Формирование функциональной грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности
Оценка 5

Формирование функциональной грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности

Оценка 5
pdf
24.04.2020
Формирование функциональной грамотности  у младших школьников  во внеурочной деятельности
Чепкасова Е.М., Мелендина Н.Н, Гвоздкова С.А, Чайкина С.А. МАОУ СОШ №4.pdf

 

 

Управление образования администрации города   Чайковского

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

 

Муниципальный смотр- конкурс методических материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование функциональной грамотности  у младших школьников  во внеурочной деятельности

 

 

 

 

 

    Номинация: начальное образование организация внеурочной деятельности

Категория материала: методическая разработка

 

 

 

 

 

Авторы:

Мелендина Наталья Николаевна

Чепкасова Елена Михайловна

Гвоздковой Светланы Анатольевны

Чайкина Светлана Александровна учителя  начальных классов  высшей категории МАОУ СОШ № 4

      

 

 

                                                         г. Чайковский, 2019 г

 

 

Аннотация

 

      Методическая разработка направлена на  формирование функциональной грамотности  у младших школьников  во внеурочной деятельности. В материале представлен Литературный квест «Путешествие звёздочки Алиды» проводится   во внеурочной деятельности  в 1 классе и игра для обучающихся 4 классов по теме «Космос».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………….4 стр.

Основная часть

1.1. Литературный квест «Путешествие звёздочки Алиды»……5-10 стр. 1.2. Игра-путешествие  «Космос и Пермский край»……………….14стр.

 

Заключение……………………………………………………………………15 стр. Список используемых источников………………………………………...16 стр. Приложение……………………………………………………………….17-27 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  заложены новые методологические подходы, новые требования к результатам обучения. Главными показателями, критериями обучения становятся надпредметные способности, качества, умения. В МАОУ СОШ №4 педагоги начального общего  образования  формируют  «функциональную грамотность» во внеурочной деятельности.

«Функциональная грамотность» создаёт оптимальный уровень языкового и речевого развития для начального языкового образования, обеспечиваемый познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями. При планировании внеурочного курса в 1 классе «Читаем с увлечением» и курсе « Моё Прикамье»  в 4 классе предполагается  формирование «функциональной грамотности» и использование этих умений в предметном материале на уроках литературное чтение, окружающий мир. Оптимальной формой проверки сформированности функциональной грамотности является квест-игра. 

       Квест (от английского «quest» – вызов, поиск, приключение) – это интеллектуальная игра, во время которой участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели.

       Педагогами разработаны квест-игра  для обучающихся в 1 классе «Путешествие звёздочки Алиды» и  для обучающихся в 4 классе «Космос и Пермский край». Квест-игры проводятся одновременно  для параллели 1 и 4 классов.  Разработанные квест-игры  ориентированы на следующие результаты:

Личностные результаты:

1)    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе групповой работы, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

2)    формирование уважительного отношения к иному мнению,к другому человеку;

3)    формирование ответственного отношения к учению, умения занимать активную познавательную позицию.

Метапредметные результаты:

1)    Формирование навыков смыслового чтения текстов: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации;

2)    формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 

3)    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты: развитие навыка чтения и работы с текстом.

 

Основная часть

 

Литературный квест «Путешествие звёздочки Алиды»

 

Цель: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся  с помощью приемов функциональной грамотности. Задачи:

1) формировать навыки функциональной грамотности;

2)развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся;

3)повышать познавательный интерес, совершенствовать коммуникативные навыки.

Личностные результаты:

4)    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе групповой работы, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

5)    формирование уважительного отношения к иному мнению,к другому человеку;

6)    формирование ответственного отношения к учению, умения занимать активную познавательную позицию.

Метапредметные результаты:

4)    Формирование навыков смыслового чтения текстов: поиск информации и          понимание прочитанного,     преобразование   и       интерпретация информации;

5)    формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 

6)    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Предметные результаты:

1)    формирование знаний о планетах Солнечной системы.

2)    развитие навыка чтения и работы с текстом

Оборудование:

Компьютер, проектор

Карточки-звёздочки с заданиями

Карта-маршрут

Видеозапись звёздного неба

Текст сказки (для каждой группы)

Фломастеры, карандаши, альбомные листы (для каждой группы)

Звёздочки красного, жёлтого, голубого цвета (для каждого ученика)

        От каждого первого класса выбирается команда из 6 человек. В каждой аудитории расставлены столы для четырёх групп. 1.Постановка проблемы.

