Формирование навыков каллиграфического грамотного письма в 1 классе

  • docx
  • 13.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад на тему _Формирование навыков каллиграфического грамотного письма в 1 классе_.docx

Доклад на тему: «Формирование навыков каллиграфического грамотного письма

в 1 классе»

     «Красиво писать – красоту творить», - гласит народная мудрость. Как научить каллиграфично писать каждого ученика? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих педагогов. Как правило, если ребенок красиво пишет – это ещё и грамотное письмо.

    Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.

     В числе задач, поставленных перед начальной школой, указано на необходимость формирования у детей основательных навыков каллиграфического и грамотного письма. Такого качества нельзя достигнуть без должного уровня овладения техникой письма – умением чётко, красиво и быстро вести записи в любых условиях (при списывании, письме под диктовку, по памяти, изложении собственных мыслей и т.п.) Поэтому в начальной школе внимание к работе по каллиграфии и грамотности письма усилено.

       При обучении первоклассников письму традиционным методом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребёнка. Проблема: как сделать изнурительное и нудное для семилетних учеников обучение письму интересным, как повысить качество обучения и одновременно сократить время отработки навыков письма – волновала меня. Желание дать детям почувствовать радость от того, что они учатся писать, снять с них напряжение и боязнь неуспеха.

      Французские графологи утверждают, что «… ребёнок очень многое вкладывает в свой почерк. Это нечто, что он отдаёт с любовью родителям или учителям». Значит каллиграфия – это отношение к другим людям. Своим детям я постоянно напоминаю об уважении к учителю, как только появилась небрежная работа в тетради.

     Иногда минутки чистописания выполняются индивидуально на уроке, но с обязательным проговариванием в написании буквы. Бывают «минутки радости», где они прописывают то, что им нравится. Работают в паре, прописывая друг другу в тетради элементы, но спрашивая соседа, а что у него не получается, что показать ему.

     Довольно часто на уроках мы работаем в режиме соревнований. Ведь чтобы ребенок чему-то научился, надо обеспечить ему успех, доставить радость творчества. Проводим соревнования и выявляем обладателей красивой каллиграфии.

     Ведь большая роль в формировании каллиграфического письма зависит от желания и старания самого ученика, а нам учителям надо стараться создать необходимые для этого условия.

    Также моим педагогическим правилом стало следующее: обеспечить первый успех детям. Поэтому с первых уроков стараюсь всемерно поддерживать интерес детей к самим занятиям. Для этого подбираю различные рисунки (флажки, ёлочки, лодочки, фрукты и т.д.) при рисовании, раскрашивании, от которых дети испытывают удовольствие и радость. Перед их выполнением, а также в ходе его делаю словесные пояснения в занимательной форме.

      В развитии навыка письма у учащихся ежедневно по мере упражнения происходят какие-то изменения. В процессе обучения дети знакомятся как с орфографическими приемами, так и с приемами графических навыков письма.

     Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

     Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

    Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную намять и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ).

     На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках (печатных, письменных, заглавных я строчных), научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную позу, правильные движения руки, правильную траекторию движений.
Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребёнка, учитывая его возрастные возможности.

      Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма.

      Приемы, необходимые для письма: владение инструментом письма; соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме; соблюдение правильной позы, посадки при письме; движение руки вдоль строки во время письма.

     Приемы письма: умение сравнивать образец с результатом письма; приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную; приемы написания букв; приемы соединений букв; приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке; письмо букв между линиями строки и на линии; запоминание строки и наклона.

       Таким образом, с самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами.

       Постепенно происходит закрепление однотипных движений при письме одинаковых букв – начинает вырабатываться почерк.

      Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти, где особое внимание отводится такому виду работы, как штриховка; второй этап – развитие тактильной памяти,  основная цель которого – это соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений; и третий этап – закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв, в котором у детей вырабатывается правильный наклон букв, и закрепляются приобретенные навыки: направление письма, написание буквы, ее элементов.

      Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить, – первый шаг в обучении.
Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.
     Также считаю, что ведущее значение имеет осознанность при обучении.

 

 

Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма

В своей работе использую следующие приемы.

1. Показ

Показываю процесс письма и объясняю способы написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика.
Показываются способы соединения букв; показ сопровождается объяснением: где начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление, указываю на величину элемента.

 

 

2. Копирование

Этот способ применяю ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма.

3. Списывание с готового образца

Прием основан на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.

4. Воображаемое письмо, или письмо в воздухе

Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно- воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.
Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, например, а состоит из овала и маленькой прямой наклонной с закруглением вправо. Некоторые буквы пишутся одним неделимым движением, например, буквы в и б.

Увидеть, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв.

5. Письмо под счёт или в такт счёту

Он способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа.
Счёт ведётся так: основной элемент движения – на себя пишем под счёт «раз - два - три», соединительное движение – под счёт «и», которое произносим то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути.

6. Показ ошибочного написания

Спорным является приём показа ошибочного написания.

Я применяю его для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка и нашли ответ, как не допускать таких ошибок. При этом пример ошибочного написания на доску не выносится, а показывается карточка.
      

