Формирование функциональной ( читательской) грамотности у младших школьников
Оценка 4.7

Формирование функциональной ( читательской) грамотности у младших школьников

Оценка 4.7
docx
31.03.2021
Формирование функциональной ( читательской) грамотности у младших школьников
Опыт Формирование функциональной грамотности.docx

   

 

 
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

ИМ. А.И. ПОКРЫШКИНА СТ. КАЛИНИНСКОЙ

 

 

               

 

 

Формирование  функциональной (читательской)

 грамотности у младших школьников

 

 

                                           Автор:

                                                                           Коновалова Тамара Васильевна

                                                           Учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №2

1 квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

ст. Калининская,  2021 г.

 

 

Содержание

 

 

Введение

3-6

I.

Составляющие функциональной грамотности

7

1.1.

Составляющие читательской грамотности

7-8

1.2.

Этапы работы с текстом в начальной школе

9

II.

Формирование читательской грамотности 

10

2.1.

Приемы формирования читательской грамотности

10-17

2.2.

Технологии, используемые в работе

17-19

2.3.

Примеры используемых заданий для формирования читательской грамотности

19-22

III

Рекомендации по организации дифференцированной работы с разными группами учащихся в зависимости от их уровня чтения и работы с информацией

Заключение

 

 

23-24

 

 

25-27

 

Список литературы

28

 

 

Приложение

 

 

29-82

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

 

   Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. 

Читательская грамотность -способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Возникла необходимость в переосмыслении своего опыта работы по формированию читательской грамотности. Изучив учебники дополнительную литературу, я пришла к выводу, что в основу организации работы с читательской грамотностью должны быть положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста. Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, необходимо было научиться не только классифицировать учебные задания по основным группам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока.

     Мною были изучены разные приёмы формирования читательской грамотности. Представлю вашему вниманию только некоторые из них: приём — «Чтение с остановками», приём «Синквейн», приём «Работа с вопросником»., приём «Составление диафильмов по произведению», приём «Мозговой штурм», приём «Иллюстратор», приём «Написание творческих работ», приём «Создание кроссворда», приём «Продолжение произведения (придумывание конца)», приём «Тонкие и толстые вопросы». 

С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:        «Драматизация», «Моделирование» и          «Древо мудрости».

    Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Задача моя как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки.

 

Введение

 

   Современный мир отличается огромной скоростью изменений. Мы живем во времена  стремительного развития информационных технологий. Относиться к этому можно по-разному, но суть от этого не изменится. На нас ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации. Раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ. Сегодня  невозможно представить себе человека, который не пользовался бы Интернетом. Насколько сильно меняет жизнь интернет? Во всех смыслах, начиная от возможности удаленной работы, заканчивая тем, что мы больше не можем контролировать, что и когда узнает ребенок. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.

И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию.

Есть такое выражение: генералы всегда готовятся к прошлой войне. К родителям и педагогам это относится еще больше. Родители воспитывают детей в сегодняшнем дне. Когда мы думаем о том, чтобы было хорошо нашим детям, мы анализируем окружающую действительность и из этого делаем выводы о том, чему их учить, куда направлять. Но при этом мы забываем, что к тому времени, когда наши дети вырастут, сегодняшний день будет для них позавчерашним. На самом деле в современном мире – все об этом говорят – гораздо эффективней ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, уметь структурировать, уметь различать достоверную информацию.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Здесь  идет активное обучение речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами,  умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;

– способный быть самостоятельным в выборе и принятии решений, умеющий отвечать за них;

– способный нести ответственность за себя и родных;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

 – обладающий набором ключевых компетенций по различным областям знаний;

– легко адаптирующийся в любом обществе и умеющий влиять на него;

– понимающий, что жизнь среди людей – это постоянный поиск компромиссов;

– хорошо владеющий устной и письменной речью;

– владеющий современными информационными технологиями.

Задача учителя - развить ребёнка:

 -Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.

 -Развить речь, память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, и мелкую моторику.

 -Развить коммуникативные способности, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

      В примерной образовательной программе начальной школы прописано, что «В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в  текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­-познавательных текстов, инструкций.

