Формирование мотивации студентов на уроке
Оценка 4.7

Формирование мотивации студентов на уроке

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
технология
9 кл—11 кл
11.12.2021
Формирование мотивации студентов на уроке
В современных российских условиях наблюдаются достаточно большие изменения в мотивации студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности. Актуальность темы «Формирование мотивации студентов на уроке» обусловлена необходимостью глубокого теоретического осмысления состояния студентов оказывать влияние на развитие важнейших сфер общественной жизни. Социальная востребованность комплексного знания о состоянии ценностных ориентаций и мотивации к профессиональной деятельности студенческой молодежи; необходимостью разработки мер по формированию мотивации студентов к профессиональной деятельности и выработки практических рекомендаций по управлению мотивационной сферой профессиональной деятельности. Мотив – это побуждение человека к действию на основе его внутренних целей, желаний. Мотивация является актуальной проблемой в научной сфере. Значимость этой темы связана с анализом источников активности человека, побудительных факторов на деятельность и поведение человека.
Доклад Формирование мотивации студентов на уроке.docx

Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодёжной политики 

Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»

 

 

 

 

 

 

Доклад

на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА УРОКЕ»

Площадка № 5: «Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Одинцова Вера Константиновна,

преподаватель ГПОУ «СТТТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2021

 

         В современных российских условиях наблюдаются достаточно большие изменения в мотивации студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности.                      Актуальность темы «Формирование мотивации студентов на уроке» обусловлена необходимостью глубокого теоретического осмысления состояния студентов оказывать влияние на развитие важнейших сфер общественной жизни.                                                                              Социальная востребованность комплексного знания о состоянии ценностных ориентаций и мотивации к профессиональной деятельности студенческой молодежи; необходимостью разработки мер по формированию мотивации студентов к профессиональной деятельности и выработки практических рекомендаций по управлению мотивационной сферой профессиональной деятельности.

         Мотив – это побуждение человека к действию на основе его внутренних целей, желаний. Мотивация является актуальной проблемой в научной сфере. Значимость этой темы связана с анализом источников активности человека, побудительных факторов на деятельность и поведение человека.

Великие педагоги о мотивации 

Ян Амос Каменский "У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру». «…учитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы интерес к знанию, своими наставлениями сделал бы его способным к учению…» «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». 

Жан Жак Руссо «Прежде всего, вы должны хорошо помнить, что лишь в редких случаях вашею задачей будет указывать, что он должен изучать: это его дело – желать, искать, находить… Ваше дело – сделать учение доступным для него, искусно зародить в нем желание и дать ему средства удовлетворить его»

Адольф Дистервег «Все искусство воспитания и образования не более и не менее, как искусство возбуждения».

Константин Дмитриевич Ушинский «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

Мотивация, рефлексия, актуализация. Мы понимаем значение этих странных слов, но скажите их студентам, и я сомневаюсь, что они поймут, о чем речь. Какие эмоции у студента и учителя они могут вызвать? В лучшем случае напряженное ожидание и уж никак не радость от предчувствия, что им предстоит получить новые знания. Давайте не будем портить эмоциональный фон урока и сразу вызывать у студентов  стрессовое состояние. Трудно не согласиться со словами австралийского коллеги. Как этот призыв актуален для нашего образования! Иногда мы откровенно переигрываем с терминами, названиями методических тем, которые в принципе не то что невозможно выполнить за год, но даже запомнить. Если бы у меня был миллион долларов, я бы сразу выписывала чек на тысячу долларов тому педагогу, который сможет повторить методическую тему техникума и свою личную. Почему тысячу, спросите вы? Потому что чек на миллион долларов я бы выписала тому, кто учит по-настоящему.

           Собственную цель нужно либо представить (воображение — мощное

обучающее средство), чтобы осознать, как можно использовать усвоенные

знания в будущем, либо порекомендовать студентам полистать учебник

в поисках ответа.

