Формирование информационной компетентности учащихся на уроках физики
Оценка 4.9

Формирование информационной компетентности учащихся на уроках физики

Оценка 4.9
pptx
22.09.2024
Формирование информационной компетентности учащихся на уроках физики
Формирование инфомационной компетентости учащихся на уроках физики.pptx

Формирование информационной компетентности учащихся на уроках физики

Формирование информационной компетентности учащихся на уроках физики

Формирование информационной компетентности учащихся на уроках физики

Исполнитель:
учитель физики
МОУ СОШ №48
г. Ярославль
Светлана Юрьевна
Александрова

Компетентность – это способность человека к решению жизненных и профессиональных задач

Компетентность – это способность человека к решению жизненных и профессиональных задач

Компетентность – это способность человека к решению жизненных и профессиональных задач.

Цель исследования - разработать методические рекомендации по формированию информационной компетентности учащихся

Цель исследования - разработать методические рекомендации по формированию информационной компетентности учащихся

Цель исследования

- разработать методические рекомендации по формированию информационной компетентности учащихся.

Задачи исследования: провести теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме; показать преимущества использования информационно-коммуникативных технологий при формировании информационной компетентности учащихся

Задачи исследования: провести теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме; показать преимущества использования информационно-коммуникативных технологий при формировании информационной компетентности учащихся

Задачи исследования:


провести теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме;
показать преимущества использования информационно-коммуникативных технологий при формировании информационной компетентности учащихся.

Этапы исследования На первом этапе проведен теоретический анализ научной и методической литературы, обоснована необходимость формирования информационной компетентности учащихся

Этапы исследования На первом этапе проведен теоретический анализ научной и методической литературы, обоснована необходимость формирования информационной компетентности учащихся

Этапы исследования

На первом этапе проведен теоретический анализ научной и методической литературы, обоснована необходимость формирования информационной компетентности учащихся.
На втором этапе было организовано экспериментальное исследование по формированию информационной компетентности учащихся.

Информационная компетенция владение навыками работы с различными источниками информации; самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимой информации; ориентирование в информационных потоках; умение осознанно воспринимать информацию; владение…

Информационная компетенция владение навыками работы с различными источниками информации; самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимой информации; ориентирование в информационных потоках; умение осознанно воспринимать информацию; владение…

Информационная компетенция
владение навыками работы с различными источниками информации;
самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимой информации;
ориентирование в информационных потоках;
умение осознанно воспринимать информацию;
владение навыками использования информационных устройств.

Методические рекомендации по применению приемов и методов, формирующих информационную компетентность учащихся

Методические рекомендации по применению приемов и методов, формирующих информационную компетентность учащихся

Методические рекомендации по применению приемов и методов, формирующих информационную компетентность учащихся


Работа с учебником физики.
Работа с информацией в сети ИНТЕРНЕТ
Работа с информацией при выполнении лабораторных работ и демонстрационного эксперимента.

Работа обучающихся с учебником физики умение извлекать наиболее значимую информацию из текста; умение извлекать знания из наглядного материала учебника; умение, связанное с решением задач; умение…

Работа обучающихся с учебником физики умение извлекать наиболее значимую информацию из текста; умение извлекать знания из наглядного материала учебника; умение, связанное с решением задач; умение…

Работа обучающихся с учебником физики

умение извлекать наиболее значимую информацию из текста;
умение извлекать знания из наглядного материала учебника;
умение, связанное с решением задач;
умение работать с таблицами физических величин;
экспериментальные умения;
умение ориентироваться в тексте и справочном материале учебника.

Извлечение наиболее значимой информации из текста

Извлечение наиболее значимой информации из текста

1. Извлечение наиболее значимой информации из текста



Прочитайте текст «Диффузия в газах и жидкостях». Придумайте заголовок к первой части текста, состоящей из 1 и 2 абзацев. Придумайте заголовок ко второй части текста, состоящей из 3, 4 и 5 абзацев.
Выпишите вещества, которые упоминаются в тексте
Выпишите физические явления, которые упоминаются в 1 и 2 абзаце.
Какие наблюдения описаны в 3 и 4 абзаце?
Какая физическая величина упоминается в 6 абзаце? Какой буквой она обозначается? Какова единица измерения этой величины в международной системе «СИ»?


