Статья РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО
Оценка 5

Статья РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО

Оценка 5
Научные работы
doc
изобразительное искусство
1 кл—7 кл
14.01.2024
Статья РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО
Статья РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО
Статья РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО.doc

УДК

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Введение. Человек живет в пространственном, трехмерном мире, и в процессе своей деятельности сталкивается с необходимостью представить форму и строение окружающего его объекта или предмета.

У детей пространственные представления формируются постепенно, на протяжении всего детства и юношества. Активно решается эта задача и в младшем школьном возрасте. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) в начальной школе обязательным является учебный предмет «изобразительное искусство», одна из задач которого – развитие пространственного мышления и воображения, которое не возможно без формирования пространственных представлений.

Однако сложившаяся в педагогической практике ситуация позволяет констатировать, что уровень пространственного развития у учащихся младших классов не соответствует современным требованиям. Как свидетельствуют результаты тестирования (проведенного в апреле 2022 года с целью выявления уровня развития и сформированности пространственных представлений младших школьников), из 90 детей только 23 обучающихся имели представления о двухмерном и трехмерном пространстве, смогли срисовать предмет, сохранив форму и местоположение фигуры (положение в пространстве, угол наклона осей (при наличии угла наклона), возможное добавление теней). Этот результат свидетельствует о необходимости актуализации работы по развитию пространственных представлений на уроках изобразительного искусства.

Работа по изучению развития пространственного восприятия у младших школьников велась такими учеными, как Ф.Н. Блехер, А.В. Белошистая, Л.С. Выготский, С.Д. Луцковская, А.М. Леушина, Т.А. Мусейибова, М. Монтессори, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Н.Я. Семаго и др. В исследованиях ученые дают определения понятию «пространственные представления».

Цель статьи – теоретическое обоснование необходимости развития пространственных представлений на уроках изобразительного искусства у учащихся начальной школы.

Изложение основного материала. Среди нейробиологов и психологов принято считать, что чувство пространства является экстраординарной мыслительной деятельностью, помогающей решать задачи на пространственное ориентирование в теоретическом и практическом плане. Далее чувство пространства приобретает более развитый характер, формируется представление пропорций и специфики объектов. На этой основе воображение начинается экспериментировать с представленными объектами, всячески видоизменяя их и создавая новых. [3, с.54].

Трудно назвать хоть одну сферу человеческой деятельности, где применение навыков пространственного чувства было бы ненужным. Вопрос значимости пространственных представлений в овладении различными видами деятельности особенно стоит сейчас, в век развития компьютерных технологий и развития графической отрасли.

Данные навыки также необходимы для освоения предметов из школьной программы – математики, физики, химии и др. Для решения задач и получения нового материала ученику необходимо владеть навыками представления объекта в 2-D и 3-D пространствах. [6, с.139].

Можно выявить три раздела в работе по формированию чувства пространства и пространственных представлений:

1.        упражнения на восприятие перехода от двумерного пространства к трехмерному и обратно,

2.        упражнения на восприятие перехода от зрительных объектов к воображаемым и наоборот,

3.        упражнения на восприятие перехода от реальной точки до произвольной или свободно выбранной.

П.У. Байрамукова выделяет, что навык пространственного оперирования является отдельным видом мозговой деятельности, которое обеспечивает создание и дальнейшее использование созданного объекта для достижения учебных целей и решения учебных задач [2, с.15].

Г.А. Урунтаева отмечает, что свободная реализация объектов пространственной деятельности отличается своей интенсивностью в возрасте психического формирования и освоения средств интеллектуальной деятельности, которые делают формирование, практическое применение и изменение объектов пространственного навыка возможными. За развитием пространственного мышления стоят учебные предметы, где этот навык применим больше всего, без формирования и применения которого обучение по школьной программе будет малоэффективным [11, с.130].

Во время обучения в начальной школе пространственное чувство формируется на уроках математики, русского языка, изобразительного искусства, технологии  и других дисциплинах. В дальнейшем в средней школе чувство пространства совершенствуется и корректируется на таких дисциплинах, как геометрия, физкультура, черчение, география. Во время обучения учащиеся получают представления о масштабах объектов и их возможных параметрах [10, с. 54]. Плохая успеваемость и ограниченные познавательные способности школьников являются следствием их недостаточного уровня развития пространственного восприятия. Например, во время изучения школьной программы дети знакомятся со свойствами и принципами работы с пространством 2D, в старшей школе программа развития пространственного восприятия дополняется изучением свойств и принципов работы в 3D пространстве [13, 27 c.]. Однако проблема обучения освоению пространственного навыка состоит в привыкании к уже освоенному материалу. Некоторым школьникам сложно приспособиться к пониманию и изучению нового трёхмерного пространства. [8, с. 35].

Учащиеся сталкиваются с проблемой формирования восприятия пространственного моделирования на многих дисциплинах, в том числе и на изобразительном искусстве. Во время прохождения программы по данной дисциплине учащиеся изучают принципы и методы правильного изображения задуманного, развивают пропорциональное восприятие объектов, учатся определять и изображать соотношения между объектами, овладевают навыками интеграции воображаемого объекта в реальный и навыками обратного действия. [12]

Современное понимание изобразительной грамотности включает в себя широкий круг задач по развитию восприятия, мышления, приобретению необходимых знаний в разных видах (теории, практике). Ход понимания, обучения и развития мышления всегда связаны с представлениями. Еще в древние века в Греции в философских учениях появилась такая аксиома – пространство есть одно из проявлений материи, поэтому в процессе формирования и развития пространственного восприятия формы и особенностей объектов изучаются их свойства. [1].