 

Требования к планируемым результатам освоения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в разделе «Чтение. Работа с текстом»

Типы учебных заданий, направленные на достижение планируемых результатов в разделе «Чтение. Работа с текстом»

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Выпускник научится: • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные

средства текста;

 • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться:

• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

• работать с несколькими источниками информации;

• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

-найти конкретные сведения;

- найти значения слова и фразы;

- определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;

- определить время и место действия рассказа. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:

- установить связь между событиями;

- понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;

- понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;

 - выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Выпускник научится:

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

 • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться:

• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

распознать общую идею или тему текста;

- описывать отношения между героями;

 - сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;

- понимать настроение и общий тон рассказа;

- находить практическое применение информации из текста.

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Выпускник научится:

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению - оценивать правдоподобность описанных событий;

- описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;

- оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;

- определять отношения автора к основной теме текста, достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

 Выпускник получит возможность научиться:

• сопоставлять различные точки зрения;

• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

 • в процессе работы выявлять достоверную (противоречивую) информацию

- оценивать правдоподобность описанных событий;

- описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;

- оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;

- определять отношения автора к основной теме текста

 

I.             Составляющие функциональной грамотности

 

Функциональная грамотность простыми словами- это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. (Приложение 1)

 

Читательская грамотность

Функциональная

грамотность

Естественно- научная грамотность

Математическая грамотность

Компьютерная грамотность

Финансовая грамотность

Правовая (юридическая) грамотность

Грамотность в вопросах здоровья

Грамотность в семейно- бытовых вопросах

Творческое мышление

Рассмотрим одно из составляющих функциональной грамотности.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. 

Читательская грамотность

- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

1.1.          Составляющие читательской грамотности

1) Речевые умения:

– конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);

– использовать в речи изученные синтаксические конструкции;

 – различать однозначные и многозначные слова;

– видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

– употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости;

– совместно с учителем узнавать незнакомые слова.

2) Интеллектуально-речевые умения.

а) Рецептивные (умения слушать, читать):

– использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);

– делить текст на структурно-смысловые части;

– самостоятельно ставить вопросы к тексту;

– вести диалог с автором текста;

– отвечать на вопросы учителя по тексту;

– выделять в тексте главное;

– составлять простой план текста;

 – составлять таблицу, схему по содержанию текста;

– находить ключевые слова;

– соотносить заглавие с содержанием текста;

б) продуктивные (умения говорить, писать):

– подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);

– создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно);

– создавать текст-повествование в учебно-научном стиле;

– озаглавливать текст;

– подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);

 – исправлять тексты по условным обозначениям учителя.

3) Коммуникативные умения:

– вступать в диалог с учителем и сверстниками;

– высказывать и аргументировать свою точку зрения и воспринимать аргументы собеседника;

– обсуждать проблему в группе (в паре);

– договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре).

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

1.2.          Этапы работы с текстом в начальной школе

1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

 

 

 

 

II.               Формирование читательской грамотности

Возникла необходимость в переосмыслении своего опыта работы по формированию читательской грамотности. Изучив учебники дополнительную литературу, я пришла к выводу, что в основу организации работы с читательской грамотностью должны быть положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста. Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, необходимо было научиться не только классифицировать учебные задания по основным группам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока.

 

2.1.          Приемы формирования читательской грамотности

     

     Мною были изучены различные  приёмы формирования читательской грамотности. Я представлю вашему вниманию только некоторые из них. Возможно, многие знакомы вам. Однако,  считаю, что их применение позволяет достигать планируемых результатов.

  • Приём — «Чтение с остановками». Одна из основных стратегий технологии критического мышления – чтение с остановками. Эта стратегия реализуется при следующих условиях:

1. текст не должен быть знаком учащимся;

2. текст заранее делится на части;

3. задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности.

На стадии «вызова» проводится объяснение   и прогнозирование возможного содержания рассказа по заглавию.

- Как вы понимаете название?

- По названию предположите, о чем будет произведение?

 

Стадия «осмысления содержания» предполагает чтение с остановками. Текст читается учителем или бегло читающими  учениками  вслух по частям, слушатели следуют за читающим, не забегая вперед, постепенно открывая строки рассказа.

-Как на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше?

-Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

-Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Стадия «рефлексии» требует ответов на важные вопросы.

- Как вы понимаете финал рассказа?

- Почему рассказ  так называется?

