Башта В.А.
МБОУ «СОШ № 28 с УИОП имени А,А,Угарова»
г. Старый Оскол, Белгородской области
Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором представлены все его основные элементы: цели, задачи, содержание средства, методы и организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.
Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания, связаны с очевидной демотивированностью основной массы учащихся и, следовательно, с нарастающим снижением стандартов и базовых показателей обученности и воспитанности выпускников всех учебных заведений.
Поэтому в настоящее время очень важно изучать и формировать мотивацию на уроке не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы (умение учиться и обученность, возможность учиться и обучаемость), мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения).
Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме — с другой. Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов.
Методами, наиболее надежными для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемыми для учителя, могут быть:
a) длительное (так называемое лонгитюдное) изучение, в том числе наблюдение учителя за повторяющимися поступками и различными проявлениями мотивации учащихся.
b) индивидуальный формирующий эксперимент в виде дополнительного занятия с учеником при той или иной степени дозированной помощи при решении задач.
c) одним из вариантов формирующего индивидуального эксперимента является постановка школьников в ситуации реального «нравственного выбора».
Каждый из названных выше методов изучения лучше облекать в привычные для учащихся формы регулярно проводимых учебных работ (устный опрос, письменная проверка, индивидуальное дополнительное занятие).
Наиболее часто применимы на уроке совместные (групповые и коллективные) формы работы. Они имеют ряд преимуществ: экономия времени, возможность строить дифференцированное обучение, повышать эффективность усвоения знаний. Движущей силой учебной деятельности школьника является желание, стремление овладеть каким-либо учебным материалом, получить определенные знания, развивать умения. В коллективной же учебной работе акценты несколько меняются. Здесь ученика интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером по совместной работе, чтобы овладение материалом, знаниями и умениями произошло наиболее эффективно, именно направленность на взаимодействие с партнером указывает на наличие у школьников мотивации совместной деятельности.
Ученики в принципе хотят работать вместе, видят положительные стороны такого взаимодействия. Однако, не умея организовать свои действия в зависимости, от действий другого, быстро теряют интерес к этой форме работы. Чтобы этого не происходило, детей надо учить работать вместе. Но как учить? Как сделать так, чтобы в процессе реальной совместной учебной работы, во взаимодействии со сверстником у детей не только накапливались знания, формировались умения, навыки, но и развивалась мотивация, создавались условия для ее перехода на новый, более высокий уровень?
Рассмотрение конкретных ситуаций совместной учебной работы показало, что взаимодействие детей возникает в том случае, когда между ними происходит активный обмен. Рассмотрим несколько вариантов такого обмена:
1. Обмен операциями между детьми с целью получения общего продукта.
2. Обмен информацией между учащимися для получения единого результата.
3. Если работа на уроке строится в форме игры и школьники обмениваются ролями, то главными для них являются именно роли и обмен ими в процессе игры.
4. Если дети участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта: самостоятельной работы, домашнего задания, то они сознательно выполняют функцию контроля во всей полноте операций. И главное здесь заключается именно в обмене функциями.
5. При выполнении заданий творческого характера наиболее ярко проявляет себя особая форма взаимодействия детей, для которой характерен именно обмен позициями, так как при этом очень четко разделяется собственная точка зрения ученика и точка зрения другого человека.
Главным условием формирования мотивации совместной деятельности является включение школьников в реальный процесс совместной учебной работы, где сам ребенок является активным участником взаимодействия со сверстником.
В заключение отметим, что исключительная важность правильного выбора учителями стратегии и тактик обучения определяется, на наш взгляд, не только тем, насколько эта стратегия и эти тактики будут способствовать успешному решению задачи повышения мотивации учения, но, что еще более важно, насколько они будут способствовать полноценному гармоничному развитию личности учащегося в целом. Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.