Выделение главного и фиксирование его в логическую цепочку « механическое движение – траектория движения – путь – единицы пути»

Выделение главного и фиксирование его в логическую цепочку « механическое движение – траектория движения – путь – единицы пути»

1. Выделение главного и фиксирование его в логическую цепочку

«механическое движение – траектория движения – путь – единицы пути»
Информация «свертывается в несколько слов /звенья, образы/, связанные между собой.
При воспроизведении текста эти образы «развертываются» в рассказ.

Извлечение информации из наглядных материалов учебника

Извлечение информации из наглядных материалов учебника

2. Извлечение информации из наглядных материалов учебника

Как трубка, дно которой затянуто резиновой пленкой, помогает сравнивать давления жидкостей?

Извлечение информации из наглядных материалов учебника

Извлечение информации из наглядных материалов учебника

2.Извлечение информации из наглядных материалов учебника

Умения, связанные с решением задач

Умения, связанные с решением задач

3.Умения, связанные с решением задач

Измерение объема тела неправильной формы (камня) при помощи мензурки - пример косвенного измерения.

Умения работать с таблицами физических величин

Умения работать с таблицами физических величин

4.Умения работать с таблицами физических величин

4.Работа с таблицами

4.Работа с таблицами

4.Работа с таблицами

Экспериментальные умения Для их формирования нужна большая практика

Экспериментальные умения Для их формирования нужна большая практика

5.Экспериментальные умения

Для их формирования нужна большая практика. Поскольку лимит учебного времени не позволяет резко увеличить число классных фронтальных работ, то можно применять домашние экспериментальные задания,
тематика, содержание и методика которых адекватны программным лабораторным работам, разница в объектах исследования и измерительных инструментах. Для выполнения этих заданий учебник необходим как руководство к действию, найти в нем описание похожей лабораторной работы и выполнить «те действия, которые включены в указания к работе».
.

Умение ориентироваться в тексте

Умение ориентироваться в тексте

6. Умение ориентироваться в тексте

Составление конспекта текста с помощью рисунков, схем, знаков

Составление конспекта текста с помощью рисунков, схем, знаков

Составление конспекта текста с помощью рисунков, схем, знаков

Работа с информацией в сети интернет

Работа с информацией в сети интернет

Работа с информацией в сети интернет

Информация цифровых образовательных ресурсов используется учениками при:
подготовке докладов;
презентаций;
наглядных пособий.
Ученики пользуются:
офисными программами;
графическими редакторами;
электронными энциклопедиями;
возможностями Интернета для получения качественного, насыщенного интересными фактами и иллюстрациями продукта.

Адресная информация для поиска в сети интернет www

Адресная информация для поиска в сети интернет www

Адресная информация для поиска в сети интернет

www.elkin52.narod.ru/ "Занимательная физика в вопросах и ответах"
Сайт заслуженного учителя РФ, методиста Виктора Елькина. Различные занимательные опыты и тесты по физике. Вопросы и ответы, загадки и хитроумные задачи.
www.physics-regelman.com/ Обучающие трехуровневые тесты по физике для средних и старших классов школы
www.anna.vega-int.ru/ Интерактивные модели физических процессов. Автор: С.К. Бурученко г. Снежинск

Сайт, который поможет ученику проверить себя, а учителю и родителям позволит взглянуть на результаты

Сайт, который поможет ученику проверить себя, а учителю и родителям позволит взглянуть на результаты

Сайт, который поможет ученику проверить себя, а учителю и родителям позволит взглянуть на результаты

Задания с использованием сети интернет

Задания с использованием сети интернет

Задания с использованием сети интернет

Подготовьте сообщение или доклад по вопросу из истории физики или о биографии ученого. Воспользуйтесь для этого сайтом с адресом: (http://www.biografii.ru/biogr_dop/lomonosov_m_v/lomonosov_m_v.htm)

Повышенный интерес у учащихся вызывают интерактивные уроки по предмету в «Виртуальной школе Кирилла и Мефодия» с интерактивными опросами и тестами.

Работа с информацией при выполнении лабораторных работ и демонстрационного эксперимента

Работа с информацией при выполнении лабораторных работ и демонстрационного эксперимента

Работа с информацией при выполнении лабораторных работ и демонстрационного эксперимента

При выполнении работ учащиеся:
углубляют свои знания, работая с дополнительной литературой;
повторяют изученный на уроках материал;
развивают память и мышление;
учатся анализировать идею и результаты опытов;
самостоятельно делают выводы.
учатся пользоваться инструкциями приборов,
справочниками, таблицами;
сравнивают экспериментальные данные с табличными значениями.

