармоничности;
- созданием ритма композиции, что ведёт к увеличению её гармоничности
- достаточно близким расположением и комбинацией объектов с общими признаками и свойствами - подобными формами, цветом, светотенью и т.д.
-созданием общей пропорциональности в композиции
Принцип общего единства
Осознанное использование основных закономерностей и принципов визуального восприятия при создании любой композиции закономерно приводит к последнему: заключительному этапу на котором исключительную важность приобретает обобщающий и собирательный принцип визуального восприятия – принцип общего единства. Главным признаком присутствия в композиции общего единства является тот факт, что при визуальном восприятии завершенной композиции ни у самого создателя, ни у зрителей, не возникает подсознательного желания что-то добавить или убрать, чтобы сделать композицию лучше. С точки зрения принципа общего единства можно дать исключительно краткое определение всего процесса создания декоративной композиции: комбинирование и варьирование с помощью различных изобразительных средств художественных объектов и элементов с целью сформировать целое, но целое при этом должно главенствовать над всеми частями и быть более значимым и важным, чем сумма всех частей.
Основным и плодотворным творческим методом, обеспечивающим гармонию и общее единство композиции, является достаточно чёткое предварительное видение всей её картинной плоскости в целом, после чего становится возможным начало работы с отдельными объектами и элементами. Обязательно нужно думать о том, что зритель должен увидеть в первую очередь целое, а не разрозненную композицию из разнообразных и эффектных объектов. Здесь, главная задача заключается в том, чтобы найти точный баланс между разнообразием и общим единством (см. приложение 1, рис.16).
Таким образом, искусствоведы, поняв, что для того чтобы создать какое-либо произведение искусства, отличающееся высокой художественностью, и находящее положительный отклик у людей, необходимо исходить из человеческой природы, ведь человек и природа единое целое. Поэтому данные восемь принципов визуального восприятия основываются на психофизиологических особенностях человека. Необходимо помнить, что конечно же эти принципы вовсе не правила и не законы, выполнения которых обязательно для достижения отличного результата. Но они являются прекрасным, а главное правильным вспомогательным средством для создания художественно-грамотной декоративной композиции.
Итак, творческое использование закономерностей и принципов визуального восприятия, является залогом того разнообразия, которое обеспечивает композиции повышенный интерес.
Чтобы понять, как же создаётся «декоративная композиция», нужно узнать не только о её принципах, но и познакомиться с выразительными средствами, при помощи которых и создаётся неповторимый художественный эффект, влекущий за собой внимание зрителя.
Изобразительные средства часто называют рабочими инструментами, с помощью которых создаются произведения изобразительного искусства, в том числе и декоративные композиции. При создании декоративных композиций используются практически все основные изобразительные (выразительные) средства: точка, линия, светотень, форма, размер, пропорция, масштаб, модуль, цвет и цветотень, фактура и текстура.
Для создания полноценного художественного изображения и композиции, вполне достаточно трёх выразительных средств, таких как точка (пятно), линия и светотень. Поэтому, именно они считаются главными в изобразительном искусстве.
Итак, давайте поближе познакомимся с важными выразительными средствами, без которых не создаётся ни одно изобразительное произведение искусства.
Точка
Это отметка на картинной плоскости, имеющая месторасположение, но не имеющая длины, толщины (ширины) и направления. При определённой группировке ряда точек, они могут подсознательно объединяться зрителем в одну общую линию.
Точка, как правило, используется для создания светотени. Однако её можно использовать не только как элементарное и вспомогательное изобразительное средство. С помощью определённого множества точек, имеющих разные размеры, цвета, группировки и месторасположения на картинной плоскости, можно создавать графические изображения, самостоятельные декоративные композиции, и даже живописные произведения (см. приложение 1, рис.17).
Линия
Линия – одно из самых старых и фундаментальных изобразительных средств. Линия – это отметка, полученная с помощью непрерывного движения точки по поверхности картинной плоскости в определённом направлении. Интересно, что линию можно также рассматривать как серию точек на плоскости или в пространстве.
Иногда, линия может возникнуть самопроизвольно, как общая часть двух смежных между собой областей (форм). В таких случаях линию образует граница между смежными областями композиции, имеющими разный цвет, светотеневую тональность, фактуру, и т.д.
Линия не имеет глубины, но может иметь различную длину, толщину (ширину), форму, направление, и цвет.
Линии со всеми характеристиками и свойствами могу использоваться с различными целями:
- обрисовка контуров объектов композиции и их внутренних деталей
- выполнение различных рисунков
- направление взгляда зрителя в нужном направлении или к нужному месту в композиции
- создание визуальной ритмичности, движения, и баланса
- выделение границы и краёв областей композиции
- создание у зрителей определённых эмоций
- создание неглубокого пространства
С помощью определённого множества различных линий можно создавать графические изображения, самостоятельные декоративные композиции и живописные произведения (см. приложение 1, рис.18).
Однако, используя линии в композиции, нужно помнить, что в окружающем мире линий не существует. Есть только формы и границы этих форм, которые мы условно изображаем на картинной плоскости линиями.
Одно из главных назначений линий в декоративной композиции – придавать изображению определённую эмоциональную окраску и создавать у зрителя те или иные экспрессивные ощущения.
