ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Формирование научного мировоззрения у подростков является одной из важнейших задач современной науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет значение, как для личности подростков, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в личности с активной социальной позицией, обладающей гибким, самостоятельным и нестереотипным мышлением. Современному обществу необходим человек, главным жизненным ориентиром которого должно быть подлинно научное мировоззрение.
Научное мировоззрение подростков представляет собой исходные основы научных убеждений и взглядов. Оно вооружает обучающихся научной методологией, даёт возможность объяснять мир с научных позиций, познавать его, опираясь на законы диалектики, участвовать в его преображении.
В настоящее время отмечаются признаки отсутствия у обучающихся целостности мировоззрения, неспособности к аналитическому мышлению, ограничение знаний преимущественно информацией из Интернета. Поэтому формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира – это одна из основных позиций в обучении, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом РФ [3].
Важная потребность подросткового возраста - стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок к формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем, для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений.
Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых - способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта. И именно в этом возрасте, когда человек формируется как личность, когда он переходит из детского возраста к юности, а потом и взрослой жизни, когда происходит формирование жизненных планов, предполагающее моральное и социальное самоопределение, особенно важно формировать научное мировоззрение.
В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему "вещей и знаний" создают прочную основу для формирования у старшеклассников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений.
В результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Изменяется характер познавательных интересов - возникает интерес по отношению к определенному предмету.
Общие требования, осуществление которых позволит школе повысить эффективность формирования у подростков научного мировоззрения, следующие:
- фундамент мировоззренческих знаний должен закладываться уже в подростковом возрасте, с тем, чтобы уже в старших классах учащийся мог самостоятельно разбираться в их сущности и применять знания на практике;
- приобретаемые на уроках знания, должны получать закрепление и расширение в кружках, факультативах и т.д. Иными словами, формирование мировоззренческих знаний должно идти не по прямой, а по спирали;
- внедряя проблемность в обучение, необходимо ставить перед учащимися проблемы и учить их определять пути решения («от внешней стороны явления - к раскрытию сущности, от следствий - к причинам»);
- раскрывать учащимся красоту природы, людей, добрых дел и чувств;
- воспитывать высокий нравственный идеал гражданина, патриота, интернационалиста;
- добиваться у учащихся единства слова и дела;
- вырабатывать умение применять теоретические знания, нравственные принципы на деле - в труде, в общественно - полезной деятельности в школе и вне её [1].
Научное мировоззрение – это культурный феномен. Оно взаимосвязано с уровнем развития культуры, главенствующими ценностями, идеалами, в том числе принятыми в научном сообществе. Кроме того, научное мировоззрение в итоге становится важнейшей частью внутренней культуры личности. В этом контексте на первый план выходит культурологический подход. И, наконец, формирование научного мировоззрения невозможно вне процесса освоения и присвоения личностью тех или иных ценностей, формирования мотивов. Сам процесс формирования мировоззрения носит индивидуальный личностный характер. Поэтому, не используя эвристический потенциал личностного и антропологического подходов вряд ли представляется возможным эффективное решение проблемы формирования научного мировоззрения. Это соотносится с одним из основных положений ФГОС второго поколения, согласно которому в систему ожидаемых результатов среднего школьного образования входит группа личностных результатов[3].
Процесс формирования мировоззрения должен затрагивать все его компоненты – и знания, и убеждения, и взгляды, и идеалы. Это обусловливает поиск таких возможностей в содержании образования и таких путей формирования научного мировоззрения, которые затрагивают и задействуют не только познавательную, но и эмоционально-волевую сферу человека. Формирование научного мировоззрения, иными словами, предполагает активность самого учащегося, создание условий в образовательном процессе для поиска учащимся личностных смыслов мировоззренческих знаний и – через деятельность – выход на становление убеждений, взглядов и идеалов.
Соотнесение всего сказанного о мировоззрении с тремя блоками ожидаемых образовательных результатов, зафиксированных в ФГОС второго поколения (предметные, метапредметные и личностные) показывает, что формирование мировоззрения соотносится не только с личностными, но и с двумя другими блоками результатов. Поэтому закономерно говорить о том, что формирование научного мировоззрения учащихся должно пронизывать весь образовательный процесс школы – на всех ступенях обучения, через воспитание и обучение, через систему дополнительного образования и организацию досуга учащихся.
В процессе занятий физической культурой ребенок получает возможность узнать о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п. Поэтому исследование влияния физического воспитания на формирование научного мировоззрения подростков представляет большой интерес.
В период с сентября по декабрь 2018 года на базе МБОУ СОШ п. Сита района имени Лазо Хабаровского края нами было проведено исследование, в котором приняли участие школьники в количестве 15 человек, в возрасте 14-15 лет.
Цель исследования: Выявить влияние научно-исследовательской деятельности на формирование научного мировоззрения подростков в процессе физического воспитания.
Методы исследования:
1. Анкетирование особенностей познавательного интереса у школьников по методике Г.И. Щукиной (2007) [1,2] .
2.Тестирование порога познавательной активности школьников по методике Г.И. Щукиной (2007) [1,2].
В результате проведенного исследования нами были получены следующие результаты.
Анализ результатов предварительного этапа эксперимента (сентябрь,2018)показал, что только у пяти обучающихся из 15 был сильно выражен познавательный интерес, у семи обучающихся познавательный интерес был выражен средне и у трех обучающихся познавательный интерес был выражен слабо. Тестирование порога познавательной активности у учащихся 14-15 лет показало, что высокий уровень порога познавательной активности наблюдался у четырех обучающихся, средний уровень - у семи обучающихся и низкий уровень - у четырех обучающихся. Более 74% школьников экспериментальной группы были готовы к познавательной деятельности и нацелены на получение конечного результата и лишь 26 % имели низкий уровень порога познавательной активности.
В период с сентября по декабрь 2018г. обучающиеся МБОУ СОШ п. Сита занимались исследовательской деятельностью по предмету «Физическая культура», принимали участие в научных конференциях разного уровня, где показали хорошие результаты.
Анализ результатов заключительного этапа эксперимента (декабрь, 2018) показал, что у семи обучающихся был сильно выражен познавательный интерес, также еще у семи обучающихся познавательный интерес был выражен средне и лишь у одного обучающего познавательный интерес был выражен слабо. Таким образом, у 90 % обучающихся наблюдался глубокий, устойчивый уровень познавательного интереса, прослеживался интерес к результату деятельности и потребность в расширении знаний по предмету «Физическая культура». Высокий уровень порога познавательной активности наблюдался у шести обучающихся, средний уровень - у восьми обучающихся и лишь у одного обучающегося был зафиксирован низкий уровень порога познавательной активности. Таким образом, 99% обучающихся были готовы к познавательной деятельности и нацелены на получение конечного результата. По сравнению с предварительным этапом исследования уровень порога познавательной активности у школьников экспериментальной группы повысился на 29 %.
Таким образом, проведенное исследование позволило показать, что организация научно-исследовательской деятельности в процессе физического воспитания способствует формированию научного мировоззрения, а также позволяет повысить познавательную активность и познавательный интерес подростков к научной деятельности.
Список литературы:
1.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Щукина Г.И. — М.: Просвещение, 2007 — 160 с.
2.Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся / Щукина Г.И. — М.: Педагогика, 2007. – 358 с.
3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. В кн.: Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010. – С. 50-65.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.