Формирование коммуникативных компетенций детей с ОВЗ

  • docx
  • 08.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование коммуникативных компетенций детей с ОВЗ.docx

Формирование коммуникативных компетенций детей с ОВЗ средствами музейной педагогики в условиях реализации ФГОС

Одним из принципов государственной политики в сфере образования является принцип гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры. Коллектив школы реализует его в определённой степени через деятельность школьного музея «Мужество», 35-летний юбилей которого мы праздновали в прошедшем учебном году.

Одна из важных социальных   функций школы и образовательной деятельности педагога в том и заключается, чтобы организовать встречу ребенка с культурой своего народа и культурой человечества, передать ее в процессе образования не только теоретически, но и с помощью практического уклада жизни, традиций и духа культурного пространства школы, города, страны, мира.
          Сегодня важно по-новому, с позиции современной жизни осмыслить и оценить огромное культурное наследие, накопленное человечеством, сформировать потребность в общении с ним, его постижении, сохранении и преумножении. Это непростая задача успешно реализуется в рамках нового педагогического направления – музейной педагогики.

Музейная педагогика в наши дни – это наиболее активно развивающееся направление деятельности, которое все чаще включается  в современный учебный  процесс. Музейно-педагогическая технология снабжает  педагога новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе использования музейного материала в образовательном процессе, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира.

           Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. ХХ века и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику. Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).

Современная школа в свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляет высокие требования к выпускнику. В этой связи необходимо особое внимание учителя - предметника  и классного руководителя к подбору такого содержания, методов и приемов образования учащихся, которое обеспечивало бы сохранение ценности личности.

 

 Роль музея в формировании личностных и метапредметных универсальных учебных действий качеств учащихся определяется его специфическими особенностями:

– музей как панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности (взаимопомощь, сочувствие, достоинство, самоуважение);

- в музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребенку культурными эталонами для подражания;

– экспонаты музея или музейный предмет рассматривается как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях;

– в музее учащийся осмысливает социальные явления и противоречия жизни, совершает внутренний акт самоопределения, изменения себя, соотнося свои взгляды, представления, ценности с нормами людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал экспонатов, т.е.  формируется музейная культура.  

Можно выделить следующую цель музейной педагогики  применительно к работе с учащимися  в рамках ФГОС ООО и ФГОС НОО, урочной и внеурочной деятельности:

Формирование и развитие базовых национальных ценностей хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, к которым относятся:

·         патриотизм,

·         социальная солидарность,

·         гражданственность,

·         семья,

·         труд и творчество,

·         наука,

·         традиционные российские религии,

·         искусство и литература,

·         природа,

·         человечество.

Работа по реализации поставленной цели,  является первым шагом в формировании патриотизма, стремлении к изучению своих корней, сохранении традиций, передаче их своим потомкам. Как результат можно прогнозировать: сохранение  культурных (национальных, народных, семейных) традиций и гражданских качеств  учащихся через активизацию их эмоционально-познавательной сферы, включение в творческую деятельность, создание условий, при которых ученик  способен активно взаимодействовать с предметами материального и духовного мира прошлого и настоящего, соотносить их с современной жизнью.

Работа по формированию музейной коммуникации организуется в следующих направлениях:

·         социальное партнерство с музеями города (экскурсии),

·         работа с историческим и художественным материалами,

·         посещение выставок и экспозиций,

·         подготовка экспозиций по темам урока или цикла уроков,

·         создание как ЦОР (виртуальных экскурсий),

·         работа с мультимедиа и ИТ-технологиями,

·         подготовка научно-исследовательских проектов и др.

Так выглядит матодическое сопровождение современной музейной практики. И как уже поняли слушатели, формирование музейной коммуникации занят не только руководитель музея, весь педагогический коллектив, учитель –предметник, классный руководитель, воспитатель.

Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Для наших учащихся это «включение» происходит с 1 сентября с 1 класса, когда поступившие в школу дети совершают первую экскурсию по школе и приходят в школьный музей. Для большинства детей это первый в жизни музей. Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, если в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, если предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, если исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.

 

Список используемой литературы:

1.     Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 29-31.   (чз)

2.     «Музейная  педагогика»,  под редакцией А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.

3.     Столяров, Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования : учебное пособие / Б. А. Столяров. – СПб., 2007. – 340 с.: ил.  

4.     Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30-34

5.     https://infourok.ru/shkolniy-muzey-kak-sredstvo-realizacii-fgos-514933.html   (11 июня 2016г.)

6.     https://open-less(11 on.net/940/ (5 июня 2016г.)

 


 

Скачано с www.znanio.ru