Форма
Форма – основное изобразительное средство, с помощью которого можно передавать или сходство, или отличие объектов композиции от реально существующих объектов в окружающем мире. Плоской формой считается участок на картинной плоскости композиции, который отделён от других участков и (или) фона. Это разделение, а точнее создание форм, чаще всего производится настоящей или воображаемой линией, концы которой встречаются или пересекаются с другими линиями, чтобы окружить какой-либо участок картинной плоскости и создать контур. Форма, имеющая замкнутый контур, превращается в визуально чёткий объект композиции. Границей формы может быть не только линия контура, но и край формата.
Форма может быть создана также с помощью цвета, различной светотеневой и цветотеневой тональностью, изменением фактуры, или же любой другой разницей, которая визуально даёт понять, что форма уже другая.
Размер, масштаб, пропорции
Данные четыре понятие, не являются вполне самостоятельными изобразительными средствами. Но они обязательно появляются и существуют в любой композиции в виде величинных соотношений между линиями и формами её объектов и элементов, а также между отдельными частями самой композиции. Поэтому размер, масштаб, пропорции, и модуль, можно смело считать второстепенными изобразительными средствами. В изобразительном искусстве, как и в реальной жизни, понятия форма, размер, масштаб, пропорции, модуль тесно связаны между собой.
Размер – выразительное средство, с помощью которого можно передавать величинные соотношения частей одного объекта и объектов композиции друг с другом. Размеры объектов, реально существующие в жизни, могут быть показаны настоящими, то есть равными действительным, и воображаемыми (уменьшенными или увеличенными). Для показа воображаемых размеров истинные размеры объекта и его частей уменьшают или увеличивают двумя способами: в соответствии с выбранным масштабом или же без соблюдения масштабного соответствия. Однако, при обоих способах изменения размеров возникает строгая (в первом случае) или же произвольная (во втором случае) пропорциональность между подлинными размерами реального объекта и воображаемыми размерами изображенного.
Размеры, которые выбираются для объекта композиции, тесно связаны с понятием взаимной пропорциональности между выбранными размерами и размерами всех остальных объектов композиции. Эти соотношения между размерами зависят в первую очередь от того, какой объект будет в композиции самым важным и какие объекты нужно выделить и подчеркнуть. Иногда самым большим объектом делается доминанта композиции. Однако в любых случаях обязательно используется понятие общей пропорциональности между размерами всех объектов композиции.
Светотень
Особое место, среди выразительных средств, занимает светотень, так как может использоваться и действовать вполне самостоятельно. Наиболее наглядно это могут продемонстрировать чёрно-белые фотографии, изображения на которых, без использования светотеневой разницы получить было бы невозможно.
Светотень – это свойство поверхностей объектов окружающего мира по-разному отражать падающий на них свет, в результате чего эти объекты и их части воспринимаются глазом как освещённые по-разному.
Светотень используется для достижения самых разных художественно-изобразительных целей. В любых композициях она служит главным средством для передачи эмоций и настроений. С её помощью можно придавать областям композиции определённую эмоциональную выразительность, создавая различные настроения: тёмное – загадочное, таинственное, грустное; светлое – лёгкое, воздушное бодрое, радостное; серое – скучное, унылое.
Фактура
Фактура – является как визуальной, так и тактильной характеристикой поверхности объектов окружающего мира и зависит от вида и характера их изготовления и обработки. Фактура поверхности может описываться определениями: гладкая, неровная, матовая, глянцевая, сияющая, и т.д. (см. приложение 1, рис.19).
В декоративной композиции поверхность изображаемых объектов может передавать как реально существующую фактуру, так и воображаемую.
Используя фактуру объекта композиции, можно акцентировать на нём внимание, создавая его подчёркивание.
С помощью специфических фактур можно объектов можно придавать композиции определённость и оригинальность, делать её отличных от других.
Текстура
Текстура – является как визуальной, так и тактильной характеристикой объектов окружающего мира и зависит от особенностей внутреннего строения материалов этих объектов. Текстура передаёт физическое состояние и вид внутреннего строения материала строения материала объекта композиции и описывается определениями: гладкая, грубая, зернистая, мягкая, твёрдая и т.д. (см. приложение 1, рис.20).
Принципиальная разница между понятиями «фактура» и «текстура» в том, что фактура является характеристикой естественной внешней поверхности предметов окружающего мира, а текстура характеризует естественную поверхность материала, из которого состоит предмет.
Используя текстуру объекта композиции, можно акцентировать на нём внимание, подчёркивая его. А путём повторения одинаковой или подобной текстуры можно направлять взгляд зрителя в нужном направлении. Повторение идентичных и подобных текстур увеличивает общее единство композиции.
В декоративной композиции изображение поверхности материалов, из которых состоят объекты, может передавать как реально существующую текстуру, так и воображаемую.
Таким образом, мы выяснили, что без выразительных средств в изобразительном искусстве обойтись невозможно. Именно они делают изобразительное произведение гармоничным, интересным, оригинальным, непохожим на других. С помощью этих средств автор может донести до зрителя свою задумку, свой замысел, передать нужные чувства, эмоции, и конечно же оставить хорошее впечатление. Каждое из этих выразительных средств вносит свой вклад в создание неповторимой, притягивающий взгляд зрителя декоративной композиции.
