Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся в системе дополнительного образования
Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности можно назвать одной из центральных задач системы дополнительного образования. Проблема формирования мотивации лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.
Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и стимулирующие к действиям. Она играет важную роль в воспитании личностных качеств учащихся, формировании их познавательных интересов и творческой активности, оказывает большое влияние на успешность учебного процесса.
Система дополнительного образования нужна для усиления мотивации детей к познанию и творчеству, также дает возможность быть гармонично развитыми личностями, рождает условия для самореализации. Цель дополнительного образования – рост мотивации детей к осмыслению и творчеству, пособничество личностному и профессиональному определению учащихся, их приспособление к жизни в активном обществе, присоединение к здоровому образу жизни. Открытие, развитие и осуществление творческих и физических талантов учащихся в максимально-благоприятных состояниях организации учебно-воспитательного процесса.
Для формирования у обучающихся положительной мотивации к обучению педагог должен создать на занятии особые условия, такие как: позитивные межличностные отношения в коллективе, увлеченность обучающихся творческим занятием, доброжелательный стиль общения в сочетании с требовательностью, учет способностей и возможностей каждого ребенка.
Повышению мотивации также способствуют такие факторы как создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на занятиях, реализация целостного подхода к развитию учащихся, создание условий для гармоничного творческого развития учащихся.
Каковы же главные условия, при которых развивался бы интерес и мотивационная сфера учащихся?
1. Прежде всего такая организация обучения, при которой ребёнок привлекается в процесс индивидуального поиска и «открытия» иных знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Любой труд привлекателен тогда, когда он разнообразен. Одинаковая информация и постоянные способы действий сразу же вызывают скуку.
3. Чем больше новой информации привязано с пониманием ранее знаниями, тем он привлекателен для обучающихся.
4. Очень лёгкий и очень трудный материал не создает интереса. Обучение должно быть тяжелым, но посильным.
5. Чем чаще проверяется и оценивается работа занимающегося, тем интереснее ему работать.
6. Яркость учебного материала, эмоциональная заинтересованность и участие самого педагога с большой силой влияет на ученика, на его отношение к предмету.
На занятиях объединения художественной направленности педагог может использовать специальные педагогические приемы, способствующие формированию у детей положительной мотивации к обучению:
- Прием «Мозговой штурм». Обучающимся демонстрируются инструменты и материалы для предстоящего занятия, а они должны догадаться в какой технике рукоделия и какую работу предстоит сделать на занятии.
- Прием «Интересная беседа». Педагог после объявления темы занятия предлагает обучающимся подумать над вопросами, тем самым повысив интерес детей к творческому процессу. Например, на занятии на тему «Зимующие птицы» можно порассуждать над вопросами «Почему не все птицы улетают?», «Как птицы узнают, когда и куда лететь?», «Какова скорость полета синиц», «Почему у синиц брюшко желтое, а у снегиря – красное?» и другие.
- Прием «Встань на место». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Например, тема занятия «Вязание снеговика». Обучающимся предлагается пофантазировать каково это быть снеговиком, что он видит, как себя ощущает, как бы он хотел выглядеть.
- Прием «Своя опора». Обучающийся составляет свою схему выполнения работы на предложенную тему.
-Прием «Идеальное задание». Педагог не дает никакого определенного задания, а обучающиеся сами придумывают себе задание и выполняют его, проявляя фантазию и самостоятельность.
Перечисленные выше приемы формирования мотивации обучающихся побуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции, создают атмосферу непринужденности и раскованности обучающихся на занятиях, активизируют процессы целеполагания.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм, методов и приёмов развития мотивации у обучающихся укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к творчеству.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.