Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Купинский медицинский техникум»
Доклад на тему:
«Формирование навыков
исследовательской
работы обучающихся на уроках
английского языка и во внеурочное время»
Преподаватель иностранного языка
Щедрова Марина Валерьевна
2024 г.
В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у обучающихся навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения делать выводы, строить умозаключения.
Все мы хотим, чтобы наши обучающиеся умели самостоятельно проводить учебные исследования, формулировать проблемы и искать способы их решений, делать открытия. Но на практике сталкиваемся с тем, что хорошо представленный реализованный проект или проведенная исследовательская работа - это результат труда большей частью преподавателя. Почему так происходит? Основной причиной является несформированность у обучающихся исследовательских навыков или исследовательских компетенций.
Способов развития интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося много, но собственная исследовательская практика и создание своих проектов - один из самых эффективных.
Что касается учебной дисциплины «Английский язык», то она имеет беспредметный характер и поэтому в исследовательской и научно-исследовательской работе можно заниматься исследованиями в различных областях науки. Для того чтобы обучающийся захотел участвовать в исследовательской работе у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. обучающийся должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек – существо социальное, он должен говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, выступать с докладами, уметь слушать себя и других.
Основными формами организации исследовательской деятельности в процессе обучения английскому языку является - метод проектов. Метод проектов – это такая организация обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий.
При обучении методом проектов, учитывая уровень знаний и активности обучающихся, подбираю тематику, обучаю ребят элементам проектной деятельности, часто использую на разных этапах урока уже готовые проекты, что, так или иначе акцентирует внимание обучающихся на способах оформления проекта. С учётом научных рекомендаций и передового опыта педагогов в ходе реализации в учебном процессе проектной методики соблюдаю следующие этапы работы: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов.
В этом учебном году обучающиеся 1,2 курсов выполнили проекты на темы «Заимствования в английском языке. Англицизмы в русском языке», «Англо-говорящие страны» и «Роль английского языка в жизни современного общества. Вначале определяемся с темой проекта. Затем вывожу экран компьютера для показа обучающимся иллюстрации, видеоинформацию, лексический и грамматический материал, который исследуется в проекте. После группа делится на подгруппы. Представители подгрупп готовят сообщения, презентации по темам. Обучающиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания.
Используя в своей работе проектную методику, прихожу к выводу о её эффективности. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно и то, что в работе над проектом ребята учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идёт неразрывный процесс обучения и воспитания.
Работа над проектами интересна для обучающихся любого уровня владения английским языком, так как даёт возможность более способным детям показать, на что они способны, в то время как обучающиеся, имеющие определённые пробелы, могут взять полезную информацию от своих одногруппников.
Организация исследовательской деятельности на уроках английского языка и во внеурочное время – это перспективный путь развития обучающихся и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим, необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс каждой школы. Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что, когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую необходимо целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности гарантирует успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.