Формирование информационной компетентности учащихся на уроках физики

  • pptx
  • 22.09.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование инфомационной компетентости учащихся на уроках физики.pptx

Формирование информационной компетентности учащихся на уроках физики

Исполнитель:
учитель физики
МОУ СОШ №48
г. Ярославль
Светлана Юрьевна
Александрова

Компетентность – это способность человека к решению жизненных и профессиональных задач.

Цель исследования

- разработать методические рекомендации по формированию информационной компетентности учащихся.

Задачи исследования:


провести теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме;
показать преимущества использования информационно-коммуникативных технологий при формировании информационной компетентности учащихся.

Этапы исследования

На первом этапе проведен теоретический анализ научной и методической литературы, обоснована необходимость формирования информационной компетентности учащихся.
На втором этапе было организовано экспериментальное исследование по формированию информационной компетентности учащихся.

Информационная компетенция
владение навыками работы с различными источниками информации;
самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимой информации;
ориентирование в информационных потоках;
умение осознанно воспринимать информацию;
владение навыками использования информационных устройств.

Методические рекомендации по применению приемов и методов, формирующих информационную компетентность учащихся


Работа с учебником физики.
Работа с информацией в сети ИНТЕРНЕТ
Работа с информацией при выполнении лабораторных работ и демонстрационного эксперимента.

Работа обучающихся с учебником физики

умение извлекать наиболее значимую информацию из текста;
умение извлекать знания из наглядного материала учебника;
умение, связанное с решением задач;
умение работать с таблицами физических величин;
экспериментальные умения;
умение ориентироваться в тексте и справочном материале учебника.

1. Извлечение наиболее значимой информации из текста



Прочитайте текст «Диффузия в газах и жидкостях». Придумайте заголовок к первой части текста, состоящей из 1 и 2 абзацев. Придумайте заголовок ко второй части текста, состоящей из 3, 4 и 5 абзацев.
Выпишите вещества, которые упоминаются в тексте
Выпишите физические явления, которые упоминаются в 1 и 2 абзаце.
Какие наблюдения описаны в 3 и 4 абзаце?
Какая физическая величина упоминается в 6 абзаце? Какой буквой она обозначается? Какова единица измерения этой величины в международной системе «СИ»?


1. Выделение главного и фиксирование его в логическую цепочку

«механическое движение – траектория движения – путь – единицы пути»
Информация «свертывается в несколько слов /звенья, образы/, связанные между собой.
При воспроизведении текста эти образы «развертываются» в рассказ.

2. Извлечение информации из наглядных материалов учебника

Как трубка, дно которой затянуто резиновой пленкой, помогает сравнивать давления жидкостей?

2.Извлечение информации из наглядных материалов учебника

3.Умения, связанные с решением задач

Измерение объема тела неправильной формы (камня) при помощи мензурки - пример косвенного измерения.

4.Умения работать с таблицами физических величин

4.Работа с таблицами

5.Экспериментальные умения

Для их формирования нужна большая практика. Поскольку лимит учебного времени не позволяет резко увеличить число классных фронтальных работ, то можно применять домашние экспериментальные задания,
тематика, содержание и методика которых адекватны программным лабораторным работам, разница в объектах исследования и измерительных инструментах. Для выполнения этих заданий учебник необходим как руководство к действию, найти в нем описание похожей лабораторной работы и выполнить «те действия, которые включены в указания к работе».
.

6. Умение ориентироваться в тексте

Составление конспекта текста с помощью рисунков, схем, знаков

Работа с информацией в сети интернет

Информация цифровых образовательных ресурсов используется учениками при:
подготовке докладов;
презентаций;
наглядных пособий.
Ученики пользуются:
офисными программами;
графическими редакторами;
электронными энциклопедиями;
возможностями Интернета для получения качественного, насыщенного интересными фактами и иллюстрациями продукта.

