Формирование и развитие проектных и исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира (из опыта работы)
Оценка 5

Формирование и развитие проектных и исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира (из опыта работы)

Оценка 5
Работа в классе
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
15.04.2023
Формирование и развитие проектных и исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира (из опыта работы)
Упражнения.docx

Формирование и развитие проектных и исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира (из опыта работы)

В школу дети идут с разными способностями: те ребята, которые приходят из детских садов, частично имеют первоначальные представления о работе с проектами, а домашние дети, как правило, совсем к этой деятельности не подготовлены. Каждый педагог в этом случае сталкивается с проблемой: Как уравнять способности (умения) учеников, чтобы они смогли эффективно освоить работу с проектами? Этот вопрос я всегда решаю с включением в образовательный процесс специально подобранных тренировочных заданий, которые направлены на развитие проектных и исследовательских умений младших школьников.

Так, в начале каждого урока окружающего мира даю ученикам по одному упражнению на развитие информационно-аналитических и информационно-поисковых умений, умений видеть проблемы и задавать вопросы, классифицировать, наблюдать, высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

1.      Задания на развитие информационно-аналитических и информационно-поисковых умений:

 «...Дойдя до речки, мы увидели на берегу следы костра, пустые банки и пластиковые бутылки». Задание: Продолжить   рассказ, представив   себя   в   роли: мальчика, гуляющего вдоль речки с друзьями; эколога; главы местного самоуправления; галки, сидящей на дереве и т.д.

Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.д.»

- Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

- Составь рассказ, используя данную концовку: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «...Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо», «...и котенок мирно заснул на руках у Маши», «...Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

2. Задания, направленные на развитие умения видеть проблемы:

- «Назовите как можно больше признаков предмета»

Детям нужно вспомнить как можно больше возможных признаков предложенного предмета. Так, например, диван может быть: мягким, большим, новым, высоким, раздвижным, детским, удобным и др. Такое упражнение можно провести в форме увлекательного командного конкурса.

- «Составь рассказ, используя данную концовку»

Детям предлагается концовка рассказа. Задание: подумай, а потом расскажи о том, что было в начале. Пример: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «… Этой зимой медведь так и не заснул»

- «Сколько значений у предмета»

Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет (газета, карандаш, ложка, коробка).  Задание: найти варианты нетрадиционного, но реального использования предмета.

3. Задания, направленные на развитие умения задавать вопросы:

«Уточняющие вопросы»: (Верно ли, что…?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).

Игра «Угадай, о чем спросили»: Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Образцы вопросов: Какой окрас обычно имеют лисы? Почему совы охотятся ночью? Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона? Чем питаются в космосе космонавты?

Игра «Что скрывает черный ящик»: Учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой занятия. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».  

Игра «Вопросы машине времени»: Задай три самых необычных вопроса по теме занятия машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.

Игра «Вопросы от …»: Как ты думаешь, если предмет (утюг, собака, автомобиль, пенал и др.) могли говорить, какие вопросы они хотели бы тебе задать.

4.  Задания, направленные на развитие умения классифицировать:

«Четвертый лишний»: Четыре карточки содержат различные изображения предметов. Дети классифицируют эти предметы по разным признакам: цвету, форме, назначению… Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления.

«Найди ошибки и их прокомментируй»: Например: Дятел, синица, бабочка, ворона – это птицы. Собака, корова, курица, лисица – это звери.

«Кто больше»: Игра-соревнование проводится между несколькими детьми или между ребенком и взрослым. Необходимо назвать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе.  Например: предметы посуды, школьные принадлежности и т.д.

«Ряд слов»: Детям выдаются напечатанные на маленьких белых карточках слова. Задание: чем отличаются и чем похожи названные два предмета. Например: «Чем отличаются (похожи) банан и персик?». Затем к двум первым словам присоединяется третье слово. Задание: чем отличаются и чем похожи уже все три предмета и т.д.

5. Задания, направленные на развитие умения наблюдать:

«Рассматривание»: Педагог ставит перед детьми какой-нибудь предмет. Дети внимательно рассматривают его. Затем педагог убирает предмет, просит детей вспомнить и назвать все его детали, после чего предмет вновь предъявляется детям и проводится коллективное обсуждение того, что назвали, а что не заметили и не назвали.

«Кто пропал?»: Педагог выставляет перед детьми несколько предметов и просит запомнить их. Затем детям предлагается закрыть глаза, а в это время учитель убирает один или несколько предметов. Дети должны назвать недостающие предметы.

«Найди различия»: Сравни пару картинок, найди определенное количество различий.

«Найди ошибки художника»: Дают хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы с намеренно сделанными ошибками.

«Самый наблюдательный»: Учитель предлагает детям посмотреть на картинку, затем картинка убирается, и дети должны ответить на поставленные учителем вопросы.

Задания, направленные на развитие умения высказывать суждения, делать выводы и умозаключения:

«Проверьте правильность утверждений»: Например: Все мои одноклассники любят мороженое. Паша – мой одноклассник. Следовательно, он любит мороженое.  (утверждение верное)

«Скажи, на что похожи…»: Например: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки и др.

«Как люди смотрят на мир»: На листе бумаги нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Детям предлагается рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что здесь изображено?» Поощряются самые оригинальные, неожиданные ответы.

Такие упражнения помогают обучающимся активизироваться, научиться логически мыслить, задуматься над проблемой, найти и предложить разные нестандартные способы и решения, пофантазировать, проанализировать ответы одноклассников, и при совместном обсуждении выбрать самое верное решение. Овладение этими умениями помогают младшим школьникам быстрее включиться в проектную деятельность и научиться выполнять проекты.


 

Формирование и развитие проектных и исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира (из опыта работы)

Формирование и развитие проектных и исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира (из опыта работы)

Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос

Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос

Овладение этими умениями помогают младшим школьникам быстрее включиться в проектную деятельность и научиться выполнять проекты

Овладение этими умениями помогают младшим школьникам быстрее включиться в проектную деятельность и научиться выполнять проекты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2023