Формирование начальных компонентов инженерного мышления у обучающихся младшего школьного возраста на коррекционно-развивающих занятиях.

  • docx
  • 28.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2025 Мастер-класс ИМ Усманова И.С..docx

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЕРХНЕУФАЛЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 7 «Ступени»

(МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени»)

региональная инновационная площадка

«Модель формирования инженерной культуры обучающихся (ОО) в условиях социального партнерства на основе образовательного кластера»

 


456800, г. Верхний Уфалей Челябинской области, ул.Бабикова-62 тел./факс (35164)21835, e-mail: gimnazija@mail.ru

 

Логотип - МОУ Гимназия № 7 Ступени

 

 

 

 

 

Мастер-класс

Формирование основ инженерного мышления младших школьников на коррекционных занятиях

 

 

 

Усманова Ирина Семёновна

                                                                                       учитель – логопед, учитель-дефектолог

Высшая квалификационная категория

 

 

 

 

2025г.

 

Пояснительная записка

СЛАЙД 1Здравствуйте, уважаемые коллеги!

СЛАЙД 2 Данное выступление может заинтересовать не только логопедов и дефектологов, но и учителей начальных классов, так как речь пойдёт о формирование основ инженерного мышления младших школьников.

Надеюсь, что  моё выступление окажется полезным и актуальным,  поможет Вам в проектировании заданий, выборе стратегий по формированию основ инженерного мышления обучающихся, имеющих недостатки в развитии письменной речи.

СЛАЙД 3 Цель моего мастер-класса: представление опыта работы по формированию основ инженерного мышления младших школьников на логопедических занятиях при коррекции дисграфии.

СЛАЙД4 Планируемые результаты: понимание педагогами принципов подбора заданий для развития практических умений, направленных на формирование основ инженерного мышления младших школьников.

 

СЛАЙД 5

Ход выступления

1.     Презентация педагогического опыта

Книга Юрия Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина»

ГЛАВА ПЕРВАЯ, в которой можно съесть нарисованную конфетку и летать на свежем огурчике.

В одном большом городе, на очень красивой улице, которая называлась улицей Весёлых Колокольчиков, стоял большой-большой магазин игрушек.

Однажды в магазине кто-то чихнул!

В этом нет ничего удивительного, если чихнул продавец, который показывал ребятам игрушки. Если чихнул какой-нибудь маленький покупатель – в этом тоже нет ничего удивительного. Только и продавец,  и маленький покупатель тут ни при чём. Я знаю, кто чихнул в магазине игрушек! Мне сначала никто не поверит, но я всё-таки скажу.

Чихнула коробка! Да, да! Коробка для цветных карандашей. На ней были напечатаны яркие буквы:

ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ «МАЛЕНЬКИЙ ВОЛШЕБНИК».

Но это ещё не все. Рядом лежала другая коробка. Эта коробка называлась:

МЕХАНИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР «МАСТЕР САМОДЕЛКИН».

И вот, когда первая коробка чихнула, другая сказала:

– Будь здоров!

СЛАЙД 6 Потом нарядная крышка на первой коробке приподнялась немного, и под ней оказался маленький один-единственный карандаш.

- Я волшебный художник! ...  Я умею рисовать живые картинки.

– Неправда! – воскликнул Самоделкин. – Так не бывает! – И засмеялся...       А ну-ка, нарисуй самолёт! Посмотрим, какой ты волшебник, если ты правду говоришь.

– Самолёт! Я не знаю, что такое самолёт, – признался Карандаш. Если ты все видел, расскажи мне про самолёт. Какой он бывает, на что самолёт похож? А я его нарисую.

– Ладно! Я покажу тебе самолёт. Он похож на большой-большой длинный огурчик с крылышками. Я сделаю модель самолёта из «конструктора».

Я все умею делать сам,

 И я не верю чудесам!

 Сам! Сам! Сам!

 

А Карандаш вынул из кармана цветные карандаши, подумал-подумал и нарисовал огурчик. Свежий, зелёный, в пупырышках. Потом подрисовал к нему крылышки…

Самоделкин выпрыгнул из коробки, а в руках у него был самолёт.

И тут Самоделкин увидел огурчик, свежий зелёный огурчик.

–Зачем ты воткнул в огурец куриные пёрышки! Ха-ха-ха! Такой самолёт никуда не полетит!

– А вот и полетит! Крылья полетят, и самолёт полетит…

Самоделкин от хохота прямо-таки упал на огурчик.

СЛАЙД 7 В эту минуту в открытую форточку подул ветер, неожиданно крылья захлопали, огурчик вздрогнул и взлетел, как настоящий самолёт.

– Ай! – вскрикнули вместе Карандаш и Самоделкин.

«Трах! Бум!..»

Это свежий огурчик, настоящий зелёный огурчик, вылетел в окно и шлёпнулся на землю.