- Почему текст завершается многоточием?

- Как бы сложилась судьба героев, будь они реальны?

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Главное достоинство данного приема – развитие мышления, воображения и речи учащихся.

Однако, есть и  трудности применения данного приема:

Во-первых, использование приема «чтение с остановками» требует от учителя отличного знания текста.

Во-вторых, учитель должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться остановки.

В-третьих, при таком чтении нет целостного восприятия текста. Поэтому после того, как текст был прочитан с остановками, его необходимо прочитать на уроке еще раз, уже полностью, чтобы восстановить его целостное восприятие.

В-четвертых, большие затраты времени, т.е. использовать для чтения с остановками объемные тексты нецелесообразно.

Таким образом, основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать на уроке прием « чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и воображения учащихся, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.

                                                                                                       (Приложение 2)

·        Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

 Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

·        Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

·        Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

·        Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

 

·        Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме

·        Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.  

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).                                                      (Приложение 3)

·       Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно провожу фронтальную проверку точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.                                       (Приложение 4)

  • Приём «Составление диафильмов по произведению». 

 Интересную работу мы проводили по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.

Делаем так:

– по материалу прочитанного произведения составляем свой диафильм, продумывая содержание отдельных кадров;

 

– определяем количество кадров.

Готовые диафильмы представляются  в классе.

                            (Приложение 5)

·                     Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Цели:

- Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.

- Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях".

- Научить детей фантазировать.

- Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.

- Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая.

- Оценить общую активность детей.

Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики высказывают любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

При использовании метода «мозговой штурм» необходимо придерживаться ряда правил:

·           Во-первых, ни в коем случае нельзя критиковать предложенные идеи младшими школьниками; строго запрещаются различные обсуждения и споры.

·           Во-вторых, приветствуются абсолютно все предложенные идеи младшими школьниками, даже фантастические.

·           В-третьих, обязательно должны поощряться те идеи, которые усовершенствуются, развиваются и комбинируются детьми.

·           В-четвертых, все идеи должны излагаться кратко; нельзя прерывать эстафету идей.

·           В-пятых, одной из главных целей должно быть получение большого количества идей.

·                     Одним из важных условий проведения данного метода должно быть создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказать детьми идей из-за критики, привлечение специалистов разного профиля, склонность их к творческой работе.                     (Приложение 6)

·       Приём «Иллюстратор»

·       Иллюстрации к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению носят сюжетный характер.

Мною был опробован следующий прием детского иллюстрирования прочитанных текстов.

На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.

После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Так появляются картинные планы. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют.

                                                                                                        (Приложение 7)

·       Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы или после понравившегося произведения. Этот прием применяю и на уроках русского языка. Детям предлагаю написать продолжение истории из раздела или самому написать сказку или стихотворение. На уроке  учащиеся зачитывают свои сочинения, очень ждут и с радостью делятся своими мыслями . В этих работах ценится именно полёт фантазии.                                                                                 (Приложение 8)

·       Приём «Создание кроссворда».  Интересным  заданием для творчества считаю составление кроссвордов. Эта работа повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценно воспринимать художественное произведение.

·       Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме,  можно развивать навыки самостоятельной  работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на отдельных  листах или в тетрадях, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса. 

·                                                                                                (Приложение 9)

·       Приём «Продолжение произведения (придумывание конца)»

·       Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.                                                   (Приложение 10)

·       Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

 

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

 

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

 

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

 

 

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

 

2.2.          Технологии, используемые в работе

 

Технология критического мышления.

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

·      1-й этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

·      2-й этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

·      3-й этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.

 •  Драматизация.

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах начальной школы.

При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:

a. Только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям и коллективной декламации;

b. Только средствами движения, т.е. в виде пантомимы;

c. Соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.

Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.

Называю возможные формы драматизаций:

– пальчиковый театр;

– кукольный театр;

– костюмированные представления по известным произведениям;

– музыкальные инсценировки;

– спектакли по собственным сценариям.

Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. (Приложение 11)

•  «Моделирование»

Это введение системы “заменителей” (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.

Таким образом, моделирование позволяет:

– включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;

– дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;

– создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;

– поддержать интерес к художественной литературе;

– обогащать духовный мир ребенка;

– осознанно воспринимать художественные произведения.