Для усвоения темы «декоративная композиция», необходимо знать не только выразительные средства и принципы, но также знать и владеть приёмами, которые необходимо использовать для создания работы.
Если взять несколько геометрических фигур и попытаться сложить их в композицию, то мы увидим, что с фигурами можно выполнить лишь две операции – или сгруппировать их, или наложить друг на друга.
Рассмотрим эти приёмы подробнее.
Группировка
Приём группировки является самым распространённым и, в сущности, самым первым действием при составлении композиции. Сосредоточие элементов в одном месте и последовательное разрежение в другом, выделение композиционного центра, равновесие или динамическая неустойчивость, статическая неподвижность, или стремление к движению – всё это по силам группировке.
Группировка вовлекает в композицию и пробелы, то есть расстояния между элементами. Группировать можно пятна, линии, точки, теневые и освещённые части изображения, тёплые и холодные цвета, размеры фигур, текстуру и фактуру – в общем всё то, что зрительно отличается друг от друга (см. приложение 1, рис.21).
Наложение и врезка
По композиционному действию – это группировка, перешагнувшая границы фигур. Размещение элементов или их фрагментов один под другим, частичное перекрытие силуэтов являются моделью композиционной схемы картины при передаче ближних, средних и дальних планов, линейной и воздушной перспективы. При одновременном использовании изменения цвета, контраста и масштаба с удаление планов, данный приём выглядит наиболее эффектно (см. приложение 1, рис.22).
Членение
Членение – вторичный приём, он, в общем-то, является обратной стороной группировки и имеет дело с уже имеющейся композиционной основой, давая произведению ритмическую активность (см. приложение 1, рис.23). Типичный пример построения композиции с помощью членения – живописные полотна Филонова (см. приложение 1, рис.24). В них каждый фигуративный элемент композиции разбивается на ряд цветовых пятен, что придаёт работе особое своеобразие, и с точки зрения композиции картина воспринимается, прежде всего, как совокупность этих ячеек цвета, а уж потом - как изображение фигур и предметов. Приём членения широко применяется в архитектуре от античных ордеров и готических храмов до конструктивизма двадцатого века.
Мы отметили, что, независимо от конкретных художественных задач, жанров, манер, образов, нравственных посылок, художник при создании композиции использует всего несколько формальных приёмов. Эти приёмы необходимо знать, для того, чтобы овладеть навыками работы в технике «декоративная композиция», ведь именно они являются ещё одним вспомогательным в ходе работы над изобразительным произведением.
Благодаря всем этим принципам, приёмам и выразительным средствам, невозможно было бы создание декоративной композиции, отличающейся высокохудожественным, эстетическим содержанием, и творческим посылом зрителю.
Каждый это принцип, приём или выразительное средство, является неотъемлемой частью одного целого – единой, целостной, гармоничной композицией.
1.3 Работы художников в жанре «Декоративная композиция»
Декоративная композиция была излюбленным жанром многих именитых мастеров. В основном художники создавали декоративные натюрморты, так как натюрморт наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. Специфика жанра натюрморт подразумевает повышенное внимание художника к структуре объёмов, фактуре поверхности и предметов, и характеру их пространственных отношений.
Рассмотрим, как решали эти вопросы художники, работавшие в декоративной манере. Автор может создать в натюрморте сложный образ, имеющий определённо значение, как, например, петроградские натюрморты К. Петрова-Водкина, обострённые по постановке и композиции, включающие в себя философское осмысление современности (см. приложение 1, рис.25-27).
Мастера фовизма (А. Матисс, А. Дерен) шли по пути выявления декоративно-экспрессионистических возможностей цвета и фактуры, используя активные сочетания основных цветов, и сочные фактурные мазки (см. приложение 1, рис.28-29).
Для натюрмортов А. Лентулова, Р. Фалька, Н. Гончаровой характерен культ единства формы и цвета, процесс интерпретации, стилизации натуры в их натюрмортах идёт в этом направлении ( см. приложение 1, рис.30-32).
Представители кубизма (П. Пикассо, Ж. Брак) стремились утвердить новые методы передачи пространства и формы, использую аналитический способ изображения предметов разложением их на простейшие геометрические объёмы, «вскрывая» их внутреннюю структуру (см. приложение 1, рис.33-34). Цвет в натюрмортах кубистов, выделяя отдельные границы предмета, одновременно и усиливает, и дробит объём, придавая холстам декоративное начало и превращая их, в красочные декоративные панно. Пикассо создал серию натюрмортов, в которых стремился к чистоте простейших форм, максимально упрощая предметы. Он изобрёл строго организованную систему плоских цветовых пятен, взаимосвязанных, и тщательным образом распределяемых на плоскости холста.
Декоративные натюрморты И. Машкова были созданы под влиянием кубистов и фовистов. Художник активно применяет цветовые и фактурные средства, передавая пластическую жизнь предмета в среде, преувеличивает размеры объектов, пользуется экспрессией контурного рисунка и сочной манерой письма.