Организация экспериментального исследования

Организация экспериментального исследования

Организация экспериментального исследования

С целью получения данных о текущем состоянии информационной компетентности было проведено анкетирование учащихся школы. Школьникам предлагалось ответить на вопросы: «Умеете ли вы самостоятельно добывать знания?», «Какие источники вы используете для получения информации при подготовке сообщений, рефератов, докладов?».

Используемые источники знаний при подготовке учащимися рефератов и докладов

Используемые источники знаний при подготовке учащимися рефератов и докладов

Используемые источники знаний при подготовке учащимися рефератов и докладов

Из анализа анкет стало очевидно, что большая часть учащихся могут самостоятельно добывать знания, используя для этого разнообразные источники информации, что позволило нам в целом судить о наличии начального уровня информационной компетентности учащихся школы.

Анкетирование показало, что большая часть учащихся школы имеет дома

Анкетирование показало, что большая часть учащихся школы имеет дома

Анкетирование показало, что большая часть учащихся школы имеет дома ПК, подключенный к сети internet, а также владеет навыками работы на уровне пользователя.
Из общего числа опрошенных 90,6% отмечают необходимость использования информационных технологий в учебном процессе.

Сравнительный анализ качества знаний учащихся экспериментального и контрольного классов до начала исследования

Сравнительный анализ качества знаний учащихся экспериментального и контрольного классов до начала исследования

Сравнительный анализ качества знаний учащихся экспериментального и контрольного классов до начала исследования

Анализ успеваемость в экспериментальном и контрольном классах до начала исследования.
Из результатов анализа видно, что в обоих классах (контрольном и экспериментальном) успеваемость 100%, а качество знаний в экспериментальном классе и контрольном классе практически одинаково (44% и 39% соответственно).

Уровни развития информационной компетентности учащихся 7х классов

Уровни развития информационной компетентности учащихся 7х классов

Уровни развития информационной компетентности учащихся 7х классов

Уровни

Классы испытуемых

7А класс

7Б класс

Низкий уровень

22,6%

38%

Средний уровень

50,7%

49,6%

Высокий уровень

16,7%

12,4%

Развитие информационной компетентности положительно сказывается на успеваемости и качестве знаний

Развитие информационной компетентности положительно сказывается на успеваемости и качестве знаний

Развитие информационной компетентности положительно сказывается на успеваемости и качестве знаний
В результате анализа стало очевидно, что в обоих классах (контрольном и экспериментальном) успеваемость=100%, но качество знаний в экспериментальном классе значительно выше, чем в контрольном 54%, тогда как в контрольном классе – 44%.

Заключение В ходе экспериментального исследования были разработаны методические рекомендации, что может стать основой для практического использования учителями физики, направленные на формирование информационной компетентности учащихся

Заключение В ходе экспериментального исследования были разработаны методические рекомендации, что может стать основой для практического использования учителями физики, направленные на формирование информационной компетентности учащихся

Заключение


В ходе экспериментального исследования были разработаны методические рекомендации, что может стать основой для практического использования учителями физики, направленные на формирование информационной компетентности учащихся.

Результаты экспериментального исследования показали, что: информационно-коммуникативные технологии придают обучению деятельностный характер и способствуют развитию самостоятельности учащихся; развитие информационной компетентности у учащихся имеет положительную динамику, что…

Результаты экспериментального исследования показали, что: информационно-коммуникативные технологии придают обучению деятельностный характер и способствуют развитию самостоятельности учащихся; развитие информационной компетентности у учащихся имеет положительную динамику, что…

Результаты экспериментального исследования показали, что:
информационно-коммуникативные технологии придают обучению деятельностный характер и способствуют развитию самостоятельности учащихся;
развитие информационной компетентности у учащихся имеет положительную динамику, что является следствием сочетания традиционных и современных инновационных технологий в образовательном процессе;
уровень развития информационной компетентности положительно влияет на качество знаний.

Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность

Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность

«Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность. Напичканный знаниями, но не умеющий использовать их ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать».
А.Л. Минц

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2024