Этапы формирования навыка

1. Штриховка

Штриховка – развитие мускульной памяти. Этот этап определяет успех всего обучения.
Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами. Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Поэтому на уроке чтения рассказываю сказку, а на уроке письма составляем домики из геометрических фигур для героев сказки, а то и самих героев изображаем. При усложнении рисунков ребёнок реализует и развивает свои творческие способности, начинает хорошо владеть ручкой, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, интерес к письму.

2. Развитие тактильной памяти

Понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы целесообразно учить через осязание. Делается это так. На картон наклеиваются две буквы (заглавная и строчная и соединение их). Выполняются буквы из бархатной бумаги. Ощупывая букву, ребёнок проговаривает себе весь путь пальчика. Часто используется игра «Угадай букву»: дети, закрыв глазки, находят начало буквы и называют её.

Учу детей внимательно рассматривать рисунки, воспринимать и отмечать сходство и различие; рисовать схемы и схематически изображать всё, о чём идёт речь; располагать фигуры на плоскости; копировать (срисовывать сначала самые простые, а потом и более сложные рисунки). Уделяется особое внимание вырезанию различных фигур, лепке, работе с деталями конструктора, работе с мозаикой, природным материалом на уроках труда.

     

      Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.

1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;

2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;

3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев

коснуться виска;

4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до

металлической части стержня – один пальчик;

5 – наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди.

Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

Подготовка к письму и обучение графическим навыкам

        В процессе работы у ребёнка могут возникнуть трудности в рисовании прямых, вертикальных, горизонтальных, наклонных линий.

Понять причины возникающих трудностей позволяют следующие задания.

Проверяю, умеет ли ребёнок манипулировать мелкими предметами. Например, даю пакет с пуговицами и прошу отделить мелкие от более крупных, цветные от белых и т.п. (Выполнение задания для себя отмечаю + или - ).

Прошу ребёнка взять указательным и большим пальцами правой или левой руки карандаш и покрутить его. (Получается +, не получается -).

Написать палочки (большие и маленькие) и считать – раз, два, три, четыре. ( //// //// ).

Заштриховать небольшой рисунок, предварительно показав, как это сделать.

Скопировать рисунки.

Найти такую же фигуру или сочетание фигур. (Не более чем за 6 секунд +, более 6 секунд –).

Сложить простые фигуры из деталей. (Быстро +, медленно –).

Внимательно посмотреть и запомнить сначала одну, потом две, затем три фигуры. Закрыв фигуру, нарисовать по памяти.

Дополнить (закончить) рисунок

Можно поиграть в такую игру: взять чистый лист бумаги и фломастер. Учитель в роли штурмана, а ребёнок в роли водителя: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперёд, стой, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, сделаем круг и ...». Получится схема движения.

          «Минусовое» выполнение заданий 1-4 – показатель трудностей, связанных преимущественно с недостатками в координации движений. Плохое выполнение заданий 5-10 – свидетельствует о трудностях зрительно-моторных координации и зрительно-пространственного восприятия.

          Следующий этап – рисование параллельных линий. Именно параллельность всех штрихов придаёт письму (почерку) чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения. Следует заметить, что непараллельность штрихов – наиболее частое проявление нарушения почерка. До обучения письму букв необходимо научить ребёнка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно.

           Затем идёт этап – письмо полуовалов верхних и нижних, правых и левых с разными направлениями движения.
         Последний этап подготовки к письму – освоение написания элементов письменных букв.

 

     При знакомстве с новой буквой с первого урока работаю над развитием тактильной памяти, т.е. созданием двигательного образа буквы.

    У малышей 6-7 лет особо чувствительны подушечки пальчиков, а также сильнее других развиты способность с доверием воспринимать правила и способность к подражанию в движениях, что позволяет хорошо развивать координацию, самоуправление всем опорно-двигательным аппаратом.

     Умственному действию обязательно должно предшествовать внешнее, что понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. У школьников зрительное восприятие и запоминание образа буквы подкрепляется также осязанием. Из самой тонкой наждачной бумаги («нулёвки») вырезаю буквы, которые наклеиваем на бумагу. Ощупывая подушечкой указательного пальца контуры увеличенных по сравнению с письменными букв, ребёнок не только запоминает букву, но уже и пишет её. Тактильная память способствует наиболее быстрому запоминанию двигательного образа буквы.

     Задачи уроков письма в 1 классе и каллиграфических минуток следующие:

работа над формами букв. Правильное письмо при его ускоряющемся темпе в данном классе;

работа над соблюдением одинаковой высоте букв на строке, на странице;

работа по усвоению учащимися разных вариантов соединений букв;

работа над соблюдением наклона в письме;

работа над соблюдением равных равных расстояний между буквами в слове, между словами на строке;

работа над развитием ритмичности и плавности письма;

работа над увеличением скорости письма при сохранении его отчётливости;

исправление индивидуальных недочётов в письме учеников.

      Работа над каллиграфией письма, начиная с 1 класса, тесно связываю с содержанием занятий по русскому языку. Поэтому перед записью слов с орфограммами провожу устную работу: звукобуквенный анализ слова, называние слов, которые не переносятся, подбор родственных слов, которые являются проверочными к словам с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными, непроизносимыми согласными и т.д.

      На уроках обучения грамоте и русского языка, как средство развития орфографического навыка и каллиграфического письма использую стихотворные упражнения: запоминалки и рифмованные упражнения.

     В своей работе я использую наглядные пособия, в том числе изготовленные своими руками, что также помогает достичь хороших результатов.