ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Взаимодействие образовательных учреждений с предприятиями (организациями, учреждениями) является залогом, как успешной подготовки будущих специалистов, так и практической значимости результатов научных исследований, проводимых в стенах учебных заведений, с целью формирования эффективной экономики государства.
В настоящее время в Донецкой Народной Республике сложилась ситуация, при которой в организации взаимодействия между образовательными учреждениями высшего профессионального образования и предприятиями (организациями, учреждениями), заинтересованы в основном образовательные учреждения. Это обусловлено следующим:
одним из обязательных элементов основной образовательной программы высшего профессионального образования является производственная практика, целью которой является, получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Обеспечение этой цели требует изучения опыта работы реально действующих предприятий (организаций, учреждений).
для проведения научных исследований обучающимся и сотрудникам образовательных учреждений необходим практический материал (данные) по исследуемой проблеме. Особую актуальность данная проблема имеет для учебных заведений, готовящих будущих специалистов в сфере управления, экономики, социологии, права. То есть в тех сферах, где недостаточно исследований в лабораторных условиях, а необходим сбор, анализ и обработка фактических данных, связанных с использованием трудовых, финансовых и других ресурсов непосредственно на предприятиях (организациях, учреждениях) и с учетом современных особенностей их функционирования.
Отсутствие интереса предприятий (организаций, учреждений) к взаимодействию с образовательными учреждениями обусловлено тем, что руководство предприятий (организаций, учреждений):
не заинтересовано в проведении исследований собственных проблем сторонними организациями. Это объясняется социально-экономической и политической нестабильностью, не позволяющей осуществлять даже среднесрочное планирование (не говоря уже о стратегическом) перспектив собственного развития, вынуждающей осуществлять интуитивный, ситуационный менеджмент;
не имеет желания отвлекать свой персонал на работу с исследователями (требующую затрат определенного времени на подготовку необходимых документов, знакомство исследователей с организацией и особенностями ее функционирования, организацию и проведение разъяснительных мероприятий и, даже на изучение разработанных по результатам исследований, предложений и рекомендаций);
испытывает опасения реализации угроз информационной безопасности со стороны третьих лиц, сумевших воспользоваться данными, предоставляемыми для целей исследования. Причем, в большинстве случаев эти опасения заранее надуманы, преувеличены и ничем не подкреплены.
Таким образом, возникает противоречие между интересами разных сторон общества. Суть его заключается в том, что государство вкладывает колоссальные средства в развитие человеческого капитала, финансируя деятельность государственных образовательных учреждений осуществляющих профессиональную подготовку будущих специалистов. Хозяйствующие субъекты (работодатели) заинтересованы в специалистах высокого уровня, который предполагает помимо теоретических знаний, опыта практической работы. Формирование последнего возможно путем практической подготовки будущих специалистов в процессе обучения на предприятиях в учреждениях, организациях, руководители которых фактически отказываются принимать участие в организации этого процесса.
Одним из путей решения данного противоречия должно стать разработка эффективного механизма взаимодействия между государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и предприятиями (организациями, учреждениями) при организации практической подготовки обучающихся. Создание такого механизма предполагает наличие организационной, экономической и правовой составляющих.
В рамках формирования организационной составляющей необходимо: создать единую республиканскую базу данных предприятий (организаций, учреждений) - потенциальных баз практики (обучающиеся каких направлений подготовки могут проходить на них практику). В качественных характеристиках предприятий (организаций, учреждений) должны быть указаны вид деятельности, численность персонала, наименования основных структурных подразделений, виды финансовой, статистической и налоговой отчетности, предоставляемой в соответствующие государственные органы; также следует создать базу данных направлений подготовки, по которым ведется профессиональная подготовка обучающихся в разрезе образовательных уровней (с указанием количества студентов и видов практики, основных требований, предъявляемым к базам практики); обеспечить свободный доступ и размещение информации в такой созданной и постоянно обновляющейся базе данных; разработать систему и критерии оценки качества организации предприятиями (организациями, учреждениями), включенными в указанную базу данных, и качества прохождения обучающимися практики; разработать норматив численности обучающихся, проходящих практику на одном предприятии (организации, учреждении), систему контроля его соблюдения, а также ответственности за нарушения.
При формировании экономической составляющей механизма взаимодействия государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования с предприятиями (организациями, учреждениями) при осуществлении практической подготовки обучающихся целесообразно рассмотреть возможность: финансирования мероприятий по созданию и обеспечению финансирования единой республиканской базы данных - потенциальных баз практики; предоставления предприятиям (организациям, учреждениям), включенным в единую республиканскую базу данных - потенциальных баз практики, льгот по уплате единого социального взноса, размер которого может исчисляться исходя из количества обучающихся, обеспеченных базой для прохождения практики; включения в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (для хозяйствующих субъектов) и в состав расходов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований (для государственных организаций, учреждений), расходов на оплату руководителей практической подготовкой обучающихся - руководителям от баз практики.
Формирование правовой составляющей требует разработки и утверждения порядка формирования единой республиканской базы данных - потенциальных баз практики; правовых основ обеспечения информационной безопасности взаимодействия предприятий (организаций, учреждений) с государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования в процессе организации практической подготовки обучающихся; типовой формы договора обеспечивающего эффективное взаимодействие предприятий (организаций, учреждений) с государственными образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования в процессе организации практической подготовки обучающихся.
Разработка и внедрение эффективного механизма взаимодействия между государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и предприятиями (организациями, учреждениями) при организации практической подготовки обучающихся позволит на взаимовыгодных условиях получить следующие преимущества:
- практикующим руководителям - иметь возможности для диагностики собственной финансовой и кадровой ситуации, осуществляемой в период прохождения производственных практик, а также набор рекомендаций по ее улучшению;
- образовательным учреждениям высшего профессионального образования - обеспечить обучающимся достойные условия осуществления практической подготовки, а также реальную информационную базу для проведения научно-исследовательских работ и оценки эффективности внедрения их результатов в практику менеджмента;
- государству - обеспечить надлежащий уровень практической подготовки выпускников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.