Формирование коммуникативных навыков младших школьников через организацию проектной деятельности в рамках возможностей методического продукта - рабочая тетрадь «Моё Оренбуржье»
Оценка 4.6

Формирование коммуникативных навыков младших школьников через организацию проектной деятельности в рамках возможностей методического продукта - рабочая тетрадь «Моё Оренбуржье»

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
преподавание
Взрослым
06.04.2020
Формирование коммуникативных навыков младших школьников  через организацию проектной  деятельности в рамках возможностей  методического продукта -  рабочая тетрадь «Моё Оренбуржье»
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР 2020.docx

 

 

 

 

Методический семинар

 

Формирование коммуникативных навыков младших школьников  через организацию проектной  деятельности

в рамках возможностей  методического продукта -

рабочая тетрадь «Моё Оренбуржье»


 учитель начальных классов высшей категории
МОАУ «СОШ №38 г. Орска»


Куликовская Татьяна Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Своё выступление я начну с эпиграфа Иоганна Генриха Песталоцци, которое полностью разделяю.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня.  Они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

         Я работаю учителем начальных классов школы №38 города Орска,                   в которую приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, современными. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным, фундаментом, на который будет опираться всё дальнейшее образование ребёнка.

Действительность  показывает, что далеко не у всех обучающихся уровень  сформированности  коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У многих ребят наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками.

С момента введения курса внеурочной  деятельности «Моё Оренбуржье» я начала работать над созданием учебного  пособия для самостоятельной и практической работы обучающихся начальных классов по изучению своей малой Родины.

 Работая с  тетрадью «Моё Оренбуржье» происходит активизация коммуникативной деятельности младших школьников, которая предполагает процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока или занятия,  поэтому формирование коммуникативных умений обучающихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Образовательный стержень тетради –это  организация самостоятельной, проектной, исследовательской, творческой  деятельности обучающихся.

 Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для формирования  коммуникативных навыков младших школьников  через организацию проектной  деятельности в рамках возможностей  методического продукта:  рабочая тетрадь «Моё Оренбуржье».

 

Формирование коммуникативных навыков младших школьников  основаны на трудах отечественных ученых, педагогов:

Юлии Александровны  Каляевой, Анти Альфредовича Кидрона, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.Р. Мунировой, Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, Е.В. Руденского, И.И. Рыдановой, В.Д. Ширшова,  А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, А.С. Золотняковой, Я.Л. Коломинского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, В.Н. Панферова, В.М.

Новизна  опыта предусматривает переход  от установки на запоминание  информации к освоению новых видов деятельности.

Основным критерием  успешности коммуникативного формирования личности является умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

ПОМОГ  ОПРЕДЕЛИТЬ ВАЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ИСХОДЯ ИЗ КОТОРЫХ Я ОРГАНИЗУЮ УЧЕБНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. ЭТИ ПРИНЦИПЫ ПРОСТЫ И ЭФФЕКТИВНЫ:

- КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ УСПЕХ. МАЛЕНЬКИЙ УСПЕХ РЕБЁНКА НА ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ ПОРОЖДАЕТ БОЛЬШОЙ УСПЕХ В ЖИЗНИ. А НЕУДАЧА – НИКОГДА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СТИМУЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ.

- КАЖДЫЙ РЕБЁНОК – ЛИЧНОСТЬ. УЧИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО НАПРАВЛЯТЬ, А НЕ ПРИНУЖДАТЬ. ЛЮБОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ВЕДЁТ К ПОДАВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ.

- ВСЕ ДЕТИ – ТАЛАНТЛИВЫ! УЧИТЕЛЬ В СОЮЗЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ НАЙТИ СЕБЯ, ПРОЯВИТЬ ТАЛАНТЫ И РАЗВИТЬ СПОСОБНОСТИ.

 

Осуществление метода проектов  может происходить в несколько этапов, на которых решаются разные коммуникативные задачи.

ВЫСТРОИЛАСЬ СИСТЕМА РАБОТЫ:
-коллективные проекты;
-занятия, где необходима  работа в парах, группах;
-групповые проекты;
- консультирование и продвижение индивидуальных  проектов;
- проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель;

-мероприятия в классе с приглашением родителей;

-участие в творческих и научно-практических конкурсах и разного уровня.

