«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики, в условиях ФГСО 3-го поколения»
Оценка 4.7

«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики, в условиях ФГСО 3-го поколения»

Оценка 4.7
docx
07.06.2023
«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики, в условиях ФГСО 3-го поколения»
Социальный заказ общества школе состоит сегодня в то1.docx

Н.В. Евграшина

учитель математики

МБОУ «Лицей №17 г. Славгород

 

«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики, в условиях ФГСО 3-го поколения»

Социальный заказ общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество образовательных результатов у учащихся посредством внедрения современных образовательных технологий в учебно-воспитательном пространстве. Более подробно хотелось остановиться на электронном ресурсе «Российская электронная школа (далее – «РЭШ») - проверенном и надежном крупном проекте, созданном в рамках исполнения поручений Президента России с целью обеспечения в образовательном процессе более широкого применения современных педагогических и ИТ – методов и технологий, ориентированных на индивидуализацию обучения, включающую ускоренное обучение [3]. «РЭШ» позволяет учесть интересы всех участников, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями: одарённые дети, дети-инвалиды, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому и в медицинских организациях, обучающиеся в форме семейного образования и (или) самообразования, обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, а также обучающиеся, проживающие за пределами Российской Федерации. Регистрация на сайте понятна и доступна для пользователя с любым уровнем компьютерной грамотности. Задания могут задаваться в РЭШ как в изучении целого урока, так и конкретных заданий по теме. Еще одна из особенностей РЭШ заключается, в том, что есть мобильная версия сайта, т.е. обучающийся может легко просматривать уроки на смартфоне в любом месте его нахождения. С помощью Гида «РЭШ» можно получить возможность создания личных кабинетов учеников и их родителей. Контрольные задания не подразумевают повторного прохождения. Система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями, и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика. Самая главная задача для учителя: организовать процесс обучения так (традиционные и современные методы), чтобы обучающиеся активно и с интересом работали на уроке. Решить эту задачу позволяет цифровой ресурс «РЭШ». В примерном алгоритме использования ИКТ при подготовке к уроку включены следующие этапы: 1) Определение темы и типа урока. 2) Подбор информационных ресурсов или создание собственного продукта на основе РЭШ: презентации, задания обучающего характера, тренировочные задания, задания для рефлексии и самоконтроля. 3) Применение информационных ресурсов. 4) Анализ результатов использования платформы. Каждый урок состоит из пяти модулей: мотивационный (Начнем урок), объясняющий (Основная часть), тренировочный (Тренировочные задания), контрольный (Контрольные задания), дополнительный, направленный на расширение знаний и умений обучающегося и предоставляет дополнительные материалы, связанные с темой урока, а также прилагается тезаурус, список литературы и Интернет-ресурсов, рекомендованных к изучению. Информация представлена в различных формах: текстовой, графической, аудио и видео, которые можно использовать при проектировании уроков. Следует отметить, что, в числе основных положительных характеристик цифрового ресурса «РЭШ», присутствует самое главное - все материалы на сайте предоставляются бесплатно. Следующим преимуществом данной платформы является доступность к дидактическим и методическим ресурсам нового поколения по всему школьному курсу, при этом интерактивные уроки представляют собой классическую модель школьных занятий. Для удобства пользователей разработан универсальный расширенный поиск, обратная связь. Служба технической поддержки портала «РЭШ» работает круглосуточно и обрабатывает запросы в порядке их поступления. Использование РЭШ особенно актуально, если ученик часто пропускает занятия или материал недостаточно усвоен на уроке. Обучающийся может просмотреть интерактивный урок, выполнить тренировочные и контрольные задания. Система проанализирует и выставит баллы. Кроме интерактивных видеоуроков на портале «РЭШ» представлены материалы других образовательных проектов («Киноуроки в школах России», видеоэкскурсии и видеолекции Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина), а также собраны ссылки на материалы из каталога музеев, театральных постановок, фильмов и концертов [4]. Как и другие образовательные платформы, «РЭШ» имеет некоторые недостатки. С точки зрения учителя-предметника следует отметить, что на многих видео-уроках ученики видят образ «Электронного ретранслятора», который рассказывает по теме. Данный подход для офлайн-уроков не является приемлемым. При этом учителя, которые использовали материалы, размещенные на сайте, отметили, наличие ошибок и неточностей, которые ученик может принять за истину. Суммируя данный материал, в целом, использование «РЭШ» активизирует интеллектуальную деятельность обучающихся, повышают эмоциональную и познавательную мотивацию к обучению (особенно у учащихся подросткового возраста), восприимчивость к новой информации, способствуют развитию детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.              Для учеников внедрение электронных методов обучения открывает новые коммуникативные возможности и практически неограниченный доступ к любым образовательным программам. Для родителей, прежде всего, возможность увидеть своего ребенка счастливым в процессе обучения, эмоционально активным, выполнять с ним дополнительные задания и контролировать результаты. Российская электронная школа (РЭШ) - https://resh.edu.ru

При регистрации на портале РЭШ нужно правильно указать роль (ученик/родитель/учитель), ФИО, адрес электронной почты, дату рождения, придумайте пароль. Необходимо указать место проживания и образовательную организацию (школу). В случае отсутствия Вашей образовательной организации в списке, необходимо обратиться с соответствующим запросом в службу поддержки, нажав кнопку «Добавить образовательную организацию». Приняв условия Соглашения об обработке персональных данных, нажмите кнопку «Поступить в школу». На электронную почту придет письмо о подтверждении регистрации.