В самом деле. У самолёта не было никакого руля. А разве можно летать без руля? Нет, конечно. Вот самолёт и разбился. Крылышки отлетели в сторону. Их подхватил ветер и унёс на крышу дома.

 

СЛАЙД 8 Давайте проведём параллели между отрывком из книги и высказыванием.

«Четыре столпа» современного образования:

·        «научиться познавать,

·        научиться делать,

·        научиться жить вместе,

·        научиться быть».

Жак Делор

Одной из главных задач российского образования в настоящее время является привлечение обучающихся к инженерно-технологическим знаниям и профессиональной ориентации на получение инженерных специальностей.

Развитие инженерного образование – один из приоритетов государственной образовательной политики.

СЛАЙД 9 "В России должна быть сформирована единая сквозная система подготовки технических кадров - от школы до университета. Важнейшее направление нашей работы - развитие инженерного образования, распространение уникальных методик преподавания естественно-научных дисциплин...»Путин В.В.

СЛАЙД 10 Одна из задач, стоящих сегодня перед начальной школой, заключается в пропедевтике инженерно-технологического образования. Важным направлением развития образования становится формирование основ инженерного мышления школьников на всех уровнях общего образования.

 

СЛАЙД 11 Инженерное образование в начальной школе — это процесс формирования у обучающихся навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования и решения инженерных задач, определения склонности и способности ребенка к изучению математики и предметов естественнонаучного цикла; формирование навыков практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских, лабораторных и конструкторских работ .

Реализуется через учебную деятельность и внеурочные занятия.

 

СЛАЙД 12 У учеников начальной школы начинает осознанно формироваться инженерное мышление, основанное на соответствии требованиям ФГОС. Реализация этих принципов осуществляется прежде всего на метапредметной основе с использованием компетентного и системно-деятельностного подходов.

СЛАЙД 13 Что такое инженерное мышление?

Термин «инженерное мышление» происходит от латинского слова ingenium, что означает «изобретательность» или «выдумка». Это не просто способность решать технические задачи, а особый тип мышления, характеризующийся:

·    Гибкостью и критичностью

·    Пытливостью и способностью поставить под сомнение существующие порядки

·    Умением трансформировать идеи в реальные продукты и решения

 

Инженерное мышление — это комплексная способность анализировать проблемы и находить эффективные технические решения. Оно включает:

  • техническое мышление — умение разбираться в устройстве и принципах работы технических объектов;
  • конструктивное мышление — способность строить модели решения задач;
  • исследовательское мышление — умение определять новизну задачи, сопоставлять с известными классами задач, аргументировать действия и выводы;
  • экономическое мышление — оценка качества процесса и результата деятельности.

 

СЛАЙД 14 Определяющие моменты:

 – творчество и поиск – это прямые задачи области инженерного проектирования и конструирования;

– изначальная постановка задачи и самые эффективные способы её реализации – это свойство инженерного подхода;

анализ и систематизация проделанной работы, выводы на будущее из успешных или не очень результатов, наработка опыта и не повторение ошибок – это стандартные этапы инженерной деятельности;

– инженерия основана на логических выводах и причинно-следственной связи явлений;

компетенции командной работы, без которой сегодня немыслим ни один технический проект;

– поскольку инженер взаимодействует с объектами материального мира, создавая или модифицируя их, он должен чётко понимать их суть и особенности;

– сегодня, как никогда ранее проявляется теснейшая связь между материальным и информационным: владеть программными инструментами (информационная составляющая) для создания материальных объектов современный инженер обязан в совершенстве.

 

СЛАЙД 15 Ключевые компоненты развития

Для младших школьников важно формировать:

  • критическое мышление (оценка информации, обоснованные выводы);
  • творческое решение проблем (изобретательность в подходах);
  • практические навыки (работа с инструментами и материалами);
  • командную работу (сотрудничество и коммуникация).

Давайте проведём параллели между отрывком из книги  и ключевыми компонентами развития.

 

СЛАЙД 16 Зачем ребёнку инженерия, если он не хочет быть инженером?

Инженерное мышление — это не просто набор технических знаний, а особая философия, подход к решению задач и мировосприятие, которое формирует универсальные навыки, полезные в любой профессии и жизненной ситуации. Даже если ваш ребёнок не планирует становиться инженером, занятия инженерией окажут огромное влияние на его развитие и будущее.

Эти навыки формируют сильную личность, способную адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам и добиваться поставленных целей.

 

Занятия инженерией оказывают прямое влияние на:

·    укрепление нейронных связей: сложная координация движений, требующая одновременной работы обеих полушарий мозга.

·    развитие мелкой моторики: точная работа пальцами стимулирует зоны коры, отвечающие за логическое мышление и память.

·    активацию лобных долей: планирование, принятие решений и самоконтроль.