Ознакомившись с наследием нескольких, наиболее ярких и ставших классиками художников, можно сказать, что декоративная композиция – это уникальный жанр, который пользуется популярностью не только у художников прошлого, но и у современных творцов. Популярность, декоративного жанра, заключается в том, что он очень непосредственен, часто, экспрессивен, с помощью него, можно гораздо ярче выразить чувства, выплеснуть наружу свои мысли и эмоции.
II. Дидактические таблицы по теме «Декоративная композиция» к урокам изобразительного искусства
2.1. Изучение темы «Декоративная композиция» в школе
Для того чтобы понять и сравнить тему «декоративная композиция» в разных классах, были проанализированы 3 основные школьные программы по изобразительному искусству. В таблице 1 представлен анализ сравнения следующих программ: программа В.С. Кузина «Изобразительное искусство», Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», и Программа Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд».
Изучение темы декоративная композиция на уроках ИЗО
Таблица 1
Класс |
Программа В.С. Кузина «Изобразительное искусство» |
Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» |
Программа Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд» |
1 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
- |
5 |
- |
Тема: Деревенская утварь Задание: Создание декоративной работы в материале. Индивидуальная и коллективная работа над рисунком на тему деревенская утварь (выбор композиции, выполнение акварелью подмалёвка). |
Тема: Осень в твоем Натюрморте Задание: Уроки декоративного творчества. Выполнение декоративной композиции натюрморта на темы «Осень», «Дары осени», «Букет цветов и фрукты», «Яблоки и рябина» и т. д. Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Декоративная стилизация формы и цвета предмета. Понять особенности декоративной композиции: ритм, масштаб цветовых пятен, силуэт как главные средства выразительности. Фактура |
6 |
- |
Тема: Стилизация реалистического натюрморта Задание: Рисуем декоративный натюрморт. Реальность и фантазия в творчестве художника, выразительные возможности натюрморта. |
- |
7 |
- |
- |
- |
На основе анализа данных программ можно сделать вывод, что тема декоративная композиция рассматривается лишь в двух из трех предложенных программ – в программе Б.М. Неменского [6] и Т.Я. Шпикаловой [7]. В отличие от Шпикаловой у Неменского не предусмотрено глубокое освоение декоративного искусства. Данную тему он затрагивает поверхностно, не заостряя на ней особого внимания. Программа Т.Я. Шпикаловой, напротив, содержит достаточно упражнений для усвоения учащимися материала. Автор более подробно подходит к разбору темы «декоративная композиция».
Данная тема, рассматривается не только в общеобразовательных школах, но и в детских художественных школах, различных кружках, и конечно же, в высших учебных заведения на профильных факультетах. Поэтому, наряду со школьными программами, существуют также, ученые пособия, направленные на изучение темы «декоративная композиция».
Хороших пособий по этой теме, найти достаточно нелегко, если исходить из того, что их и так очень небольшое количество. Но, все же, такие книги имеются. Так, например, выше упомянутая книга Г. Логвиненко [2], где изложены основные принципы организации декоративной композиции, описаны свойства цветов, представлены варианты создания цветовых гармоний, изложены способы и приемы стилизации. Рассмотрены графические возможности в декоративном изображении объектов.
Учебник К. Даглдияна [1] с наибольшей полнотой и наглядностью обучает основам творческого процесса создания декоративных композиций. Новизна данного издания не только в самой теме - "Декоративная композиция". Главное в том, что закономерности, принципы и методы построения композиции впервые в нашей стране последовательно изложены в сочетании передовой фундаментальной теории с многовековой мировой практикой. Это издание может стать настольной книгой для всех любителей декоративно-прикладного искусства, и в первую очередь - студентов художественно-графических факультетов и отделений.
Хороший учебник для школьников по изучению основ композиции нам предлагает автор – Наталья Сокольникова. В её учебнике «Основы композиции» [8], в интересной и доступной форме рассказывается об основах художественного изображения и даются сведения об истории русского и зарубежного изобразительного искусства с древнейших времен до наших дней. Книга «Основы композиции» знакомит с базовыми принципами композиции, ее правилами, приемами и средствами. На основе многочисленных примеров из истории живописи рассматриваются разнообразные композиционные схемы и типы композиции. Учащимся предлагаются практические и творческие задания разного уровня сложности.
В помощь студентам, свой труд предлагает член Союза художников России, профессор, заведующий кафедрой ДПИ Волгоградского института искусств и культуры Р. Паранюшкин. Его учебник - «Композиция: Теория и практика изобразительного искусства» [9], создан для студентов средних и высших специальных учебных заведений и учащихся художественных школ. На примере образцовых работ известных мастеров, учебных работ студентов и своих собственных, автор раскрывает в соответствии с образовательным стандартом все изюминки и нюансы правильной композиции для художников, работающих в различных жанрах.
Для плодотворного и точного освоения темы «декоративная композиция», необходим конечно же, правильный педагогический подход. Для преподавателей, также существуют учебные пособия, помогающие им в полной мере раскрыть тему для учеников и грамотно её подать. Так, в поддержку учителям существует «Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе» [10], написанная Е. В. Шороховым. Книга посвящается одному из самых сложных и принципиально важных вопросов, от решения которого во многом зависит успех обучения школьников изобразительному искусству. Это - обучение композиции. Овладение законами композиции важно для учащихся и в смысле практическом - на занятиях рисованием с натуры, тематическим и декоративным рисованием, - и в теоретическом, так как композиция - один из основных аспектов анализа художественно-выразительных средств произведения изобразительного искусства на уроках-беседах.
