О развитии эстетического сознания и формировании художественного вкуса учащихся детских школ искусств
Оценка 4.7

О развитии эстетического сознания и формировании художественного вкуса учащихся детских школ искусств

Оценка 4.7
Научные работы
doc
Междисциплинарный 3
10 кл—11 кл
30.07.2023
О развитии эстетического сознания и формировании художественного вкуса учащихся детских школ искусств
Материал содержит рассуждения о социализации личности и формировании творческой активности учащихся ДШИ.
О развитии эстетического сознания и формировании художественного вкуса.doc

О развитии эстетического сознания и формировании художественного вкуса учащихся детских школ искусств

 

Адаева Наталья Анатольевна

Кандидат философских наук

Преподаватель истории изобразительного искусства

МБУДО ДШИ №2 г. Саров Нижегородская область

 

Эстетическое сознание – это та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного. Эстетическое сознание детей формируется под воздействием многих факторов: моды, родительского влияния, среды общения. Основное воздействие оказывает искусство, причем все его виды – кино, театр, живопись, музыка, литература. Искусство формирует эстетический вкус, способности и потребности подрастающего человека. Оно пробуждает творческий дух, творческое начало, желание и умение творить по законам красоты. Эта эстетическая функция искусства наиболее важна для ребёнка, так как она обеспечивает социализацию личности и формирует творческую активность. Не все наши ученики станут великими художниками, но мы надеемся, что они сумеют ценить красоту вещей, природных явлений, человеческих отношений. Чувство прекрасного, возможно, убережет их от пошлости.

Другая функция искусства – гедонистическая. Искусство доставляет людям наслаждение и формирует способность получать удовольствие от игры красок, форм, фактуры, звуков. Чувство удовлетворения рождает желание возвращаться к источнику удовольствия снова и снова. Этот процесс касается и восприятия художественного произведения (например, картину хочется видеть, о ней получать информацию) и процесса создания произведения (ребёнок будет рисовать с большим удовольствием то, что у него лучше получается – лошадь, куклу, цветочек).

Эстетическое удовлетворение доставляет и сам факт присутствия в красиво оформленном помещении (классе), рядом со спокойными, красивыми, творческими людьми (педагогами, экскурсоводами), среди предметов искусства (мольбертов, красок). Эта сторона эстетического сознания формируется постепенно. В результате ребёнок научится создавать вокруг себя атмосферу красоты и творчества.

Приобщение к миру искусства связано с постижением некой тайны. Обладание этой тайной выделяет человека среди прочих, делает его уникальным, способным видеть больше, чувствовать глубже, рассуждать оригинальнее. Создать атмосферу таинственности коллективного  приобщения к тайне – особая задача, которая должна ставиться и решаться всеми преподавателями, работающими в нашей школе, и в первую очередь преподавателями специальных предметов.

В художественном творчестве присутствует игровой аспект. Искусство моделирует деятельность в игровой форме. Игра воодушевляет, приносит эффект новизны, прилив сил, вызывает чувство успешности. Игровая форма приобщения к искусству весьма эффективна. Я на своём уроке использую разные игровые приёмы: расшифровать слово, составить или разгадать кроссворд, составить вопросы по пройденным темам и включиться в командную игру и другие. Самой эффективной формой считаю театрализованную игру или театрализацию темы. Дети разыгрывают на уроке сценку, сюжет которой составлен с использованием учебного материала (пройденного или нового). После ролевого прочтения текста дети отвечают на мои вопросы, выписывают из текста новые термины и т.д.  Эта форма работы воодушевляет детей, реализует их потребность «примерить чужую роль», перевоплотиться. Следует поощрять детей за выразительное исполнение роли, умение найти подходящие интонации, смысловые акценты. Однако не всегда театрализация темы приносит ожидаемые плоды. В некоторых случаях встречаюсь с неумением читать, нарочитым, дурашливым изменением голоса с целью рассмешить сверстников.

Для формирования эстетического сознания у детей важно опираться на высокохудожественный материал. В условиях нашей  школы этот вопрос решается следующим образом:

1)    создание методического фонда, где находятся детские работы высокого уровня выполнения; составляется электронный каталог детских работ;

2)    формирование школьных выставок учеников и преподавателей;

3)    посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

4)    приобщение к шедеврам мировой художественной культуры на уроках истории искусств. На своих уроках я демонстрирую произведения живописи, скульптуры, архитектуры. Осознавая важность качества репродукций и фотографий, я использую добротные альбомы по искусству, видеофильмы, а также демонстрацию электронных материалов. Запоминанию также способствуют викторины, тесты. Считаю эффективным средством приобщения к искусству оформление рабочих тетрадей, где дети делают зарисовки, приклеивают ксерокопированные картинки.