•  «Древо мудрости» - сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

                                                                                                   (Приложение 12)

 

2.3.          Примеры используемых заданий для формирования читательской грамотности

 

В первую очередь данные приемы и технологии  направлены на формирование навыков смыслового чтения. Предлагаю рассмотреть некоторые задания.

Проталинки. Ученику необходимо найти в тексте и вписать слова в предложенный отрывок.

Выбор.

Выбрать, подчеркнуть в тексте имена героев, олицетворение, сравнение, эпитеты.

Точное слово.

Найти слова, характеризующие героев, отражающие отношение автора.

Проверь себя.

Выполнить задания, составить список прочитанных произведений.

Соответствие. Задание на работу с незнакомыми, устаревшими словами. Ребенку необходимо прочитать устаревшие  слова и словосочетания, определить их значение и закрасить смысловые пары соответствующим цветом.

Проба пера. Составление рассказа по предложению. На основе одного предложения, взятого из прочитанного ребенком произведения, нужно либо продолжить рассказ, либо восстановить события, которые были до. Здесь мы видим как работу с текстом, поскольку ребенку необходимо вспомнить, о чем шла речь в рассказе, так и развитие читательского воображения.

Диалог с автором текста. Ребенку предлагается ответить на поставленный вопрос, высказать свою точку зрения по смыслу текста, с которым он познакомился. Также он должен выбрать одну из пословиц, раскрывающих смысл рассказа, и доказать, почему подходит именно она. Еще одно интересное задание - палитра чувств. С помощью этого метода ребенок сможет проанализировать, как изменялось состояние героя, в какой последовательности и почему одно чувство сменялось другим.

                                                                                                      (Приложение 13)

В 1 классе:

сначала учу обучающихся различать группы предложений и текст, затем  развиваю у обучающихся умения находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.  На начальном этапе обучения список вопросов прилагается. Постепенно обучающиеся овладевают умением задавать вопросы без опорных слов. Если дети будут понимать смысл вопросов, сами научатся их формулировать, то найти ответ на вопрос, заданный в явном виде не составит для них сложности.                                                                         (Приложение 14)

Во 2 классе выделяю следующие ключевые умения читательской грамотности:

определение темы текста; установление последовательности событий;

понимание информации, представленной в неявном виде (например, нахождение в тексте примера, доказывающего приведённое утверждение).

Во 2-4 классах продолжается работа по формированию умения составлять вопросы. Но если в 1 классе составляются вопросы, ответ, на который легко можно найти в тексте, то со 2 класса поощряются проблемные вопросы, для ответа на которые необходимо рассуждать.

Часто использую в своей практике самостоятельное изучение детьми произведений. Вначале дети читают произведение в парах, объясняют друг другу непонятные слова, опираясь на контекст либо пользуясь толковым словарём. Затем в процессе проверки работы приходят к единому мнению о значении слов. Далее ведется работа над пониманием содержания текста, которая организуется таким же образом по заранее подготовленным учителем вопросам.  Обучающиеся не только отвечают на вопросы, но и приводят доказательства с опорой на текст. Во 2 классе начинается работа по формированию умению устанавливать причинно-следственные связи. Первоначально предлагаются уже выделенные события, необходимо только установить причину и следствие. В дальнейшем обучающиеся самостоятельно выстраивают всю цепочку рассуждений.                                      (Приложение 15)

 В 3-4 классах ведётся работа над формированием следующих ключевых умений читательской грамотности: составление плана текста, понимание информации, представленной в виде таблицы, высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном произведении.

Работа над текстом проходит в четыре этапа.

I этап. Ученик выделяет главные ключевые слова в абзацах.

II этап. Определяет главную мысль («О чём говорится?») и второстепенные мысли ( «Что именно об этом говорится?» )

III этап. Взаимопроверка.

IV этап. Рефлексия.

Для работы детям выдаются: алгоритмы действий, карточки для индивидуальной работы и карточка для самопроверки главных слов

(Приложение 16)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III . Рекомендации по организации дифференцированной работы

с разными группами учащихся в зависимости от их уровня чтения

и работы с информацией

 

     Группа учеников с низким уровнем чтения и работы с информацией

Со стороны педагогов ученику необходима поддержка как в понимании ключевых положений и логики изложенного материала, так и в развитии его читательских умений, в первую очередь, умения находить неявную информацию, выделять главное, делать выводы. Ему необходим опыт переформулирования учебных текстов, их небуквального пересказа.