 

-   Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас – литературный квест. «Квест» – слово английское и обозначает – «поиск». Это понятие пришло к нам издалека и обозначало долгое и трудное путешествие героя за волшебным предметом, ценностями. На пути героя встречались препятствия, которые он преодолевал благодаря своим физическим возможностям, интеллектуальным способностям или при помощи друзей. [1] - Отгадайте загадку.

По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает.

(Звезды)

-   А где живут звёзды? (На небе, в космосе)

-Сегодня вы отправитесь в космическое путешествие. Путешествовать и выполнять задания вы будете в группе-экипаже. Выберите командира своего экипажа и придумайте название. 

-   Чтобы ваша работа была слаженной и дружной нужно вспомнить правила работы в группе (Слайд 1). 

-   Во время путешествия вы будете помогать сказочному герою,  имя которого  узнаете, выполнив задание «Расшифровка». Расшифруйте запись и узнаете название сказки («Сказка про звёздочку Алиду»)

Каждому экипажу выдается листок с заданием и ключом для расшифровки (Приложение 1). На листочках необходимо написать названия экипажей.

-   Итак, кому вы будете сегодня помогать? (Звездочке Алиде)

-Чтобы познакомиться со звездочкой Алидой, вам надо прочитать сказку. Чтение сказки.

Каждому экипажу выдаётся текст сказки Ириса Ревю «Звёздочка Алида»без концовки (Приложение 2) и даётся время для прочтения. 

-   Выберите ученика, который хорошо и  громко читает. Он будет читать вслух, а остальные внимательно слушать. После прочтения сказки задается вопрос:

-   На какую планету мечтала совершить путешествие звёздочка Алида? (На планету Земля).

Демонстрируется слайд с изображением Солнечной системы (Приложение 3).

-Звёздочка Алида жила по соседству с Солнечной системой. Чтобы долететь до планеты Земля ей нужно побывать на каждой планете. Давайте поможем звёздочке Алиде пройти все испытания и добраться до планеты Земля. В помощь каждый экипаж получает карту солнечной системы. Подпишите на ней название своего экипажа.

-На каждой планете, после выполнения задания вы получите часть пазла, с обратной стороны которого будет загадка. Отгадайте загадку, и вы узнаете,на какой  планете вам  приготовлено первое испытание (Приложение 4). На планете синей-синей Дует ветер очень сильный. Холодно на ней весьма — Состоит из воды, газа и льда.

(Нептун)

На слайде появляется название планеты Нептун.

- Первое испытание  вас ждет на планете Нептун. Дружно отправляйтесь туда.

Учащиеся отправляются на «планету Нептун».

2. Испытание на планете Нептун «Поиск ответов на вопросы по содержанию текста сказки».

-         Прочитайте вопросы и, используя содержание сказки,  выберите из четырех предложенных вариантов ответов только один. Время выполнения 5 минут. Каждому экипажу выдается листок с вопросами к сказке. (Приложение 5).

Проводится проверка выполнения задания. Экипажам вручается пазл с загадкой.

-Отгадайте следующую загадку: Пышный газовый гигант Брат Юпитера и франт. Любит он, чтоб рядом были Кольца изо льда и пыли.

(Уран)

На слайде появляется название планеты Уран.

-         Отправляйтесь на планету Уран для выполнения следующего задания. Учащиеся отправляются на следующую «планету Уран»

3. Испытание на планете Уран. Игра «Путаница».

Экипажам выдается листок с буквенным квадратом, в котором они должны найти и закрасить 10 слов, встречающихся в сказке (Приложение 6).

-   Ребята, перед вами буквенный квадрат. В нем среди букв спрятались  10 слов из сказки. Найдите и обведите их.Время выполнения 10 минут.

Проводится проверка выполнения задания. Экипажам пазл с загадкой.

-Отгадайте следующую загадку: Все планеты с полюсами, Есть экватор у любой. Но планеты с поясами Не найдете вы другой.

В этих кольцах он один,

Очень важный господин.

(Сатурн)

На слайде появляется название планеты Сатурн.

-   Следующее задание вас ждет на планете Сатурн.

Учащиеся отправляются на «планету Сатурн» 4. Испытание на планете Сатурн «Характер звездочки Алиды».

-   Планета Сатурн предлагает вам описать характер звездочки Алиды. Для этого прочитайте все характеристики, которые записаны на листке и заштрихуйте те слова, которые характеризуют звездочку Алиду. Для правильного выполнения задания воспользуйтесь содержанием сказки. Время выполнения 5 минут.

Экипажам выдаются листы с заданием (Приложение 7).

