На уроках информатики кроме фундаментальных знаний учащиеся получают возможность практически их использовать: произвести численные эксперименты в электронных таблицах, составить алгоритмы расчетов на языках программирования. В курсе информатики есть такие разделы, как основы робототехники, оптимизация алгоритмов, моделирования экспериментов – типичные инженерные проблемы.
Робототехника — новое интересное направление, которое, по-видимому, развивается в рамках школьных курсов информатики и технологии. Бум робототехники во многом связан с тем, что она позволяет ответить на вопрос: «А зачем же мы, собственно, учим программирование?». Кроме того, в курсе робототехники можно познакомиться с элементарными понятиями теории автоматического управления.
Пример 1.
На рисунке справа схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах). Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова длина дороги из пункта В в пункт Е. В ответе запишите целое число – так, как оно указано в таблице.
|
|
Эта задача инженерной практической направленности. Необходимо применить знания знать теорию графов, формы представления информации, а также применить умение логического рассуждения.
Пример 2.
Следующая задача – практическое применение теории игр – одного из курсов для подготовки инженера в вузах
Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит две кучи камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может
А) добавить в любую кучу два камня;
Б) увеличить количество камней в любой куче в два раза.
Игра завершается в тот момент, когда суммарное количество камней в двух кучах становится не менее 75. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, т.е. первым получивший такую позицию, при которой в кучах будет 75 камней или больше. В начальный момент в первой куче было 9 камней, во второй – S камней, 1 ≤ S ≤ 65.
Задания:
При каких значениях числа S Петя может выиграть в один ход? Укажите все такие значения и соответствующие ходы Пети.
Известно, что Ваня выиграл своим первым ходом после неудачного первого хода Пети. Укажите минимальное значение S, когда такая ситуация возможна.
Укажите такое значение S, при котором у Пети есть выигрышная стратегия, причём одновременно выполняются два условия:
− Петя не может выиграть за один ход;
− Петя может выиграть своим вторым ходом независимо от того, как будет ходить Ваня.
Укажите значение S, при котором одновременно выполняются два условия:
- у Вани есть выигрышная стратегия, позволяющая ему выиграть
- первым или вторым ходом при любой игре Пети;
- у Вани нет стратегии, которая позволит ему гарантированно выиграть первым ходом.
Для указанного значения S опишите выигрышную стратегию Вани.
Пример 3.
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.
|
A |
B |
C |
D |
1 |
округ |
фамилия |
предмет |
балл |
2 |
С |
Ученик 1 |
физика |
240 |
3 |
В |
Ученик 2 |
физкультура |
782 |
4 |
Ю |
Ученик 3 |
биология |
361 |
5 |
СВ |
Ученик 4 |
обществознание |
377 |
В столбце A записан код округа, в котором учится ученик, в столбце B – фамилия, в столбце C – выбранный учеником предмет, в столбце D – тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:
1. Сколько учеников, которые проходили тестирование по математике, набрали более 500 баллов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников, которые проходили тестирование по математике? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Умение работать с электронными таблицами – одна из компетенций любого инженера.
Количество учеников, которые выбирают информатику в качестве предмета по выбору при сдаче государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА растет. Это говорит об увеличении интереса школьников к инженерным специальностям, в частности со специальностей, связанным с информационными технологиями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.