Существуют и многие другие книги, раскрывающие тему декоративной композиции и композиции в целом, мы перечислили лишь некоторые из них, но самые лучшие, то есть востребованные и признанные на сегодняшний день.
2.2 Блок уроков «Волшебный мир декоративной композиции» и дидактические таблицы к нему
Для того, чтобы грамотно обучить детей теме «Декоративная композиция», необходимо тщательно продумать и составить блок уроков, способствующий качественному усвоению темы. Целью такого блока является: обучить учеников основам декоративной композиции, научить анализировать форму предметов, стилизовать её, развить декоративное восприятие окружающей среды, и творческое воображение.
Блок уроков «Волшебный мир декоративной композиции»
Таблица 2
№ урока
|
Тема |
Содержание |
Образец |
1 |
«Декоративная композиция» |
Понятие декоративная композиция, виды декоративной композиции |
|
2 |
«Декоративные фрукты» |
Рисуем и стилизуем фрукты |
|
3 |
«Висит груша нельзя скушать» |
Стилизуем фрукты путём дробления на плоскости с помощью цветной бумаги |
|
4. |
«Волшебная лампа» |
Рисуем и стилизуем лампу, кувшин… |
|
5. |
«Декоративная ваза» |
Стилизуем вазу путём дробления на плоскости с помощью цветной бумаги |
|
6. |
«Осенний натюрморт» |
Понятие натюрморта, правила компоновки и построения. Рисунок с натуры. |
|
7. |
«Натюрморт с разных точек зрения» |
Рисуем натюрморт с натуры, с разных точек зрения |
|
8. |
«Орнамент как элемент декоративной композиции. Виды орнаментов» |
Рисуем и изучаем различные орнаменты |
|
9. |
«Орнаментальная декоративная композиция» |
Используем орнаментальные мотивы в натюрморте |
|
10. |
«Членение плоскости на части» |
Рисуем простейшие схематические композиции с применением членения плоскости на части |
|
11. |
«Модули членения композиции» |
Рисуем натюрморт и членим его с помощью различных модулей |
|
12. |
«Держим равновесие! Понятие равновесия в композиции» |
С помощью пятен, линий, форм и цвета учимся уравновешивать композицию |
|
13. |
«Стилизация как элемент декоративной композиции» |
Упражняемся в применении различных приёмов стилизации |
|
14. |
«Декоративная стилизация в натюрморте» |
Применяем стилизацию в натюрморте |
|
15. |
«Декоративный натюрморт» |
Рисуем декоративный натюрморт в одной из пройденных техник. Применяем знания, полученные на прошлых уроках. |
|
В Приложении 2 представлена серия дидактических таблиц к урокам изобразительного искусства «Декоративная композиция»
Итак, на рис.1 «Декоративные фрукты», представлен пример того, как можно стилизовать обычное яблоко. По середине размещено яблоко, выполненное в реалистичной манере, а по четырём сторонам листа мы видим его стилизованные формы. Для создания таблицы использовалась гуашь, чёрная гелиевая ручка и чёрный маркер.
На рис. 2 «Висит груша нельзя скушать» представлено три варианта стилизации груши путём дробления её на плоскости с помощью цветной бумаги.
На рис. 3 «Волшебная лампа» мы видим два стилизованных кувшина, выполненные в технике пуантель. В работе использовалась гуашь.
На рис. 4 «Декоративная ваза», представлено три варианта стилизации вазы путём дробления её на плоскости с помощью цветной бумаги.
На рис. 5 «Осенний декоративный натюрморт» представлено 5 работ, которые в совокупности демонстрирует вариации превращения реалистического натюрморта в декоративный. Слева расположен большой реалистичный натюрморт (акварель), справа небольшие четыре работы, выполненные в разных декоративных техниках. Первый натюрморт – чёрная гелиевая ручка, второй – цветные фломастеры и чёрная гелиевая ручка, третий и четвёртый– акварель и чёрный линер,
На рис. 6 выполнен «Натюрморт с разных точек зрения», который демонстрирует четыре различных положения натюрморта. Для создания таблицы, была использована акварель, цветные карандаши, и чёрная гелиевая ручка.
На рис. 7 «Орнамент как элемент декоративной композиции. Виды орнаментов» представлены 8 различных орнаментов, от самых простых до сложных. Таблица выполнены чёрным маркером.
На рис. 8 «Орнаментальная декоративная композиция», чёрной гелиевой ручкой выполнены два натюрморта с использованием орнаментальных мотивов.
На рис. 9 «Членение плоскости на части», чёрным маркером, выполнены три простейшие композиции, которые демонстрируют пример применения членения плоскости на части.
На рис. 10 «Модули членения композиции» представлено 5 работ, где одна большая работа – реалистичный натюрморт, а четыре маленьких - вариации применения членения композиции с помощью различных модулей. Все работы выполнены чёрным маркером.
