Формирование исполнительских навыков как основы профессиональной компетентности студентов в рамках МДК «Музыкально-инструментальный класс (фортепиано)»
Оценка 4.7

Формирование исполнительских навыков как основы профессиональной компетентности студентов в рамках МДК «Музыкально-инструментальный класс (фортепиано)»

Оценка 4.7
doc
17.05.2023
Формирование исполнительских навыков как основы профессиональной компетентности студентов в рамках МДК «Музыкально-инструментальный класс (фортепиано)»
Статья Дюрдина Т.Н..doc

Дюрдина Т. Н.

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С. Макаренко»

 

 

Формирование исполнительских навыков как основы профессиональной компетентности студентов в рамках МДК «Музыкально-инструментальный класс (фортепиано)»

 

В современных условиях основным принципом, лежащим в основе технологии модульного обучения, основанного на компетенциях, процесс формирования специалиста рассматривается не только с позиции освоения систематизированных знаний, умений и навыков, но и требует  включения специалиста в образовательный процесс в качестве активного субъекта деятельности. Общие требования к результатам основной профессиональной образовательной программы  по освоению профессиональных компетенций  конкретной личностью определяются в соответствии с требованиями  ФГОС СПО. Одна из ключевых компетенций, связанная   с профессиональной деятельностью, определяется как готовность специалиста к постоянному повышению своего образовательного уровня, самостоятельному приобретению новых знаний и умений, способности к саморазвитию, обеспечению гибкости, вариативности и непрерывности обучения. При этом важно  создать условия не только для освоения компетенций, но и  оценки их сформированности.  

  В структуре междисциплинарного курса (далее – МДК), профессиональный модуль  ПМ.0.3. Музыкально-инструментальный класс (фортепиано) (далее – ПМ.03) является тем фундаментом комплексной подготовки специалиста, обеспечивающим максимальные условия с учетом способностей, мотивов, ценностных ориентаций личности для развития способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации. Приоритетными задачами становления педагога-музыканта можно считать следующие:

-       формирование устойчивой положительной мотивации к учебно-профессиональной деятельности;

-       формирование музыкально-теоретических знаний: знание музыкальных жанров и стилей, смежных видов искусств;

-       формирование практических умений: исполнение музыкальных произведений на профессиональном уровне, самостоятельная работа над произведением,  овладение многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствующих развитию  творческого потенциала.

  Весь комплекс музыкальных способностей студентов формируется при изучении музыкальных произведений. В процессе освоения музыкального произведения студент проходит следующие уровни: иметь представление, знать, уметь, владеть. На первом уровне формируются музыкально-слуховые представления. На втором уровне студент изучает способы и средства работы над музыкальным произведением (навыки звукоизвлечения, стилистические особенности, штрихи и т. д.). На третьем уровне проводится исполнительский анализ произведения: поиск нужного звучания, техническая и слуховая работа. Четвёртый уровень соответствует профессиональному исполнению музыкального произведения на фортепиано. Уровни изучения музыкального произведения интеграционно взаимодействуют. Таким образом, исполнительская деятельность в классе фортепиано, когда в результате точного прочтения авторского текста, поиска выразительных средств, приёмов звукоизвлечения создаётся собственная самостоятельная интерпретация музыкального произведения, позволяет говорить о формировании   профессиональной компетенции студента: исполнение произведений на профессиональном уровне (ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара…инструментального жанра) [2].

 Одним из показателей сформированности определённого уровня исполнительской культуры студентов можно считать сложность фортепианного репертуара, ведь музыкальный репертуар выступает не только в качестве дидактического материала, но и несёт огромный духовный потенциал, способствуют повышению культурного, эстетического уровня. Каждое произведение служит основой для появления нового исполнительского качества. Именно в классе фортепиано, благодаря индивидуальному обучению, имеется большая возможность влиять на развитие творческого потенциала студента посредством изучения и исполнения произведений русской, зарубежной и советской музыки.

 Важными  условиями  успешной  реализации компетентностного подхода в процессе подготовки специалиста можно считать следующие:

-       обеспечение субъект-субъектного подхода в обучении;

-       учёт первичных потребностей студента при включении в учебную деятельность;

-       необходимость ориентирования в учебном процессе  на самостоятельное формирование студентами познавательной цели и выстраивание действий в соответствии с ней;

-       успешность процесса обучения: каждый студент должен ощущать и наглядно видеть свой рост, чувствовать уверенность в себе и в своих силах.

