Формирование личности в процессе преподавания истории
Оценка 4.9

Формирование личности в процессе преподавания истории

Оценка 4.9
Семинары
docx
11.03.2020
Формирование личности в процессе преподавания истории
Формирование личности в процессе преподавания истории
Воспитание – великое дело им решается участь человека.docx

Воспитание – великое дело: им решается участь человека

Учитель влияет на вечность;  он никогда не может сказать,  где прекращается его влияние

 Г. Адамс

С детства мне помнятся слова Маяковского о том, что все профессии важны, и с этим трудно не согласиться.  Обществу нужны и инженеры, и юристы, и пекари, и технологи, и водители, и …. Но первые шаги к будущей профессии каждый человек сделал в школе. Именно школьный учитель не только дает необходимый объем знаний, но и активно содействует формированию личности, наделенной социально значимыми качествами. Поэтому в моем понимании профессия учителя является одной из самых важных.

На мой взгляд, настоящий педагог прежде всего должен учить ребенка думать, сопоставлять, делать выводы, ставить вопросы и давать на них ответы. Я придерживаюсь мнения, что урок - это не только трансляция информации от учителя к ученику, не столько передача опыта, сколько работа творца (художника) по созданию личности, как конечной цели деятельности. 

Ребенка важно не просто учить, но и воспитывать. За этот процесс отвечают родители и учителя. И часто влияние учителя в разы сильнее, нежели влияние самих родителей. Я до сих пор с теплотой и бесконечной любовью вспоминаю свою первую учительницу- Антонину Васильевну. С первого слова, жеста, с первой улыбки она завоевала в моем детском сердце непоколебимый авторитет, и ничье слово не могло его разрушить. Дома я спорила с родителями, доказывая, что правильно именно так, а не иначе, потому что этого мнения придерживалась Антонина Васильевна. Глядя на свою первую учительницу, я брала с нее пример, хотела стать такой же мудрой, доброй, чуткой. Уже в первом классе я решила, что буду учителем, но тогда эта фраза звучала «я хочу стать Антониной Васильевной». И я бесконечно благодарна моей маме за то, что она не обижалась на меня, не конкурировала, а сотрудничала с учителем, так как в этом, полагаю, кроется залог успешного воспитания ребенка как личности. 

Я люблю свою работу и четко осознаю, что любой труд – это созидание, создание чего-то нового. Но токарь, приступая к изготовлению детали, имеет четкую инструкцию по ее изготовлению. У строителя есть план будущего дома. Процесс изготовления конечного продукта понятен, разложен по полочкам и четко регламентирован. Я же работаю над формированием личности ученика. Мой труд сложен и непредсказуем. Можно перечитать тома педагогической литературы и не найти ответа на извечные вопросы учителя: как заинтересовать Машу на уроке, как отучить Мишу обманывать, как пробудить интерес к учебе у Ванечки. Постоянные вопросы. И никто в мире не может дать рецепта, как поступить правильно и не ошибиться. А это так важно - не ошибиться. Важно, потому что ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей, и потому, что ошибки учителей стоят обществу очень дорого. 

Мне очень близки слова Теодора Рузвельта, который говорил: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, -значит вырастить угрозу для общества». И это действительно так.  Атомную бомбу, химическое оружие, газовые камеры и крематории создали образованные люди. Медики с высшим образованием проводили эксперименты над пленными в концлагерях. Средства массового уничтожения - творения людей, получивших знания, но не развитых душевно. Политик, безответственно относящийся к своим решениям и поступкам, – порождение учителя, который дал знания, но не привил ему необходимых нравственных качеств, не сформировал чувство ответственности, сопереживания и гуманности. 

Поэтому привитие нравственных ценностей – это одна из важнейших целей, которую я перед собой ставлю. И мне отрадно осознавать, что моя позиция полностью совпадает с концепцией образования, у которой в приоритете именно воспитание. Ярким подтверждением этого могут стать слова Ольги Васильевой: «Самый большой приоритет- воспитание человека, у которого есть нравственный стержень…». Я убеждена, что страна, которая делает упор на привитие добродетелей – это страна будущего. 

Когда же формировать личность ученика? На каком этапе урока это делать? Воспитывать ли ученика на переменах, во внеурочное время? Ответ в моем понимании есть только один – ВСЕГДА. Такая у нас профессия, мы на работе всегда. Воздействие на личность ребенка мы оказываем не только на уроке через учебный материал, формы работы, стиль общения, но и своим поведением, привычками. И за пределами школы мы тоже являемся объектом внимания со стороны учеников. Рассуждая об уважении к старшим на классном часе, но не уступив пожилому человеку место в автобусе на глазах ученика, мы перечеркнем весь воспитательный эффект классного часа и сформируем недоверие к своим словам, которое у ребенка сохранится на всю жизнь.

  Как же справляться учителю с этим грузом ответственности? Как найти подход к каждому ребенку? Для меня ответ один: я должна научиться их понимать. Должна найти общие точки соприкосновения. Попытаться стать на их место. Мне страшно дожить до того времени, когда я начну ругать молодежь и говорить, что они не такие, как мы. Современная молодежь и не должна быть такой, как мы. Она является зеркальным отражением современной эпохи, в которой на смену ценностям нашего поколения пришли совершенно другие ценности.

Я постоянно учусь у своих учеников. Благодаря им я погрузилась в мир литературы Стивена Кинга, Дмитрия Глуховского, Эриха Мария Ремарка. В годы моей молодости эти имена мне были не знакомы. Расширились мои познания о современной музыке и слово «рок-группа» меня уже не пугает как что-то неприемлемое. Когда ученики видят, что мне действительно интересен их мир, они пытаются проникнуть в мир моих увлечений. Так на книжных полках моих учеников появляются сборники В. Высоцкого, В.

Пикуля, Б. Окуджавы.

Я искренне радуюсь, когда мы с учениками смотрим на мир одним взглядом, когда «Юнона и Авось» и «Битва за Севастополь» у нас вызывают одинаковые чувства, когда в горах я ощущаю поддержку от каждого, кто идет рядом, когда молчание говорит больше, чем любое слово… В такие моменты я думаю, что иду по верному пути и мне никогда не будет стыдно за тех учеников, которых я воспитала…

 


 

Воспитание – великое дело: им решается участь человека

Воспитание – великое дело: им решается участь человека

Антониной Васильевной». И я бесконечно благодарна моей маме за то, что она не обижалась на меня, не конкурировала, а сотрудничала с учителем, так как в…

Антониной Васильевной». И я бесконечно благодарна моей маме за то, что она не обижалась на меня, не конкурировала, а сотрудничала с учителем, так как в…

Поэтому привитие нравственных ценностей – это одна из важнейших целей, которую я перед собой ставлю

Поэтому привитие нравственных ценностей – это одна из важнейших целей, которую я перед собой ставлю

Расширились мои познания о современной музыке и слово «рок-группа» меня уже не пугает как что-то неприемлемое

Расширились мои познания о современной музыке и слово «рок-группа» меня уже не пугает как что-то неприемлемое
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2020