Формирование функциональной грамотности старших дошкольников
Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности.
Одна из задач современного образования - формирование функционально грамотных людей.
Актуальна ли она для дошкольного образования? Бесспорно – ДА.
Современный ребенок - это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени.
Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 5-6 лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
Задача педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности.
-Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста- способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет.
- Формирование речевой активности дошкольников - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников - способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека.
- Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми.
Формирование функциональной грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии, а также методические и дидактические формы работы, но предпочтение отдаем игровым обучающим ситуациям и дидактическим играм, которые являются эффективной формой работы начиная с младшего дошкольного возраста и до подготовительной к школе группе.
Дидактическая игра - это целенаправленная учебная деятельность, когда каждый играющий или группа в целом объединены решением одной задачи и ориентированы на достижение общей цели (Цветик - семицветик, буква, звук, какой звук, лето - зима, летит, плывет, ползет и т.д.)
Таким образом, используя и сочетая в своей работе различные современный педагогические технологии и дидактические игры, начиная с младшей группы, мы закладываем фундамент по формированию и развитию у детей дошкольного возраста функциональной грамотности.
При формировании функциональной грамотности весь образовательный и воспитательный процесс необходимо тщательно организовывать. Только в этом случает, будет возможно достигнуть положительных результатов.
Желаю успеха в Вашей деятельности!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.