Формирование и развитие проектных и исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира (из опыта работы)
В школу дети идут с разными способностями: те ребята, которые приходят из детских садов, частично имеют первоначальные представления о работе с проектами, а домашние дети, как правило, совсем к этой деятельности не подготовлены. Каждый педагог в этом случае сталкивается с проблемой: Как уравнять способности (умения) учеников, чтобы они смогли эффективно освоить работу с проектами? Этот вопрос я всегда решаю с включением в образовательный процесс специально подобранных тренировочных заданий, которые направлены на развитие проектных и исследовательских умений младших школьников.
Так, в начале каждого урока окружающего мира даю ученикам по одному упражнению на развитие информационно-аналитических и информационно-поисковых умений, умений видеть проблемы и задавать вопросы, классифицировать, наблюдать, высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
1. Задания на развитие информационно-аналитических и информационно-поисковых умений:
«...Дойдя до речки, мы увидели на берегу следы костра, пустые банки и пластиковые бутылки». Задание: Продолжить рассказ, представив себя в роли: мальчика, гуляющего вдоль речки с друзьями; эколога; главы местного самоуправления; галки, сидящей на дереве и т.д.
Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.д.»
- Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.
- Составь рассказ, используя данную концовку: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «...Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо», «...и котенок мирно заснул на руках у Маши», «...Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».
2. Задания, направленные на развитие умения видеть проблемы:
- «Назовите как можно больше признаков предмета»
Детям нужно вспомнить как можно больше возможных признаков предложенного предмета. Так, например, диван может быть: мягким, большим, новым, высоким, раздвижным, детским, удобным и др. Такое упражнение можно провести в форме увлекательного командного конкурса.
- «Составь рассказ, используя данную концовку»
Детям предлагается концовка рассказа. Задание: подумай, а потом расскажи о том, что было в начале. Пример: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «… Этой зимой медведь так и не заснул»
- «Сколько значений у предмета»
Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет (газета, карандаш, ложка, коробка). Задание: найти варианты нетрадиционного, но реального использования предмета.
3. Задания, направленные на развитие умения задавать вопросы:
«Уточняющие вопросы»: (Верно ли, что…?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).
Игра «Угадай, о чем спросили»: Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Образцы вопросов: Какой окрас обычно имеют лисы? Почему совы охотятся ночью? Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона? Чем питаются в космосе космонавты?
Игра «Что скрывает черный ящик»: Учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой занятия. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».
Игра «Вопросы машине времени»: Задай три самых необычных вопроса по теме занятия машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.
Игра «Вопросы от …»: Как ты думаешь, если предмет (утюг, собака, автомобиль, пенал и др.) могли говорить, какие вопросы они хотели бы тебе задать.
4. Задания, направленные на развитие умения классифицировать:
«Четвертый лишний»: Четыре карточки содержат различные изображения предметов. Дети классифицируют эти предметы по разным признакам: цвету, форме, назначению… Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления.
«Найди ошибки и их прокомментируй»: Например: Дятел, синица, бабочка, ворона – это птицы. Собака, корова, курица, лисица – это звери.
«Кто больше»: Игра-соревнование проводится между несколькими детьми или между ребенком и взрослым. Необходимо назвать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе. Например: предметы посуды, школьные принадлежности и т.д.
«Ряд слов»: Детям выдаются напечатанные на маленьких белых карточках слова. Задание: чем отличаются и чем похожи названные два предмета. Например: «Чем отличаются (похожи) банан и персик?». Затем к двум первым словам присоединяется третье слово. Задание: чем отличаются и чем похожи уже все три предмета и т.д.
5. Задания, направленные на развитие умения наблюдать:
«Рассматривание»: Педагог ставит перед детьми какой-нибудь предмет. Дети внимательно рассматривают его. Затем педагог убирает предмет, просит детей вспомнить и назвать все его детали, после чего предмет вновь предъявляется детям и проводится коллективное обсуждение того, что назвали, а что не заметили и не назвали.
«Кто пропал?»: Педагог выставляет перед детьми несколько предметов и просит запомнить их. Затем детям предлагается закрыть глаза, а в это время учитель убирает один или несколько предметов. Дети должны назвать недостающие предметы.
«Найди различия»: Сравни пару картинок, найди определенное количество различий.
«Найди ошибки художника»: Дают хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы с намеренно сделанными ошибками.
«Самый наблюдательный»: Учитель предлагает детям посмотреть на картинку, затем картинка убирается, и дети должны ответить на поставленные учителем вопросы.
Задания, направленные на развитие умения высказывать суждения, делать выводы и умозаключения:
«Проверьте правильность утверждений»: Например: Все мои одноклассники любят мороженое. Паша – мой одноклассник. Следовательно, он любит мороженое. (утверждение верное)
«Скажи, на что похожи…»: Например: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки и др.
«Как люди смотрят на мир»: На листе бумаги нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Детям предлагается рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что здесь изображено?» Поощряются самые оригинальные, неожиданные ответы.
Такие упражнения помогают обучающимся активизироваться, научиться логически мыслить, задуматься над проблемой, найти и предложить разные нестандартные способы и решения, пофантазировать, проанализировать ответы одноклассников, и при совместном обсуждении выбрать самое верное решение. Овладение этими умениями помогают младшим школьникам быстрее включиться в проектную деятельность и научиться выполнять проекты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.