Во многих случаях проблемы низкого уровня читательской грамотности коренятся в речевых дисфункциях. В таком случае может потребоваться специальная поддержка.

     Группа учеников со средним уровнем чтения и работы с информацией

Для того чтобы ребенок разобрался в  логике  текста, уяснил причинно-следственные связи, верно интерпретировал язык текста, понял авторскую позицию, продвинулся в предмете за счет чтения дополнительной литературы (речь идет о чем-то большем, чем просто запоминание интересных фактов), – для всего этого ему нужна помощь учителя. Необходима регулярная практика работы с такими вопросами к тексту, ответ на которые нельзя найти и просто зачитать или выписать.

     Группа учеников с повышенным уровнем чтения и работы с информацией

Необходимо поддерживать мотивацию для развития сложных читательских умений.

     Группа учеников с высоким уровнем чтения и работы с информацией

Необходима поддержка интереса к чтению, постоянная практика работы со сложными вопросами к тексту, использования прочитанного в новых контекстах.

 

    В связи с этим становится понятным, что учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, должны быть связаны с данными группами умений.

    Хорошим подспорьем служат рабочие тетради и тетради для проверочных работ на печатной основе по программе «Школа России». Такие как: 

« Литературное чтение. Рабочая тетрадь» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Работа с тестом» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Смысловое чтение» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Тетрадь по развитию речи» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Предварительный контроль. Текущий контроль. Итоговый контроль» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Тестовые контрольные задания» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Дневник читателя» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Читаем летом» Серия «Школа России». ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Учимся писать сочинение» А.В Птухина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности» О..Б.Панкова ( с 1 по 4 класс),

« Проверочные работы по литературному чтению.» Л.В.Дьячкова ( с 1 по 4 класс),

« Чтение . Работа с текстом» О.Н.Крылова ( с 1 по 4 класс)

(Приложение 17)

Заключение

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг, не видят пример родителей с книгой и т.д.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Задача моя как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки.

Анализ результатов выполнения обучающимися 2 класса итоговой контрольной работы по читательской грамотности в  конце 2019 года показал, что у обучающихся только на 25% сформированы все три группы читательских умений: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.

Анализ результатов выполнения обучающимися 3 класса  контрольной работы по читательской грамотности в  конце  3 –ей четверти 2020 года показал уровень  сформированности всех трех групп читательских умений: общее понимание и ориентация в тексте, глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, использование информации из текста для различных целей.

В таблице  представлены результаты  3 класса  2019-20 учебного года  по всем трём группам читательских умений.

Группы умений

Значение по классу

от общего числа обучающихся 

Общее понимание и ориентация в тексте

45%

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

30 %

Использование информации из текста для различных целей

25%

 

Анализ результатов выполнения обучающимися 4 класса контрольной работы по читательской грамотности за 1-ое полугодие  2020-2021 учебного года показал, что у обучающихся вырос уровень  сформированности всех трех групп читательских умений: общее понимание и ориентация в тексте, глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, использование информации из текста для различных целей.

  В таблице  представлены результаты этого 4 класса  2020-21 учебного года  по всем трём группам читательских умений.

Группы умений

Значение по классу

от общего числа обучающихся  

Общее понимание и ориентация в тексте

60%

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

40 %

Использование информации из текста для различных целей

45%

 

 

Уровни достижений

Значение по классу

Достигли базового уровня

45 %

Достигли повышенного и высокого уровня

55 %

 

Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;
  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
  • переформулировать вопрос и сообщения текста;
  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
  • выражать свои мысли письменно.

Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к

чтению, умение применять приемы анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.

При проверке техники чтения у детей в 4 классе за 1 полугодие были выявлены результаты:

Справляются – 85 % учащихся

Правильно читают -65% учащихся

Эмоционально читают – 56 % учащихся

Со 2 класса учащиеся заводят читательские дневники, в которые записывают названия прочитанных книг в домашних условиях.

Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 55% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.

     Из практики работы следует понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников.

Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Разнообразные и увлекательные задания помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное. Таким образом, выпускники начальных классов подготовятся к освоению программы средней школы. Они получат качественную базу для дальнейшего обучения и смогут успешно пройти все необходимые испытания.

