Формирование и развитие коллектива

  • docx
  • 05.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0026111.docx

Формирование и развитие коллектива

План

 

1.                     Понятие и признаки трудового коллектива

2.                     Типы отношений в коллективе

3.                     Стадии развития (формирования) коллектива.

 

Содержание лекции

1. Коллектив – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности.
В соответствии со степенью сплоченности участников выделяют группы:

1)                    группа - конгломерат (толпа);

2)                    группа - объединение (стая);

3)                    группа – коллектив

Признаки коллектива:

1)                    наличие общей цели;

2)                    психологическое признание членами коллектива друг друга;

3)                    практическое взаимодействие людей, направленное на достижение цели;

4)                    наличие определенной культуры, представленной  общими  ценностями, нормами, правилами поведения, традициями и т.п.;

5)                    наличие системы социального контроля (воздействие участников группы друг на друга через надзор, санкции, поощрения);

Влияние коллектива на человека связано с боязнью негативной оценки его в случае неудачи и ожиданием позитивной при успехе.

6)                    наличие четко выраженной структуры

Структура коллектива может бать функциональной (с учетом производственных задач, выполняемых каждым); политической; социально-демографической (н-р, по полу, возрасту, образованию и др.); социально-психологической; поведенческой; мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).

2. Типы отношений в коллективе:

    дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;

    дружеское соперничество в отдельных сферах в рамках позитивного взаимодействия;

    формальное сотрудничество при фактическом нейтралитете;

    соперничество в рамках формального сотрудничества при взаимном недоверии, ориентация на индивидуальные цели даже при совместной работе;

    соперничество и негативные отношения друг к другу в рамках общей деятельности.

3.Стадии развития (формирования) коллектива.

1)                    Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его развития, от стадии зрелости. Таких стадий психологи выделяют четыре:
       1) Притирка. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

2)                    Вторая стадия — «конфликтная» — характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.

3)                    Стадия экспериментирования — потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами.

4)                    Стадия эффективности характеризуется появлением в коллективе опыта успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой — творчески. Формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высший уровень.

Таким образом, настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов. Для высокоразвитого сплоченного коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу. Наличие или отсутствие этих качеств служит диагностическим признаком для различия просто группы людей и коллектива.



 

Посмотрите также