РЭШ содержит полный школьный курс интерактивных уроков с 1 по 11 класс практически по всем предметам. Упражнения и проверочные задания даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Ресурс полностью бесплатный.

В РЭШ имеется электронный банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности. На ресурсе перечислены следующие составляющие:

– Глобальные компетенции

– Естественнонаучная грамотность

– Креативное мышление

– Математическая грамотность

– Финансовая грамотность

– Читательская грамотность

Для проверки функциональной грамотности учитель на сайте https://fg.resh.edu.ru вводит название мероприятия, выбирает элемент для оценки, например, естественнонаучная грамотность (Рис. 1). Далее нужно указать дату, выбрать вариант и класс в КИМ. Получаем коды доступа для обучающихся, их можно раздать или разослать по электронной почте.

На начало июня 2021 года доступны задания для 8 и 9 классов. Время на выполнение работы учеником по каждому виду функциональной грамотности 40 минут. Используя в своей работе интерактивный курс онлайн-платформы «УЧИ.РУ», я использую компьютер, доску и проектор, он внедряет в учебный процесс компьютерную программу, которая позволяет ему:

 формировать у учащихся учебную самостоятельность и высокую познавательную мотивацию;

 контролировать процесс освоения учебного материала и повышать уровень;

 оценивать достижения учащихся;

 дистанционно обучать учащихся и детей с ОВЗ;

 корректировать знания и самообучение;

 работать с одарѐнными детьми.

 использовать интерактивные задания на разных этапах урока, во внеурочной деятельности. 

 

а ученик со своей стороны:

 достигать планируемых результатов;

 контролировать свои действия с помощью системы;

 оценивать свои достижения;

 повышать уровень своего интеллектуального развития;

 работать в комфортном для себя режиме.

 

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2021/06/image001_2.png?itok=ewVV_vsg

Рис. 1. Окно платформы https://fg.resh.edu.ru

Многие задания на функциональной грамотности требуют экспертного оценивания (Рис. 2). Экспертом может выступать сам учитель или группа учителей школы. На вкладке Эксперты (Рис. 3) добавляем учителей, отвечающих за проверку работы. Каждый эксперт получает индивидуальный код доступа. Для эксперта доступна спецификация диагностической работы по функциональной грамотности и система оценивания.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2021/06/image002_0.png?itok=xzvv0Ep1

Рис. 2. Задание, требующее экспертного оценивания

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2021/06/image003_2.png?itok=gRYVI6qF

Рис. 3. Вкладка Эксперты

Российская онлайн-платформа «Учи.ру» – https://uchi.ru/

Регистрация учителя на платформе проходит в 4 этапа: ввод логина (e-mail) и пароля, заполнение личных данных (ФИО, телефон), выбор населенного пункта и образовательной организации (школы), выбор класса и предметов.

Представлены следующие классы и предметы по ступеням образования:

– НОО: Математика, Английский язык, Программирование, Русский язык, Окружающий мир.

– ООО: 5 класс: Математика, Английский язык, Программирование, Русский язык, Биология, География, Обществознание, История; 6 класс: Математика, Английский язык, Программирование, Русский язык, Биология, География, Программирование на Python; 7 класс: Математика, Английский язык, Русский язык, География, Физика; Программирование на Python; 8 класс: Математика, Английский язык, Русский язык, Физика, Химия; Программирование на Python; 9 класс: Математика, Английский язык, Русский язык. Программирование на Python.

– СОО: Математика, Английский язык, Русский язык. Программирование на Python.

На Учи.ру есть 3 раздела – «Мои задания из карточек», «Мои задания из упражнений», «Проверочные работы», которые мы можем использовать для диагностики достижений обучающихся. Это удобные инструменты создания нескольких вариантов проверки (контрольные, самостоятельные работы, домашние задания). Учитель может создать свою проверочную работу или выбрать её из банка готовых работ. Каждый ученик получает свой вариант заданий. Работу можно провести в классе или задать на дом. В «Банке работ» находятся готовые контрольные и самостоятельные работы по разделам и темам школьного курса.

Недавно в разделе «Проверочные работы» появились контрольные работы по предмету окружающий мир (1-4 классы) и задания по функциональной грамотности (7-8 классы) (Рис.4). Учителю очень удобно подбирать задания по критериям соответствия ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2021/06/image004_0.png?itok=i03Z2zRQ

Рис. 4. Окно раздела Проверочные работы на сайте Учи.ру

Перейдя на вкладку «Мои работы», создаю свою работу, нажав «Составить свою работу». Добавляя задания из банка заданий, указываю название теста для учеников. На вкладке «Журнал» отслеживаю результаты обучающихся,


 

Скачано с www.znanio.ru

Н.В. Евграшина учитель математики

Н.В. Евграшина учитель математики

Использование РЭШ особенно актуально, если ученик часто пропускает занятия или материал недостаточно усвоен на уроке

Использование РЭШ особенно актуально, если ученик часто пропускает занятия или материал недостаточно усвоен на уроке

КИМ. Получаем коды доступа для обучающихся, их можно раздать или разослать по электронной почте

КИМ. Получаем коды доступа для обучающихся, их можно раздать или разослать по электронной почте

Для эксперта доступна спецификация диагностической работы по функциональной грамотности и система оценивания

Для эксперта доступна спецификация диагностической работы по функциональной грамотности и система оценивания

Русский язык, География, Физика;

Русский язык, География, Физика;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2023