А не похоже ли это на то, о чем говорилось выше, — нашу «мотивацию»? Еще как, похоже. Как учат нас опытные коллеги: «Мотивация — главная движущая сила дидактического процесса. Мотивы занимают первое место среди факторов, определяющих его производительность» (И. Подласый). Компонентами мотивационной сферы обучения являются его мотивы, цели, эмоции, а также его умение учиться, что в значительной мере влияет на мотивацию. Учитель может всего лишь повлиять на формирование мотиваторов  (интересов, склонностей, моральных норм, жизненных принципов и т. д.), которые субъект использует для самоформирования мотивов.

           Конкретные приемы, используемые учителями для мотивации учебной деятельности, некоторые дидакты объединяют в три группы.                           К первой относятся те, которые стимулируют обязанности и ответственность,

ко второй — те, которые формируют познавательный интерес студента.

Мотивацию учебной деятельности можно осуществлять путем беседы.

         Во вступительном слове педагог определяет круг вопросов, которые будут рассматривать на уроке, приводя при этом интересные примеры, привлекая студентов, используя парадоксальность фактов.

Как вызвать интерес к уроку, к конкретной теме?  Надежным средством является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью определенных методических приемов, таких как «Удивляй!», «Фантастическая добавка».

         Как же повысить мотивацию студентов?  Следует сказать, что повысить учебную мотивацию студентов не так уж сложно. Главное – это желание преподавателя. Поскольку обязательным условием заинтересованной и результативной работы студентов является положительный настрой в системе отношений педагог – студент, преподаватели стремятся в своей работе к созданию и поддержанию благоприятного эмоционального климата обучения, доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения.                       Вопрос мотивации к обучению легко может быть отнесен к вечным: во-первых, что мотивация, что обучение — параметры, характерные для жизни абсолютно любого человека; во-вторых, непосредственно в образовательной сфере педагоги сталкиваются с необходимостью мотивировать студентов ежегодно — а может, даже ежедневно. 

         Причина тому кроется в изменении условий жизни и парадигмы взглядом, в обновлении системы образования, в ускорении темпа жизни. Если советские школьники и студенты были готовы охотно изучать предметы, косвенно относящиеся к интересующему их вопросу, то миллениалы и зуммеры (условно названные поколения, родившиеся в 1980−2000-х гг.), вынужденные обрабатывать в одну единицу времени огромное количество информации, не имеют возможности распыляться на то, что, по их мнению, интересно, но не полезно. 

Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации на уроках профессиональных дисциплин.

Мотивация личным примером

Интерес студента к изучаемой дисциплине должен быть вызван не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами преподавателя. Педагог, который не опаздывает, доброжелательно относится, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет работы студентов ценится.

Создание положительного микроклимата в группе

Положительный, приветливый настрой, ровный доброжелательный тон – залог эффективного труда.

Формирование положительного отношения к профессии

Необходимо акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах.

Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности. 

Интерес преподавателя к студентам должен быть взаимным. Обсуждение каких-либо вопросов, совместное решение возникающих проблем, организация дискуссий и рассмотрение ситуационных задач.

Наличие связки  студент-преподаватель

Студенту очень важно, чтобы педагог был его наставником, что бы к нему можно было обратиться за помощью по любому вопросу.

Уважение к студентам

Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения.

Четко выработанная система организации учебного процесса является залогом успешной мотивации. 

Студенты «привыкшие» к преподавателю, к его требованиям будут тратить меньше времени на организационные моменты и осмысление происходящего на уроке.

Обязательное сообщение целей урока. 

Информирование в начале занятия о том, чему студенты научатся, внимательно слушая и выполняя задания, направленно на формирование внутренних стимулов мотивации.

Акцент на непосредственную сферу применения полученных знаний

Должна прослеживаться «связь теории с жизнью», которая повышает интерес и внимание студентов к своей будущей профессии.

Применение различных форм организации деятельности студентов, чередование различных форм деятельности

С момента понижения внимания, сменить вид деятельности: предложить задание для самостоятельной работы, попросить студентов высказать свою точку зрения, переключить внимание на иллюстративный материал.

