Формирование и развитие коллектива
План
1. Понятие и признаки трудового коллектива
2. Типы отношений в коллективе
3. Стадии развития (формирования) коллектива.
Содержание лекции
1. Коллектив – это группа людей,
осуществляющих совместную деятельность на основе гармонизации индивидуальных,
групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в
процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние
интегративности.
В соответствии со степенью сплоченности участников выделяют группы:
1) группа - конгломерат (толпа);
2) группа - объединение (стая);
3) группа – коллектив
Признаки коллектива:
1) наличие общей цели;
2) психологическое признание членами коллектива друг друга;
3) практическое взаимодействие людей, направленное на достижение цели;
4) наличие определенной культуры, представленной общими ценностями, нормами, правилами поведения, традициями и т.п.;
5) наличие системы социального контроля (воздействие участников группы друг на друга через надзор, санкции, поощрения);
Влияние коллектива на человека связано с боязнью негативной оценки его в случае неудачи и ожиданием позитивной при успехе.
6) наличие четко выраженной структуры
Структура коллектива может бать функциональной (с учетом производственных задач, выполняемых каждым); политической; социально-демографической (н-р, по полу, возрасту, образованию и др.); социально-психологической; поведенческой; мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).
2. Типы отношений в коллективе:
− дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;
− дружеское соперничество в отдельных сферах в рамках позитивного взаимодействия;
− формальное сотрудничество при фактическом нейтралитете;
− соперничество в рамках формального сотрудничества при взаимном недоверии, ориентация на индивидуальные цели даже при совместной работе;
− соперничество и негативные отношения друг к другу в рамках общей деятельности.
3.Стадии развития (формирования) коллектива.
1)
Во многом сплоченность коллектива
зависит от стадии его развития, от стадии зрелости. Таких стадий психологи
выделяют четыре:
1) Притирка. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу,
решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Взаимодействие
происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую
роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.
2) Вторая стадия — «конфликтная» — характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.
3) Стадия экспериментирования — потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами.
4) Стадия эффективности характеризуется появлением в коллективе опыта успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой — творчески. Формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высший уровень.
Таким образом, настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов. Для высокоразвитого сплоченного коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу. Наличие или отсутствие этих качеств служит диагностическим признаком для различия просто группы людей и коллектива.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.