   Хочется отметить, что посредством работы над коллективным проектом детское любопытство трансформируется в ценнейшее свойство – познавательную потребность, дети  приобретают опыт общения,  способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода коллективного  проекта способствует развитию коммуникативной компетентности школьников.  

Посредством работы над коллективным проектом детское любопытство трансформируется в ценнейшее свойство – познавательную потребность. Результатом такой  деятельности стали:
- работы «Берегите Урал», «Бузулукский бор»,  «Что мы знаем о степи», «Тюльпан Шренка», «Животные степи». Так, изучая тему степных тюльпанов, ребятам класса удалось собрать богатый материал по данной теме: легенды, мифы, интересные сведения  про тюльпаны.
- презентации, выполненные  учащимися в
Power Point: «Многообразие  растений степи»,  «Многообразие животного мира степей»,  «Города Оренбургской области»,  «Реки. Озера. Водохранилища Оренбуржья».

 Например,  изучая  тему «Растения Оренбургской области»,   каждая группа  готовила  презентацию  о видах растений.   А  на последующих уроках ребята  представляли свои работы классу. Но чтобы работа шла плодотворнее, класс не просто слушал товарищей, а готовил ряд вопросов по теме. Получился своеобразный урок-конференция. НЕТ СЛАЙДА

     Групповая работа  помогает сильным ученикам в изучении нового материала и в самоконтроле, так же решить проблему подтягивания более слабого ученика.

  БОльшую активность проявляют дети, когда проект проходит в игровой форме, соревнования между группами, сказочное путешествие.

     Групповая работа над проектом  решает воспитательные  задачи:

 приучает детей к ответственности, готовности оказать помощь другим; повышает производительность работы учащихся, повышает активность и самостоятельность; дети учатся объективно оценивать себя и других.

   Проектная деятельность, независимо от вида проекта, предполагает превращение учащегося в субъект деятельности, каждый становится равноправным членом творческого коллектива или индивидуальным исследователем.

      По мере использования групповых форм  я распределила детей класса  на 4 группы.

1 – группа           – это  учащиеся, обладающие хорошими организаторскими способностями, в их обязанность входило координировать работу всей группы,  и следить за  выполнением заданий  и при необходимости помочь своим товарищам  (роль этих детей в группе может называться по- разному капитан, командир, ответственный, и т.п.).

2-группа            – это учащиеся, которые любят находить интересные факты из разных источников информации необходимые для данного проекта (роль этих детей в группе может называться  журналист, поисковик, исследователь, и т.п.).

3-группа          – это учащиеся, отвечающие за подготовку презентации проекта, они могут создать электронную презентацию или красиво оформить альбом,  что-то сконструировать в зависимости от цели проекта (художник – оформитель, инженер,  проектировщик, программист).

4 –группа           – это дети, обладающие хорошими артистическими данными, хорошей  речью и дикцией, они представляют проект своей группы.

 ( защитник, оратор).

 

Распределение обучающихся по группам:

№п/п

Ф.И.   обучающихся

 группа

 

Ф.И.   обучающихся

  группа

1

Алекандра С.

 

 

Света О.

 

2

Данил И.

 

 

Данил С

 

3

Лиза В.

 

 

Ангелина К.

 

4

Ростислав Р.

 

 

Тоня Б.

 

5

Даниил К.

 

 

Егор Б.

 

6

Артём З.

 

 

Насибулло Х.

 

7

Варвара Б.

 

 

Александр С.

 

8

Вова С.

 

 

Максим Г.

 

9

Ярослав Т.

 

 

Дарья Г.

 

10

Вика Я.

 

 

Максим П.

 

11

Ксения Я.

 

 

Глеб Я.

 

12

Иван Б.

 

 

Вика К.

 

13

Ярослав С.

 

 

 

 

  

За время обучения нами были выполнены следующие групповые проекты:

«Пуховые кружева Оренбуржья», «Поклонимся великим тем годам. Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны», «Гайский горно -обогатительный комбинат», «Многонациональный город Орск», «Город Орск в годы Великой Отечественной войны», творческий проект «Сарматский олень».

