Формирование научного мировоззрения подростков в процессе физического воспитания
Оценка 4.6

Формирование научного мировоззрения подростков в процессе физического воспитания

Оценка 4.6
docx
10.03.2020
Формирование научного мировоззрения подростков в процессе физического воспитания
Статья Севрюкова+Оправхата 2019.docx

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

         Формирование научного  мировоззрения  у подростков является одной из важнейших задач современной науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет значение, как для личности подростков, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в личности с активной социальной позицией, обладающей гибким, самостоятельным и нестереотипным мышлением. Современному обществу необходим человек, главным жизненным ориентиром которого должно быть подлинно научное мировоззрение.

         Научное мировоззрение подростков представляет собой исходные основы научных убеждений и взглядов. Оно вооружает обучающихся научной методологией, даёт возможность объяснять мир  с научных позиций, познавать его,  опираясь на законы диалектики, участвовать в его преображении.

          В настоящее время отмечаются  признаки отсутствия у обучающихся  целостности мировоззрения, неспособности к аналитическому мышлению,  ограничение знаний преимущественно информацией из Интернета.   Поэтому формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и  практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира – это одна из основных позиций в обучении, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом РФ [3].

         Важная  потребность подросткового возраста - стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок к формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем, для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений.

         Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых - способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта. И именно в этом возрасте, когда человек формируется как личность, когда он переходит из детского возраста к юности, а потом и взрослой жизни, когда происходит формирование жизненных планов, предполагающее моральное и социальное самоопределение, особенно важно  формировать научное мировоззрение.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему "вещей и знаний" создают прочную основу для формирования у старшеклассников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений.

         В результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Изменяется характер познавательных интересов - возникает интерес по отношению к определенному предмету.

Общие требования, осуществление которых позволит школе повысить эффективность формирования у подростков научного мировоззрения, следующие:

- фундамент мировоззренческих знаний должен закладываться уже в подростковом возрасте, с тем, чтобы уже в старших классах учащийся мог самостоятельно разбираться в их сущности и применять знания на практике;

- приобретаемые на уроках знания, должны получать закрепление и расширение в кружках,  факультативах и т.д. Иными словами, формирование мировоззренческих знаний должно идти не по прямой, а по спирали;

- внедряя проблемность в обучение, необходимо ставить перед учащимися проблемы и  учить их определять пути решения («от внешней стороны явления - к раскрытию сущности, от следствий - к причинам»);

- раскрывать учащимся красоту природы, людей, добрых дел и чувств;

- воспитывать высокий нравственный идеал гражданина, патриота, интернационалиста;

- добиваться у учащихся единства слова и дела;

- вырабатывать умение применять теоретические знания, нравственные принципы на деле - в труде, в общественно - полезной деятельности в школе и вне её [1].

         Научное мировоззрение – это культурный феномен. Оно взаимосвязано с уровнем развития культуры, главенствующими ценностями, идеалами, в том числе принятыми в научном сообществе. Кроме того, научное мировоззрение в итоге становится важнейшей частью внутренней культуры личности. В этом контексте на первый план выходит  культурологический подход.  И, наконец, формирование научного мировоззрения невозможно вне процесса освоения и присвоения личностью тех или иных ценностей, формирования мотивов. Сам процесс формирования мировоззрения носит индивидуальный личностный характер. Поэтому, не используя эвристический потенциал личностного и антропологического подходов вряд ли представляется возможным эффективное решение проблемы формирования научного мировоззрения. Это соотносится с одним из основных положений ФГОС второго поколения, согласно которому в систему ожидаемых результатов среднего школьного образования входит группа личностных результатов[3].

          Процесс формирования мировоззрения должен затрагивать все его компоненты – и знания, и убеждения, и взгляды, и идеалы. Это обусловливает поиск таких возможностей в содержании образования и таких путей формирования научного мировоззрения, которые затрагивают и задействуют не только познавательную, но и эмоционально-волевую сферу человека. Формирование научного мировоззрения, иными словами, предполагает активность самого учащегося, создание условий в образовательном процессе для поиска учащимся личностных смыслов мировоззренческих знаний и – через деятельность – выход на становление убеждений, взглядов и идеалов.

