Технологическая карта урока по истории города Елабуги, направленного на формирование компетенций «4К»
Класс: 7
Предмет: История Елабуги
Тема: Легенды и были Елабужского городища
На этом уроке обучающиеся знакомятся с одним из древнейших памятников родного города Елабуга, внесенного в список ЮНЕСКО, оценивают значимость Елабужского городища для дальнейшего освоения территория нашего края.
Критическое мышление проявляется при способности обрабатывать и разъяснять информацию, при выборе различных вариантов представления информации, выделении известной и неизвестной информации, при отборе точек зрения «верно » и «неверно».
Креативность проявляется при поиске решения проблемного вопроса, при способности находить решение задачи в условиях отсутствия алгоритма ответа, при создании и развитии идей, при умении пересмотреть свой ответ в соответствии с новой информацией, при нахождении оригинального решения.
Коммуникация проявляется в умении корректно задавать вопросы, слушать других и отвечать на вопросы одноклассников, разъяснять свои мысли, способности договариваться.
Кооперация проявляется во взаимодействии и эффективной работе в группах, принятии общих идей, умение управлять эмоциями.
Предпочтительное время проведения активности: 45 минут
Предметно-специфические навыки: Решение проблемы, представление информации
Учебная программа и цели
Учебные цели: Развитие представлений о Елабужском городище, умение давать характеристику историческим событиям, проходившим на нашей территории, на основе полученной информации и сделанных выводах. Показать, что строительство городища в X в. послужило причиной дальнейшего освоения нашего края.
Критерии оценки:
Качество формулируемых вопросов и предложений в процессе обсуждения функций городища.
Включенность
в деятельность.
Качество и количество поисковых вопросов и предложений в процессе поиска
информации по названию городища «Елабужское» и «Чертово».
Качество вопросов на этапе обсуждения и критического анализа полученных
результатов.
Умение объяснять свои выводы и защищать их.
Связь с учебной программой: Легенды и были Елабужского городища. Умение работать с письменными, изобразительными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию
Связь с другими предметами: История России, история Татарстана и татарского народа, литература
Универсальные учебные действия:
Уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно;
Уметь видеть проблему и решать ее;
Уметь работать с информацией;
Уметь осуществлять коррекцию своих действий;
Уметь работать в команде;
Уметь выражать свои мысли, строить высказывания, слушать и слышать соучеников
Ресурсы:
Рабочие листы для групп,
презентация учителя по теме,
Тексты с информацией,
карта настенная,
проектор,
экран,
доска
Шаг
|
Продолжительность |
Роли учителя и учащегося |
Параметры оценивания |
1. |
3 минуты |
Ребята распределены по 4 группам.
Вступительное слово учителя о значимости архитектурных сооружений древности для изучения жизнедеятельности людей в 10 веке. Проблемный вопрос: Почему городище расположено на берегу Камы? Какова его роль? Учитель делает обучающимся вызов к познавательной деятельности. |
Включение в деятельность, определяют порядок действий, распределяют роли
Включение в деятельность
|
2. |
10 минут |
Найдем на карте нашей республики Елабугу. Рассмотри карты Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. Почему наш край входил в состав этих государств? Учителю демонстрирует эти карты на экран проектора. Работа в группах: используя исторические знания, карту и схему городища, выясните какую роль, играло городище в составе выше перечисленных государств. Каковы были его функции? Почему булгарский хан Ибрагим I бен Мухамад, который стоит неподалеку от археологического комплекса «Чертово городище», указывает, где следует основать город? Почему поселению на территории городища – 1000 лет? Сделайте вывод – могут ли легенды и мифы окружающие древние сооружения, быть связаны с реалиями существования городища? Формулируется тема урока и основные задачи. |
Желание участвовать в активной деятельности, предлагают варианты ответов при определении темы урока, умение сотрудничать, принимать и оспаривать чужие решения |
3 |
15 минут |
Помним главный вопрос урока? Почему именно на нашей территории возникает городище и какова его значимость для дальнейшего освоения территории? Можно воспользоваться учебником стр.18 – 21.В группах приём «Фишбоун»: голова рыбы – причина, кости – факты, хвост – вывод, последствия.
Причину формулируем совместно: выгодное географическое положение. Работа в группах с текстом параграфа. Применение приема критического мышления. Каждая группа кратко формулирует функцию (фор-пост, караван – сарай, мечеть, могила мусульманского святого, торговая место для финно – угорских поселений, крепость и формулируется вывод и последствия). |
Ученики открывают новое знание |
4 |
10 минут |
Возвращаемся к решению Ибрагим Бея – построить крепость. Сегодня это важное событие осветили бы в газетах. Но в X в. их еще не было. На ваш взгляд, в чем важность этого решения. Предлагаю каждой группе составить текст «ханского указа», чтобы было ясно каждому люду, что произошло важнейшее событие. При выполнении данного задания обратите внимание на факт – изучение истории городища с XIV века по день сегодняшний. (Учащиеся получают тексты с информацией о том, кто изучал Елабужское городище) |
Предлагают разные варианты, прислушиваются к мнению |
5 |
7 минут |
Рефлексия: 1. «Парковка идей». Ребята обсуждают в группах и прикрепляют стикеры с идеями на доску (оставляем до следующего урока). 2. Самостоятельно оценивают свою работу на уроке одной из поговорок (в поте лица, засучив рукава, рука об руку, считал ворон, через пень-колоду)
|
Качество
представленных идей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.