Желаю вам интересной и плодотворной работы, вашим ученикам - успехов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2010. 

2.     Кузнецова М.И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – № 1 – с. 107-136. 

3.     Лутошкина В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Красноярск. – 2012.

4.     Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И.Д. Фрумина. –  М.: Изд. дом. Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 284 с. 

5.     Пинская М.А. Анализ учебных пособий для начальной школы // Вопросы образования. – 2009. – №1. – с. 137-162. 

6.     Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? По материалам анализа  результатов PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – №2 – с. 87-108. 

7.     Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. 

8.     Результаты мониторинга качества начального образования в образовательных организациях Саратовской области в 2014-2015 учебном году: Сборник аналитических материалов/ Отв. редактор А.А. Иванов, – Саратов: ГАУ СО «РЦОКО», 2015. – 88 с.

9.     Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – № 4. – с. 240-267. 

10. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15 летних школьников // Вопросы образования. – 2011. – № 2. – с. 123-150. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

http://www.planeta-kniga.ru/sites/default/files/kontent/s1200-1.jpg

 

 

 

 

 

Приложение 2

Чтение с остановками

 В. Астафьев «Приёмыш».

 Данный текст разделила  на три части и к каждой из них приготовила вопросы.

1.Стадия вызова

- Как вы понимаете название?

- По названию предположите, о чем будет рассказ?

2.Стадия «осмысления содержания»

Чтение  первой части рассказа.

-Какие события могут произойти в описанной обстановке?

Второй смысловой отрывок предполагает вопросы:

-Как на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше?

-Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

-Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

После третьей заключительной части зададим вопрос:

- Что будет с героем после событий рассказа?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?

Стадия «рефлексии»

- Как вы понимаете финал рассказа?

- Как бы сложилась судьба героев реальной жизни?

- Какие проблемы поднимает автор и какова его позиция?

 

 

 

 

П.Ершов « Конёк – горбунок»

1.Стадия вызова

- Как вы понимаете название?

- Как вы понимаете слово « гобрунок»?

- По названию предположите, о чем будет сказка?

2.Стадия «осмысления содержания»

Чтение начала сказки.

-  Как начинается сказка?

- Докажи, что так начинаются многие русские сказки.

- Вспомни, как называется этот прием?

Чтение 1 части.

- Как будут развиваться события дальше?

- Кто сможет поймать вора?

Чтение 2  части.

- Сможет ли средний брат поймать вора?

Чтение 3 части.

-Действительно ли Иван оказался дураком?

- В каких сказках герой поступает так же?

Чтение 4 части.

- Предположи, что сделают с конями Данило и Гаврило?

Чтение 5 части.

- Как поступит главный герой?

Стадия «рефлексии»

- Чем закончилась сказка?

- Как вы относитесь к поступкам братьев?

- Что может  происходить в реальной жизни?

-Расскажите эту историю от лица Ивана.

 


 

 

Приложение 3

Приём «Синквейн».

Дети
Прекрасные, озорные.
Играют, шалят, радуют.
Цветы нашей жизни.
Радость.

Дом

Большой, красивый

 Защищает, греет,

Нужен всем людям

Убежище

Родители

Добрые, заботливые

Трудятся, заботятся, оберегают

Мы любим наших родителей

Семья

Книга

Мудрая, полезная.

Читаем, узнаём, советуем.

Книга – лучший друг.

 Библиотека.

Каникулы

 Весенние, летние…

Отдыхать, гулять, рисовать….

Перерывы в занятиях в течение учебного года….

Отдых

 

 

 

Приложение 4

ВОПРОСНИК

В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип»

1.     Как стрижонок появился на свет и что он увидел?

2.     Где происходят события?

3.     Почему первая капля досталась именно Скрипу?

4.     За что ему досталось от мамы-стрижихи?

5.     Почему у птенцов не было отца?

6.     Какой была матерью стрижиха?

7.     Что  с ней случилось?

8.     Как стрижатам удалось выжить?.

9.     Как Скрип научился летать?

10. Кто является врагами стрижей?