Проводится проверка выполнения задания. Экипажам вручается пазл с загадкой.

-Отгадайте следующую загадку:

В телескоп скорей взгляните:

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми, Больше всех других планет. В нашей солнечной системе Никого крупнее нет.

(Юпитер)

На слайде появляется название планеты Юпитер.

- Следующее задание вас ждет на планете Юпитер.

Учащиеся отправляются на «планету Юпитер»

5. Испытание на планете Юпитер «Восстанови последовательность» - Некоторые предложения из сказки о звездочке Алиде перепутались. Прочитайте их и пронумеруйте  в том порядке, в котором они встречаются в сказке. Для выполнения задания используйте текст сказки. Время выполнения  5  минут.

Экипажам выдаются листы с заданием (Приложение 8).

Проводится проверка выполнения задания. Экипажам вручается пазл с загадкой.

-Чтобы отправиться на следующую планету, отгадайте загадку: Эта красная планета По соседству с нами. Он зимой и даже летом Мерзнет надо льдами. Странно, что ни говори,- Лед не сверху, а внутри.

(Марс)

На слайде появляется название планеты Марс.

- Итак, в путь на Марс.

Учащиеся отправляются на «планету Марс».

6. Испытание на планете Марс «Составьте предложения».

На столах у каждого экипажа карточки трех цветов с напечатанными словами (Приложение 9).

-   Составьте  из слов три предложения, разложив карточки со словами в правильном порядке. Слова  одного предложения напечатаны на карточках одинакового цвета. Используйте текст сказки. Время выполнения 7 минут.

Проводится проверка выполнения задания. 

Должны получиться предложения:

И началось путешествие звёздочки.

Ведь космическое государство очень большое.

Но мама-звезда не отпускала её в путешествие.

Экипажам вручается пазл с загадкой.

-   Отгадайте последнюю загадку:

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется…(Земля)

На слайде появляется название планеты Земля.

-   У вас осталось последнее испытание и звездочка Алида познакомится с планетой Земля и землянами.

Учащиеся отправляются на следующую на «планету Земля» 7. Испытание на планете Земля.

-   Ребята, сказка, с которой  сегодня были связаны все ваши задания, не закончена. Придумайте вместе всем экипажем окончание сказки. (1-3 предложения).Время выполнения 7 минут.

Выслушиваются окончания сказки всех экипажей и зачитывается настоящая концовка сказки (Приложение 10).

Команды собирают все пазлы в картину с изображением Земли.

-Вот и подошло к концу наше космическое путешествие. Вы помогли звездочке Алиде прилететь на планету Земля.

Рефлексия и оценка

-   Ребята, а кто из вас знает, какого цвета бывают звезды? (Ответы детей) - Правильно, звезды бывают красного, оранжевого, желтого, белого и синего цветов. Цвет звезды, прежде всего, отражает температуру ее поверхности. Самые горячие звезды – синие, а самые холодные – красные. Наше солнце – это желтый карлик.

-Мы предлагаем вам оценить  свое участие в квесте с помощью звезд трех цветов:

Синяя звезда  - было очень интересно, я с увлечением выполнял задания.

Жёлтая звезда – было интересно, но я не всё мог выполнить.

Красная звезда – мне было не интересно и трудно.

Учащиеся выбирают звезду определённого цвета и приклеивают  на изображение Солнечной системы.

 

Просмотр мульфильма

-   Молодцы, ребята! А сейчас мы посмотрим мультфильм «Звезды для лисенка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты квест-игры «Путешествие звёздочки Алиды» 1 классы

 

Критерии оценивания

1 «а»

1 «б»

1 «в»

1 «г»

1.Умение    преобразовывать информацию (расшифровка слов)

 

50%

100%

75%

75%

2.Умение находить ответы на вопросы, используя содержание сказки

 

33%

66%

66%

33%

3.Умение находить слова в таблице из букв

 

67%

75%

100%

50%

4.Умение    восстановить последовательность предложений в тексте

50%

75%

75%

75%

5.Умение отыскать информацию в тексте и составить из слов предложения

66%

100%

66%

100%

6. Умение высказать своё мнение

(придумать продолжение сказки)

 

100%

100%

100%

100%

 

         Анализ проведенного квеста показал, что учащимся первых классов сложно находить ответы на вопросы, используя содержание сказки. Достаточно высокие показатели у всех классов в составлении предложений из данных слов. Все классы проявили творческие способности и смогли придумать  окончание сказки.

