«Формирование коммуникативных УУД учащихся начальных классов на уроках литературного чтения посредством использования метода «постерной презентации» с использованием QR-кодов ».
«Я слышу- я забываю, я вижу- я запоминаю, я делаю- я усваиваю»
Китайская мудрость
Задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования, сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям.
Анализируя поведение детей на уроке, при выполнении заданий, требующих навыков коммуникации, я увидела, что им сложно находить пути сотрудничества для достижения общих результатов.
Я решила использовать метод «постерной презентации». Этот метод направлен на развитие коммуникативных УУД, без которых невозможна работа в парах и группах в рамках системно-деятельностного подхода.
Цель моей педагогической деятельности при реализации данного метода - развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках чтения посредством использования метода «постерной презентации». Достижение цели невозможно без применения системно-деятельностного подхода.
Использование метода «постерной презентации» предполагает решение следующих задач:
1)создание условий для повышения интереса к обучению и активному восприятию учебного материала;
2) содействие развитию и проявлению умений самостоятельно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации в рамках учебного предмета «Литературное чтение»;
3) формирование коммуникативных УУД.
Урок литературного чтения- это многообразие видов деятельности, многие из которых являются коллективными и групповыми. Поэтому методы по развитию коммуникативных УУД, должны систематически использоваться в рамках урока чтения.
Ведущая педагогическая идея опыта:
Создание благопрятных условий для развития коммуникативных универсальных учебных обучающихся на основе метода «постерной презентации».
Более глубокое знакомство с методом «постерной презентации» потребовало изучения теоретичекой базы, таким образом, при реализации метода «постерной презентации» я опираюсь на следующие педагогические концепции:
При реализации метода «постерной презентации» учитель опирается на такие педагогические концепции, как теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин); теория развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); теория личности и теория деятельности (А.Н. Леонтьев); развитие познавательного интереса (Г.И. Щукина); постерная презентация как средство формирования коммуникативных компетенций (И.В. Алексеенко).
Основателями метода «постерной презентации» являются
Н.Н.Никитина и И.В. Алексеенко
Постерная технология -это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
В процессе построения знаний технология может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — постановка новых задач — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д.
Особенностью данной технологии является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками творческой группы, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПОСТЕРА (ПО АЛЕКСЕЕНКО И.В.):
1 этап:
Создание творческих коллективов (парная или групповая работа (Сотрудничество между участниками, взаимоконтроль)
2 этап :
Мозговой штурм (Обсуждение разных вариантов решения задания. Отбор наиболее удачных решений. Постановка целей)
3 этап: Изготовление Постера (Определение концепции. Выбор структуры. Выбор средств для лучшего донесения информации.)
4 этап : Презентация Постеров (Донесение важной информации до слушателей. Аргументированное изложение своей точки зрения)
5 этап: Рефлексия (Определение степени достижения группой поставленных целей. Контакт с аудиторией, взаимодействие со слушателями)
Алгоритм работы над постером
1. Определение тематики постера.
2. Постановка задач.
3. Выбор материалов.
4. Создание творческого продукта
5. Презентация продукта.
Правила создания постера
Можно использовать: картинки, слова, словосочетания, знаки, символы, лозунг.
Содержание постера (расположение может изменяться)
Задачи |
Тема |
Факты |
Методы |
Гипотезы |
Ключевыми понятиями при изучении данного метода являются следующие определения: постер, постерная презентация, постерная технология.
Суть метода «постерной презентации» понятна и предполагает выполнение трех обязательных этапов этапов.
Простоту использования «постерной презентации» подтверждает четкий план, по которому , с небольшими видоизминениями, изготавливается любой вид постера.
Технология предполагает: 1) создание постеров (на основе иллюстраций и текстов); 2) групповое представление постеров; 3) обсуждение и оценивание постеров.
Соблюдение основного принципа создания постера: работа в группе, реализуемого в данном методе, приводят к активному развитию коммуникативных УУД учащихся.Кроме того особенностью данного метода является реализация идеи диалога: происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками группы.
В соответствии с поставленными задачами и особенностями работы с информацией доктор педагогических наук Наталья Николаевна Никитина два типа постеров.
Ассоциативный постер предполагает установление связей или выделения одного звена в определенном объёме информации. Ассоциации активизируют процессы воображения и тем самым содействуют проявлению творческого каждого участника.
Аналитический постер предполагает работу с разными источниками информации (документы, иллюстрации, партитуры, статьи и т.д.). Такой тип постера учит детей мыслить, рассуждать, анализировать представленную информацию.
Для ребят я создаю такие постерные презентации (За основу взяла идею Е.Селезневой). Совместно с детьми учимся заполнять такие постеры , это очень помогает при анализе произведения, структурирует материал. Так же выполняется работа с QR-кодами. (Блог Е.Селезневой http://hochuzna.blogspot.com/p/qr.html) Повышается интерес к предмету. Дети узнают дополнительные источники информации. Могут просмотреть и прослушать не один раз аудио и видеоматериал.
Таким образом можно сделать вывод о том, что применение метода «постерной презентации» способствует не только формированию, но и развитию коммуникативных УУД учащихся, а также учит их структурировать полученные знания.
Удовольствие, которое получают учитель и учащиеся от деятельности в группах по созданию «постерной презентации» и от необычности «готового продукта»- вот главный результат!
Механизм введения данного метода в учебную деятельность прост, а результативность велика.
Я уверенна, что представленный мной опыт понятен и педагогу-новатору и начинающему специалисту.
И закончить свое выступление мне хотелось бы словами известного французского писателя Антуана де Сента Экзюпери:
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.