ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Оценка 5
docx
16.04.2022
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ.docx

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Проблема организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня является актуальной, особенно в связи с принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», который узаконил инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательной школе, что обусловливает поиск эффективных педагогических моделей их обучения и психолого-педагогического сопровождения

В последнее время в образовательной системе российских школ актуализируются вопросы повышения качества образования, решение которых приобретает характер национальной проблемы. Сегодня не возникает сомнения в том, что складывается прямая зависимость между качеством образования и стремительным развитием общества. Достижение высокого уровня качества образования в общеобразовательном учреждении является одним из главных изменений в образовании. Важным и приоритетным направлением изучения обозначенной проблемы становится поиск педагогических моделей, которые смогут обеспечить реализацию коррекционно-развивающей деятельности в учебно-воспитательном процессе в школе. Демократические изменения в нашей стране повлияли на возникновение в педагогической практике идей интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), а также необходимость организации инклюзивного образования, совместно с обычными детьми. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья повлекло за собой появление ряда вопросов о возможности усвоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и об успешности достижения учащимися данной категории положительных результатов обучения. При поступлении в начальную школу дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в усвоении образовательной программы, постепенно у них снижается интерес к учению, возникают сложности при выстраивании различных коммуникаций со сверстниками.

Тьюторское сопровождение является одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования. В инклюзивном образовании подобных специалистов называют «педагог сопровождения», «адаптор». При этом понятие «тьютор» является более точным. Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации. Другими словами, тьютор – это посредник между ребенком с особенностями развития и другими детьми и взрослыми в школьной среде. Понятие тьюторства широко распространено за рубежом с 70-х годов прошлого века (Великобритания, США, Франция, Германия, Италия, Чехия, Казахстан, Азербайджан и др.), где эта особая исторически сложившаяся педагогическая позиция обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ, учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.   В нашей стране официально должность «тьютора» закреплена в числе должностей работников образования лишь в мае 2008 года. Нормативное и методическое оформление тьюторской работы на сегодняшний день законодательно закреплены в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания». Однако на практике остается еще много нерешенных вопросов, и в каждом образовательном учреждении, где появляются тьюторы или иные сотрудники, выполняющие тьюторские функции, фактически вырабатывается собственная модель работы, которая не всегда оказывается верной. Поэтому необходимо, изучая и перенимая опыт стран, давно практикующих тьюторские технологии, учитывая и анализируя российский менталитет, разрабатывать методическую базу для активного внедрения собственной модели психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях в нашей стране. Обычно тьюторское сопровождение необходимо детям с расстройствами аутистического спектра (1 и 2 группа по О.С.Никольской) и обучающимся со сложной структурой дефекта (например, глухой с тяжелой умственной отсталостью).   Возможна и модель инклюзивного образования с организацией работы тьютора для сопровождения учащихся с легкой умственной отсталостью в условиях общего класса. Именно этот подход является интересным для школ, реализующих инклюзивную практику. Именно это обусловило актуальность нашего исследования.

Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ученик с ОВЗ переходит на следующий этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Данный этап предполагает взаимодействие с тьютора и подопечного по поводу и в ходе обучения, а также оценку первых результатов. Здесь главным аспектом является сфера углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Очень важно поддерживать мотивацию ученика, дать ему возможность почувствовать свои успехи. Постепенно увеличивается доля самостоятельности ребенка при выполнении различной деятельности, а также постепенно обеспечивается его способность взаимодействовать с другими взрослыми, в первую очередь с учителем, и с другими детьми. На данном этапе проводятся диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности, дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при необходимости вносятся корректировки в ИОП.

На каждом этапе сопровождения тьютору необходимо информировать родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и  неудачах в обучении и социализации ребенка, отслеживать степень усвоения программного материала, анализировать результаты сопровождения. Завершающим этапом, по возможности, должно стать предоставление учащемуся максимальной самостоятельности в учебном процессе. Выход тьютора из процесса сопровождения или уменьшение его влияния является критерием эффективности проведенной работы. Основными формами тьюторского сопровождения исторически являются индивидуальные и групповые тьюторские консультации. Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный характер. Вот некоторые формы тьюторского сопровождения, применяемые сегодня в практике тьюторской деятельности: 1) индивидуальная тьюторская беседа;

2) групповая тьюторская консультация;

3) тьюториал (учебный тьюторский семинар);

4) образовательное событие.

Понимание различий содержания позиции тьютора и позиций других участников образовательного процесса поможет лучше понять своеобразие тьюторского сопровождения. Тьютор работает над созданием условий для самоопределения и формирования самостоятельности. В соответствии с различными схемами организации учебного процесса можно выделить три совершенно разные организационные роли тьютора.