11. Что уносят с собой стрижи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Приём «Составление диафильмов по произведению». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Приём «Мозговой штурм» 

Возможные темы мозгового штурма для детей младшего школьного возраста.
Примеры: 
1. Как спасти бездомных собак и кошек от голода?
2. Как можно измерить длину всех рек на земном шаре? 
3. Как обезопасить пешеходов от падающего с крыши снега и сосулек?
4. Как помочь людям  на улицах города летом  от невыносимой жары?
5. Как сделать так, чтобы дети  никогда не ссорились с родителями?
6. Как можно спасти растения от наводнения?
7. Что можно рисовать на стене?
8. Как размешать сахар в чае без ложки?

9. Как быстро остудить кипяток?
10. Что произойдет, если исчезнет ветер?
11. Придумайте свой город будущего.
12. Что произойдет, если уничтожить всех комаров?
13. Как спастись Колобку? Что ему надо сделать?
14. Как мышке спастись от кошки?
15..Как можно поздороваться человека?

16.  Как обеспечить посещаемость школы?
17. Численность людей на Земле увеличивается.  Уже на всех не  хватает мест, а  воды и еды. Что делать?
18. Как достать верхушки дерева?
19. Как пройти в класс, не открывая ни одну из дверей?
20. Как украсить комнату к празднику?
21. Что необходимо положить в кашу, чтобы она стала очень вкусной?
22. Куда в классе можно спрятать телефон?
23. Куда летят облака?
24. Как можно найти самого умного человека?
25. Какие качества животных ты хотел бы иметь?
Задачи:
1. Вы уезжаете с родителями  в отпуск на три недели. У вас есть комнатные цветы и их необходимо поливать. Что делать?
2. Как определить время, когда нет вокруг часов?

3. Что необходимо сделать, чтобы любимая игрушка никогда не терялась?
4. Перед вами стоит задача подготовить проект. Какие будут ваши действия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Приём «Иллюстратор» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Приём «Написание творческих работ» 

 

Учебник « Литературное  чтение», Л.Ф.Климанова,4 класс.

Стр.61

-Рассмотри иллюстрацию Н. Кочергина к сказке П.Ершова « Конёк-горбунок».

-Придумай свою сказочную историю про Рыбу-кит.

Стр. 134

А. Чехов « Мальчишки»

- Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них.

Стр.36

- Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел « Делу время- потехе час».

 

Приложение  9

Приём «Создание кроссворда». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

Приём «Продолжение произведения (придумывание конца)». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник « Русский язык», В.П.Канакина,4 класс.

Стр.143.

-Прочитайте начало сказки Е. Пермяка. Придумайте своё продолжение сказки.

             Один раз в 100 лет самые добрый из всех самых добрых стариков – Дед Мороз- в ночь под Новый год приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживёт…

           Если такие краски попадут злому мальчику или злой девочке – они могут натворить много дел… Поэтому Дед Мороз долго проверяет сердца детей, а потом уже выбирает, кому из них подарить волшебные краски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 11

«Драматизация »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 12

« Моделирование»

-1.Графическая модель.

 

2. Рисованная модель

Радость                    Огорчение                  

3. Словесная модель (перечисление).

Þ

Þ

Þ

Надпись: М.М.Зощенко


Ёлка



КВАРТЕТ
- Модель обложки книги

Фамилия автора

«Заменитель»

 

заголовок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 13

«Древо мудрости»

Алгоритм работы с приемом

К доске прикрепляется  силуэт дерева:

Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева —вопросы,  обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 14

 

 

                                                                    


 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Содержание Введение 3 -6

Содержание Введение 3 -6

АННОТАЦИЯ Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий

АННОТАЦИЯ Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий

Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, необходимо было научиться не только классифицировать учебные задания по основным группам читательских умений, но и видеть…

Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, необходимо было научиться не только классифицировать учебные задания по основным группам читательских умений, но и видеть…

Введение Современный мир отличается огромной скоростью изменений

Введение Современный мир отличается огромной скоростью изменений

Функционально грамотная личность – это человек: – ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, умеющий соотносить и координировать свои…

Функционально грамотная личность – это человек: – ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, умеющий соотносить и координировать свои…

Требования к планируемым результатам освоения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в разделе «Чтение

Требования к планируемым результатам освоения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в разделе «Чтение

Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте: - установить связь между событиями; - понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте; -…

Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте: - установить связь между событиями; - понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте; -…