При выполнении коллективных и групповых проектов, учитель имеет возможность наблюдать за учениками и  выделять среди них наиболее одаренных. С  такими детьми  можно  создавать индивидуальные  проекты. Каждый учащийся имеет возможность выбрать проект в соответствии со своими интересами или предложить свой.  Как правило такие ребята презентуют  свои работы  на научно – практических конференциях различного уровня.  НЕТ СЛАЙДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результативность:

Основным методом мониторинга развития коммуникативных УУД  для учителя остается метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений.

  Вот такие результаты были получены мной в начале первого класса:

Коммуникационные УУД

Задание

Уровень

высокий

средний

низкий

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

владение монологическими формами речи

«Составь рассказ»

4 чел.

16%

13 чел.

52%

8чел.

32%

Использование  речи  взрослого как источника информации при выполнении учебных заданий

«Узор под диктовку»

 10 чел.

40%

9 чел.

36%

6чел.

24%

сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

«Рукавички» (Г.А. Цукерман)

 

4 чел.

16%

16 чел.

64%

5чел.

20%

 

 

В ходе работы по теме самообразования  диагностика проводилась ежегодно.


Коммуникативные умения

Результаты входящих диагностик (высокий уровень)

Результаты заключительных диагностик (высокий уровень)

Самооценка коммуникативных умений

4%

54%

Речевая коммуникация

14%

75%

Произношение

0%

77%

Связная речь

4%

61%

Понимание обращенной речи

25%

57%

 

  

 

 

 

 Оценка метапредметных  результатов учащихся  оценивалась  по следующей таблице (1 раз в год):

 

№ п/п

Ф.И.

Коммуникативные УУД

Владеет диалого-вой формой речи.

Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное.

Оформля-ет свои мысли в устной и письмен-ной речи с учётом своих учебных и жизнен-ных ситуаций.

Отстаивает свою точку зрения, имеет собствен-ное мнение и позицию.

Критично относится к своему мнению, учитыва-ет разные мнения и стремит-ся к коорди-нации различ-ных позиций в паре.

Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязан-ностей, учитывая общий план действий и конеч-ную цель.

Осуществляет самоконтроль взаимоконтроль   и взаимопомощь

Оценка проявления коммуникативной компетенции

 

Информационно-предметная

Ф. И. учащегося

Знает источник информации

Знает способы преобразования информации

Знает стили подачи информации

Знает содержание раздела

 

 

После того как  баллы подсчитаны, можно определить уровень  сформированности коммуникативных умений учащихся.

1й уровень (  менее 4 баллов) – низкий (коммуникативные умения  не сформированы);

2й уровень(4-5 баллов ) – средний;

3й уровень(6-7баллов) – высокий.

Результаты диагностик   представлены в диаграммах.

 

Коммуникативная компетенция

 

 

 

                                  

 

 

 

Графическое   представление   результатов   мониторинга:

 

   Подводя итоги всему вышесказанному,  отмечу, что в процессе формирования коммуникативной компетентности через участие в проектной деятельности используя рабочую тетрадь «Моё Оренбуржье» младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности  коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень. Число школьников, на уровне сформированности коммуникативной успешности ниже среднего, уменьшилось  по всем параметрам. Количество младших школьников, находившихся на среднем уровне, увеличилось. Количество школьников, находившихся на высоком уровне, увеличилось. Полученные  результаты свидетельствуют о том, что участие школьников в проектной деятельности успешно повлияло на формирование коммуникативной компетентности.

    Прогноз ожидаемых результатов: повышение уровня качества знаний; создание условий для разностороннего развития личности; формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности; активизация мотивации к обучению.

КРОПОТЛИВЫЙ  И НЕЛЁГКИЙ ТРУД  ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАМКАХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ  МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОДУКТА -

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ»

ПОМОГ  ОПРЕДЕЛИТЬ ВАЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ИСХОДЯ ИЗ КОТОРЫХ Я ОРГАНИЗУЮ УЧЕБНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. ЭТИ ПРИНЦИПЫ ПРОСТЫ И ЭФФЕКТИВНЫ:

- КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ УСПЕХ. МАЛЕНЬКИЙ УСПЕХ РЕБЁНКА НА ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ ПОРОЖДАЕТ БОЛЬШОЙ УСПЕХ В ЖИЗНИ. А НЕУДАЧА – НИКОГДА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СТИМУЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ.