·    расширение диапазона восприятия: работа с различными материалами и инструментами развивает сенсорное восприятие.

Почему стоит попробовать?

инженерное образование подарит:

·    Универсальные навыки, актуальные в любой профессии

·    Любовь к исследованию и экспериментам

·    Уверенность в своих силах и способность преодолевать трудности

·    Креативный подход к решению жизненных задач

·    Готовность к изменениям и неопределённости

Инженерия — это не профессия, а образ мышления, который помогает человеку быть успешным, счастливым и востребованным в современном мире.

Попробуйте инженерию — и вы удивитесь, насколько широки её возможности и как много дверей она открывает для вашего ребёнка!

 

2.     Представление системы учебных занятий

СЛАЙД 17 Учебный процесс на логопедических занятиях  организую таким образом, что освоение обучающимися основных понятий происходит одновременно с накоплением опыта учебных действий, обеспечивая развития умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.  

СЛАЙД 18 Использование технологии учебной деятельности на логопедических занятиях позволяет широко применять разнообразные методы и приёмы, которые способствуют формированию основ инженерного мышления младших школьников.   

Сегодня я продемонстрирую приёмы и методы формирования  основ инженерного мышления младших школьников на логопедических занятиях при коррекции дисграфии.

1.     Метод «Мозговой штурм» СЛАЙД 19

— это методический приём, который направлен на развитие критического мышления учащихся.

Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, затем из высказанных идей отбираются наиболее удачные.

Его применение значительно повышает активность школьников, так как в работу включаются все ребята. При этом они учатся коротко и максимально чётко выражать свои мысли, анализировать их.

Метод «Робинзон Крузо» СЛАЙД 20

— это метод, который позволяет научиться обнаруживать и использовать скрытые свойства объектов. 

Цель метода — бороться с психологической инерцией, увидеть и использовать обычно неявные, скрытые свойства предметов, причём самым непривычным способом. 

Алгоритм работы по методу:

1.     Представить себя в условиях необитаемого острова.

2.     Сформулировать свои потребности, составить их список.

3.     Расставить приоритеты этих потребностей.

4.     Выбрать любой физический объект.

5.     Допустить наличие неограниченного количества подобных объектов.

6.     Выделить свойства объекта, его компонентов, возможные новые свойства, связанные с большим количеством подобных объектов.

  1. Используя эти свойства, найти способы и средства удовлетворения всех выделенных потребностей.

3.  «Ассоциативное поле» СЛАЙД 21

  1.  — это совокупность ассоциатов на определённое слово-стимул. Если попросить несколько человек назвать первую пришедшую им в голову ассоциацию на какое-то слово, то вся совокупность всех ассоциаций и будет ассоциативным полем этого слова.

4. ПМИ («Плюс-Минус-Интересно») СЛАЙД 22

— метод, который помогает вовлечь учеников в активную работу с материалом, проанализировать и структурировать информацию, составить личное мнение о пройденной теме. 

Суть приёма: во время чтения текста или объяснения материала ученики классифицируют информацию по трём разделам и кратко записывают её в соответствующие графы таблицы. 

Разделы таблицы:

1.     «Плюс» — всё, что понравилось на уроке, информация, которая, по мнению учеников, может быть полезна для достижения каких-то целей.

2.     «Минус» — всё, что не понравилось, осталось непонятным или показалось бесполезным с точки зрения решения жизненных ситуаций.

3.     «Интересно» — все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной проблеме, вопросы учеников к учителю.

В конце работы педагог проводит обсуждение сначала разделов «Плюс» и «Минус», а затем графы «Интересно». 

Приём ПМИ можно использовать на этапе изучения нового материала, для закрепления и рефлексии. 

С помощью приёма ПМИ можно научить учеников: ставить вопросы, анализировать информацию и систематизировать её, выявлять проблемы и представлять их аргументированные решения, видеть пути более глубокого знакомства с темой. 

5.«Хорошо — плохо» СЛАЙД 23

— универсальный приём ТРИЗ, который направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся и формирование представления о том, как устроено противоречие. 

Некоторые варианты использования приёма:

  • Вариант 1. Учитель задаёт объект или ситуацию, а учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
  • Вариант 2. Учитель задаёт объект (ситуацию), а ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация, и так далее.

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

·         умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

·         умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

·         умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Пример

Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.

У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему? Это плохо. Почему?

Д: Потому что быстрее вырастут грибы.

У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?... и т. д. 

6.«Пазл» СЛАЙД 24

— приём в обучении, основанный на собирании целостной картинки путём соединения отдельных элементов, как правило, неправильной формы. 

Суть приёма: материал или понятие делится на отдельные пазлы, которые вместе по кусочкам собираются в одну общую картинку. Задание может варьироваться в зависимости от целей и задач урока. Ученики могут собирать итоговую картинку сами, отгадывать закодированный ответ или составлять рассказ, строить логическую цепочку и т. д.

