Формирование и развитие скрипичной исполнительской школы
Инструментальное искусство начала XXI столетия требует от музыкантов решения глобальных проблем, связанных с глубоким и пристальным изучением достижений прошлого века. В отечественном музыкознании до сих пор не до конца исследованы такие явления как русская скрипичная школа. Вместе с тем накоплен обширный материал, обобщающий творческий опыт крупнейших исполнителей и педагогов, ведущие положения скрипичной теории и методики, проблемы интерпретации произведений русской и зарубежной скрипичной классики, современного репертуара. В данной главе ставится несколько взаимосвязанных задач, а именно: сформулировать понятие скрипичной исполнительской школы и попытаться раскрыть его содержание; показать последовательный процесс формирования скрипичной школы, выявив при этом роль и значение ее виднейших представителей; на основе анализа исполнительского, педагогического и научного стилей исследовать ее творческие традиции. Все это может способствовать воссозданию целостной картины становления и развития отечественной скрипичной культуры, ее облика в период наивысшего расцвета, а также определению дальнейших перспективных путей развития.
«Музыкальная традиция - это передаваемый из поколения в поколение творческий опыт, включающий художественно-эстетические установки, оценочные критерии, основы артистического и инструментального мастерства, особенности прочтения различных стилей и воплощения образно-драматургических концепций произведений, укоренившихся в концертном и педагогическом репертуаре. Способы его передачи заключаются в исполнительской практике, обучении игре на инструменте, а также в теоретическом анализе и систематизации. Традиции создаются не случайно и имеют глубокие корни. Они рождаются в процессе естественного художественного отбора, впитывая то лучшее, что накоплено исполнительским опытом. Конечно, у традиции свой круг жизни, как и у всего существующего. Она живет, стареет, лишается внутренней энергии, яркости, выразительности. Ее формы застывают, грубеют. Вот тут-то и должна проявляться сила дарования исполнителя, его смелость художника, его критическое чутье, чувство эстетического отбора».
Традиция — явление исторически закономерное, она олицетворяет лучшее из созданного, и главная роль в этом отборе принадлежит исполнителю, обладающему незаурядным талантом; она требует живого подхода и творческого развития. Скрипичная школа как одна из музыкально-исполнительских школ представляет собой художественную целостность, в которой обобщены эстетические взгляды на скрипичное искусство, а также черты исполнительского, педагогического и научного стилей. Одна из ее важнейших характеристик — многомерность, что подтверждается существованием различных школ: национальных, региональных, школ учебных заведений, школ выдающихся мастеров. Русская скрипичная школа уже в первой половине XX века заняла приоритетные позиции в ряду европейских, когда в ее рамках сложились творческие традиции, позволившие поднять на высочайшую ступень отечественную скрипичную культуру. Русская скрипичная школа, впитала в себя лучшие достижения не только отечественной, но и зарубежной культуры. Выявляются характерные особенности самобытного русского скрипичного исполнительства, а также многочисленные нити, связывающие профессиональную деятельность русских и иностранных скрипачей. Педагогический опыт рассматривается в неразрывном единстве с исполнительским, а формирование инструментальной школы — в тесной связи с профессиональными критериями качества игры, которые стали решающими в определении педагогических подходов, методов и путей развития ученика. При этом направляющую роль играет теория скрипичного исполнительства — как музыкальная наука, формирующая основы обучения. Из множества произведений старых мастеров неотъемлемой 'частью педагогического репертуара стали концерты и сонаты А. Вивальди, сонаты Г. Генделя, А. Корелли, М. Верачини, Дж. Тартини, П. Локателли, Ф. Джеминиани, Ж. Леклера и др. Особое место занимают сочинения И. Баха — его концерты а-moll и E-Dur, концерт для двух скрипок, уникальный цикл «Сонаты и партиты» для скрипки соло и другие. Изучение старинной музыки, замечательного пласта скрипичной литературы, творчества композиторов эпохи, в основе эстетики которой лежит идея гуманизма, способствует воспитанию основополагающих скрипичных навыков качественного звукоизвлечения, совершенных штрихов и приемов артикуляции, овладению полифоническими приемами игры. Основу западноевропейской классической музыки в педагогическом