Дюрдина Т. Н.
ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С. Макаренко»
Формирование исполнительских навыков как основы профессиональной компетентности студентов в рамках МДК «Музыкально-инструментальный класс (фортепиано)»
В современных условиях основным принципом, лежащим в основе технологии модульного обучения, основанного на компетенциях, процесс формирования специалиста рассматривается не только с позиции освоения систематизированных знаний, умений и навыков, но и требует включения специалиста в образовательный процесс в качестве активного субъекта деятельности. Общие требования к результатам основной профессиональной образовательной программы по освоению профессиональных компетенций конкретной личностью определяются в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Одна из ключевых компетенций, связанная с профессиональной деятельностью, определяется как готовность специалиста к постоянному повышению своего образовательного уровня, самостоятельному приобретению новых знаний и умений, способности к саморазвитию, обеспечению гибкости, вариативности и непрерывности обучения. При этом важно создать условия не только для освоения компетенций, но и оценки их сформированности.
В структуре междисциплинарного курса (далее – МДК), профессиональный модуль ПМ.0.3. Музыкально-инструментальный класс (фортепиано) (далее – ПМ.03) является тем фундаментом комплексной подготовки специалиста, обеспечивающим максимальные условия с учетом способностей, мотивов, ценностных ориентаций личности для развития способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации. Приоритетными задачами становления педагога-музыканта можно считать следующие:
- формирование устойчивой положительной мотивации к учебно-профессиональной деятельности;
- формирование музыкально-теоретических знаний: знание музыкальных жанров и стилей, смежных видов искусств;
- формирование практических умений: исполнение музыкальных произведений на профессиональном уровне, самостоятельная работа над произведением, овладение многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствующих развитию творческого потенциала.
Весь комплекс музыкальных способностей студентов формируется при изучении музыкальных произведений. В процессе освоения музыкального произведения студент проходит следующие уровни: иметь представление, знать, уметь, владеть. На первом уровне формируются музыкально-слуховые представления. На втором уровне студент изучает способы и средства работы над музыкальным произведением (навыки звукоизвлечения, стилистические особенности, штрихи и т. д.). На третьем уровне проводится исполнительский анализ произведения: поиск нужного звучания, техническая и слуховая работа. Четвёртый уровень соответствует профессиональному исполнению музыкального произведения на фортепиано. Уровни изучения музыкального произведения интеграционно взаимодействуют. Таким образом, исполнительская деятельность в классе фортепиано, когда в результате точного прочтения авторского текста, поиска выразительных средств, приёмов звукоизвлечения создаётся собственная самостоятельная интерпретация музыкального произведения, позволяет говорить о формировании профессиональной компетенции студента: исполнение произведений на профессиональном уровне (ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара…инструментального жанра) [2].
Одним из показателей сформированности определённого уровня исполнительской культуры студентов можно считать сложность фортепианного репертуара, ведь музыкальный репертуар выступает не только в качестве дидактического материала, но и несёт огромный духовный потенциал, способствуют повышению культурного, эстетического уровня. Каждое произведение служит основой для появления нового исполнительского качества. Именно в классе фортепиано, благодаря индивидуальному обучению, имеется большая возможность влиять на развитие творческого потенциала студента посредством изучения и исполнения произведений русской, зарубежной и советской музыки.
Важными условиями успешной реализации компетентностного подхода в процессе подготовки специалиста можно считать следующие:
- обеспечение субъект-субъектного подхода в обучении;
- учёт первичных потребностей студента при включении в учебную деятельность;
- необходимость ориентирования в учебном процессе на самостоятельное формирование студентами познавательной цели и выстраивание действий в соответствии с ней;
- успешность процесса обучения: каждый студент должен ощущать и наглядно видеть свой рост, чувствовать уверенность в себе и в своих силах.
Урок фортепиано – «тот узловой пункт, где знания приводят к действию, действие же опирается на знания» [1, с.79]. Проведение уроков в форме беседы стимулирует у студентов способность выражать своё мнение, свои мысли. Отсутствие знания в готовом виде, предоставление студенту свободы выбора средств для воплощения художественного замысла, самостоятельного подхода к решению исполнительских проблем, способствует успешной реализации себя в практической деятельности, выработке адекватной самооценки. Применение методов художественной педагогики (создание художественного контекста и художественных параллелей, интонационный анализ, образных ассоциаций); активные методы (проблемные, поисковые); методы, разработанные мастерами фортепианной педагогики (репродуктивный, ведущий к усвоению профессиональных умений и навыков; наглядно-иллюстративный, помогающий полнее и тоньше слышать музыкальную ткань; словесных пояснений, ориентированных в сторону широких обобщений, направляющих воображение студента на поиски нужного звучания), ведут к постепенному сокращению меры помощи в процессе осуществления учебной деятельности, к превращению студента в субъекта этой деятельности.
Формирование у студентов навыков самостоятельной деятельности, познавательных процессов тесно связано с проблемным обучением. Специфичность мыслительного процесса в условиях проблемного обучения проявляется в поисковой активности, эмоциональной окрашенности деятельности и не может быть сведена к простому репродуцированию.
Активность музыкального мышления с использованием анализа и обобщений, позволяющих на частных примерах раскрыть закономерности художественных явлений, помогает систематизировать познание, связать вопросы музыкального исполнительства с общими проблемами музыкальной педагогики. Руководствуясь этими принципами, студент сумеет разобраться в новом произведении, будет знать, как планировать занятия, с чего начать работу, сможет поставить перед собой конкретные исполнительские задачи.
Самостоятельная работа рассматривается как средство обучения и как цель развития:
- точного прочтения авторского текста и понимание замысла композитора;
- умения находить необходимые выразительные средства;
- умения планировать свою деятельность.
Существенным элементом успешной реализации компетентностного подхода в музыкально-исполнительском процессе является активность слуховой сферы: слуховой контроль, слуховые представления, умение слушать себя. Все эти категории качества слухового контроля воспитываются на конкретных требованиях к звучанию. В постановке определённых целей для слушания главное своевременность и очерёдность, ясность и доступность. Постановка и реализация очередных звуковых задач, слушание студента постепенно превращает в дифференцированное слышание «ткани» произведения и качества своего исполнения.
Можно говорить о двух важных функциях слуха исполнителя. Первая и главнейшая – активное воздействие ясного слышания своего исполнения на внутреннее музыкальное представление. Вторая функция слуха – критическая, контролирующая и корректирующая. Она проявляется в умении услышать соответствие звучащего исполнения тому, что задумано исполнителем. Это умение особенно важно в самостоятельной работе, так как тут единственным контролёром качества игры является слух.
Контроль и проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения и трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.
Образовательная успешность студентов в процессе освоения МДК «Музыкально-инструментальный класс (фортепиано)» формируется на основании мониторинга индивидуальных образовательных достижений, выступлений на контрольных и открытых мероприятиях, апробации сформированных компетенций на базе образовательного учреждения в результате практической деятельности и сравнение этих достижений с принятыми критериями, закрепленными в требованиях ФГОС.
Список литературы:
1. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. – 5-е изд. М.: Музыка, 2008. – 204 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкальное образование. (Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 N 993 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкальное образование", зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2014 N 33879) / http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m993.pdf (дата обращения: 15.06.2017).
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.