Дифференцированная система заданий позволяет каждому студенту соизмерить собственный уровень овладения материалом со сложностью предлагаемых заданий. 

Так, возможен выбор карточек с заданиями, за выполнение которых предполагается получение оценки «3», «4» или «5». Преподаватель видит, как студенты оценивают собственную подготовку.

Нарушающие дисциплину готовят доклады

Неуемное желание студентов поговорить во время занятий тоже можно «поощрить», направив их энергию в позитивное русло. Такие студенты записывают себе темы докладов по текущей или будущей теме, получая уникальную возможность рассказать о чем-либо всей аудитории.

Использование учебных фильмов в процессе обучения, составление таблиц, схем, графиков. 

Преподавателю необходимо комбинировать различные средства обучения.

Информирование студентов о результатах их деятельности. 

Необходимо проводить самую элементарную статистику уровня обучения, успешности студентов после написания ими каких-либо контрольных работ. Аудитория всегда желает знать о результатах своей работы.

Методические приемы, влияющие на формирование мотивации.

Прием

Характеристика

Удивление

начальная фаза развития познавательного интереса

Фантастическая добавка

в этом приеме педагог дополняет реальную ситуацию элементами фантастики

Отсроченная загадка

в начале урока педагог дает загадку, ответ на которую можно узнать на уроке во время работы

Ассоциация на доске

предполагает привлечение собственного опыта студентов. Целесообразно использовать при мотивации изучения теоретического материала.

Картинная галерея

педагог вывешивает на доске 4-5 фотографий. Которые содержат признаки основного понятия или явления. Объединив студентов в группы, он предлагает через некоторое время назвать признаки понятия, изображенные на фото. После завершения работы в группах, представители от групп называют признак. Педагог записывает их на доске.

Источники информации

для заинтересованности студентов в начале урока педагог раздает газеты, журналы, где размещена информация, касающаяся темы урока. Педагог просит обратить внимание на конкретную информацию, подчеркивая важность ее ежедневного использования.

Мозговой штурм

этот прием заключается в коллективной творческой работе с целью решения определенной сложной работы. Всех студентов объединяет совместная работа над поиском истины.

Кроссворды

работа с кроссвордами, создать кроссворд самостоятельно, используя термины, которые были изучены;

Заполнить кроссворд, определить какое ключевое слово выделено, и объяснить его значение;

Сформулировать вопрос к словам в заполненном кроссворде;

Разгадать кроссворд, заполнив пустые ячейки;

Показуха

педагог называет понятия, действие или явление. Объединив студентов в несколько групп, предлагает представителям каждой группы через минуту представить его в виде скульптуры.

          Набор методических приемов можно продолжать до бесконечности, у каждого педагога в запасниках педагогического опыта найдутся «Изюминки», которые сделают урок интересным, неповторимым, запоминающимся. Спрашивайте у студентов, чем они интересуются вне техникума и используйте эти знания для демонстрации на своих занятиях.
И, конечно, будьте профессиональны и креативны. Ваши горящие глаза, любовь к предмету и запоминающийся внешний вид вызовут неподдельный интерес и уважение.

В мои задачи как педагога входит: замотивировать студентов на проведение проекта, собрать рабочую группу по подготовке проекта, распределить роли внутри группы, отталкиваясь от индивидуальных способностей студентов. Реализация проекта включает в себя установочную беседу, собрание рабочей группы, групповая работа по направлениям, индивидуальные консультации с педагогами, проведение проекта, рефлексия, создание итогового продукта. Итоговым продуктом проекта является его презентация.

В заключении нужно отметить, что мотивация учебной деятельности всегда была в центре внимания, однако в последние годы интерес к данной проблеме значительно возрос, поскольку в условиях непрерывного образования уже недостаточно просто научить человека чему-либо. Важно научить его учиться на протяжении всей его жизни, а это возможно лишь в том случае, если в ходе обучения будет решаться задача воспитания у студентов жажды познания.