- КАЖДЫЙ РЕБЁНОК – ЛИЧНОСТЬ. УЧИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО НАПРАВЛЯТЬ, А НЕ ПРИНУЖДАТЬ. ЛЮБОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ВЕДЁТ К ПОДАВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ.

- ВСЕ ДЕТИ – ТАЛАНТЛИВЫ! УЧИТЕЛЬ В СОЮЗЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ НАЙТИ СЕБЯ, ПРОЯВИТЬ ТАЛАНТЫ И РАЗВИТЬ СПОСОБНОСТИ.

 

 

                              

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

№ этапа

Этапы работы над проектом

Формируемые компоненты коммуникативной компетенции

1.

Погружение в проект

Продуктивная коммуникация:

    умение слушать других;

    умение высказывать свою мысль, точку зрения, формулировать идею;

    умение вести диалог в конструктивной, уважительной манере, спокойным тоном;

    умение идти на компромисс;

    умение контролировать свои эмоции.

2.

Организация работы над проектом

Продуктивная коммуникация:

   распределение работы между членами группы;

    умение выполнять отведенную в группе роль, ответственно к ней относится;

    умение выполнять общие решения;

    согласованно действовать , работать на общий результат;

    быть готовым к взаимопомощи, поддержке, взаимозаменяемости.

3.

Работа над проектом

Продуктивная коммуникация, описанная в предыдущих этапах.

   Устная коммуникация:

   умение самостоятельно подготовить план выступления с соблюдением норм публичной речи и регламента;

 Письменная коммуникация:

  умение изложить тему, имеющую заданную структуру;

    подготовить вспомогательные наглядные материалы;

    создать письменный отчет о проделанной работе в необходимой форме (запись на компакт диск, создание дизайн папки и др.)

4.

Презентация результатов

Продуктивная коммуникация:

    умение выполнять отведенную в группе роль, ответственно к ней относится;

    быть готовым к взаимопомощи, поддержке, взаимозаменяемости.

  Устная коммуникация:

    умение выступить перед публикой, грамотно и красиво излагать свои мысли, расставлять смысловые акценты;

    умение использовать вербальные и невербальные средства коммуникации;

    умение использовать подготовленные наглядные материалы.

5.

Самооценка

Продуктивная коммуникация:

    умение определить долю своей активность, продуктивности в общей работе.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методический семинар Формирование коммуникативных навыков младших школьников через организацию проектной деятельности в рамках возможностей методического продукта - рабочая тетрадь «Моё

Методический семинар Формирование коммуникативных навыков младших школьников через организацию проектной деятельности в рамках возможностей методического продукта - рабочая тетрадь «Моё

Своё выступление я начну с эпиграфа

Своё выступление я начну с эпиграфа

Формирование коммуникативных навыков младших школьников основаны на трудах отечественных ученых, педагогов:

Формирование коммуникативных навыков младших школьников основаны на трудах отечественных ученых, педагогов:

Хочется отметить, что посредством работы над коллективным проектом детское любопытство трансформируется в ценнейшее свойство – познавательную потребность, дети приобретают опыт общения, способность точно выражать свои…

Хочется отметить, что посредством работы над коллективным проектом детское любопытство трансформируется в ценнейшее свойство – познавательную потребность, дети приобретают опыт общения, способность точно выражать свои…

По мере использования групповых форм я распределила детей класса на 4 группы

По мере использования групповых форм я распределила детей класса на 4 группы

Пуховые кружева Оренбуржья», «Поклонимся великим тем годам

Пуховые кружева Оренбуржья», «Поклонимся великим тем годам

Результативность: Основным методом мониторинга развития коммуникативных

Результативность: Основным методом мониторинга развития коммуникативных

В ходе работы по теме самообразования диагностика проводилась ежегодно

В ходе работы по теме самообразования диагностика проводилась ежегодно

Оценка метапредметных результатов учащихся оценивалась по следующей таблице (1 раз в год): № п/п

Оценка метапредметных результатов учащихся оценивалась по следующей таблице (1 раз в год): № п/п

Коммуникативная компетенция

Коммуникативная компетенция

Графическое представление результатов мониторинга:

Графическое представление результатов мониторинга:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. ЭТИ ПРИНЦИПЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. ЭТИ ПРИНЦИПЫ

Организация работы над проектом

Организация работы над проектом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020