         Во время проведения квеста учащиеся активно работали в группах, сотрудничали, проявляли интерес, развивали коммуникативные навыки.         Проведение квеста способствует развитию познавательных интересов, творческой активности. Эта работа будет продолжена во 2-4 классах во внеурочной и урочной деятельности. 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра-путешествие  «Космос и Пермский край»

4 класс

 

Цель: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся  с помощью приемов функциональной грамотности. Задачи:

1) формировать навыки функциональной грамотности;

2)развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся;

3)повышать познавательный интерес, совершенствовать коммуникативные навыки.

 

Правила игры:

              Здравствуйте, уважаемые участники игры-путешествия  «Космос и Пермский край».

             Сегодня вы отправитесь в увлекательное и непростое путешествие на кораблях, на космические станции, где вас будут ждать необычные испытания, но чтобы с ними справиться вам необходимо будет познакомиться с информацией, и, конечно же, её запомнить.

              Каждой команде будет выдан маршрутный лист. На нем будут отмечены те станции цифрами, которые нужно будет пройти именно по ним. Для начала я прошу вас рассчитаться на первый второй и третий. 

              Теперь объединитесь, пожалуйста, в команды 1,  2 и 3. Придумайте название вашему космическому кораблю и выберите капитана своей команды. Ему дается маршрутный лист. 

             На каждой станции времени будет по 5 минут. За правильно выполненные задания вам будут ставить баллы в маршрутный лист той станции, на которой заработали баллы. Максимальное кол-во баллов, которое вы можете набрать за все пройденные станции это 25. 

             Та команда, которая наберет максимальное кол-во баллов за станции, получит приз. Желаю вам удачи!

Станция 1

Знаменательное событие произошло в мире и на Пермской земле «Восход2» (З кд № 4) стартовал 18 Марта 1965 года. Ровно в 10 часов московского времени (07:00:00 По Гринвичу) С космодрома Байконур. В 11:32:54 Беляев открыл наружный люк шлюзовой камеры, Алексей Леонов оказался в космическом вакууме. В 11:34:51 Леонов выплыл в безвоздушное пространство. В свободном полёте Леонов находился 12 минут и 9 секунд. 19 марта 1965 года

(53 года назад) в Усольском районе, недалеко от истока р. Усолки, на территории Шемейного леспромхоза приземлился космический корабль «Восход-2» с летчиками-космонавтами Алексеем Архиповичем Леоновым и Павлом Ивановичем Беляевым на борту. Совершив первый выход в открытый космос, советские космонавты опередили планы США. Через два с половиной месяца выход в космос совершил американский астронавт Эдвард Уайт. Ежедневно на Землю падает 5-6 метеоритов или примерно около 2 тысяч в год, массой более 1 кг каждый. Иногда метеориты выпадают десятками и даже тысячами осколков в одном месте, размер которых от долей грамма до десятков килограмм. Это явление называется метеоритным дождем. Из более 800 метеоритов, находящихся в коллекции Российской академии наук, 154 упали в России, из них три – на территории Пермской области.

1.     Что такое метеоритный дождь?

2.     Сколько метеоритов упало в Пермском крае?

 

Первое падение.

Летопись гласит «... в селе Таборах близ Оханска, на озимь пал камень августа 18 во вторник в 12 часов 40 минут, а года 1887-го. Будто камень этот выбросило из гор огнедышащих, он летел великое расстояние калёной и очень скоро. Цвет иссиня-белый и слабой. От сего камня пали части в г. Оханске в ограде земской управы, в лесу Поповке и д. Половинка. Это было в ясную погоду. Было ударение грома с треском. Камень утонул в землю на 2 аршина (142,2 см) и от него много оказалось мелких частей...»

          Общий вес камня, упавший более 110 лет назад, составлял 30 пудов (480 кг), т. е. Почти полтонны. Его долго изучали, в том числе учёный — химик Д. И. Менделеев. В Пермском краеведческом музее есть маленькая диарама «Оханский метеорит» и кусочек самого метеорита.

      Второе падение метеорита.  Летом 1965 г. во время полевых работ на западном склоне Урала в Красновишерском районе Пермской области В. А. Сиговым был найден метеорит в 9 км от прииска Северный Колчим в корнях дерева. Метеорит находился примерно на глубине 10—15 см в покровном эоловом суглинке. Размер его 9х11х12 см, вес 2 кг. Поверхность покрыта бугорчатой черной корой плавления. Это 135-й метеорит России и второй, обнаруженный в Пермской области.