1. Тьютор – персональный сопровождающий учащегося с особыми образовательными потребностями. Такой педагог выполняет обязанности специалиста, который организует учебный процесс для ученика, помогая учителю приспособиться к его особенностям и потребностям, чтобы не изменить качества образования в общем классе.

2. Тьютор – помощник учителя. В данной модели учебная нагрузка определяется учителем, при этом тьютор является помощником в организационных моментах, учитель в это время занимается с учеником с особенностями.

3. Тьютор – второй учитель в классе. Два педагога являются командой. При этом учитель должен играть ведущую роль в понимании ученика.

Вследствие неоднородности детей с ОВЗ степень сопровождения и задачи сопровождения таких детей в образовательном учреждении также будут различными. Однако есть целый ряд общих закономерностей, которые проявляются у большинства детей с ОВЗ:

 · Дети с ОВЗ – очень уязвимые дети, особо нуждающиеся в спокойной, доброжелательной, ритмичной обстановке.

· Им требуются особые методики преподавания и адаптация учебного материала, особая организация учебного процесса в связи с учетом особенностей развития: – специфика восприятия (позднее включение, рассеянность внимания, проблемы с запоминанием и т.п.), снижение памяти и внимания, нарушение волевой регуляции; – нарушение работоспособности (астенические проявления, неравномерность, перепады), истощаемость психических процессов; – недостаточность знаний и представлений об окружающем мире; – отсутствие бытовых навыков (неумение манипулировать школьными инструментами, неопрятность и др.); 

 – физические особенности (дефекты зрения, слуха, невозможность долго находиться в сидячем положении, пониженный/повышенный мышечный тонус и т.п.);

– особенности поведения, эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка; иждивенческие установки; повышенная эмоциональная привязанность к родителям (значимому взрослому).

· В целом у всех детей с ОВЗ снижены характеристики по скорости, точности и полноте восприятия, им нужно больше времени на то, чтобы понять инструкции и выполнить их.

 · Для всех детей, а для учеников с ОВЗ особенно, крайне важна похвала, положительная оценка достижений и успехов, прорисовка положительной перспективы, повышение самооценки.

· Еще больше, чем другим учащимся, для успешной интеграции ребятам с ОВЗ необходимы мотивация, прилежание, усидчивость.

· Обучение грамотному распределению времени является важным аспектом сопровождения.

· Важно сформировать реальное представление самого учащегося о его дефицитах и возможных проблемах в освоении учебного материала, а главное – о путях решения этих проблем.

· Общие рекомендации к построению образовательного процесса в связи с включением детей с ОВЗ в общеобразовательные группы и классы могут сводиться к следующим:

– Необходимо как можно больше узнать об особенностях и возможностях ребенка. Кроме информации, которую можно получить у родителей, медиков, психологов, специалистов, чрезвычайно важно выделить время, чтобы самим понаблюдать за ребенком. Надо отметить, что ребенок может делать сам, что делает с некоторой помощью, где ему требуется значительная помощь, а что он совсем не может делать. Проанализировав предстоящую деятельность ребенка в образовательном учреждении, можно предположить, в каких делах ребенку с ОВЗ потребуется помощь или специальное оборудование.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95. 2. Алехина, С.В. Инклюзивное образование. Выпуск 1: методические рекомендации / С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 3. Алехина, С.В. Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте в контексте проективной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М., 2010. 4. Беспалова, Г.М. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты. [Электронный ресурс] / Сайт Межрегиональной тьюторской ассоциации. – URL: http://thetutor.ru/school/junior_high_school_article03.htm 5. Водинский, А. Ф. Роль тьютора в образовательном процессе ребенка с особенностями развития // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научнопрактической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013


 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ

Понятие тьюторства широко распространено за рубежом с 70-х годов прошлого века (Великобритания,

Понятие тьюторства широко распространено за рубежом с 70-х годов прошлого века (Великобритания,

ИОП. На каждом этапе сопровождения тьютору необходимо информировать родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучении и социализации ребенка, отслеживать степень…

ИОП. На каждом этапе сопровождения тьютору необходимо информировать родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучении и социализации ребенка, отслеживать степень…

Им требуются особые методики преподавания и адаптация учебного материала, особая организация учебного процесса в связи с учетом особенностей развития: – специфика восприятия (позднее включение, рассеянность…

Им требуются особые методики преподавания и адаптация учебного материала, особая организация учебного процесса в связи с учетом особенностей развития: – специфика восприятия (позднее включение, рассеянность…

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Алехина,

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Алехина,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2022