При изложении исторического материала важно ясно изложить ученикам последовательность событий, чтобы стала понятна логика смены художественных стилей. Дети с удовольствием воспроизводят то, что запомнили, поняли, освоили. Они охотно называют имена художников, названия картин, скульптурных композиций и архитектурных памятников. Эта радость узнавания может быть стимулирована использованием различных репродукций или фотографий из книг.

Для создания полной картины развития зарубежного искусства было разработано методическое пособие «Лента времени». Оно отражает основные этапы эволюции искусства и является наглядным сопровождением курса.

Особой задачей развития эстетического сознания детей является формирование художественно-эстетического вкуса.                                                                                  

Современная личностно-ориентированная модель образования предполагает развитие и саморазвитие личности ученика, предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя, сформировать индивидуальное восприятие мира, взгляды, вкусы, пристрастия. В ходе изучения истории изобразительного искусства должны не только накапливаться знания по отдельным темам курса, но и формироваться умение воспринимать с достаточной степенью глубины отдельные произведения художников, принадлежащие к различным стилям и направлениям. Задача преподавателя истории изобразительного искусства – не столько дать информацию, сколько создать на уроках среду, в которой ребенок самореализуется в соответствии с присущими ему индивидуально-познавательными и творческими способностями. Одним из важнейших условий самореализации выступает формирование эстетического и художественного вкуса.

Понятие эстетического вкуса по объёму шире понятия художественного вкуса. Последнее относится только к восприятию искусства и к собственному художественному творчеству, тогда как эстетический вкус касается всех сторон действительности и человеческой деятельности, которые могут быть оценены с точки зрения красоты и других эстетических характеристик. Для саморазвития личности особенно важно воспитание именно эстетического вкуса.

 Эстетический вкус представляет собой сложное внутриличностное образование, который формируется в широком жизненном контексте. Он предполагает индивидуально неповторимое переживание воспринимаемого объекта. Надо сказать, что вкус формируется всей духовно-практической деятельностью и в «физическом» бытии человека (в манере держаться, говорить, жестикулировать и т.д.), и в духовной сфере, которая связана с высшими человеческими чувствами (дружбой, любовью, творческой реализацией). Вкус представляет собой специфическую форму ценностной ориентации. Благодаря ему производится базовая оценка предметов окружающей среды с точки зрения их значимости для самого субъекта. Человек, обладающий эстетическим вкусом, способен отличить подлинную красоту от того, что только кажется или считается красивым.

 Одним из важнейших путей формирования данной способности является приобщение к настоящему высокому искусству. По всей видимости, художественный вкус является ядром эстетического вкуса. По крайней мере, в художественных произведениях различных родов и жанров даются самые рафинированные образцы красоты. Искусство способствует развитию индивидуального богатства человека, воспринимающего его. Оно обращено к неповторимой индивидуальности человека, во многом раскрывает и формирует её. Художественное творчество комплексно воздействует на ум и сердце и участвует в формировании целостной личности. Воздействие искусства направлено на социализацию личности. Эстетический вкус – это такая способность, в которой выражена гармония социальной и природной сущности человека. Таким образом, уроки истории изобразительного искусства, если они правильно построены, являются благодатной почвой для развития художественного, а стало быть, и эстетического вкуса.

 Эстетический вкус не может быть сведен только к эмоциональному или только рациональному аспекту, поскольку он невозможен без рефлексии чувств, в которой рождается состояние проникновения в образ, а также его оценка.  Это эмоционально-рациональное освоение действительности. Рациональную основу вкуса составляет осознание законов гармонии, симметрии и красоты. Восприятие красоты требует значительного напряжения мысли. Приобщение к высоким духовным ценностям – это, прежде всего, целенаправленное усилие души, сознательное намерение уподобиться им. Преподаватель истории изобразительного искусства должен вскрыть  принципы построения художественного образа, показать связь между свойствами материала и теми способами, которыми его преображает художник. Каждое произведение искусства должно быть объяснено как задача, которую ставил и решал художник.

Эмоциональная основа вкуса восходит к врожденным представлениям о совершенстве во всех его свойствах. Задача воспитателя по отношению к этой основе состоит в тщательном изучении индивидуальных особенностей каждого своего ученика и в коррекции тех эстетических предпочтений, которые не согласуются с признанными эталонами красоты. Уроки следует строить так, чтобы анализ произведений искусства был одновременно и переживанием его образного строя.

