Формирование филологических знаний обучающихся
через домашнее задание
Для выявления способностей и дальнейшего развития одаренности школьников в последнее время в методической литературе много внимания уделяется моделированию уроков инновационного типа, реализации основ новых педагогических технологий. Но чаще всего это рассматривается на стадии вызова, осмысления, размышления. Мне же хочется рассмотреть вопрос организации самостоятельной работы талантливых учащихся при выполнении домашнего задания. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений. Считаю важным организовывать работу с такими детьми через нестандартное домашнее задание. В Положении о домашнем задании этому дидактическому этапу (любого вида урока) уделяется большое внимание. В теории это звучит так: «Домашнее задание – это самостоятельное выполнение обучающимися заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала, применению его на практике, развитию творческих способностей и совершенствованию учебных умений и навыков.» Для таких учеников интересным и полезным является творческое домашнее задание, в результате которого ребенок создает собственный текст культуры, который содержит любые знаковые системы: речевые тексты (устные, письменные на разных носителях), результаты практических заданий, связанных с воображением и моделированием ситуаций, окружающими ребенка в повседневной жизни. Домашние задания отличаются различной степенью сложности. Такими являются задания творческого характера, проблемные, с поисковыми задачами. Планируя домашнее задание, в каждом случае решается вопрос о том, насколько данное задание является сложным для обучающегося. Творческие домашние задания можно давать только тогда, когда у обучающихся уже есть достаточные знания и умения по учебному предмету, творческое мышление, опыт творческой деятельности. На выполнение творческих заданий давать не меньше недели, чтобы ученик смог распределить свое время, избежать перегрузки. От обучающихся требуются более разнообразные умения самостоятельной работы: работать с книгой, уметь делать зарисовки, искать информацию из справочного материала, монографий. Наряду с учебником обучащиеся должны использовать дополнительные источники информации (тексты художественных произведений, научно-популярную литературу, исторические документы). Домашние задания должны быть нацелены на обучение нестандартным способам решения проблем, формирование интереса не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Именно такой подход делает процесс обучения увлекательным, раскрывает возможности каждого учащегося и пробуждает его инициативу. Развивающий и воспитывающий потенциал такого обучения очень высок, кроме того, он формирует у учеников положительную учебную мотивацию. Безусловно, все дети от природы талантливы, только нужно позволить им творить, помочь раскрыться, поверить в себя, чтобы их способности не погасли со временем. С этой целью нужно предлагать школьникам разнообразные творческие работы. Приведу примеры.
Рисование небольшого эпизода из текста с целью развития вдумчивого восприятия содержания произведения .
Это самый распространенный вид детского творчества, который развивает воображение, фантазию детей, учит видеть не только прекрасное, но и последовательность суждения автора через изображаемые предметы. Так, при изучении произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» даю задание отредактировать первый абзац, составив 10 предложений; выучить этот текст. Затем нарисовать не просто рисунок, а проследить последовательность изображаемых писателем предметов (ночь, звезды, месяц, мороз, парубки, девушки, дым, ведьма). По этому словесному ряду объяснить особенность начала повести. По словарю нужно найти толкование непонятных слов ( Рождество, колядовать, парубки). Объяснить норму произношения «скрыпучий снег», опираясь на словари разных авторов (эпоха Н.Гоголя и наш современный мир). Обычно в 5 классе начинаю присматриваться к тем ученикам, которые к литературе проявляют особый интерес, чье домашнее задание отличается самостоятельностью и креативностью. Помощь со стороны семьи исключается. Таких ребят поначалу много, но выбираю тех, кто не только читает, но может сам предлагать интересные идеи , стать ведущим или экспертом при организации театрализованных уроков, работы в группах. Для развития навыков оценки и самооценки в качестве домашнего задания предлагаю написать рецензию на свою работу, а затем одноклассников. Есть условие: форма рецензии должна быть необычной, пусть даже абсурдной, но логичной по структуре и содержанию. Интерес вызвало произведение В. Астафьева «Васюткино озеро». Было предложено нарисовать в виде комиксов правила нахождения в тайге ( лесу) и составить памятку о правилах поведения в тайге от лица инспектора.
Нетрадиционное сочинение в качестве домашнего задания
– один из наиболее интересных видов обучения учащихся, но самый трудный вид речевого упражнения. Чтобы не потерять интерес пятиклассников к творчеству, предлагаю им сочинения в нетрадиционных жанрах, сочинения на свободную тему, давая полную волю их фантазии.