Выпускник научится: • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль…

Выпускник научится: • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль…

Составляющие читательской грамотности 1)

Составляющие читательской грамотности 1)

Коммуникативные умения: – вступать в диалог с учителем и сверстниками; – высказывать и аргументировать свою точку зрения и воспринимать аргументы собеседника; – обсуждать проблему в…

Коммуникативные умения: – вступать в диалог с учителем и сверстниками; – высказывать и аргументировать свою точку зрения и воспринимать аргументы собеседника; – обсуждать проблему в…

I. Формирование читательской грамотности

I. Формирование читательской грамотности

На стадии «вызова» проводится объяснение и прогнозирование возможного содержания рассказа по заглавию

На стадии «вызова» проводится объяснение и прогнозирование возможного содержания рассказа по заглавию

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию…

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию…

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации

Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником

Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником

Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов

Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов

Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках

Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках

Приложение 9) · Приём «Продолжение произведения (придумывание конца)» ·

Приложение 9) · Приём «Продолжение произведения (придумывание конца)» ·

Технологии, используемые в работе

Технологии, используемые в работе

При помощи драматизации образы произведения показываются в действии

При помощи драматизации образы произведения показываются в действии

Древо мудрости» - сначала быстро, но внимательно дети читают текст

Древо мудрости» - сначала быстро, но внимательно дети читают текст

Соответствие. Задание на работу с незнакомыми, устаревшими словами

Соответствие. Задание на работу с незнакомыми, устаревшими словами

Во 2-4 классах продолжается работа по формированию умения составлять вопросы

Во 2-4 классах продолжается работа по формированию умения составлять вопросы

III этап. Взаимопроверка. IV этап

III этап. Взаимопроверка. IV этап

Группа учеников с низким уровнем чтения и работы с информацией

Группа учеников с низким уровнем чтения и работы с информацией

В связи с этим становится понятным, что учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, должны быть связаны с данными группами умений

В связи с этим становится понятным, что учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, должны быть связаны с данными группами умений

Приложение 17) Заключение Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными?

Приложение 17) Заключение Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными?

В таблице представлены результаты 3 класса 2019-20 учебного года по всем трём группам читательских умений

В таблице представлены результаты 3 класса 2019-20 учебного года по всем трём группам читательских умений

В таблице представлены результаты этого 4 класса 2020-21 учебного года по всем трём группам читательских умений

В таблице представлены результаты этого 4 класса 2020-21 учебного года по всем трём группам читательских умений

Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к чтению, умение применять приемы анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать

Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к чтению, умение применять приемы анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать

Из практики работы следует понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика

Из практики работы следует понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Отв. редактор А.А. Иванов, – Саратов:

Отв. редактор А.А. Иванов, – Саратов:

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2 Чтение с остановками

Приложение 2 Чтение с остановками

П.Ершов « Конёк – горбунок» 1

П.Ершов « Конёк – горбунок» 1

Как вы относитесь к поступкам братьев? -

Как вы относитесь к поступкам братьев? -

Приложение 3 Приём «Синквейн»

Приложение 3 Приём «Синквейн»

Приложение 4 ВОПРОСНИК В.П

Приложение 4 ВОПРОСНИК В.П

Приложение 5 Приём «Составление диафильмов по произведению»

Приложение 5 Приём «Составление диафильмов по произведению»

Приложение 6 Приём «Мозговой штурм»

Приложение 6 Приём «Мозговой штурм»

Вы уезжаете с родителями в отпуск на три недели

Вы уезжаете с родителями в отпуск на три недели

Приложение 8 Приём «Написание творческих работ»

Приложение 8 Приём «Написание творческих работ»

Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел «

Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел «

Приложение 10 Приём «Продолжение произведения (придумывание конца)»

Приложение 10 Приём «Продолжение произведения (придумывание конца)»

Учебник « Русский язык», В.П.Канакина,4 класс

Учебник « Русский язык», В.П.Канакина,4 класс

Приложение 11 «Драматизация »

Приложение 11 «Драматизация »

Формирование функциональной ( читательской) грамотности у младших школьников

Формирование функциональной ( читательской) грамотности у младших школьников

Формирование функциональной ( читательской) грамотности у младших школьников

Формирование функциональной ( читательской) грамотности у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2021