Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
Чтение должно стать для ребенка
очень тонким инструментом овладения
знаниями и вместе с тем источником
богатой духовной жизни.
В. А. Сухомлинский
Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.
Личность ребенка – весьма лабильная структура, легко деформирующаяся под влиянием внешних воздействий и вследствие этого развивающаяся по определенному заданному алгоритму. В данном случае рассматривается литературное воспитание, образование и развитие, как один из внешних факторов, в той или иной степени влияющих на особенности личностных компонентов ребенка, а как следствие и на личность в целом, на возможности и специфику ее дальнейшего гармоничного и планомерного развития и совершенствования. Литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества; во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Осознанное чтение в младшем школьном возрасте является следствием привитой ранее литературной культуры, но в большинстве случаев процесс чтения у ребенка нужно постоянно поддерживать извне.
Ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в отличие от взрослого он не может "отложить" чтение, так как в детстве интересы быстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать.
Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающим условием всестороннего развития личности ребенка на начальном этапе его жизненного пути.
Следовательно, цель, которую я ставлю перед собой – формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения и развивать познавательные и творческие способности учащихся. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников ,посредством чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обще учебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Для достижения своей цели, я поставила перед собой такие задачи:
-определить целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности, выразительности чтения;
-способствовать формированию навыков беглого, сознательного, выразительного чтения;
-активизировать познавательную деятельность учащихся и расширять их знания об окружающей действительности через чтение книг;
-воспитывать любовь к чтению;
-развивать интерес к чтению;
-выражать веру в то, что каждый учащийся способен научиться беглому, осознанному, выразительному чтению, учитывая индивидуальные особенности детей.
Историко-критический образ методики чтения.
Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на этих уроках. Поэтому меня особенно привлекает опыт учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области. Все используемые мной приёмы, упражнения описаны в литературе.
Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методики чтения прошлого. Историковедческой базой были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции: И. Канта, Н. Бердяева, философско-педагогические идеи Л.Толстого, В. Розонова, К. Д. Ушинского, И. Бунакова, В.А.Сухомлинского. Основные методики чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни », и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Эти положения методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. Ушинский включал также в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».
Последователи К.Д. Ушинского разделяли его мысли о необходимости на смену образным упражнениям в технике чтения и в пересказе ввести новую систему интересных уроков, обогащающих ученика знаниями и развивающих его личность
В методике 30-50 годов сложился определенный подход к анализу текста, который основывался на своеобразии художественного произведения по сравнения с научно-деловой статьей, предполагал поэтапность работы над произведением, отработку навыка чтения, анализ произведения по частям с последующим обобщением, систематическую работу развитием речи.
В 60-70-е годы были внесены изменения в содержание классного чтения и методы обучения. Была усовершенствована методика анализа художественного произведения: меньше воспроизводящих упражнений, больше – творческих, развивающих умение высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, работа над произведением в целом, а не над отдельными мелкими частями, учащимся большей самостоятельности в раскрытии идеи и образов произведения, разнообразие видов заданий при работе с текстом. В это время были определены умения, формируемые у младших школьников в работе с текстом, а также более четко выделены требования к навыкам чтения в 1-3 классах.
В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению, предназначенные для обучения в трехлетней школе, и созданы программы для обучения в четырехлетней школе. Авторы программ и новых книг для чтения В. Г. Горецкий, Л. Ф Климанова, Л. К. Пискунова, Л. С. Геллерштейн провели строгий отбор произведений, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Разработаны методические положения, определяющие подход к анализу художественного произведения. Они сводятся к следующему:
1. Анализ содержания произведения и формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения сливаются в единый процесс ( задания направленные на понимание содержания текста, одновременно способствуют совершенствованию навыка чтения);
2. Выяснение идейно-тематической основы произведения, его образов, сюжетной линии, композиции и изобразительных средств в максимальной степени служит общему развитию учащихся как личности, а также обеспечивает развитие речи учащихся;
3. Опора на жизненный опыт учащихся является основой осознанного восприятия содержания произведения и необходимым условием его правильного анализа;
4. Чтение рассматривается как средство активации познавательной деятельности учащихся и расширения их знаний об окружающей действительности;
5. Анализ должен будить мысль, чувства, возбуждать потребность высказывания, соотнести свой жизненный опыт с теми фактами, которые представил автор.
Современная методика рассматривает задачи образования и воспитания в единстве. Средствами воспитания является тематика чтения, его идейное содержание, художественное воплощение этого содержания. Особое внимание методика чтения уделяет приемам формирования навыков самостоятельности в работе с текстом и книгой.
Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».
Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Научные основы методики чтения.
Интересную методику выработки беглого чтения разработал В. И. Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.
Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное , что в нем заложено.
По мнению психологов – на успешность влияет более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения.
Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Здесь речь идет не о скорочтении, потому что скорочтение – это чтение со скоростью более 300слов в минуту. Такое чтение возможно только про себя.
Речь идет об оптимальном чтении, т.е. о чтении в темпе разговорной речи. Темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость будет повышена до 180 и более слов понимание текста при этом ухудшается. При скорочтении до 120 слов в минуту, понимание текста тоже ухудшается (для понимания надо прочитать 2, а то и 3 раза).
Изложенный выше довод – не единственный в пользу совершенствования техники чтения. Рассмотрим проблему в нескольких аспектах:
Аспект обучения. Если ученик имеет скорость чтения в 7-8 классе менее 60 слов, а домашнее задание составляет восемь страниц учебника или 6500 слов, то 6500 : 60 = 107 минут. Около 2 часов, чтобы прочитать тексты один раз. С одного раза не поймет, надо прочитать 2-3 раза, а это 4-6 часов прибавим письменные задания, ещё прибавим время , которое ученик пробыл в школе – получится 15-часовой рабочий день. Такой ученик обречен на неуспеваемость и никакие талантливые учителя- репетиторы не смогут помочь.
Аспект развития. Обычно быстро читают те ученики, которые много читают. В процессе совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
Аспект воспитания. Вряд ли кто-то будет сомневаться, что воспитательная работа зависит от отзывчивости и обязательности учеников.
Поэтому не случайно наблюдали, каким образом меняется отзывчивость детей по годам обучения. Если в 3 классе ученики плохо читают, то в 4 классе падает их успеваемость. Теперь большинство учеников в классе учатся на Тройки. В классе преобладает психология не хорошиста, а психология троечника. Это пагубная психология: она приводит к явлению психологического заражения, подчиняя себе все большее и большее количество учеников.
В чем смысл психологического заражения, наблюдающегося в 4 классе?
Большинство учеников рассуждают таким образом. Учиться хорошо – на «4» и «5» - недостижимо. Двойку все равно не поставят. Значит, единственный вариант – тройка. Хоть учись , хоть не учись – всё равно – тройка. Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться. К концу 4 класса дети начинают хорошо понимать это, а в 5 классе многие из них перестают выполнять самостоятельно домашние задания, относятся к учебе безразлично и т.д.
Экономический аспект. Приведу здесь данные, на первый взгляд далекие от системы образования. В Соединенных Штатах Америки на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.
Идейно – политический аспект. Запишем дробь. В числители 40000, в знаменателе 80. поясним эти цифры. 40 тысяч слов – это объём газеты на шести страницах, 80 слов в минуту – такую скорость чтения имеют многие наши старшеклассники. Давайте посчитаем, сколько времени потребуется этому будущему рабочему (специалисту), чтобы прочитать газету. 4000- : 80 = 500 минут, или 8 часов. Если вспомним ученика, у которого скорость чтения была всего 38 слов в минуту, то ему для прочтения газеты потребуется шестнадцать часов. Неграмотности как будто нет, но и полуграмотность ни чем не лучше.
Мы рассмотрели необходимость оптимального чтения в пяти аспектах. Думаю, что приведённых примеров достаточно, чтобы убедить окружающих в том, что оптимальное чтение действительно необходимо.
Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения.
Некоторые рекомендации, которые я здесь привожу, давно известны. Другие отличаются новизной. Но я не буду здесь проводить деление на старое и новое. У Ф.Энгельса есть замечательная мысль о единстве консервативного и нового, и поэтому такое деление мне кажется несколько предвзятым, неправомерным. Для меня безразлично, старые это рекомендации или новые, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.
В 2009 году, когда в первый класс пришли дети, я задала себе вопрос: « А можно ли научить читать детей сразу целыми слова, минуя длительный и скучный период обучения чтению по слогам»?
Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.
Для решения этой задачи я вела в работу по следующим направлениям:
Отработка навыка чтения целыми словами; сведя к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.
Для реализации поставленных целей была разработана система тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут урока и включающий в себя последовательно выполняемые упражнения.
Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И.Т. Федоренко и учебнику « Я расту» О.В. Джежелей система тренировочных упражнений была наполнена богатым и разнообразным материалом, который может подбираться учителем самостоятельно к теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей.
1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».
Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.
Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Выдох со счетом.
Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).