      Третье падение метеорита. Огненный шар, на несколько секунд осветил населенные пункты и поразил местных жителей.       Метеорит упал почти в центр Широковского водохранилища, пробив лед. Пробоина вскоре затянулась льдом, однако найти ее оказалось нетрудно. Не много оставил после себя утонувший метеорит. Только круглое отверстие во льду да пыль вокруг него. Но даже эти следы немало поведали ученым о небесном страннике. Анализ показал, что метеоритная пыль обладает магнитными свойствами, и состоит из железа, содержащего никель. Размеры метеорита внушительны, вес около 250 кг. Он получил название «Широковский».

Заполните таблицу(Приложение11)

Станция 2

           Здравствуйте, уважаемая команда. Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете историю великих покорителей космоса  Пермского края. Соотнесите названия памятников их местонахождение и кому они принадлежат.

            25 марта 1961 года около 13 часов местного времени на территорию Чайковского района приземлился 5 космический корабль-спутник. На его борту находилась собака Звёздочка и резиновый манекен человека по имени «Иван Иванович». Запуск этого спутника был последним контрольным экспериментом перед полётом в космос человека. Отрабатывалась система дыхания и снижения.

По официальным данным спутник приземлился в заданном районе.

Самая загадочная территория Пермского края – это деревня Молебка. Местные жители рассказывают об НЛО, которое регулярно появляется в небе над селом.

             Деревня Молебка находится в Кишертском районе Пермского края. В Пермском крае её называют главной аномальной зоной страны, потому что Молебка является очень сильной геомагнитной аномалией, вся её зона стоит на сете разломов мегатрещеноватости, уходящих в земную кору на несколько километров.

           Деревянный инопланетянин сделан из сосны. Он стоит на въезде в Молебку. Рядом — несколько лавочек и ни одной таблички о том, кому все же этот монумент. Впрочем, все и без того понятно. Говорят, что местные жители уже назвали деревянного инопланетянина Алешей. А у туристов появилась и новая традиция — складывать у подножия исполина монетки.

           22 апреля 2012 года близ деревни Молёбка состоялось открытие объекта Павла Платонова «Космолет». Он представляет собой космическое тело. Катализатором творческой фантазии автора послужило явление летающего фиолетового шара, наблюдаемого в 1984 году геологом Эмилем Федоровичем Бачуриным в окрестностях деревни Молёбка. Конструкция исполнена из листового металла.

            Белка и Стрелка советские собаки-космонавты, совершившие космический полёт на корабле «Спутник-5» 19 августа 1960 года. Основной целью полёта было исследование влияния на организм животных и других биологических объектов факторов космического полёта: перегрузка, длительная невесомость, переход от перегрузок к невесомости и обратно, изучение действия космической радиации на животные и растительные организмы, на состояние их жизнедеятельности и наследственность, отработка систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, безопасность полёта и благополучное возвращение на Землю. Также было проведено несколько медико-биологических экспериментов и научных исследований космического пространства[2].

Полёт продолжался более 25 часов. За это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Белка и Стрелка стали первыми животными, которые совершили орбитальный космический полёт и успешно вернулись на Землю.  В честь их удачного приземления на въезде в деревню Чумну воздвигли памятник собакам. (Приложение12)

                                           Станция 3

            В 1970-м году на лунную поверхность впервые был доставлен самоходный аппарат «Луноход -1», изготовленный из Соликамских магниевоциркониевых сплавов.  Основываясь на работах пермского инженераизобретателя Н. Г. Славянова, создавшего специальный аппарат для сварки, академик Е. Патон со своими учениками в 1940 году создал скоростной способ сварки под слоем флюса. В октябре 1969 года сварка впервые вышла в космос. Космонавт Валерий Кубасов провёл на околоземной орбите несколько опытов по сварке и резке металлов в условиях невесомости. 

Сейчас в ваша задача будет состоять в том, что вы должны вспомнить имя человека и по что он сделал для космоса:

     Соотнесите: самоходный аппарат «Луноход -1» - соликамских магниевоциркониевых сплавов.Инженер-изобретатель Н. Г. Славянов  -создал специальный аппарат для сварки, академик Е. Патон со своими учениками в 1940 году -создал скоростной способ сварки под слоем флюса. Космонавт Валерий Кубасов-провёл  по сварке и резке металлов в условиях невесомости.

                                                Станция 4

Уважаемая команда вас ждет творческое задание. Вам необходимо выбрать человека. Мы завяжем ему глаза. Он будет рисовать. Задача остальной команды помочь только словами самим делать больше ничего нельзя. На это задание вам дается 4 минуты.

                                                    Станция 5

Приветствую вас на станции. Эта станция узнает, как вы хорошо знаете космос. Вас ждет викторина. И так, начнем.