репертуаре составляет творчество композиторов Венской классической школы — одна из вершин мирового музыкального искусства (концерты, сонаты, пьесы Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена), Владение этим стилем требует от скрипача ясного осмысления формы и структуры, мастерства и законченности фразировки, тонкой детализации, чувства меры, изысканных штрихов, упругого ритма, высокой культуры звука. Музыка западноевропейского романтизма представлена как сочинениями крупной формы (концерты Л. Шпора, Н. Паганини, А. Вьетана, Г. Венявского, М. Бруха, Л. Мендельсона, И. Брамса, Ш. Сен-Санса, Ф. Шуберта, Э. Грига, Р. Шумана, фантазии, вариации), так и миниатюрой (Н. Паганини, Г. Венявский, Ш. Сен-Санс, П. Сарасате), а также множеством транскрипций и обработок. Особое место занимают 24 каприса Н. Паганини, которые наряду с «Сонатами и партитами» И. Баха стали краеугольным камнем репертуарной основы скрипача. Музыка виртуозно-романтической эпохи вносит новые краски звучания, множество колористических приемов, связанных с ее программой, яркой образностью, драматизмом, а также театральностью, психологическими оттенками. Русская музыка представлена в основном концертами П. Чайковского, А. Глазунова, Ю. Конюса, А. Аренского, С. Ляпунова, Концертной сюитой С. Танеева, пьесам П. Чайковского, А. Глазунова, обработками. Широта ее дыхания, эпическое, жанровое начало, лиричность, эмоциональность, виртуозный характер, - все это способствует формированию у скрипача ярких исполнительских черт, пониманию национального исполнительского стиля. Значительный и чрезвычайно ценный пласт скрипичной литературы — отечественная и зарубежная музыка XX века. Это сочинения для скрипки соло (С. Прокофьев, Э. Изаи, А. Оннегер, П. Хиндемит, Б. Барток), сонаты для скрипки и фортепиано (А. Дебюсси, А. Оннегер, Ж. Равель, Д. Мийо, П. Хиндемит, К. Шимановский, Д. Энеску, Л. Яначек), миниатюра (Ф. Крейслер, Й. Сук, К. Шимановский), многочисленные транскрипции и обработки. Один из фундаментальных жанров XX века — скрипичный концерт, где нашли отражение множество стилистических направлений: позднеромантическое (Д. Бузони, Я. Сибелиус, М. Регер, Э. Элгар), импрессионистское (К. Шимановский), экспрессионистское (А. Берг, А. Шёнберг), неоклассицистское (П. Хиндемит), сочетание неоклассицистских и экспрессионистских тенденций (Б. Барток). Особая область — концерты композиторов С. Прокофьева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Н. Мясковского, Н. Ракова, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, Р. Вагнера, А. Богатырёва, Е. Глебова, Е. Тикоцкова и др. В целом музыка XX века требует от исполнителя овладения современными средствами, которые постоянно обогащаются новыми элементами. Следует выделить три педагогических подхода к ученику — это комплексный подход к процессу его воспитания как музыканта-художника и профессионала, индивидуальный — как к личности с конкретными характеристиками и возможностями, психологический — с точки зрения субъективных граней его мышления, восприятия, воображения и интуиции. Они тесно переплетаются и взаимосвязаны.
Живая, постоянная связь исполнительства и педагогики — тот источник, благодаря которому уже в 1930-е годы XX столетия сформировались педагогические оценки и критерии, поставившие русскую скрипичную школу на новую ступень.
Большая фигура в истории русской скрипичной школы — Леопольд Ауэр, который полвека жил и преподавал в России, в Петербургской консерватории, а потом перебрался в Америку. Значение его творчества велико. Его прямо называют основоположником русской скрипичной школы, с его педагогической деятельностью связан расцвет русской дореволюционной скрипичной школы, утверждение её мирового значения и влияния.
Опираясь на традиции русского музыкального исполнительства, сочетая их с достижениями мирового искусства, Л. Ауэр расширил творческие и виртуозные возможности скрипки. Много внимания он уделял основам скрипичного искусства – звукоизвлечению, интонации, постановке рук, применил новую постановку правой руки скрипача (высоко поднятый локоть, глубокий охват пальцами трости смычка при главенствующей роли в звукоизвлечении указательного пальца), которая явилась, как отмечает К. Флеш, важнейшим завоеванием современного скрипичного искусства (в методической литературе получила название «постановка русской школы»). Работа над совершенствованием владения всеми навыками, приводит к естественному слиянию скрипача с инструментом, свободному без напряжения исполнению сложных технических приёмов передвижения по грифу.