На рис. 11 «Держим равновесие! Понятие равновесия в композиции», наглядно продемонстрировано, как с помощью пятен, линий, форм и цвета соблюдается композиционное равновесие. Здесь представлено 5 работ, где одна большая работа – реалистичная крынка, а четыре маленьких - вариации композиций, по-разному композиционно уравновешенных. Все работы выполнены чёрным маркером.
На рис. 12 «Стилизация как элемент декоративной композиции», мы видим пример стилизации винограда. Один виноград выполнен в реалистичной манере, два других предлагают нам два различных варианта стилизации. В работе использовалась акварель.
На рис. 13 «Декоративная стилизация в натюрморте» представлено два натюрморта, демонстрирующих нам применение стилизации в декоративной композиции. В работе использовалась гуашь.
На рис. 14 «Декоративный натюрморт», представлено поэтапное выполнение декоративного натюрморта. Четыре работы наглядно демонстрируют, как из реалистичного натюрморта можно сделать декоративный. Конечный результат – декоративный натюрморт, выполнен в технике оверлеппинг – частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Также применена техника лессировки. Работы выполнены акварелью
Таким образом, благодаря представленному блоку уроков, мы можем добиться поставленной цели - обучить учеников теме «Декоративная композиция», научить анализировать и стилизовать форму предметов, композиционно грамотно компоновать их на плоскости, параллельно с этим развивая творческое воображение и умение нестандартно мыслить.
2.3 Апробирование блока уроков в ходе педагогической
практики
Апробация блока уроков «Волшебный мир декоративной композиции» проводилась в Магнитогорской общеобразовательной школе МОУ СОШ №64 им. Б. Ручьёва с 10.11.14 по 6.12.14.
Данная тема апробировалась на протяжение трёх уроков у учеников 6 класса. Первые два урока были упражнениями на которых ребята знакомились с данной темой, пробовали свои силы, искали интересные методы и приёмы, экспериментировали с различными художественными материалами.
На первом уроке ученики рисовали простейшие формы – декоративные фрукты или овощи. Тема «Декоративная композиция» заинтересовала учеников, они быстро включились в деятельность, работали активно, и самое главное уловили основные принципы и задачи работы.
Тема: «Декоративная композиция»
Цели:
1.Обучить понятию «декоративная композиция», изучить ее основы
2.Развить образное мышление и воображение
3.Воспитать художественно-эстетическое восприятие
Оборудование: ТСО (техническое средство обучения) – мультимедиа проектор, презентация (см. приложение 3, презентация 1), состоящая из восемнадцати слайдов, где кратко даётся понятие «декоративной композиции» (2-3 слайд). Здесь же представлены все виды декоративной композиции (4-13), примеры работ художников (14-17 слайд), а также, две дидактические таблицы с конкретными примерами конечного результата (18 слайд). Ко всему прочему, в материалах оборудования имеются наглядные пособия, состоящие из трёх дидактических таблиц. (см. приложение 2, рис.1-2, 12)
Материалы: лист А4, карандаш, ластик, гуашь, кисти
Задание: познакомиться с понятием «декоративная композиция», стилизовать фрукт на выбор
План урока:
-организационный момент (2 мин)
-вводная беседа (5 мин)
-объяснение нового материала (10 мин)
-анализ задания (5 мин)
-практическая работа (20 мин)
-итог урока (3 мин)
Ход урока:
Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На столе у вас должны быть альбом, пенал, баночка с водой, кисти и гуашь.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, что такое декоративная композиция и что же она из себя представляет.
Вообще, слово «композиция» (от лат. compositio) в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. частей. Композиция – важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность. От композиции во многом зависит восприятие произведения.
Но давайте все же вернемся к теме нашего урока и познакомимся с понятием «декоративная композиция». Что такое композиция вы уже знаете, а что такое декоративная композиция? «Декоративность» от франц. decorative – украшать. Таким образом, декоративная композиция – это любая художественная композиция, которая служит для придания художественной гармонии, законченности и эстетического обогащения окружающего мира.
Сейчас мы посмотрим какие разнообразные виды декоративной композиции существуют: панно, мозаика, витраж, настенная роспись, эстамп, вышивка, скульптура малых форм и т.д. (см. приложение 3, презентация 1, 4-13 слайд). В декоративной композиции используются условная трактовка форм, выразительность силуэта, красота контуров и линий.
Посмотрите какие бывают декоративные натюрморты, на сколько яркие и очень интересные, непохожие друг на друга работы (см. приложение 3, презентация 1, 14-17 слайд). Кто может сказать, чем отличается обычный натюрморт от декоративного? Работы выполнены совсем не реалистично, мы видим, что художник намеренно искажает формы предметов, то есть стилизует их. Форма, цвет, композиционное расположение, равновесие и многие другие средства художественной выразительности помогают художнику в создании декоративной композиции.
Итак, давайте приступим к работе, мы с вами попробуем свои силы в этом изобразительном жанре и начнем с простого – с отдельных предметов – с фруктов или овощей (они чаще всего присутствуют в натюрмортах)
Критерии оценки детских работ:
- соответствие рисунка заданной теме
- оригинальность изображения
- компоновка
- цветовое решение
- владение изобразительными навыками
Итог урока:
Сегодня мы с вами познакомились с темой декоративная композиция Ребята, что же такое композиция? Что такое декоративная композиция? чем же отличается декоративная композиция, от обычной композиции, какие особенности вы можете назвать? Какие основные принципы вы знаете? Какие вопросы у вас возникли? На сегодня у нас всё, урок окончен.