1.     Какой прибор используется для исследования звездного неба? (Телескоп).

2.     Какое название имеет специальный аппарат, который может передвигаться по поверхности Луны? (Луноход).

3.     Как называется место, с которого запускаются ракеты. (Космодром).

4.     Как звали первого космонавта — назовите ФИО. (Юрий Алексеевич Гагарин).

5.     Какого числа человек впервые полетел в космос. (12.04.1961).

6.     Как назывался корабль Гагарина? («Восход-1»).

7.     Сколько раз он облетел земной шар Юрий Гагарин? (Один раз).

8.     Кто первым вышел из корабля в открытый космос? (Алексей Леонов).

9.     Каких космонавтов вы еще знаете? (Герман Титов, Андриан Николаев, Владимир Комаров),

10. Имя человека, который впервые оказался на поверхности Луны. (Нил Армстронг).

11. Имя первой женщины космонавта? (Валентина Терешкова).

12. Солнце — это звезда? (Да).

13. Солнце больше по размеру, чем другие звезды. (Нет).

14. Звезды такие крошечные, потому что они находятся очень далеко. (Да).

15. Абсолютно все звезды излучают свет. (Да).

16. Греческое слово «планета» означает «блуждающая звезда»? (Да).

17. «Вселенная» и «Галактика» — это одно и то же? (Нет).

18. Только наша планета имеет свой спутник? (Нет).

19. Не только Солнце имеет свою систему, но и другие звезды. (Да).

20. Люди уже были на Марсе. (Нет).

 

Заключение

 

       Основным средством методической разработки является квест-игра, которая направлена на  формирование «функциональной грамотности» через внеурочную деятельность. В данной работе представлены 2 квест-игры в разных параллелях (в 1 классах и 4 классах).

       Этот материал может использован и другими педагогами.  Игры  проводились 12 апреля, так как День Рождения школы и  годовщина первого полёта в космос. Поэтому материал тем подбирался именно к этой дате.  Поставленные цели и задачи реализованы.          Используя данные методические разработки, педагоги начальной школе могут работать над формированием

«функциональной грамотности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1.     https://yandex.ru/znatoki/question/science/ot_chego_zavisit_tsvet_zvezd_61b2 fa52/

2.     http://detskiychas.ru/sochinyaem_skazki/skazka_dlya_detey_p

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Расшифруйте запись и узнаете название сказки: 

19, 12, 1, 9, 12, 1               

17,18,16                             

9,3,7,9,5,16,25,12,21         

1,13,10,5,21                         

Ключ: 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И  Й  К

1  2 3 4  5  6 7  8 9 10 11 12

 

Л   М   Н О   П  Р   С  Т   У  Ф   Х  Ц

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

 

Ч   Ш  Щ ЪЫ  Ь  Э   Ю Я 

25 26 27 28 29 30 31 32 33

 

 

 

 

Правильный ответ:

19, 12, 1, 9, 12, 1                Сказка

17, 18, 16                            про

9, 3, 7, 9, 5, 16, 25,12, 21     звёздочку 1, 13, 10, 5, 21                      Алиду Приложение 2

 

Звездочка Алида

 

В некотором царстве, в Космическом государстве, жила-была звёздочка по имени Алида. Среди сестричек-звёзд она слыла самой любопытной, любознательной, и весёлой. И была у звёздочки мечта: хоть одним глазком взглянуть на планету Земля. Алида слышала о том, что есть в Космическом государстве сказочная планета, на которой живут люди. Они ходят, говорят, учатся, смеются. И делают ещё много разных дел.

Но мама-звезда не отпускала её в путешествие. Мама боялась, что звёздочка потеряется. Ведь Космическое государство очень большое.

Но вот однажды прилетел издалёка звёздный дождь. Он путешествовал по Космическому государству, и собирался навестить планету Земля.

Звёздочка Алида спросила разрешение у мамы, может ли она отправиться к Земле вместе со звёздным дождём и с ним же вернуться обратно. Мама отпустила Алиду.

И путешествие звёздочки началось…

 

Ирис  Ревю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

«Вопросы»

Найдите  один правильный ответ на вопрос и закрасьте нужный  квадратик.

1.Какая мечта была у звёздочки Алиды?

󠄧познакомиться с инопланетянами;

󠄧подлететь к Солнцу;

󠄧одним глазком взглянуть на планету Земля; 󠄧прокатиться на комете.

2.Почему мама не отпускала звёздочку Алиду в путешествие?

󠄧звёздочка была маленькая;

󠄧мама боялась, что звёздочка потеряется; 󠄧звёздочка захочет остаться на Земле; 󠄧звёздочка погаснет.

