Физическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста

  • Педсоветы
  • doc
  • 20.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Физическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста
Иконка файла материала Физическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста.doc

 Выступление воспитателя ГКДОУ №114 Г.О. Макеевка ДНР

Таньшиной Галины Владимировны

Тема: "Физическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста"

                                                 

В последнее время, как в детском саду, так и в семье уделяется большое внимание сенсорному и умственному развитию детей. Однако сложилось так, что физическое развитие в силу каких-то причин отошло на второй план, хотя именно высокий уровень физического развития детей – одно из важнейших условий благополучного психологического развития подрастающего поколения.                                                                              Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма. Ребенок в это время продолжает прибавлять в весе и расти (хотя и не так быстро, как после рождения), поэтому стоит уделить внимание привитию элементарных гигиенических навыков, формировать двигательную активность, а также проводить с детьми всевозможные закаливающие процедуры. Важно помнить, что все недочеты и пробелы в физическом развитии ребенка в дальнейшем исправить намного трудней, чем сформировать их изначально.        

Двигаясь динамично, ребенок развивает упорство и волю в преодолении трудностей, познает окружающую действительность, учится быть самостоятельным. Физическая активность помогает малышу снять нервное перенапряжение и позволяет детской психике работать уравновешенно и гармонично.                                                

Полноценность физического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит от владения им разнообразными движениями. Нам, взрослым, необходимо по мере возможностей разнообразить двигательный опыт детей. При этом необходимо учитывать уровень готовности детского организма к разнообразным физическим нагрузкам. Не стоит забывать, что костная система дошкольника очень подвижна и хрупка, поэтому необходимо следить за правильной осанкой ребенка во время занятий, а также за положением его тела во время ночного и дневного сна.                                

Известно, что систематические занятия физической культурой повышают иммунитет детей, что впоследствии повышает сопротивляемость организма к различным инфекционным и простудным заболеваниям. Поэтому так важно с самого раннего возраста приучать детей принимать воздушные и солнечные ванны, систематически проводить всевозможные водные процедуры. Если выполняя все эти условия, то бесконечные простудные заболевания останутся в прошлом.                                                  

 Общее самочувствие, работа лёгких и эндокринной системы, сердца и сосудов, функции пищеварения и теплообмена значительно улучшатся, если ребёнок будет уделять двигательной активности и спорту не менее двух часов в день.                                                                                

Помимо специальных комплексов упражнений не стоит забывать о столь любимых ребятами подвижных играх. Важно помнить, что даже в самую любимую игру детям надоест играть, если играть в нее постоянно. Нужно осваивать новые игры. Использовать разнообразные материалы: обручи, кегли, скамеечки, кубики и т. п. Все это поддерживает интерес к игре и вносит разнообразие, а также помогает усложнить двигательные задания.                

Ребенок 3 – 7 лет в силу возрастных особенностей довольно активен и подвижен. Поэтому обеспечивая дошкольнику физическое развитие, нет необходимости стимулировать его активность. Достаточно лишь направить ее в нужное русло. Очень важно грамотно подобрать комплекс физических упражнения таким образом, чтобы малышу были интересны занятия. Для здоровья ребенка в этом случае важно, чтобы занятия спортом не носили изнурительный характер. Для того, чтобы обеспечить правильное физическое развитие дошкольника необходимо помнить, что физкультура предпочтительнее спорта, по крайней мере, в возрасте до шести лет.                

В дошкольном возрасте полезны более простые упражнения. Это очень важно, ведь благодаря регулярной двигательной активности происходит стимуляция умственного развития. Детям от 4 до 6 лет стоит заниматься такими видами спорта: легкая атлетика; теннис; спортивное ориентирование; плавание; гимнастика. Дети дошкольного возраста нуждаются в особой заботе. У них ускоренный обмен веществ, поэтому очень важно следить за их питанием.                                                                                                

В нашем детском саду неотъемлемой частью педагогической работы является охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование двигательной функции организма ребенка и его полноценному физическому развитию.                                                                                                        В комплекс обязательных физкультурных мероприятий входят: утренняя гимнастика, физкультурные занятия (в группе и на свежем воздухе, физкульт минутки (в перерыве между занятиями, гимнастика после сна, подвижные и спортивные игры, прогулки, спортивные праздники и досуги.                

Для эффективного и качественного результата в работе с детьми, мы создаем нашим воспитанникам необходимые условия. Ведь для того, чтобы физкультурные занятия стали действительно интересными, развивающими, увлекательными, познавательными, приходится использовать разные нетрадиционные методы и приемы:

• подвижные игры с элементами театрализации;

• психогимнастика;

• веселый тренинг;

• точечный массаж и дыхательная гимнастика;

• пальчиковые и речевые игры;

• корригирующие упражнения;

• игры, которые лечат;

• мимическая гимнастика и другие.                                                        

Введение нетрадиционных форм оздоровления во все занятия позволяет увеличить плотность занятий и работоспособность дошкольников. К тому же, используя каждый раз что-то новое (музыку, движение, текст, мы не только повышаем заинтересованность детей, но и развиваем их познавательные способности.                                                        

Регулярное применение нетрадиционных форм оздоровления развивает у детей творческие способности. А использование психогимнастики, веселого тренинга, танцетерапии помогает снять эмоциональное напряжение и повысить работоспособность воспитанников на занятии.                                

Дети с удовольствием играют в подвижные игры, где обыгрывают фрагменты сказок, придумывают героям разные спортивные упражнения. Очень нравятся детям речевые и пальчиковые игры, где они не только проговаривают текст, но и обыгрывают сюжет, закрепляют силу голоса - «громко», «тихо», «тише», «громче».                                                

Нашим воспитанникам нравятся не только занятия, но и гимнастика, где дети разучивают комплекс упражнений под энергичную музыку, которая с утра поднимает настроение и работоспособность детей. Хотелось бы отметить не только успехи наших воспитанников, но и успешное включение в оздоровительную деятельность их родителей.                                

Планомерно систематически проводятся с родителями воспитанников родительские собрания, консультации, анкетирование, КВНы, выставляются папки-передвижки, обновляется информация для родителей в «уголке здоровья». Традиционно проводятся спортивные праздники с родителями и детьми: «Папа, мама, я — спортивная семья», «Сильным, ловким вырастай», «День защитника Отечества» и другие.                                                        

Таким образом, организация оздоровления в д/с снизила заболеваемость детей и оказала благоприятное воздействие на психологический климат.                                                               

Однако, наш педагогический коллектив продолжает работать в этом направлении, мы в поиске новых путей их решения.

 

Список литературы:

1. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. «Воспитатель по физической культуре в ДОУ». -   М.,2004.

2. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития». – М., 2005.

3. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М., 2005.

 

     


Посмотрите также