На втором уроке было дано задание нарисовать декоративную вазу или кувшин, с которым ребята также справились на отлично. Ученики уже не просто подглядывали на представленный зрительный ряд, а подключали фантазию и применяли какие-то свои, собственные декоративные приёмы.
Третий же урок был заключительным, на котором учащиеся применили все свои знания и умения. Ребята продемонстрировали полученные навыки в декоративном натюрморте, который стал своеобразным выходом – итоговой работой по теме «Декоративная композиция». Просматривая рисунки, было видно, как смело ученики экспериментировали с цветом, с формой и композицией. Работы получились достаточно интересные, необычные и в то же время грамотные с точки зрения темы.
Тема: «Декоративный натюрморт»
Цели:
1. Обучить составлять и рисовать декоративную композицию
2. Развить навыки стилизации формы
3. Воспитать интерес к образному мышлению
Оборудование: ТСО (техническое средство обучения) – мультимедиа проектор, презентация (см. приложение 3, презентация 2), состоящая из девяти слайдов, где представлены декоративные натюрморты разных авторов (2-4, 6,9 слайд), четыре дидактические таблицы (5, 7-8 слайд), и конкретные примеры того, каким должен быть конечный результат (9 слайд).
В материалах оборудования имеются наглядные пособия, состоящие из 15 дидактических таблиц (см. приложение 2).
Материалы: бумага А4, карандаш, ластик, кисти беличьи, гуашь/акварель
Задание: рисуем декоративный натюрморт в одной из пройденных техник (членение композиции на плоскости, пуантель, оверлеппинг, стилизация, орнамент в декоративной композиции).
Применяем знания, полученные на прошлых уроках.
План урока:
-организационный момент (3 мин)
-объяснение нового материала (10 мин)
-анализ задания (5 мин)
-практическая работа (20 мин)
-итог урока (7 мин)
Ход урока:
Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На столе у вас должны быть альбом, пенал, баночка с водой, кисти, гуашь или акварель.
Мы продолжаем нашу тему «Декоративная композиция», до этого мы с вами рисовали фрукты и вазы, а сегодня мы с вами нарисуем целый декоративный натюрморт.
Давайте посмотрим на слайды и вспомним что же такое декоративный натюрморт (см. приложение2, 2 -9 слайд).
Несмотря на то, что наш натюрморт не обычный, а декоративный, нельзя забывать об обязательных правилах компоновки предметов на листе.
1) В самом начале, необходимо определиться с форматом листа. Если в нём будут преимущественно вытянутые в длину предметы, то более удачным будет вертикальный формат, если же предметы более приземисты и располагаются по ширине листа, в этом случае необходимо выбрать горизонтальный формат.
2) Располагать объекты следует выше или ниже линии горизонта, но никак на уровне глаз, иначе работа будет казаться раздробленной на две равные части, зрительское внимание будет рассеяно, тем самым он упустит из внимания важные детали.
3) Не забудьте обозначить плоскость на которой будут стоять предметы вашего натюрморта.
Итак, давайте приступим к работе, мы с вами должны нарисовать целый декоративный натюрморт. Применяя все свои знания и умения, постарайтесь выполнить работу не только красиво, но и грамотно.
Критерии оценки детских работ:
- соответствие рисунка заданной теме
- компоновка
- оригинальность изображения
- цветовое решение
- владение изобразительными навыками
Итог урока:
Ребята, сегодня у нас был заключительный урок по теме «декоративная композиция», вы молодцы, потому что проделали большую, хорошую работу. За три урока вы узнали, что такое декоративная композиция и научились рисовать ее. Давайте проведём небольшой опрос:
Что такое декоративная композиция? Какие виды декоративной композиции вы знаете? Какие приёмы в декоративной композиции вы можете назвать? С помощью чего можно добиться равновесия в композиции? Молодцы, урок окончен.
Данная тема была хорошо воспринята детьми, они работали охотно и с не поддельным интересом. Ученики подходили к доске, внимательно разглядывали представленную наглядность, перенимали художественные методы и приёмы. Не стеснялись и активно задавали вопросы, касающиеся нашей темы.
Не смотря на разный уровень художественной подготовки, с каждым уроком качество работ росло, ученики уже более осознанно и грамотно подходили к выполнению задания.
Таким образом, тема «декоративная композиция» у учеников 6 класса прошла успешно, дети усвоили необходимые знания, умения и навыки, грамотно выполняли поставленные преподавателем задачи. Очень многие детские работы порадовали, и с уверенностью можно сказать, что результаты превзошли все ожидания.
Заключение
Таким образом, мы выяснили, что тема «Декоративная композиция» должна изучаться в общеобразовательной школе, так как положительно влияет не только на развитие творческого потенциала ребёнка, но и отлично развивает его личностные качества.
Несмотря на то, что данная тема уже присутствует в некоторых школьных программах, она изучается очень поверхностно, не затрагивая многих важных аспектов. Поэтому, мы пришли к выводу, что для темы «Декоративная композиция» необходимо составить отдельный самостоятельный блок уроков, который бы отвечал нужным требованиям, и который способствовал бы качественному освоению данной темы.