3.С кем отправилась в путешествие звёздочка Алида?

󠄧с мамой;

󠄧 с подружками звёздочками;

󠄧с кометой;

󠄧 со звёздным дождём.

 

 

 

 

Правильный ответ:

1.Какая мечта была у звёздочки Алиды?

󠄧познакомиться с инопланетянами;

󠄧подлететь к Солнцу;

󠄧одним глазком взглянуть на планету Земля; 󠄧прокатиться на комете.

2.Почему мама не отпускала звёздочку Алиду в путешествие?

󠄧звёздочка была маленькая;

󠄧мама боялась, что звёздочка потеряется; 󠄧звёздочка захочет остаться на Земле; 󠄧звёздочка погаснет. 

3.С кем отправилась в путешествие звёздочка Алида?

󠄧с мамой; 

󠄧 с подружками звёздочками;

󠄧с кометой;

󠄧 со звёздным дождём.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

«Путаница»

Найдите 6 слов из сказки в буквенном квадрате и обведите их. Слова могут располагаться по горизонтали и вертикали.

П

А

Л

И

Д

А

В

Т

О

п

Т

В

К

Ш

Ж

Х

М

К

П

л

О

Ы

У

З

О

Ъ

П

Л

А

а

Ч

д

о

ж

д

ь

И

з

Б

н

Т

А

Р

М

Т

В

О

в

И

е

Р

Ф

Ы

Э

В

А

П

е

А

т

з

е

м

л

я

Ж

Д

з

И

а

Т

Е

П

О

Ц

К

А

д

П

Е

Б

М

Р

ю

Е

у

Т

а

У

З

Д

м

е

ч

т

а

Б

Р

Ы

Д

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

П

А

Л

И

Д

А

В

Т

О

п

Т

В

К

Ш

Ж

Х

М

К

П

л

О

Ы

У

З

О

Ъ

П

Л

А

а

Ч

д

о

ж

д

ь

И

з

Б

н

Т

А

Р

М

Т

В

О

в

И

е

Р

Ф

Ы

Э

В

А

П

е

А

т

з

е

м

л

я

Ж

Д

з

И

а

Т

Е

П

О

Ц

К

А

д

П

Е

Б

М

Р

ю

Е

у

Т

а

У

З

Д

м

е

ч

т

а

Б

Р

Ы

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

«Характер звездочки Алиды»

Заштрихуйте карточки со словами, которыми можно охарактеризовать звёздочку Алиду. Используйте текст сказки.

хитрая

любознательная

весёлая

серьёзная

любопытная

внимательная

сердитая

 

Правильный ответ:

хитрая

 

любознательная

 

 

весёлая

 

серьёзная

 

любопытная

 

внимательная

сердитая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

«Восстанови последовательность»

Пронумеруйте предложения (1,2,3,4) в том порядке, в котором они встречаются в сказке. Вставьте цифры в квадратики. Используйте текст сказки.

󠄧Мама боялась, что звёздочка потеряется.

󠄧 Но вот однажды прилетел издалёка звёздный дождь. 

󠄧Среди сестричек звёзд она слыла самой любопытной, любознательной и весёлой. 󠄧И путешествие звёздочки началось.

 

 

 

Правильный ответ:

2.Мама боялась, что звёздочка потеряется.

3.Но вот однажды прилетел издалёка звёздный дождь. 

1.Среди сестричек звёзд она слыла самой любопытной, любознательной и весёлой. 4.И путешествие звёздочки началось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9 Составьте  из слов три предложения, разложив карточки со словами в правильном порядке. Слова  одного предложения напечатаны на карточках одинакового цвета. Используйте текст сказки.

 

 

Правильный ответ:

И началось путешествие звёздочки.

Ведь космическое государство очень большое. Но мама-звезда не отпускала её в путешествие.

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

 

«Звездочка Алида»

 

В некотором царстве, в Космическом государстве, жила-была звёздочка по имени Алида. Среди сестричек-звёзд она слыла самой любопытной, любознательной, и весёлой. И была у звёздочки мечта: хоть одним глазком взглянуть на планету Земля. Алида слышала о том, что есть в Космическом государстве сказочная планета, на которой живут люди. Они ходят, говорят, учатся, смеются. И делают ещё много разных дел.

Но мама-звезда не отпускала её в путешествие. Мама боялась, что звёздочка потеряется. Ведь Космическое государство очень большое.

Но вот однажды прилетел издалёка звёздный дождь. Он путешествовал по Космическому государству, и собирался навестить планету Земля.

