«Формирование геометрических понятий в процессе продуктивных видов деятельности дошкольника»
Выполнила : воспитатель
Илюшина Алена Олеговна
Образование высшее педагогическое
Стаж в должности- 9,6 лет
Первая квал. категория
МОУ « Бендерский детский сад № 26»
Как отмечает Л. А. Венгер, - задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умения узнавать форму различных предметов и соотносить ее с эталоном.
Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей дошкольного возраста, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно может отражаться на детской познавательной деятельности в процессе интеграции образовательных областей, режимных моментах, что является основополагающим принципом ГОС ОДО.
Работа по формированию геометрических представлений у детей наилучшим образом происходит при создании следующих условий:
Создание предметно-пространственной развивающей среды.
2. Создание возможностей для использования геометрического материала в различных видах деятельности.
3. Формирование геометрических представлений как в непосредственно образовательной деятельности, так и во время других форм деятельности.
4. Создание морально-психологических условий каждому дошкольнику.
5. Использование различных форм работы с родителями при формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста
Обычный конструктора LEGO .
Магнитные конструкторы состоят из намагниченных палочек и шариков, которые прилипают друг к другу.
Болтовые конструкторы представляют собой детали разной геометрической формы
В конструктивной деятельности дети знакомятся с геометрическими фигурами, формой деталей через:
В познавательно-исследовательской деятельности у детей формируется умение моделировать геометрические фигуры из палочек, составлять орнамент из определенной геометрической фигуры (круг, квадрат, ромб) или из разных фигур (круг и квадрат, ромб, треугольник и круг и т.д.).
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, где дошкольники рисуют, лепят, вырезают, выполняют аппликации из геометрических фигур.
Каждый вид такой деятельности развивает у них определенные качества:
-расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира;
формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
обогащается словарный запас;
формируется связная и образная речь.
Геометрическая аппликация:
Для младших дошкольников является первым шагом на пути к формированию навыка определения форм. На данном этапе геометрические формы вырезает педагог, а детям предлагается разложить все подготовленные фигуры на листе бумаги в правильном порядке, а потом только - приклеить.
Дети среднего возраста учатся самостоятельно вырезать по контуру геометрические фигуры, выкладывают их в правильном порядке, после этого наклеивают.
Формы и методы работы с родителями при формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста:
тематические беседы и консультации ;
родительское собрание;
педагогическая гостиная;
открытые просмотры игр, занятий с детьми
совместные игры родителей с детьми;
выставки работ родителей и детей;
обмениваются опытом по изготовлению игр с геометрическим содержанием.
Таким образом, формирование геометрических представлений должно происходить не только в непосредственно образовательной деятельности (на занятиях) по математическому развитию, но и в различных видах деятельности и режимных моментах детей дошкольного возраста как в ОДО, так и в семье.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.