Для достижения поставленной цели, мы разработали серию дидактических таблиц к урокам изобразительного искусства «декоративная композиция» для учеников общеобразовательной школы, где наглядно можно увидеть, как создаётся декоративная композиция, какие виды существуют и т.д.
Сравнив понятие «декоративная композиция» в книгах разных авторов, мы глубоко изучили его, вникли в основные аспекты, узнали принципы, приёмы и особенности.
Также, с помощью различных учебников и учебных пособий по теме «декоративная композиция», мы изучили опыт учителей ИЗО, сравнили его, учли все плюсы и минусы.
Обработав всю необходимую информацию, мы собрали воедино лучшие качества, и разработали свой блок уроков, который позволяет учащимся основательно изучить денную тему. Учащиеся знакомятся с понятием «Декоративная композиция», изучают закономерности, принципы и методы построения композиции. По окончании блока уроков, ученики способны самостоятельно, а самое главное грамотно выполнить работу.
Список использованной литературы
1 Даглдиян Калуст. Декоративная композиция. - ISBN 978-5-222-16287-3. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 312 с. – Высшее образование.
2 Г. М. Логвиненко. Декоративная композиция: учебное пособие для вузов. -ISBN 978-5-691-01055-2. – Краснодар: Владос, 2005 г. – 144 с. - Изобразительное искусство.
3 Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Панно - [Электронный ресурс]. (14.01.15).
4 Режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/Художественная резьба по дереву. Энциклопедический словарь - [Электронный ресурс]. (14.01.15).
5 Режим доступа http://www.mining-enc.ru/r/rezba-po-kamnyu/. Горная энциклопедия. - [Электронный ресурс]. (14.01.15).
6 Изобразительное искусство. Рабочие программы к учебникам под ред. Б.М. Неменского. ФГОС: Б.М. Неменский, Л.А.Неменская – М.: Просвещение, 2014.
7 Изобразительное искусство. 5 - 8 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.Я. Шпикаловой. ФГОС – М.: Просвещение, 2013.
8 Сокольникова Наталья. Основы композиции: Учебник для учеников 5-8 классов. - ISBN 5-86866-069-2. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с. – Изобразительное искусство.
9 Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюш-
кин. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 79, [4] с.: ил. — (Школа
изобразительных искусств).
10 Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей / Е. В. Шорохов. – 2. изд., доп. и перераб. – Москва: Просвещение, 1977. – 110, 2 с.: ил. - Библиогр.: с. 110-111 .
Приложение 1
Рисунок 1
Декоративное панно
Рисунок 2
Мозаика
Рисунок 3
Витраж
Рисунок 4
Настенная роспись или монументальная живопись
Рисунок 5
Вышивка
Рисунок 6
Эстамп
Рисунок 7
Скульптура малых форм
Рисунок 8
Чеканка
Рисунок 9
Художественная резьба по дереву
Рисунок 10
Художественная резьба по камню
Рисунок 11
Принцип контраста
Рисунок 12
Принцип акцента
Рисунок 13
Принцип доминанты
Рисунок 14
Принцип баланса
Рисунок 15
Принцип ритма
Рисунок 16
Принцип общего единства
Рисунок 17
«Точка» в композиции
Рисунок 18
«Линия» в композиции
Рисунок 19
Фактура
Рисунок 20
Текстура
Рисунок 21
Приём группировки
Рисунок 22
Приём наложения и врезки
Рисунок 23
Приём членения
Рисунок 24
П. Н. Филонов
«Ударники»
Рисунок 25
К. С. Петров-Водкин
«Селёдка»
Рисунок 26
К.С. Петров-Водкин
«Натюрморт с письмами»
Рисунок 27
К.С. Петров-Водкин
«Натюрморт с самоваром»
Рисунок 28
А. Матисс
«Натюрморт в голубых тонах»
Рисунок 29
А. Дерен
«Натюрморт с черепом»
Рисунок 30
А. Лентулов
«Натюрморт с синим подносом»
Рисунок 31
Р. Фальк
«Натюрморт на белой скатерти»
Рисунок 32
Н. Гончарова
«Натюрморт с рыбой и цветами»
Рисунок 33
П. Пикассо
«Натюрморт с гитарой»
Рисунок 34
Ж. Брак
«Натюрморт с гитарой»
Приложение 2
Рисунок 1
«Декоративные фрукты»
Рисунок 2
«Висит груша нельзя скушать»
Рисунок 3
«Волшебная лампа»
Рисунок 4
«Декоративная ваза»,
Рисунок 5
«Осенний декоративный натюрморт»
Рисунок 6
«Натюрморт с разных точек зрения»
Рисунок 7
«Орнамент как элемент декоративной композиции. Виды орнаментов»
Рисунок 8
«Орнаментальная декоративная композиция»
Рисунок 9
«Членение плоскости на части»
Рисунок 10
«Модули членения композиции»
Рисунок 11
«Держим равновесие!
Понятие равновесия в композиции»
Рисунок 12
«Стилизация как элемент декоративной композиции»
Рисунок 13
«Декоративная стилизация в натюрморте»
Рисунок 14
«Декоративный натюрморт»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.