Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Работая над формированием функциональной грамотности школьников, я в своей работе опираюсь как на традиционные методики обучения, так и на новые технологии.
Функциональная грамотность является обязательным компонентом коммуникативных и методологических компетенций. Быть грамотным - значит свободно владеть богатством родного языка в устной и письменной речи. Программа русского языка определяет объем знаний, умений и способностей учеников, а учитель излагает для себя пути, методики и методы из накопленного методического наследия и личного опыта, дающего наибольший эффект в обучении.
Приоритеты в сфере школьного образования меняются: и главная цель обучения - вовсе не достижение определенного уровня предметных знаний и навыков учениками, но сформировать систему ключевых компетенций, которая позволит молодежи успешно применять полученные знания в практической ситуации и тем самым успешно адаптироваться к динамичному обществу. Компетенции - это способность применять практические знания в повседневной, социальной и профессиональной деятельности («Я знаю, как, где и когда»).
Выделены следующие компетенции, связанные с функциональной грамотностью:
1. возможность выбора и использования различных технологий;
2. Способность видеть проблемы и искать пути их решения;
3. Способность учиться всю жизнь
Сегодня общество предъявляет определенные требования к школьному образованию. Одним из основополагающих требований является формирование человека, способного самостоятельно и творчески решать различные задачи, мыслить критически, уметь использовать информацию, отстаивать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания через самообразование, совершенствовать навыки и творчески применять их в реальности. Можно сказать, что современное образование направлено на развитие функциональной грамотности учащихся.
Функциональная грамотность - это способность человека использовать все знания, навыки и способности для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, коммуникации и социальных отношений.
Выявив понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для опоры на чтение как на основной вид образовательной деятельности в школе выпускники школ должны обладать специальными навыками чтения, необходимыми для полноценной работы с текстами.
3 группы навыков:
Группа 1
Студенты должны показать, что они понимают, что говорится в тексте, определить тему и основную идею; поиск и идентификация информации в тексте, который представлен в различных формах; формулируют прямые выводы и заключения на основе имеющихся в тексте фактов.
Группа 2
Студенты анализируют, интерпретируют и суммируют информацию, представленную в тексте, формулируют на его основе сложные выводы и ценностные суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Читательская грамотность, её формирование среди школьников, выходит на первое место. Когда-то, когда не было понятия «читательская грамотность», ценность книг и чтения была неопровержима. Человек получал информацию и трансформировал ее для себя только через чтение. Это был единственный или почти единственный источник информации. Чтение ценилось и уважалось, и они стремились улучшить его. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Изменились предпочтения и привычки читателя, закономерности массового чтения. Есть и другие способы получения информации: голосовые помощники в интернете, различные аудиоприставки, голосовые программы и т. д. Сегодня просмотр и прослушивание подрастающего поколения является приоритетом, а чтение - забытым способом получения информации. Возможно, для некоторых школа, как правило, является единственным местом, где ребенок все еще обязан читать.
Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие и игровые методы. Специально отобранные упражнения, тексты, индивидуальные домашние задания способствовали развитию речевой и писательской деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.