Цели приёма: формирование внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию. 

Некоторые варианты использования приёма «пазл» в обучении:

  • Работа над словарными словами. Ученики получают пазлы, на которых записаны фрагменты словарных слов. Задание состоит в том, чтобы собрать пазл, выписать в тетрадь получившиеся слова, подчеркнуть в них непроверяемые орфограммы.
  • Закрепление лингвистической терминологии. Материалом для пазла становятся определения лингвистических терминов. Задача учеников — собрать определения из предложенных фрагментов и определить, какому термину они принадлежат.
  • Отработка правописных умений. Ученики получают текст, в котором пропущены буквы и знаки препинания. После самостоятельной или групповой работы над текстом дети получают пазл, содержащий тот же самый текст, но в правильном варианте. Ученики должны собрать текст из фрагментов и использовать его как образец для самопроверки или взаимопроверки.
  • Работа над семантизацией новых слов, пополнением синонимических рядов, расширением словарного запаса. Учитель записывает на доске несколько слов, а потом предлагает ученикам собрать пазлы, на которых записаны фрагменты синонимов к записанным словам. Задача учеников — соотнести слова на доске с теми, которые у них получились в результате сборки пазла, и выписать синонимические ряды.

Работа по развитию связной речи. На подготовительном уроке обучающего характера перед написанием сочинения по картине ученикам можно предложить собрать пазл, сделанный из этой картины. В ходе такой работы дети лучше запомнят мелкие детали и смогут без труда ориентироваться в композиции полотна.

7. Логические задачи СЛАЙД 25

Для решения логических задач используют разные приёмы, которые включают метод рассуждений, метод таблиц, метод графов и метод кругов Эйлера. Каждый из приёмов имеет свою область применения. 

Метод рассуждений

Идея: последовательно анализировать всю информацию в задаче, уменьшая количество возможных вариантов, и делать на этой основе выводы. Этим методом обычно решают несложные логические задачи. 

Пример:Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле?

 

Метод таблиц СЛАЙД 26

 

Идея: условия задачи и полученные результаты рассуждений фиксируют в специально составленных таблицах. В зависимости от того, каким является высказывание — истинным или ложным, соответствующие ячейки таблицы заполняют знаками «+» и «–» либо 1 и 0. 

Метод графов СЛАЙД 27

Идея: объекты изображают точками (вершинами), а связи между ними — линиями (рёбрами). Вершины графов обычно соответствуют некоторому объекту, а рёбра — связям между объектами. 

Задача:У Пети, Саши и Вовы было два ранца и один портфель. У кого из мальчиков, какой предмет был, если известно, что у Пети и Саши были одинаковые предметы, а у Вовы и Саши разные, но одного цвета?

8.Метод кругов Эйлера СЛАЙД 28

Идея: с помощью кругов Эйлера изображают отношения между подмножествами (понятиями) для наглядного представления. Круги помогают увидеть логические цепочки между явлениями и понятиями. 

9.«Раскодируй картинку». СЛАЙД 29

Приём  помогает развить конструктивные навыки, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение. 

Игра может проводиться в двух вариантах: ребёнок сам считывает код и выкладывает картинку или дети работают в паре, один диктует код, а второй выкладывает картинку. 

10.Метод моделирования СЛАЙД 30-41

- позволяет изучать объекты, процессы или явления, недоступные для прямого наблюдения, с помощью упрощённых представлений — моделей. Модель сохраняет только те свойства оригинала, которые важны для конкретного исследования. 

На каждом занятии для создания модели я использую визуальные средства- схемы, графики, чертежи, таблицы, графы.

Таблицы – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала.

Таблицы позволяют представить необходимую информацию в удобной для восприятия форме. Еще более удобным способом представления информации является диаграмма.

Доступным для учащихся средством графического изображения статистических данных являются диаграммы, дающие обобщающую картину взаимосвязей единиц статистической совокупности и способствующие выявлению закономерностей.

11.   Метод конструирования СЛАЙД 42-45

·        Сложение слов из букв и их сочетаний

·        Образование слов из данных или подбираемых фонем

·        Составление гнёзд родственных слов

·        Образование форм слов- их склонение, спряжение, образование форм рода, числа и др.

·        Образование словосочетаний различных типов

·        Составление предложений различных типов

·        Составление текстов (описание, повествование, рассуждение)

12.Гексы СЛАЙД 46

Гексы — это шестиугольные карточки, которые помогают структурировать материал, выделять главную и вспомогательную информацию, устанавливать причинно-следственные связи между понятиями и явлениями. 

 

СЛАЙД 47 Применение комплекса методов и приёмов, основанных на принципах практического обучения, будет способствовать развитию инженерного мышления у детей младшего школьного возраста. При этом важно отметить, что дети должны быть активно вовлечены в процесс, иметь возможность самостоятельно исследовать, экспериментировать и делать открытия.