 

Библиографический список

1.  Герасимова, А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии [Электронный ресурс] / А. С. Герасимова // Институт психологии РАН, 2006

2. Давыдова, Н. А. Интеллектуальная игра как средство повышения мотивации учащихся при обучении русскому языку [Электронный ресурс] / Н. А. Давыдова // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии: электрон. журнал = http://vestnik.kuzspa.ru/ -- Кузбасская государственная педагогическая академия, 2009. -- Режим доступа: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/10/

3. Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации [Текст] / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. -- 2002. -- № 2. - C. 42 – 45.

4. Дюжева, О. А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников [Текст]: автореф. ...канд. пед. наук (13.00.01) / О. А. Дюжева. -- Кострома, 2010. -- 22 с.

5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов [Текст] /И. А. Зимняя. -- 2-е изд., доп., испр. и перераб. -- М.: Логос, 2001. -- 384 с.

6.  Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] / А. К. Маркова. -- М.: Просвещение, 1983. - 96 с

7. Мотивация учебной деятельности: уровни и типы (разработка Домбровской И. С.) [Электронный ресурс] // Энциклопедия школьного психолога = psihologu.info. -- Режим доступа: http://www.psihologu.info/content/view/904/23/

8. Пойкалайнен, Е. В. Педагогические условия формирования мотивации углублённого изучения предметов естественнонаучного цикла в системе дополнительного образования: на примере физики Текст]: автореф. ...канд. пед. наук (13.00.01,13.00.02) / Е. В. Пойкалайнен. -- Ярославль, 2000. -- 19 с.

9. Тарасов, В. Н. Педагогические условия формирования познавательной мотивации учащихся старших классов: на примере изучения дисциплин гуманитарного цикла [Текст]: автореф. ...канд. пед. наук (13.00.01) / В. Н. Тарасов. -- Шуя, 2001. -- 20 с.

 


 

Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство

Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство

В современных российских условиях наблюдаются достаточно большие изменения в мотивации студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности

В современных российских условиях наблюдаются достаточно большие изменения в мотивации студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности

Почему тысячу, спросите вы? Потому что чек на миллион долларов я бы выписала тому, кто учит по-настоящему

Почему тысячу, спросите вы? Потому что чек на миллион долларов я бы выписала тому, кто учит по-настоящему

Если советские школьники и студенты были готовы охотно изучать предметы, косвенно относящиеся к интересующему их вопросу, то миллениалы и зуммеры (условно названные поколения, родившиеся в…

Если советские школьники и студенты были готовы охотно изучать предметы, косвенно относящиеся к интересующему их вопросу, то миллениалы и зуммеры (условно названные поколения, родившиеся в…

Информирование в начале занятия о том, чему студенты научатся, внимательно слушая и выполняя задания, направленно на формирование внутренних стимулов мотивации

Информирование в начале занятия о том, чему студенты научатся, внимательно слушая и выполняя задания, направленно на формирование внутренних стимулов мотивации

Фантастическая добавка в этом приеме педагог дополняет реальную ситуацию элементами фантастики

Фантастическая добавка в этом приеме педагог дополняет реальную ситуацию элементами фантастики

В мои задачи как педагога входит: замотивировать студентов на проведение проекта, собрать рабочую группу по подготовке проекта, распределить роли внутри группы, отталкиваясь от индивидуальных способностей…

В мои задачи как педагога входит: замотивировать студентов на проведение проекта, собрать рабочую группу по подготовке проекта, распределить роли внутри группы, отталкиваясь от индивидуальных способностей…

Тарасов, В. Н. Педагогические условия формирования познавательной мотивации учащихся старших классов: на примере изучения дисциплин гуманитарного цикла [Текст]: автореф

Тарасов, В. Н. Педагогические условия формирования познавательной мотивации учащихся старших классов: на примере изучения дисциплин гуманитарного цикла [Текст]: автореф
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2021