ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

  • ppt
  • 07.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ.ppt

Бокач Светлана Николаевна,
учитель географии
высшей квалификационной категории

ФОРМИРОВАНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ
ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

 Краеведение позволяет
увидеть мир в капле воды,
переключиться с книжных рельсов
на реальную жизнь
Н.Н.Баранский

Краеведение, по своей сути, ставит себе такие же задачи, как и география. Краеведение стремится дать комплексную картину природы и жизни в конкретной местности. В таком контексте, краеведение выступает как «малое страноведение».

В обучении географии краеведение – одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий. Материал о природе родного края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках.

Краеведческий принцип дает возможность строить обучение географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному, от близкого к далекому».

КРАЕВЕДЕНИЕ

цель

Активно способствовать накоплению, обработке, использованию и популяризации краеведческого материала в школе для повышения мотивации изучения географии учащимися, развития у них творческих способностей, целостного представления о взаимодействии общества и природы, развития наблюдательности, навыков исследовательской работы, формирования исторической и экологической культуры, воспитания гражданственности и патриотизма.

задачи

     Направления работы:

туристско-природоведческое краеведение

историко-краеведческое

экологическое

При организации и проведении туристических походов упор делаю не на спортивный уклон, а именно на краеведческий. Каждый поход предусматривает «исследовательскую» начинку, которая выражается в сборе информации, фото, проведении простых исследований, составлении картосхем.

В ПОХОДАХ МЫ…

ШТУРМУЕМ ВЫСОТЫ…

ОПРЕДЕЛЯЕМ СКОРОСТЬ ТЕЧЕНИЯ РЕКИ…

ИЗМЕРЯЕМ ТЕМПЕРАТУРУ ВОДЫ…

ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЯ…

В ПОХОДАХ МЫ…

РАБОТАЕМ С ТОПОГРАФИЧЕСКИМИ КАРТАМИ…

БЕРЕМ
ПРОБЫ ВОДЫ…

СОСТОВЛЯЕМ ЭКСКУРСИОННЫЕ МАРШРУТЫ…

Измеряем концентрацию загрязняющих веществ
в атмосферном воздухе

ПРОВОДИМ ХИМИЧЕСКИЕ ИСЛЕДОВАНИЯ

Изучаем прибрежно-водную растительность и животный мир

Сорные растения

Луговая растительность

осот огородный

тысячелистник
обыкновенный

мать и мачеха

цикорий
обыкновенный

тимофеевка луговая

кострец безостый

Приречная растительность

Водная растительность

камыш

осока

малина
обыкновенная

спирогира улотрикс

Изучаем прибрежно-водную растительность и животный мир

Проводим относительную оценку
степени загрязнения воздуха
по величине автотранспортной нагрузки

Оцениваем запыленность
воздуха

За 2015 – 2022 года мы с учащимися совершили 7 путешествий по территории Минского, Кореличского, Вилейского, Молодечненского районов

Историко-краеведческое направление

«БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ»

Виртуальные и интерактивные экскурсии, посвященные геноциду белорусского народа

Книга памяти

«Родные герои в Великой Отечественной войне»

География – уникальный предмет школьной программы, содержание которого переходит в действие, а по новым стандартам именно обучающийся должен уметь действовать в реальных условиях, т. е. ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на жизненные ситуации.


Акцент на реализацию подобных туристско-краеведческих и историко-краеведческое проектов позволяет в полной мере формировать исследовательские и социально-гражданские компетенции у обучающихся, прививать интерес к истории, географии и наследию родного края.

Познавайте свою страну, свой край,
свою горушку или речонку!
Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое.
А.Е.Ферсман.