Младшего школьника, прежде всего, следует учить пониманию пространственных признаков предметов. Каждый предмет существует в пространстве. Он сам есть часть пространства, и его материальная масса отделяется от среды поверхностями, рёбрами и вершинами, которые предают предмету пространственную перспективу, т.е. форму. Понимать пространственные представления надо с узнавания формы, величины предметов, с развития глазомера. Глубокое их изучение обычно происходит в двух формах: 1) глаза и голова непосредственно движутся по контуру формы, ощупывая её направления, изгиб; 2) включение зрения и очерчивающего форму жеста помогает понять соотношение частей изучаемого предмета [4, с.10]. .

Постепенно с приобретением познавательного и практического опыта восприятия объектов окружающей действительности дети изображают видимые перспективные сокращения формы, величины предметов, их отдельных частей, пропорциональные соотношения и объёмность в работах с натуры и тематическом рисовании. Немаловажное значение имеет обучение правильному восприятию композиции, видению её выразительных деталей [5, с.150].

В основном, методика развития пространственного представления младших школьников на уроках изобразительного искусства основывается на игровой деятельности, с помощью которой дети могут получить и принять новую информацию гораздо быстрее. Обязательно в игре должно быть участие органов чувств: осязание, зрение. [9] Существует большое количество осязательных упражнений направленных на развитие пространственного восприятия школьника, воздействующие на эмоциональное восприятие природы и окружающего мира. В методике по развитию чувства пространства встречаются упражнения, направленные на работу с природными материалами. Такой формат работы используется при усвоении учебного материала, например, по теме «Декоративное искусство». Существуют также двигательные упражнения, направленные на правильное формирование у детей представлений об особенностях разных форм: птички, березки, солнца и так далее.

В настоящее время школьная программа должна включать в себя решение таких задач:

1.   Учет уровня сформированности пространственного восприятия у каждого ребёнка;

2.   Устранение проблемы в восприятии нового формата задач на моделирование в трёхмерном пространстве;

3.   Формирование и систематизирование знаний относительно проективных образов, включающих в себя топологические, проективные, метрические свойства и отношения изучаемых объектов [9];

4.   Создание благоприятных условий для освоения навыков ориентирования в реальном пространстве, реализации накопленных знаний при решении учебных задач и устранения проблем с переходом в работе от 2D к 3D пространству.

Выводы. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показывает, что развитие пространственных представлений младших школьников имеет практическую значимость. Поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать пространственными образами во всех областях человеческой деятельности. Учителя начальной школы для решения задачи развития  пространственных представлений младших школьников должны использовать потенциал уроков по изобразительному искусству, на которых ученики выполняют разнообразные упражнения на ориентирование в 2D к 3D пространстве.

 

Литература

1.   Ананьев, Б.Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей /Б.Г.Ананьев. - М.: АПН РСФСР, 1976. - 86 с.

2.   Байрамукова П.У. Схематический рисунок при решении задач / П.У. Байрамукова // Начальная школа. 1988. №11. С.15-17.

3.   Волкова С.И. Альбом по математике и конструированию: 2 класс / С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина. – М.: Просвещение, 1995. 64 с.

4.   Кузин В.С. Психология. – М.: Высшая школа, 1082. – 256 с.

5.   Макарова М.Н. Практическая перспектива. – М.: Академический Проект, 2005. – 400 с.

6.   Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. 583 с

7.   Пичугин С.С. Организация творческой работы с геометрическим материалом. // М.: Издательство "Начальная школа и образование", 2007. 4 с

8.   Подходова Н.С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников. // М.: Издательство "Начальная школа и образование", 1997. 345 с.

9.   Попкова, С.С.Развитие пространственного мышления на уроке математики труда/С.С.Попкова//Начальная школа.-1998.-№5.-С.26-

10.            Титова О.В. Особенности формирования пространственных представлений у младших школьников / О.В. Титова. М.: ГНОМ и Д, 2002. – 18 с.

11.            Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2003. – 249 с.

12.   Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении/Л.М.Фридман. - М.: Педагогика, 1984.- 80 с.

13.   Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления учащихся/И.С.Якиманская.-  М.:Просвещение, 1989 -221с.

 

Сведения об авторах

Суюнова Измира Расимовна, студент, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», Симферополь, +79781052934.

Асанова Зарема Ризаевна, научный руководитель, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», Симферополь, +79788898223.

 


УДК РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

УДК РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

Цель статьи – теоретическое обоснование необходимости развития пространственных представлений на уроках изобразительного искусства у учащихся начальной школы

Цель статьи – теоретическое обоснование необходимости развития пространственных представлений на уроках изобразительного искусства у учащихся начальной школы

П.У. Байрамукова выделяет, что навык пространственного оперирования является отдельным видом мозговой деятельности, которое обеспечивает создание и дальнейшее использование созданного объекта для достижения учебных целей и…

П.У. Байрамукова выделяет, что навык пространственного оперирования является отдельным видом мозговой деятельности, которое обеспечивает создание и дальнейшее использование созданного объекта для достижения учебных целей и…

Во время прохождения программы по данной дисциплине учащиеся изучают принципы и методы правильного изображения задуманного, развивают пропорциональное восприятие объектов, учатся определять и изображать соотношения между…

Во время прохождения программы по данной дисциплине учащиеся изучают принципы и методы правильного изображения задуманного, развивают пропорциональное восприятие объектов, учатся определять и изображать соотношения между…

В основном, методика развития пространственного представления младших школьников на уроках изобразительного искусства основывается на игровой деятельности, с помощью которой дети могут получить и принять новую…

В основном, методика развития пространственного представления младших школьников на уроках изобразительного искусства основывается на игровой деятельности, с помощью которой дети могут получить и принять новую…

Поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать пространственными образами во всех областях человеческой деятельности

Поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать пространственными образами во всех областях человеческой деятельности

Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии /

Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2024