Устюгова Людмила Ивановна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21 г. Кунгур
Формирование гражданской компетенции младших школьников посредством уроков семейной любви
Изменения, происходящие в России, существенно влияют на все стороны жизни общества, отражаются на изменении образовательных потребностей и определяют новые задачи для образовательной системы. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определены приоритетные направления образования, среди которых одним из главных становиться: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация гражданского образования…
Становление гражданской компетенции личности неразрывно связано с формированием основополагающих ценностей: ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации во взрослой жизни.
Свой первый социальный опыт ребенок приобретает в семье. Семья является источником передачи ребенку социально – исторического опыта, эмоционального, духовно – культурного опыта, опыта деловых отношений. В Концепции модернизации отмечено, что семейное воспитание следует рассматривать одним из приоритетных принципов гражданского образования.
Уже в начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, формируется любовь и уважение к семье, к Родине. Процесс успешности формирования гражданственности зависит от взаимоотношений родителей и учителя. Задача учителя пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу, как своего друга в деле воспитания ученика. Важно установить самые добрые, деловые отношения с родителями.
Замечательной находкой в выстраивании таких отношений становятся уроки семейной любви, с методикой проведения, которых познакомила учителей нашей школы завуч по воспитательной работе Сарапульцева Л.М. Образовательный процесс таких уроков строится на основе технологии развития интеллекта, автором данной технологии является Бачева Е.В. – учредитель и главный редактор информационно – методического журнала «Родительский дом». Данная технология достаточно проста в использовании, включает в работу и сильных и слабых, и детей, и взрослых.
В своей работе, используя данную методику, провожу уроки семейной любви, как для учащихся, так и для родителей не реже 1 раза в четверть. Такая форма общения сразу прижилась в классном коллективе.
В основе технологии – работа в группах по 4 – 5 человек. Каждая микрогруппа ищет свой способ, свой ответ на поставленную задачу. Учитель может добавить к обсуждению новый блок знаний по теме только после высказываний участников разговора.
Соблюдаются следующие правила: каждый поочередно говорит свое мнение, свое решение, свою точку зрения; «пропустить круг» можно лишь один раз; договариваются заранее: нет точек зрения неправильных, они просто есть, имеют право быть.
Таким образом, слушая других дети (родители) корректируют, дополняют свою точку зрения, свое мнение. Именно при таком построении занятий постоянно идет процесс развития интеллекта человека, самокорректировка его личности. Урок длится 30-45 минут, заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией по кругу, по группам, письменно или вслух.
Такое занятие названо уроком семейной любви: родители и дети - члены одной семьи, они учатся любить друг друга, задумываться о себе, о своей жизни, о своих поступках. Главное назначение таких уроков – создать условия для того, чтобы обучающиеся осознали и осмыслили себя, свои отношения с окружающим миром.
Учебное занятие выстраивается по определенной опорной схеме. В ходе подготовки и проведения занятий используются такие методы, как: методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля в обучении.
Формы работы использую самые разнообразные: экскурсия, конкурс, праздник, диспут, турнир, круглый стол, гостиная, час вопросов и ответов, путешествие идр..
Тематика уроков семейной любви также разнообразная: «Семья и ее законы», «Искусство быть хорошим ребенком», «Два мира, две половинки». и т. д..
Работая по данной технологии, мною разработан ряд уроков семейной любви: «Добрая погода в доме», «Давайте играть», «Семейные традиции», О слове, о культуре речи», «Родительская любовь», «Мамины глаза», «Семейное чтение», «Какой я ребенок?», «По тропинке Друзей». Уроки по данным темам разработаны как для детей, так и для родителей. Самое главное в уроках семейной любви – у человека начинает работать сердце, у самых заблудших просыпается совесть, практически у всех происходит переоценка ценностей. Люди начинают понимать, что главным законом семьи, класса, общества и мира в целом является Любовь. Благодаря этому количество счастливых и успешных людей день ото дня будет больше. А это - самый важный результат не только уроков семейной любви, но воспитательного процесса в целом.
Выбранная технология позволяет организовать работу по сотрудничеству с семьей на основе доброжелательности, уважения, желания понять и помочь, если надо – научить. Родители - деловые партнеры учителя. Они вместе выстраивают карьеру ребенка, закладывают основы его успехов во взрослой жизни.
Таким образом, на принципах доверия, уважения, взаимопомощи реализуются задачи по формированию гражданской компетенции младших школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.