Формирование основ инженерного мышления на логопедических занятиях возможно при коррекции письменной  речи младших школьников и обусловлено потребностями практики, оно оказывает положительное влияние на коррекционный процесс, даёт учащимся  повысить свои учебные достижения. Быть успешными и реализовать себя в любой  деятельности.

 

3.Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми СЛАЙД 48   

Предлагаю рассмотреть  приемы эффективной работы с детьми по организации учебного процесса в рамках технологии учебной деятельности, нацеленного на формирование основ инженерного мышления на примере логопедического занятия.

Технологическая карта логопедического занятия

«Дифференциация букв и-ш»

2 класс

Тип занятия: занятие объяснения нового материала.

Цель: развитие умения дифференцироватьбуквы и-ш, сходные по написанию изолированно, в слогах, словах и предложениях.

СЛАЙД 49    Планируемые результаты:

Личностные: Устойчивая учебно-познавательная мотивация. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, к способам решения новой частной задачи. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

СЛАЙД 50    Метапредметные:

Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтеза как составление целого из числа. Проведение сравнения по заданным критериям; обобщения. Использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Установление причинно-следственных связей, аналогий. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Самостоятельное применение  выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Осуществление контроля по результату и способу действия. Оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. Точная и последовательная передача необходимой информации. Использование речи для планирования и регуляции своего действия. Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности. Построение понятных для партнёра высказываний, контролирование действий партнёра. Формулирование собственного мнения и позиции.Построение монолога, владение диалогической формой речи.

СЛАЙД 51    Предметные: Получение первоначальных навыков дифференциации букв, сходных по написанию изолированно, в слогах, словах и предложениях. Соотнесение буквы, звука и символа для его обозначения. Развитие кинетических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного гнозиса. Написание предложений в соответствии с правилами правописания.

Ресурсы:

Интерактивный развивающий комплекс с коррекционной направленностью «Логопедическая Шхуна»;

Раздаточный материал; рабочие листы

Организация пространства:

фронтальная работа, индивидуальная работа.

Методы и приемы обучения: проблемный, поисковый, беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа.

 

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

ЛУУД

РУУД

ПУУД

КУУД

1. Организационный момент.

1.1.Приветствие СЛАЙД 52   

-Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами.

1.2.Коррекционно-развивающие упражнения

-Кошка Мурка, не мешай!

Ты с клубочком не играй,

Лучше мышку там поймай!

·         СЛАЙД 53    Речевая разминка. Развитие  слухового внимания, памяти.

Шуршалки о мышах

- Как под нашей крышей зашуршали мыши.

- Что за шорох из ушата- шишками шуршат мышата

·         СЛАЙД 54    Пальчиковая гимнастика

Упражнение с шишками

Упражнение с листочками

Упражнение с пуговицами

·         СЛАЙД 55    Развитие зрительного гнозиса

Упражнение «Путаница» контур мышки.

               Загадка

Живёт в норке, грызёт корки.

Небольшие ножки, боится кошки.

·         Развитие зрительного внимания

Упражнение «Найди пару»

- У кого две одинаковые кошки?

- У кого две одинаковые мышки?

 

Проговаривают, проверяют

Проговаривает. контролирует

мотивация учебной деятельности

Использование речи для своего действия

анализ информации, сравнение

          осуществление взаимного контроля

 

2. Постановка учебной задачи.

  2.1. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности. СЛАЙД 56   

 2.1.1. Позиционный анализ слов

- Какой звук слышится в конце слова?

кошкИ,  мышкИ

Picture backgroundPicture background

Обозначьте позицию звука в схеме слова.

С помощью цифрового ряда определите, какой звук слышится на 3 месте?

1 2  3  4  5  6  7  8  9  10

коШки,  мыШки

 

2.1.2. Объявление темы и задачи занятия.

- С какими звуками мы сегодня будем работать, какими буквами они обозначаются?

- Чему учимся на занятии?

- Что является предметом изучения?

 

- Назовите тему занятия

(Буквы, сходные по написанию И-Ш)

 

Чему сегодня будем учиться?

(Различать буквы И-Ш)

 

Отвечают на вопросы.Находят позицию звука в слове.Определюят место звука в слове. Ставят учебную задачу.

Задаёт вопросы. Акцентирует внимание на модели. Помогает установить границу между знанием и незнанием.

Устойчивая учебно-познавательная мотивация

Принятие и сохранение учебной задачи.

Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

3. Изложение (открытие) нового знания.

3.1. Правило СЛАЙД 57   

- Можем сразу сравнивать буквы? Почему?

( Буква –это знак для обозначения звука.

Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы видим и пишем.)

3.2 Сравнительный анализ артикуляции и характеристики звуков.