Интересно, что сам Леопольд Ауэр родился в еврейской семье 7 июня 1845 года в г. Веспрем в Венгрии, а учился сначала в Венгрии у Р. Коне (ученика основоположника венской скрипичной школы Йозефа Бёма ), а затем в Австрии и Германии: собственно в Вене у австрийских скрипачей Якоба Донта и Йозефа Хельмесбергера-старшего, а потом в Ганновере у скрипача венгерского происхождения Йожефа Иоахима. Иоахим «явился настоящим откровением для меня, раскрыв перед моими глазами такие горизонты высшего искусства, о которых я и не догадывался до тех пор, это было вехой моей ученической жизни» — вспоминал музыкант.
Все эти скрипачи сами, в свою очередь, имели учителей. А их учителя — своих учителей. И если анализировать глубоко, окажется, что Венгрией, Австрией и Германией дело вовсе не ограничивается: затронута едва ли не вся Европа…
С 1858 года Л. Ауэр гастролировал по странам Европы, работал концертмейстером в Дюссельдорфе и Гамбурге. Переломным в его судьбе оказался 1868 год, когда он концертировал в Лондоне вместе с Антоном Рубинштейном. Восхищенный искусством Л. Ауэра, А. Рубинштейн пригласил его занять место профессора Петербургской консерватории вместо ушедшего Г. Венявского.
Л. Ауэр переехал в Россию и отдал концертной и педагогической деятельности здесь почти пятьдесят лет жизни. В Петербурге он возглавлял также струнный квартет Русского музыкального общества, дирижировал концертами, служил солистом оркестра балета Мариинского театра. О высоком авторитете, которым пользовался скрипач в среде русских музыкантов, свидетельствует, например, мнение П. Чайковского, писавшего, что «преобладающие качества Л. Ауэра — задушевность, прочувствованность в передаче мелодии и нежная певучесть смычка. Он играет с большой выразительностью, с высоко поставленной чистотой техники, с тонкой обдуманностью и поэтичностью в фразировке». Игра Л. Ауэра привлекала лиризмом, развитым интеллектуальным началом, певучим, серебристым звучанием инструмента (он играл на скрипке Страдивари), тонкой отделкой деталей, романтической взволнованностью.
П. Чайковский посвятил Л. Ауэру «Меланхолическую серенаду», а также клавир Скрипичного концерта. Ему же посвящены скрипичные концерты А. Глазунова и А. Аренского, «Концертная сюита» С. Танеева. Ауэр был страстным пропагандистом и превосходным интерпретатором русской музыки. Именно с русским искусством был связан тот взлет исполнительской и педагогической деятельности артиста, который определил его главенствующее положение в мировой скрипичной школе начала XX века.
В начале 1917 года Л. Ауэр с учениками выехал на гастроли в Скандинавию. Дальнейшая его деятельность проходила уже за рубежом — в США, где он преподавал в Институте музыкального искусства в Нью-Йорке и в Музыкальном институте Кёртис в Филадельфии.
Квартет Императорского Русского музыкального общества: Л.С. Ауэр (1-я скрипка), И.Х. Пиккель (2-я скрипка),И.А.Вейкман(альт),А.В. Вержбилович (виолончель) |
Леопольд Ауэр - великий скрипач и педагог, давший миру большую плеяду замечательных скрипачей – звёзд первой величины. Среди учеников Л. Ауэра большинство великих скрипачей: Я. Хейфец, М. Эльман, Е. Цимбалист, М. Полякин, Н. Мильштейн, Ц. Ганзен, М. Пиастро, И. Ахрон. Несмотря на огромный талант этих учеников, роль и авторитет их учителя очень велики. Л. Ауэр широко и глубоко изучил все детали и тонкости познания скрипки. Именно Л. Ауэру в большей степени обязано скрипичное искусство прошлого столетия достижениями и новациями русской исполнительской школы. Труд Л. Ауэра, «Моя школа игры на скрипке» содержит много интереснейших советов и рекомендаций, является настольной книгой для каждого преподавателя, он подсказывает различные методы подхода к сложным процессам скрипичной педагогике.
Выполнила работу Комарова Екатерина, учитель музыки МБОУ СОШ №20 городского округа Королёв Московской области.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.