Вкус проявляется, прежде всего, в отрицательной реакции на пошлость, в способности испытывать неудовольствие от всяческой проявлении фальши, дисгармонии, бестактности и безобразия. Согласно толкованию В.И. Даля, данное слово производно от «пошлины», каковая первоначально означала давний обычай, старину. Потом оно трансформировалось в именование избитого, наскучившего и общеизвестного, неприличного, почитаемого грубым, низким, площадным. В словаре С.И. Ожегова понятие «пошлый» означает нечто безвкусно-грубое, низкое в нравственном отношении.

Эстетический вкус органически связан с процессом формирования социального, природного и духовного совершенства человека. Развитый вкус – это способность испытывать наслаждение только от того, что достойно или, по меньшей мере, предпочитать достойные наслаждения. Следует отличать эстетическое удовольствие от простого чувственного удовольствия. Если от произведений искусства ждут только чувственных удовольствий, это признак пошлости, то есть неразвитого эстетического вкуса.

 Высокий эстетический вкус отличается от пошлости своей направленностью на идеал. Собственно говоря, пошлость это и есть способность удовлетворяться самыми примитивными, низменными сторонами жизни, обходиться без идеала. По отношению к эстетическому и всякому другому вкусу идеал выполняет корректирующую и интегрирующую функцию. Основу идеала составляет представление о совершенстве. Идеал способен пронизать всю совокупность ценностных ориентаций личности. Это понятие выражает стремление человека возвыситься над каким-то одним, обычным, стандартным состоянием; выйти из привычного, будничного круга будничных ориентаций к чему-то новому и высокому, в большей степени соответствующему достоинству человека. Преподавание истории искусств, поэтому должно быть сориентировано на поиск и демонстрацию идеалов.

Путями формирования эстетического вкуса выступают:

внимательный подбор иллюстративного материала;

развитие умения анализировать художественное произведение с точки зрения соответствия между формой и содержанием, идеей и её воплощением;

акцентирование идеальной стороны художественного творчества;

осуществление взаимосвязи с развитием творческих способностей на специальных предметах (вышивке, композиции, резьбе по дереву и т. д.);

формирование способности выявлять пошлость в художественных произведениях и бытовых отношениях;

развитие речевой культуры, умение регулировать стилистику в зависимости от ситуации общения и т.д.

При анализе  художественного произведения ученика следует стимулировать на высказывание собственного  суждения по поводу его эстетических достоинств, на аргументирование этих суждений. Для формирования вкуса важно также развивать умение делиться своими впечатлениями, подбирать сравнения.

Сложной проблемой для учителя является определение меры допустимого вмешательства во внутренний мир ребенка. Одно дело – коррекция испорченного эстетического вкуса и совершенно другое – навязывание ему собственных эстетических предпочтений. В решении этой проблемы мы не готовы давать какие-либо универсальные рецепты. Чтобы удержаться от крайностей, учитель должен быть предельно самокритичен и способен к пересмотру собственных представлений о том, что пошло, а что по настоящему красиво. Воздействие искусства даже в образовательном процессе не должно иметь ничего общего с дидактическим нравоучением. Оно оптимально только в том случае, если осуществляется через ненавязчивое формирование идеалов.

 

 

 


О развитии эстетического сознания и формировании художественного вкуса учащихся детских школ искусств

О развитии эстетического сознания и формировании художественного вкуса учащихся детских школ искусств

Приобщение к миру искусства связано с постижением некой тайны

Приобщение к миру искусства связано с постижением некой тайны

На своих уроках я демонстрирую произведения живописи, скульптуры, архитектуры

На своих уроках я демонстрирую произведения живописи, скульптуры, архитектуры

Одним из важнейших условий самореализации выступает формирование эстетического и художественного вкуса

Одним из важнейших условий самореализации выступает формирование эстетического и художественного вкуса

Эстетический вкус не может быть сведен только к эмоциональному или только рациональному аспекту, поскольку он невозможен без рефлексии чувств, в которой рождается состояние проникновения в…

Эстетический вкус не может быть сведен только к эмоциональному или только рациональному аспекту, поскольку он невозможен без рефлексии чувств, в которой рождается состояние проникновения в…

Следует отличать эстетическое удовольствие от простого чувственного удовольствия

Следует отличать эстетическое удовольствие от простого чувственного удовольствия

Сложной проблемой для учителя является определение меры допустимого вмешательства во внутренний мир ребенка

Сложной проблемой для учителя является определение меры допустимого вмешательства во внутренний мир ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2023