использование статических моделей на уроках биологии как инструмент повышения качества знаний
Учитель биологии ГБОУ
«СШ №28 г.о. Мариуполь»
Безбородов Р.В.
В ходе своей работы приходится сталкиваться со следующими проблемами:
- отсутствие у учащихся внутренней мотивации к учебной деятельности;
- ребенок не может применить теорию на практике;
- ребенок испытывает страх перед практической деятельностью;
- перегруженность учащихся разнообразной информацией;
- мало времени на подготовку к урокам, а нужно показать хороший результат
Для себя я нашел выход – это метод моделирования на уроках биологии.
Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?
Модель - материальный или воображаемый объект, замещающий оригинал, сохраняя только некоторые важные его свойства
Модель - выступает как «инструмент» совместной деятельности учащихся и учителя.
Положительные стороны моделирования:
Для того, чтобы создать модель какого-то объекта, а тем более процесса, необходимо сначала разобраться в теории;
Процесс создания модели напоминает игру а мы знаем, что для детей, особенно младших, игровая деятельность очень важна. Процесс моделирования пробуждает творческие способности детей, включает фантазию;
На своих уроках я организую работу над созданием моделей в группах, позволяю детям свободно общаться между собой, тем самым создавая условия для развития коммуникативных УУД;
При создании модели для каждого ребенка создается ситуация успеха, так как каждый может выбрать для себя деятельность согласно своим способностям и уровню подготовки: те, кому «не дается» теория, могут реализовать себя в практической деятельности;
Моделирование
Предметное
(материальное)
(модели клеток, бактерий,
грибов, цветка и т.д.)
Знаковое
(информационное)
(схемы, таблицы, графики,
рисунки, тексты)
Игровое
(логические цепочки, загадки, ребусы и т. д.)
«Минусы моделировония»
1. Часто случается, что ребята в своей работе не укладываются в отведенный отрезок времени;
2. Ребята невнимательно читают инструкции, причем стремятся как можно быстрее приступить к практике, мало времени уделяя теории;
3. Данный метод требует от учителя длительной подготовки и подбора материалов.
В результате работы методом моделирования я пришел к выводу , что положительные стороны использования метода для учителя:
Способствует формированию положительной мотивации у учащихся.
Активизирует познавательные способности учащихся.
Способствует росту качества знаний.
Вдохновляет преподавателя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Делает урок намного интересней и разнообразней.
Положительные стороны использования метода для ученика:
Делает занятия интересными, повышает мотивацию.
Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной, групповой работе, развития личных и социальных навыков.
Развивает творческие способности.
Способствует повышению навыков научного труда.
Способствует развитию рефлексивных качеств личности.
Вывод: метод моделирования является достаточно эффективным при организации работы с обучающимися и превращается в один из универсальных методов познания. При решении любой задачи моделирования основную роль играют эксперимент и модель, а также анализ полученных результатов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.