Адресная информация для поиска в сети интернет

www.elkin52.narod.ru/ "Занимательная физика в вопросах и ответах"
Сайт заслуженного учителя РФ, методиста Виктора Елькина. Различные занимательные опыты и тесты по физике. Вопросы и ответы, загадки и хитроумные задачи.
www.physics-regelman.com/ Обучающие трехуровневые тесты по физике для средних и старших классов школы
www.anna.vega-int.ru/ Интерактивные модели физических процессов. Автор: С.К. Бурученко г. Снежинск

Сайт, который поможет ученику проверить себя, а учителю и родителям позволит взглянуть на результаты

Задания с использованием сети интернет

Подготовьте сообщение или доклад по вопросу из истории физики или о биографии ученого. Воспользуйтесь для этого сайтом с адресом: (http://www.biografii.ru/biogr_dop/lomonosov_m_v/lomonosov_m_v.htm)

Повышенный интерес у учащихся вызывают интерактивные уроки по предмету в «Виртуальной школе Кирилла и Мефодия» с интерактивными опросами и тестами.

Работа с информацией при выполнении лабораторных работ и демонстрационного эксперимента

При выполнении работ учащиеся:
углубляют свои знания, работая с дополнительной литературой;
повторяют изученный на уроках материал;
развивают память и мышление;
учатся анализировать идею и результаты опытов;
самостоятельно делают выводы.
учатся пользоваться инструкциями приборов,
справочниками, таблицами;
сравнивают экспериментальные данные с табличными значениями.

Организация экспериментального исследования

С целью получения данных о текущем состоянии информационной компетентности было проведено анкетирование учащихся школы. Школьникам предлагалось ответить на вопросы: «Умеете ли вы самостоятельно добывать знания?», «Какие источники вы используете для получения информации при подготовке сообщений, рефератов, докладов?».

Используемые источники знаний при подготовке учащимися рефератов и докладов

Из анализа анкет стало очевидно, что большая часть учащихся могут самостоятельно добывать знания, используя для этого разнообразные источники информации, что позволило нам в целом судить о наличии начального уровня информационной компетентности учащихся школы.

Анкетирование показало, что большая часть учащихся школы имеет дома ПК, подключенный к сети internet, а также владеет навыками работы на уровне пользователя.
Из общего числа опрошенных 90,6% отмечают необходимость использования информационных технологий в учебном процессе.

Сравнительный анализ качества знаний учащихся экспериментального и контрольного классов до начала исследования

Анализ успеваемость в экспериментальном и контрольном классах до начала исследования.
Из результатов анализа видно, что в обоих классах (контрольном и экспериментальном) успеваемость 100%, а качество знаний в экспериментальном классе и контрольном классе практически одинаково (44% и 39% соответственно).

Уровни развития информационной компетентности учащихся 7х классов

Уровни

Классы испытуемых

7А класс

7Б класс

Низкий уровень

22,6%

38%

Средний уровень

50,7%

49,6%

Высокий уровень

16,7%

12,4%

Развитие информационной компетентности положительно сказывается на успеваемости и качестве знаний
В результате анализа стало очевидно, что в обоих классах (контрольном и экспериментальном) успеваемость=100%, но качество знаний в экспериментальном классе значительно выше, чем в контрольном 54%, тогда как в контрольном классе – 44%.

Заключение


В ходе экспериментального исследования были разработаны методические рекомендации, что может стать основой для практического использования учителями физики, направленные на формирование информационной компетентности учащихся.

Результаты экспериментального исследования показали, что:
информационно-коммуникативные технологии придают обучению деятельностный характер и способствуют развитию самостоятельности учащихся;
развитие информационной компетентности у учащихся имеет положительную динамику, что является следствием сочетания традиционных и современных инновационных технологий в образовательном процессе;
уровень развития информационной компетентности положительно влияет на качество знаний.

«Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность. Напичканный знаниями, но не умеющий использовать их ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать».
А.Л. Минц