«Формирование функциональной грамотности обучающихся на дополнительных занятиях, проблематика преподавания и реализация воспитательной функции».
Педагог дополнительного образования
МАОУ СОШ п. Новониколаевский Тен Н.Г.
Что такое функциональная грамотность?
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Что такое естественнонаучная грамотность?
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
научно объяснять явления;
понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные
доказательства для получения выводов.
Как использовать задания в учебном процессе?
Первое, что надо понимать: с какой целью это делается?
Два полюса: с целью диагностики (включая текущую оценку) или
с формирующей целью.
Диагностика
Оценка достижения планируемых результатов.
Выявление реальных возможностей учащихся.
Формирующая цель
Различные фазы урока: введение нового материала;
Актуализация знаний; формирование и развитие умений.
В составе специального естественнонаучного практикума.
Первые результаты
Учащиеся (5 и 7 классы) успешно работают с заданиями,
предлагаемыми в компьютерной форме.
В основном дают грамотные развернутые высказывания.
Способны анализировать информацию (в т.ч. в виде графиков и диаграмм) и делать выводы, не требующие сложных логических цепочек.
У 7-классников есть проблемы с освоением программного материала: физика, биология.
5-классники действительно часто демонстрируют знания и умения, не предусмотренные программой.
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) // ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов // ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) // fipi.ru
Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки // ГК "Просвещение"PISA
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач // center-imc.ru
Открытые задания PISA
Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотость. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»
Оценка читательской грамотности выпускников начальной школы
Тесты для оценки уровня финансовой грамотности
Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.