сканирование0003

-На что будем обращать внимание?

(на положение губ, наличие преграды)

3.3. Анализ и синтез букв И-Ш.

Символы:

краcным цветом И- II 2

синим цветом Ш- III 3

 

 

Определяют артикуляцию звуков. Дают характеристику звуков Выполняют сравнительный анализ звуков. Выполняют сравнительный анализ и синтез букв. Выполняют звуко-буквенный анализ. Доказывают необходимость различения букв, сходных по написанию

Предлагает демонстрационный материал, Организует общеклассную дискуссию. Контролирует правильность выводов.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Осуществление:

- анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- синтеза как составление целого из числа.

Проведение:

сравнения по заданным критериям;

обобщения.

 

Построение монолога, владение диалогической формой речи.

4. Моделирование внутренней структуры понятия (знания)

Моделирование правила написания букв И-Ш

СЛАЙД 58   

?Б                                   [     ]

[     ] –Б         Эл.

Модулируют правило

Организует моделирование

Учебно-познавательный интерес к способам решения новой частной задачи

Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Точная и последовательная передача необходимой информации.

5. Определение понятия (формулировка знания)

Общий приём умственных действий при написании сходных  букв И-Ш. СЛАЙД 59   

Способ

1.Какую букву следует писать? Доверять нельзя!

2. Произношу слово.

3.Слышу звук

4. Контролирую артикуляцию, вспоминаю символы, характеристику звука.

5. Обозначаю звук буквой

6. Обозначаю звук буквой.Контролирую поэлементную запись буквы.

Способ

1.      

2.      

3.      

4.      

5.      

6.      

Формулируют новое знание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует формулировку нового знания

Учебно-познавательный интерес к способам решения новой частной задачи.

Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов. Владение общим способом решения задач

Использование речи для планирования и регуляции своего действия. Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности

6. Включение в систему знаний и закрепление

6.1. Дифференциация букв изолировано.

6.1.1. Конструирование букв СЛАЙД 60   

6.1.2. «Что пропущено?» выполнение задания с применением интерактивного развивающего комплекса с коррекционной направленностью «Логопедическая Шхуна» СЛАЙД 61   

- Допишите недостающие элементы букв И-Ш на столе песочной анимации

1гр. «Кошки» -элементы буквы И

2 гр. «Мышки»- элементы буквы Ш

6.1.3.         Продолжи строку букв. СЛАЙД 62   

и ш и ш ш и ________________________

6.2. Дифференциация букв  в слогах

·         «Паутинка»

и с а ш и а

и.    .а

с.    .ш

- Назовите слоги.

 Правило 1: сколько в слове гласных-столько и слогов.

Правило 2: ЖИ –ШИ пиши с буквой И.

- Произнесите слог ШИ в соответствии с ритмическим рисунком. 2-1-2 (стук)

- Выполните ритмический рисунок 1-2-1 (хлопок)

·         «Будь внимательным смотри, без ошибки повтори»

Выборочный диктант

Ти-ки–ли–запишите 2-ой слог

Ша-шо-шу-ши- запишите 3 и 4 слоги

- Проверяем.

6.3. Дифференциация букв в словах.

·         Дополните  до слова

Каранда-ши, камы-ши, малы-ши

·         «Что пропущено?» СЛАЙД 63   

-апка, -голка

Запись по способу

·         Запишите слова, заменяя символы буквами

коIIIка,  м23ка, мыка,323ка, сосIIскII. Проверяем

-Какие слова можно объединить по звучанию,  по смыслу?

- Повторите, запомните

·         «Кот и сосиски» СЛАЙД 64   

выполнение упражнения на антивандальном сенсорном экране интерактивного развивающего комплекса  с коррекционной направленностью «Логопедическая Шхуна»

 

·         Беседа

Мы помогли мышке украсть сосиски. Но в жизни этого делать не нужно. Это очень опасное соседство и от него обязательно нужно избавиться. Мыши портят одежду, мебель, продукты питания. Тем самым наносят материальный ущерб. Грызут провода, становятся причиной пожаров. Заболевания, которыми можно заразиться от мышей, зачастую смертельно опасны. Как это сделать?

(завести кошку, поставить мышеловку- сложное слово)

6.4. Дифференциация букв в предложении.

·         «Распутать клубок событий» запись предложений по группам.

СЛАЙД 65

1гр. «Кошки» -про кошку

2 гр.»Мышки»- про мышку

У кошки шесть котят. Мышка шуршит в мешке. Кошка кормит их своим молоком. Мышка нашла дырку в мешке. Она убежит от кошки. Скоро они будут ловить мышей.

Выбор схемы к тексту

Image6Image1

·         Работа с пословицей:

Где нет кошки, там мышь резвится

 

6.5.  Работа с текстом СЛАЙД 66   

·         Прочитайте текст

   Мыши бывают разные полевые, лесные, домовые. Всех их отличает крохотный размер- длина тела до 10 см, длинный хвост и меховая шубка.