Звёздочка Алида спросила разрешение у мамы, может ли она отправиться к Земле вместе со звёздным дождём и с ним же вернуться обратно. Мама отпустила Алиду.

И путешествие звёздочки началось. Много километров пролетели они в Космическом пространстве, и наконец, оказались у планеты Земля. Внимательно смотрела Алида на незнакомую планету. Там бегали дети, и, увидев звезду Алиду, закричали: «Новая звезда, новая звезда!» И тогда Алида засияла ещё ярче.

А дети прыгали и хлопали в ладоши.

«Весело там», — подумала Алида, и решила по возвращении домой рассказать о необыкновенном путешествии к планете Земля звёздамсестричкам и, конечно, маме.

 

Ирис  Ревю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение11

 

 

метеорит

Дата 

 Место 

размер

 

первый

августа 18 во вторник в 12 часов          40 минут,        а года 1887го.

селе Таборах близ Оханска

30 пудов

(480 кг),

Оханский метеорит

второй

1965 г

западном          склоне

Урала                        в

Красновишерском районе

Размер его

9х11х12 см, вес 2 кг.

 

третий

 

центр Широковского водохранилища

вес около 250 кг.

«Широковский».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение12

 

 

               

 

Управление образования администрации города

Управление образования администрации города

Чайковский, 2019 г Аннотация

Чайковский, 2019 г Аннотация

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………

Введение В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования заложены новые методологические подходы, новые требования к результатам обучения

Введение В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования заложены новые методологические подходы, новые требования к результатам обучения

Метапредметные результаты: 1)

Метапредметные результаты: 1)

Предметные результаты: 1) формирование знаний о планетах

Предметные результаты: 1) формирование знаний о планетах

Итак, кому вы будете сегодня помогать? (Звездочке

Итак, кому вы будете сегодня помогать? (Звездочке

Испытание на планете Уран. Игра «Путаница»

Испытание на планете Уран. Игра «Путаница»

Экипажам выдаются листы с заданием (Приложение 8)

Экипажам выдаются листы с заданием (Приложение 8)

Вот и подошло к концу наше космическое путешествие

Вот и подошло к концу наше космическое путешествие

Критерии оценивания 1 «а» 1 «б» 1 «в» 1 «г» 1

Критерии оценивания 1 «а» 1 «б» 1 «в» 1 «г» 1

Игра-путешествие «Космос и

Игра-путешествие «Космос и

США. Через два с половиной месяца выход в космос совершил американский астронавт

США. Через два с половиной месяца выход в космос совершил американский астронавт

Станция 2 Здравствуйте, уважаемая команда

Станция 2 Здравствуйте, уважаемая команда

Землю. В честь их удачного приземления на въезде в деревню

Землю. В честь их удачного приземления на въезде в деревню

Солнце — это звезда? (Да). 2

Солнце — это звезда? (Да). 2

Список использованных источников: 1

Список использованных источников: 1

Приложение 1 Расшифруйте запись и узнаете название сказки: 19, 12, 1, 9, 12, 1 17,18,16 9,3,7,9,5,16,25,12,21 1,13,10,5,21

Приложение 1 Расшифруйте запись и узнаете название сказки: 19, 12, 1, 9, 12, 1 17,18,16 9,3,7,9,5,16,25,12,21 1,13,10,5,21

Правильный ответ: 19, 12, 1, 9, 12, 1

Правильный ответ: 19, 12, 1, 9, 12, 1

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 4

Приложение 5 «Вопросы»

Приложение 5 «Вопросы»

Какая мечта была у звёздочки Алиды? 󠄧познакомиться с инопланетянами; 󠄧подлететь к

Какая мечта была у звёздочки Алиды? 󠄧познакомиться с инопланетянами; 󠄧подлететь к

Правильный ответ: П

Правильный ответ: П

Правильный ответ: хитрая любознательная весёлая серьёзная любопытная внимательная сердитая

Правильный ответ: хитрая любознательная весёлая серьёзная любопытная внимательная сердитая

Среди сестричек звёзд она слыла самой любопытной, любознательной и весёлой

Среди сестричек звёзд она слыла самой любопытной, любознательной и весёлой

Правильный ответ: И началось путешествие звёздочки

Правильный ответ: И началось путешествие звёздочки

Звездочка Алида» В некотором царстве, в

Звездочка Алида» В некотором царстве, в

Приложение11 метеорит

Приложение11 метеорит

Приложение12

Приложение12

Формирование функциональной грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование функциональной грамотности  у младших школьников  во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020