Примерные задания:
- Составить рекламный текст о любимой сказке.
- Сочинить сказку.
- Написать сочинение на свободную тему
- Придумать письмо понравившемуся сказочному герою или его автору.
- Представить себя героем какой – либо сказки и написать письмо от его имени.
- Написать сценарий сказки.
В
целях развития литературной одаренности предлагаю задания, для выполнения
которых нужна подсказка от самого автора и его книги. Суть заданий строится на
внимательности и осмыслении прочитанного.Готового ответа нет в Интернете, нужно
искать в тексте «шифры». Как правило, такое задание выполняет 2-4 ученика,
которые имеют навыки исследовательской деятельности и самостоятельного чтения. Такая
работа требует усидчивости .
Практика показывает, что нестандартные творческие задания
вызывают живой интерес у учащихся. Им нравится творить, создавать что-то новое
и оригинальное. Творчество помогает детям раскрыться, учит ценить прекрасное и
пробуждает чувства, поэтому в жизни школьников должно быть больше творческих
заданий. Следующий вид домашних заданий для выявления одаренности позволяет
способному ученику проявить свой литературный талант. Суть
задания: поиск в классическом тексте материала, который возможно (без
принципиальных искажений смысловой составляющей) адаптировать к привычной,
актуальной для обучающихся информационной среде. Такие задания уместны в 8
– 9 классах. Оформить страничку в соцсети одному из героев повести
«Капитанская дочка» (Петр Гринев, Мария Миронова, Швабрин)
РУБРИКИ: (можно самим придумать )
Ø Родители
Ø Образование
Ø Увлечения
Ø Друзья (Кто мог быть другом этого человека? Возможно, это герои других произведений)
Ø Враги
Ø Покровители
Ø Жизненный девиз
Ø Основные качества
Ø Путешествия
Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности, поэтому формы работы с одаренными учащимися через уроки литературы самые разнообразные:
- ведущий в творческой мастерской;
- придумать самому конкурсы;
- составить задания для интеллектуального марафона;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Давая разнообразные творческие задания на дом, выявляю тех, с кем буду работать длительное время, готовя их к олимпиадам, НПК, поэтическим конкурсам. Таких учащихся веду с 5 по 9 класс. Как правило, эти ребята дают хороший результат и, обучаясь дальше, продолжают быть участниками конкурсов, читательских форумов. Они активно посещают библиотеки, много читают. Домашнее задание способных и одаренных опрашивается либо на уроке (на любом этапе урока, где это необходимо), либо индивидуально обсуждается во внеурочное время, либо через личную переписку.
Презентации – это особый вид домашнего задания. Не каждый способный ученик самостоятельно приготовит презентацию. Даю задания: к слайдам, которых должно быть не более 10, предлагаю ученику подобрать интересную информацию из рекомендованной книги (объем должен быть небольшой). Использую принцип: не перегружать , это домашнее задание и по времени, объему не должно превышать рекомендованную дозу. Вариантов заданий очень много, но главный упор делаю на само произведение и наблюдение за словом, героями, поступками.Виртуальная экскурсия – этот вид работы особенно нравится ученикам 5-9 классов. Материала очень много, дети находят разнообразную информацию на сайтах писателей. Затем выступают перед классом. Если материал собран в большом объеме, то создаю творческие микрогруппы по несколько человека из числа одаренных детей, которые успешно и самостоятельно выполнили домашние задания ( их я заранее проверила). В каждом классе есть инициативные группы школьников, которые становятся руководителями проектов, соведущими.( подобрать сценарий или составить свой, разработать тест , кроссворд и т.д.) В таком случае даются индивидуальные консультации. Начиная с 6 класса предоставляю полную свободу в выборе тем письменных домашних работ, практикую выбор домашнего задания по своему выбору и форме представления. Ученики, выполняющие нестандартные домашние задания, помогают мне наполнять интересным содержанием уроки литературы. Их с увлечением слушают одноклассники. Таким образом, эти и другие формы предлагаемых заданий на дом, позволяют мне не только выявлять одаренных ребят, но и расширять возможности уроков литературы для формирования филологических знаний за рамками учебника. Работа и общение со способными детьми дает мне возможность расширять и свой творческий потенциал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.