   Лесная мышь часто селится и в лесу , и в поле.

    Полевая мышь роет норы, в них она живёт и там же откладывает запасы на зиму. Зимой полёвка активна и в спячку не ложится.

 

·         Заполни кластер.

 - Какие мыши бывают.

 

·         Приём «Верно не нерно»

-Выбери верное утверждение:

ü  У всех мышей крохотный размер

ü  У всех мышей зимой белая шубка

ü  Полёвка не ложится в спячку

СЛАЙД 67    Польза лесных и полевых  мышей в том, что они питаются насекомыми и их личинками, которые могут вредить деревьям. Также полевые мыши являются участниками пищевой цепочки. Эти особи- корм для таких зверей и птиц: куница, лиса, сова.

Picture background

·         «Послушай и сосчитай»

СЛАЙД 68  

Саша, Маша и Миша собирали около ёлок шишки. Вдруг Маша закричала: «Мышка. Мышка! Посмотрите, - но мышка убежала и скрылась под другой ёлкой. «Я тоже вижу мышку и сейчас её поймаю»- сказал Миша. А мышка юркнула в густую траву и пропала. Тут закричал Саша: «Сколько же здесь мышей? Я тоже увидел под ёлкой мышку».

А мышка, убегая, думала: «Сколько же здесь детей?» У каждой ёлки. Никак от них не убежишь,

- Заполни столбчатую диаграмму

Задача

 

 

 

Записывают слоги под диктовку. Записывают слова, ответы на вопросы, формулируют освоенный на уроке новый способ действия. Записывают предложения. Заполняют кластер. Решают задачу, заполняют столбчатую диаграмму

Контролирует применение учащимися нового способа действия.

Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов

Самостоятельное применение  выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Установление причинно-следственных связей, аналогий.

Построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Постановка вопросов, построение понятных для партнёра высказываний, контролирование действий партнёра.

7.Самоконтроль. Самооценка.

Тест СЛАЙД 69  

1.Укажите символ звука [ и ].

2. Каким является звук [ш ]?

3. Выбери нужный элемент для букв И, Ш

4. В каком слове пропущена буква И?

5. В каком слове пропущена буква Ш?

 

Тест 1 гр.

1.       а)

к)

з)

    Тест 2 гр.

1.    а)

     м)

       з)

 

2. б)  гласный

о)   согласный

2. т)  гласный

ы) согласный

3.  н)Picture background

п)Picture background

ш)Picture background

3.      ю)   Picture background

р) Picture background

ш)Picture background

4.       к) *гла

в) *утка

д) *ешок

4.  к) *гла

в) *утка

д) *ешок

5.       ч) *илой

и) *апка

х) нос*ть

 

5.   ч) *илой

и) *апка

х) нос*ть

 

 

-Прочитайте выделенные буквы сверху вниз

Ответы: 1гр.-кошки, 2гр.- мышки

 

Самостоятельно выполняют тест. Осуществляют самоконтроль и самооценку.

Наблюдает за самостоятельной работой детей. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Осуществление контроля по результату и способу действия.

Оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.

 

Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формулирование собственного мнения и позиции

8. Рефлексия деятельности.

СЛАЙД 70   

8.1. рефлексия содержания  «Заверши фразу»

1.       -Сегодня я узнал…

2.       - Теперь я могу…

3.       - Было интересно…

4.       - Было трудно…

5.       - Я почувствовал, что…

8.2.Рефлексия деятельности Кластер «Буквы И-Ш

Picture background

?

Picture background

2 II

?

3 III

  И

?

Ш

-Не слышен шорох из ушата, больше не шуршат мышата.

«Я люблю свою кошку, потому что люблю свой дом. Со временем она становится его зримой душой». Жан Кокто

«Кошки приходят в дом, чтобы научить вас любви» Жюль Верн

«Счастье охотнее заходит в дом, где всегда хорошее настроение!» Лев Толстой

8.3.Рефлексия настроения

- Выберите ту карточку, на что похоже ваше настроение.

Picture background

 

- Пусть всегда будет хорошее настроение у вас ребята и у наших гостей.

 

Формулируют начатое предложение. Составляют кластер

Подводит к анализу деятельности

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.

Проведение сравнения по заданным критериям; обобщения.

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

 

СЛАЙД 71 «Будущее мира сегодня в моем классе». – Иван ВелтонФицуотер

«Великие учителя помогают ученикам исследовать и критически мыслить, способствуя независимому мышлению». – Александра К. Тренфор

 

СЛАЙД 72 Для оценки сформированности инженерного мышления используют различные методы, включая наблюдение, тестирование, опрос и экспертные оценки, в том числе  таксономию Блума.