Необходимо отметить, сто уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
Для разогрева голосовых связок предлагают так называемые распевные упражнения ( в 3 четверти на уроках изучения особенностей построения русских народных сказок заменяли эти упражнения русской народной хоровой песней, например: « Во поле береза стояла»).
Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.
Мам, меду б нам,
Мам , молока б нам.
В лифте.
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
Ручка в зубах
Напиши в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.
Я предлагаю также упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу.
Если голос устал.
Шумный выдох.
Внутренний зевок.
Велика (изобрази, что ты проглотил семь домов, слонов и пр.).
2. Чтение блоков.
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.
Запись блоков производиться непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.
Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.
(Первая группа блоков).
Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее
Еу ад аж ай ам ап ах! Ей е
Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э
То ту ты тю! Фа фу! За! Хе! Че чу ша!
Щи бр-р-р кшш… тшшш… тсс…
Га-га-га да-да-да! Эй-эй!
Ну-ну! То-то хе-хе-хе ха-ха-ха!
Ба-ба дя-дя па-па ма-ма
При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий.
Аналогичную работу можно проводить со словосочетанием ха-ха-ха! Да-да-да!
Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.
Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.
(Вторая группа блоков).
Ага бай сам шар пах
Аут баз бык бер вон
Выя дар дом бей ели
Ему Зея сею уже зал
Это исключительный материал логопедического словаря, поэтому слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.
Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.
(Третья группа блоков)
Бокс борт борщ верх волк
Гонг диск Ейск зюйд
Фразы для чтения.
Морж мёрз, но полз.
Майкл ел борщ и торт.
На борт жал болт.
Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.
( Четвертая группа блоков).
Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия рекомендуется выделять гласную цветным мелом.
Блок блях барк взор ВГИК вжик
Влип враз врач вред ВТУЗ
Где глуп граф грач гриф
Джаз дни дней дроф друг ждал
Жрец звон злой знак зной клёв
Фразы для чтения.
Её плащ был плох.
Класс встал у парт.
Чтение наиболее трудных однослоговых слов.
(Пятая группа блоков).
Вверх взмах взнос взмыл вклад
Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд
Монстр перст пёстр пункт склад
Значение слов доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Эти задания дали толчок к самостоятельной работе со справочной литературой. Впоследствии при чтении ребята распределяли незнакомые слова между собой. Это, несомненно, оживляет работу на уроке, вносит соревновательный характер, повышает интерес к учёбе. Объясняя значение слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.
Чтение двуслоговых слов.
(Шестая группа блоков).
При чтении словарного материала данной группы упражнений остаются в силе рекомендации при прочтении каждого слога: строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после согласных, но уже с учетом того факта, что объём зрительного восприятия должен быть доведен до предельно возможного, то есть охватывать 3-4 и даже 5 букв одновременно. Особое значение имеет также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому рекомендую в словах, значение которых ещё не выяснено, указывать ударение и делить на слоги, вертикальной линией, например: аб/сурд.
Аббат бедных браво велю
Абсурд без фар брикет венки
Аган белый бронза верни
Фразы для чтения.
Я вверх вёз хлеб.
Жнец ждал.
Плох дом.
Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.
( Седьмая группа блоков).
При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение твердого знака. Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаково, но обозначают разные действия. Для окончательного разъяснения смысла слов и уточнения прочтения можно предложить следующее стихотворение.
Мы взгрустнули, видя с ели,
Как внизу другие сели
И запасы наши съели.
Далее для чтения предлагаются пары слов:
Сели-съели приём – объём
Сёмка – съёмка веду – въеду
Слова с мягким знаком на конце.
Быт – быть ест – есть вонь – вон
Гость – ГОСТ мел – мель даль – дал
Ел – ель пусть – пуст кровь – кров
Фразы для чтения.
Не лезь в глубь – там грязь.
На следующем занятии предлагается для чтения пары слов с разделительным мягким знаком. Предварительно напоминаются его функции.
Бабе – бабьё семя – семья
Коля – колья чего - чьего
Чтение слов и словосочетаний до трёх слогов.
( Восьмая группа блоков).
Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения слов из двух слогов к этому времени уже имеются. Учителю лишь необходимо быть очень внимательным к дозированию и отбору учебного материала.
Адская датская домашний
Фразы для чтения.
Хвощ лесной, хвощ ценный.
Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.
(Девятая группа блоков).
Апрельская Ломоносов полширины
Диапозитивы революция энтузиазм
3. Отработка дикции.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточна известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:
Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В приведенном далее перечне даны скороговорки в развернутом варианте.
Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается ( 2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.
Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перескоговорил.
4. Интонационная разминка.
Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.
· Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
· Выбирать нужный темп чтения ( быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
· Ставить логическое ударение в предложении.
Для отработки этих умений я использовала материал из учебника « Я расту» О. В. Джежжелей, так как все произведения учебника ясны по композиции и сюжету, просты по форме изложения, имеют ярко выраженную направленность на то, чтобы ребенок овладел культурой речи. Они содержат много повторов, элементов способствующих отработки правильного произношения, выработке ритма речи, спонтанной выразительности, вызывают и закрепляют чувства и эмоции, доступные детям не только для воспитания, но и воспроизведения.
Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаю ……
Подай мне деревянную ложку!
Выделите голосом сначала слово деревянную, затем – мне, потом – подай.
Как меняется смысл предложения?
Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, « логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения.
5. Развитие оперативной памяти.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке « ситуацию успеха».
Удачной и оригинальной мне показалась мысль записать предложения на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной, ни от кого не зависящей причиной – высыхание влажного следа. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание. Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.
Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:
- запишите предложения в обратном порядке;
- запишите только второе и пятое предложения;
- запишите предложения с третьего по шестое.
Тесты зрительных диктантов ( по И. Т. Федоренко).
Набор 1.
1. Тает снег.
2. Идет дождь.
3. Небо хмурое.
4. Коля заболел.
5. Запели птицы.
6. Поле опустело.
Выработка беглого чтения
В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения ( по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).
2. Жужжащее чтение.
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения).
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.
4. Чтение пред сном.
Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
5. Режим щадящего чтения. (если ребенок не любит читать).
Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.
6. Многократность чтения.
В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).
7. Приём стимулирования учащихся.
В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в дневник ( ежедневно).
Полезны специальные игры, способствующие развитию памяти, выработке устойчивого внимания.
Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения: 1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы). 2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой ( 1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).
Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение « про себя», образцовое чтение учителя.
По мнению Назаровой Л. К. осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста.
По мнению Светловской сознательным чтение бывает только тогда, когда читатель читает и понимает, чего он здесь не понимает.
Мы считаем, что показателями чтения и обученности читателя является его способность поставить перед собой три вопроса и ответить на них:
1. Что я чувствую, когда читаю?
2. Почему именно так я чувствую, переживаю?
3. Что дает мне возможность именно так оценить произведение?
Проверку осознанности чтения обычно провожу в ходе беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:
1 уровень – фактическое содержание.
2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей.
3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.
В 3-4 классе очень широко использую работу консультантов, работу в паре, где дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если первый вариант читает отрывок, то второй вариант непросто слушает, но и потом пересказывает его и наоборот. Причем пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением, это зависит от задания учителя.
Широко использую «чтение – спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы. Уже в начальной школе знакомлю детей с работой по толковому словарю, ищем объяснение трудным непонятным словам.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Использую в работе 56 видов работы над, описанные в журнале «Начальная школа» (Козырева А. С. 56 видов работы над текстом, Начальная школа. – 1990 г. - № 3, - с. 27).
Роль родителей в воспитании любви к чтению.
Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка. при этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.
Помогают и открытые для родителей уроки. Многие остаются, благодарны таким практическим занятиям и нередко признаются в своём неверном подходе, неправильных требованиях к ребенку.
Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах
Заключение.
Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.
Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует, процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике. Это можно увидеть по результатам проверке чтения и во внеклассных мероприятиях, в которых с удовольствием принимают участие и родители.
В ходе исследования по формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.
В ходе исследования не все учащиеся показали хорошие результаты. Эти дети неодинаково усваивают программный материал, с ними нужно больше работать индивидуально.
Список литературы.
1. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. – 1994. - №3, - с. 12-19.
2. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997, Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения»
3. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.
4. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.
5. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. - №6 – с. 5-14.
6. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.
7. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975.
8. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – М., «Педагогика»,1990.
9. Нечаева Н. В. Организация литературного творчества. Методические рекомендации. – М., МП «Начальная школа»,1992.
10. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с99 101.
11. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.
12. Романовская З. И. Чтение (2класс): Методические рекомендации. – М., Мп «Новая школа», 1992.
13. Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3 – с. 16 –21.
14. Светловская Н. Н., Джежжелей О. В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. – М., « Просвещение», 1997 г.
15. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1977.
16. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. – М., Педагогика, 1980 г.
17. Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. // Начальная школа. 1994. - №8 – с.22-26.
18. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.
19. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 - №7 – С. 24-27.
20. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 1989 - №5 – с. 15-17
21. Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 - №6 – с. 24-46.
22. Яковлева В. И. пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6 – с. 12- 16.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.