 Соотнесение всего сказанного о мировоззрении с тремя блоками ожидаемых образовательных результатов, зафиксированных в ФГОС второго поколения (предметные, метапредметные и личностные) показывает, что формирование мировоззрения соотносится не только с личностными, но и с двумя другими блоками результатов. Поэтому закономерно говорить о том, что формирование научного мировоззрения учащихся должно пронизывать весь образовательный процесс школы – на всех ступенях обучения, через воспитание и обучение, через систему дополнительного образования и организацию досуга учащихся.

         В процессе занятий физической культурой ребенок получает возможность узнать о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п. Поэтому исследование влияния физического воспитания на формирование научного мировоззрения подростков представляет большой  интерес.

         В период с сентября по декабрь 2018 года на базе МБОУ СОШ п. Сита  района имени Лазо Хабаровского края нами было проведено исследование, в котором приняли участие школьники в количестве 15 человек, в возрасте 14-15 лет.

Цель исследования:  Выявить  влияние научно-исследовательской деятельности на формирование научного мировоззрения подростков в процессе физического воспитания.

Методы исследования:

1. Анкетирование особенностей познавательного интереса у школьников по методике Г.И. Щукиной (2007) [1,2] .

2.Тестирование порога познавательной активности школьников по методике Г.И. Щукиной (2007) [1,2].

В результате проведенного исследования нами были получены следующие результаты.

Анализ результатов предварительного этапа эксперимента (сентябрь,2018)показал, что   только у пяти обучающихся из 15  был сильно выражен познавательный интерес, у семи обучающихся познавательный интерес  был выражен  средне и у трех обучающихся познавательный интерес  был выражен слабо. Тестирование порога познавательной активности  у учащихся 14-15 лет показало, что высокий  уровень порога познавательной активности наблюдался у четырех обучающихся, средний уровень - у семи обучающихся и низкий уровень - у четырех обучающихся. Более 74% школьников экспериментальной группы были готовы к познавательной деятельности и нацелены на получение конечного результата и лишь 26 %  имели низкий уровень порога познавательной активности.

         В период  с сентября  по декабрь 2018г. обучающиеся  МБОУ СОШ п. Сита занимались исследовательской деятельностью по предмету «Физическая культура», принимали участие в научных конференциях разного уровня, где показали хорошие результаты.

Анализ результатов заключительного этапа эксперимента (декабрь, 2018)  показал, что у семи обучающихся был  сильно выражен познавательный интерес, также еще у семи обучающихся познавательный интерес  был выражен средне и лишь у одного обучающего познавательный интерес  был выражен слабо. Таким образом, у 90 % обучающихся наблюдался глубокий, устойчивый  уровень познавательного интереса, прослеживался интерес к результату деятельности и потребность в расширении знаний по предмету «Физическая культура». Высокий  уровень порога  познавательной активности наблюдался у шести обучающихся, средний уровень - у восьми обучающихся и лишь у одного обучающегося был зафиксирован низкий уровень порога познавательной активности. Таким образом, 99% обучающихся были готовы к познавательной деятельности и нацелены на получение конечного результата. По сравнению с предварительным этапом исследования уровень порога познавательной активности у школьников экспериментальной группы повысился на 29 %.

          Таким образом, проведенное исследование позволило показать, что организация научно-исследовательской деятельности в процессе физического воспитания способствует формированию научного мировоззрения, а также позволяет  повысить познавательную активность и познавательный интерес подростков  к научной деятельности.

 

Список литературы:

1.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Щукина Г.И. — М.: Просвещение, 2007 — 160 с.

 2.Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся / Щукина Г.И. — М.: Педагогика, 2007. – 358 с.

3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. В кн.: Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010. – С. 50-65.


 

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте

Сам процесс формирования мировоззрения носит индивидуальный личностный характер

Сам процесс формирования мировоззрения носит индивидуальный личностный характер

Методы исследования: 1. Анкетирование особенностей познавательного интереса у школьников по методике

Методы исследования: 1. Анкетирование особенностей познавательного интереса у школьников по методике

Список литературы: 1.Щукина Г

Список литературы: 1.Щукина Г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2020