Урок фортепиано – «тот узловой пункт, где знания приводят к действию, действие же опирается на знания» [1, с.79]. Проведение уроков в форме беседы стимулирует у  студентов способность выражать своё мнение, свои мысли.  Отсутствие знания в готовом виде, предоставление  студенту свободы выбора средств для  воплощения художественного замысла, самостоятельного подхода к решению исполнительских проблем, способствует успешной реализации себя в практической деятельности, выработке адекватной самооценки. Применение методов художественной педагогики (создание художественного контекста и художественных параллелей, интонационный анализ, образных ассоциаций); активные методы (проблемные, поисковые); методы, разработанные мастерами фортепианной педагогики (репродуктивный, ведущий к усвоению профессиональных умений и навыков; наглядно-иллюстративный, помогающий полнее и тоньше слышать музыкальную ткань; словесных пояснений, ориентированных в сторону широких обобщений, направляющих воображение студента на поиски нужного звучания), ведут к постепенному сокращению меры помощи  в процессе осуществления учебной деятельности, к превращению студента в субъекта этой деятельности.

Формирование у студентов навыков самостоятельной деятельности, познавательных процессов тесно связано с проблемным обучением. Специфичность мыслительного процесса в условиях проблемного обучения проявляется в поисковой активности, эмоциональной окрашенности деятельности и не может быть сведена к простому репродуцированию.

Активность музыкального мышления с использованием анализа и обобщений, позволяющих на частных примерах раскрыть закономерности художественных явлений, помогает систематизировать познание, связать вопросы музыкального исполнительства с общими проблемами музыкальной педагогики. Руководствуясь этими принципами, студент сумеет разобраться в новом произведении, будет знать, как планировать занятия, с чего начать работу, сможет поставить перед собой конкретные исполнительские задачи.

Самостоятельная работа рассматривается как средство обучения и как цель развития:

-       точного прочтения авторского текста и понимание замысла композитора;

-       умения находить необходимые выразительные средства;

-       умения планировать свою деятельность.

Существенным элементом успешной реализации компетентностного подхода в музыкально-исполнительском процессе является активность слуховой сферы: слуховой контроль, слуховые представления, умение слушать себя. Все эти категории качества слухового контроля воспитываются на конкретных требованиях к звучанию. В постановке определённых целей для слушания главное своевременность и очерёдность, ясность и доступность.  Постановка и реализация очередных звуковых задач, слушание студента постепенно превращает в дифференцированное слышание «ткани» произведения и качества своего исполнения.

Можно говорить о двух важных функциях слуха исполнителя. Первая и главнейшая – активное воздействие ясного слышания своего исполнения на внутреннее музыкальное представление. Вторая функция слуха – критическая, контролирующая и корректирующая. Она проявляется в умении услышать соответствие звучащего исполнения тому, что задумано исполнителем. Это умение особенно важно в самостоятельной работе, так как тут единственным контролёром качества игры является слух.

Контроль и проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения и трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.

Образовательная успешность студентов в процессе освоения МДК  «Музыкально-инструментальный класс (фортепиано)» формируется на основании мониторинга индивидуальных образовательных достижений, выступлений на контрольных и открытых мероприятиях, апробации сформированных компетенций на базе образовательного учреждения в результате практической деятельности и сравнение этих достижений с принятыми критериями,  закрепленными  в требованиях ФГОС.

 

Список литературы:

1.      Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. – 5-е изд. М.: Музыка, 2008. – 204 с.

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкальное образование. (Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 N 993 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкальное образование", зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2014 N 33879) / http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m993.pdf (дата обращения: 15.06.2017).


3.     Скачано с www.znanio.ru

Дюрдина Т. Н. ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1 им

Дюрдина Т. Н. ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1 им

Весь комплекс музыкальных способностей студентов формируется при изучении музыкальных произведений

Весь комплекс музыкальных способностей студентов формируется при изучении музыкальных произведений

Каждое произведение служит основой для появления нового исполнительского качества

Каждое произведение служит основой для появления нового исполнительского качества

Формирование у студентов навыков самостоятельной деятельности, познавательных процессов тесно связано с проблемным обучением

Формирование у студентов навыков самостоятельной деятельности, познавательных процессов тесно связано с проблемным обучением

Можно говорить о двух важных функциях слуха исполнителя

Можно говорить о двух важных функциях слуха исполнителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2023