Блум выделяет шесть категорий, расположенных по степени усложнения характера познавательной деятельности: 

Знание — понимание роли техники в развитии производства, основных технических терминов и понятий, устройства и принципа действия основных механизмов, основ проектирования и конструирования, современных методов поиска и обработки информации.

  • Понимание — умение понимать назначение и принцип действия технических устройств, сущность решаемой технической задачи, значение выполняемой технической деятельности.
  • Применение — умение применять технические знания в конкретных условиях, детали и орудия труда в ситуациях неопределённости, знания и умения для технических расчётов, умение быстро и качественно обработать техническую информацию.
  • Анализ — умение анализировать технические объекты и процессы, состав, структуру, устройство и принципы действия технического объекта, технические проекты и документацию, назначение технической конструкции, прототипы создаваемого объекта.
  • Синтез — умение на основе полученных данных генерировать новую идею, создавать новые образы и изменять их, переосмысливать технические объекты, видеть в них другие свойства и другое назначение.
  • Оценка — умение оценивать оптимальность решения технической задачи, аргументированность технического решения, новые идеи, полученный результат.

 

4.Рефлексия. СЛАЙД 73   

4.1.          Дискуссия по результатам совместной деятельности выступающего и слушателей с использованием приёма Инсерт.

Инсерт — один из приемов технологии развития критического мышления. 

Участники делают пометки на полях технологической карты логопедического занятия.

« v» - известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

« - »- информация, идущая в разрез с имеющимися представлениями и  знаниями.

4.2. СЛАЙД 74    Книга Юрия Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина»

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ, про мышку и кошку.

Самоделкин видел во сне голубые, зелёные, белые, красные, чёрные, полосатые паровозики.

Они бежали по рельсам, гудели своими тонкими трубами: «Ту-ту-ту! Ту-ту-ту-у-у!»

И вдруг один паровозик начал скрипеть, как будто бы у него забыли смазать колеса: «Тррак! Трррак! Тррик!»

Он скрипел так жалобно и громко, что Самоделкин остановил его и, конечно, хорошенько смазал все двенадцать колёс паровозика. Разве мог Самоделкин допустить, чтобы скрипел хоть один паровозик, …Но паровозик начал скрипеть ещё громче: «Тррак… Тррик… Трррык!..»

– Ничего не понимаю! – сказал во сне мастер Самоделкин и проснулся.

В комнате было тихо. Самоделкин закрыл глаза, и тут на всю комнату послышалось: «Трр-ррак! Трррик! Трр-ррак!»

Это скреблась мышка: «Тррик! Тррак! Трррик!»

Тогда Самоделкин постучал о стенку, чтобы напугать вредную мышку. Но мышка скрипела так отчаянно, что проснулись и Карандаш и Прутя…

– Зачем ты нарисовал мышку? – заворчал Самоделкин.

– Я не рисовал мышку, – ответил Карандаш, – честное слово, не рисовал!

Мышка скребла все громче и громче. Карандаш не выдержал, он схватил свой ботинок и запустил в тёмный угол комнаты. Мышка на секунду затихла, но потом…

– Трик! Трррак! Трик! – весело сказал Прутя.

– Трррак! Тррик! Трррык! – отозвалась мышка.

– Нет, я больше так не могу! – вскричал Карандаш.

Он встал. И как вы думаете, что сделал Карандаш? Взял и нарисовал кошку. Симпатичную, пушистую, серую кошку…

 

·        Открытый вопрос:

- Может ли нарисованная кошка съесть мышку?

·        Используя приёмы формирования инженерного мышления,помогите Карандашу и Самоделкину избавиться от мышки.

Заключительное слово ведущего мастер-класса по всем замечаниям и предложениям.

СЛАЙД 75    Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на логопедических занятиях  создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию основ инженерного мышления младших школьников.

 

СЛАЙД 76   

− Уважаемые коллеги! В заключение своего выступления процитирую «Искусство преподавания – это искусство содействия открытиям». - Марк Ван Дор

"Не бойтесь мечтать, ибо мечты создают реальность."

Я все умею делать сам,

 И я не верю чудесам!

 Сам! Сам! Сам!

Развивайтесь и совершенствуйтесь, будьте в курсе всех новейших технологий и тенденций.

Схемы и чертежи,  графики и модели  пусть станут для Вас простым и привычным делом.

Пусть ваша страсть к инженерии  всегда  находит отклик в сердцах ваших учеников. Пусть каждый их проект станет шедевром инженерной мысли, каждое решение откроет новые горизонты развития.

СЛАЙД 77    Желаю Вам, чтобы в жизни все крутилось и вертелось, не давало сбоев и непредвиденных остановок. Желаю, чтобы каждый винтик, гаечка и болтик вашей судьбы, заняли свое место и составили единый организм счастья, достатка, позитива и успеха.

СЛАЙД 78   


 

Скачано с www.znanio.ru