Доклад на тему: «Формирование навыков каллиграфического грамотного письма
в 1 классе»
«Красиво писать – красоту творить», - гласит народная мудрость. Как научить каллиграфично писать каждого ученика? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих педагогов. Как правило, если ребенок красиво пишет – это ещё и грамотное письмо.
Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.
В числе задач, поставленных перед начальной школой, указано на необходимость формирования у детей основательных навыков каллиграфического и грамотного письма. Такого качества нельзя достигнуть без должного уровня овладения техникой письма – умением чётко, красиво и быстро вести записи в любых условиях (при списывании, письме под диктовку, по памяти, изложении собственных мыслей и т.п.) Поэтому в начальной школе внимание к работе по каллиграфии и грамотности письма усилено.
При обучении первоклассников письму традиционным методом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребёнка. Проблема: как сделать изнурительное и нудное для семилетних учеников обучение письму интересным, как повысить качество обучения и одновременно сократить время отработки навыков письма – волновала меня. Желание дать детям почувствовать радость от того, что они учатся писать, снять с них напряжение и боязнь неуспеха.
Французские графологи утверждают, что «… ребёнок очень многое вкладывает в свой почерк. Это нечто, что он отдаёт с любовью родителям или учителям». Значит каллиграфия – это отношение к другим людям. Своим детям я постоянно напоминаю об уважении к учителю, как только появилась небрежная работа в тетради.
Иногда минутки чистописания выполняются индивидуально на уроке, но с обязательным проговариванием в написании буквы. Бывают «минутки радости», где они прописывают то, что им нравится. Работают в паре, прописывая друг другу в тетради элементы, но спрашивая соседа, а что у него не получается, что показать ему.
Довольно часто на уроках мы работаем в режиме соревнований. Ведь чтобы ребенок чему-то научился, надо обеспечить ему успех, доставить радость творчества. Проводим соревнования и выявляем обладателей красивой каллиграфии.
Ведь большая роль в формировании каллиграфического письма зависит от желания и старания самого ученика, а нам учителям надо стараться создать необходимые для этого условия.
Также моим педагогическим правилом стало следующее: обеспечить первый успех детям. Поэтому с первых уроков стараюсь всемерно поддерживать интерес детей к самим занятиям. Для этого подбираю различные рисунки (флажки, ёлочки, лодочки, фрукты и т.д.) при рисовании, раскрашивании, от которых дети испытывают удовольствие и радость. Перед их выполнением, а также в ходе его делаю словесные пояснения в занимательной форме.
В развитии навыка письма у учащихся ежедневно по мере упражнения происходят какие-то изменения. В процессе обучения дети знакомятся как с орфографическими приемами, так и с приемами графических навыков письма.
Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.
Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.
Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную намять и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ).
На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах –
графических знаках (печатных, письменных, заглавных я строчных), научиться правильно,
чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную
позу, правильные движения руки, правильную траекторию движений.
Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если
правильно подготовить ребёнка, учитывая его возрастные возможности.
Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма.
Приемы, необходимые для письма: владение инструментом письма; соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме; соблюдение правильной позы, посадки при письме; движение руки вдоль строки во время письма.
Приемы письма: умение сравнивать образец с результатом письма; приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную; приемы написания букв; приемы соединений букв; приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке; письмо букв между линиями строки и на линии; запоминание строки и наклона.
Таким образом, с самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами.
Постепенно происходит закрепление однотипных движений при письме одинаковых букв – начинает вырабатываться почерк.
Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти, где особое внимание отводится такому виду работы, как штриховка; второй этап – развитие тактильной памяти, основная цель которого – это соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений; и третий этап – закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв, в котором у детей вырабатывается правильный наклон букв, и закрепляются приобретенные навыки: направление письма, написание буквы, ее элементов.
Способность понимать и различать элементы
букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на
строке, как, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить,
– первый шаг в обучении.
Следующий шаг – объяснение того, как выполняется
движение при написании основных элементов.
Также считаю, что ведущее значение имеет
осознанность при обучении.
Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма
В своей работе использую следующие приемы.
1. Показ
Показываю
процесс письма и объясняю способы написания букв, слогов, слов, предложений во
время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или
индивидуально в тетради ученика.
Показываются способы соединения букв; показ сопровождается объяснением: где
начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление,
указываю на величину элемента.
2. Копирование
Этот способ применяю ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма.
3. Списывание с готового образца
Прием основан на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.
4. Воображаемое письмо, или письмо в воздухе
Прием
опирается на двигательные ощущения и на зрительно- воспринимаемый образец. В
воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает
ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.
Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму
буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, например,
а состоит из овала и маленькой прямой наклонной с закруглением вправо.
Некоторые буквы пишутся одним неделимым движением, например, буквы в и б.
Увидеть, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв.
5. Письмо под счёт или в такт счёту
Он
способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа.
Счёт ведётся так: основной элемент движения – на себя пишем под счёт «раз - два
- три», соединительное движение – под счёт «и», которое произносим то длиннее,
то короче, в зависимости от длины пути.
6. Показ ошибочного написания
Спорным является приём показа ошибочного написания.
Я
применяю его для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка и нашли ответ, как
не допускать таких ошибок. При этом пример ошибочного написания на доску не
выносится, а показывается карточка.
Этапы формирования навыка
1. Штриховка
Штриховка –
развитие мускульной памяти. Этот этап определяет успех всего обучения.
Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи
фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами.
Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры
рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети
принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху
вниз, снизу вверх, слева направо. Поэтому на уроке чтения рассказываю сказку, а
на уроке письма составляем домики из геометрических фигур для героев сказки, а
то и самих героев изображаем. При усложнении рисунков
ребёнок реализует и развивает свои творческие способности, начинает хорошо
владеть ручкой, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, интерес
к письму.
2. Развитие тактильной памяти
Понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы целесообразно учить через осязание. Делается это так. На картон наклеиваются две буквы (заглавная и строчная и соединение их). Выполняются буквы из бархатной бумаги. Ощупывая букву, ребёнок проговаривает себе весь путь пальчика. Часто используется игра «Угадай букву»: дети, закрыв глазки, находят начало буквы и называют её.
Учу детей внимательно рассматривать рисунки, воспринимать и отмечать сходство и различие; рисовать схемы и схематически изображать всё, о чём идёт речь; располагать фигуры на плоскости; копировать (срисовывать сначала самые простые, а потом и более сложные рисунки). Уделяется особое внимание вырезанию различных фигур, лепке, работе с деталями конструктора, работе с мозаикой, природным материалом на уроках труда.
Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.
1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;
2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;
3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев
коснуться виска;
4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до
металлической части стержня – один пальчик;
5 – наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди.
Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.
Подготовка к письму и обучение графическим навыкам
В процессе работы у ребёнка могут возникнуть трудности в рисовании прямых, вертикальных, горизонтальных, наклонных линий.
Понять причины возникающих трудностей позволяют следующие задания.
Проверяю, умеет ли ребёнок манипулировать мелкими предметами. Например, даю пакет с пуговицами и прошу отделить мелкие от более крупных, цветные от белых и т.п. (Выполнение задания для себя отмечаю + или - ).
Прошу ребёнка взять указательным и большим пальцами правой или левой руки карандаш и покрутить его. (Получается +, не получается -).
Написать палочки (большие и маленькие) и считать – раз, два, три, четыре. ( //// //// ).
Заштриховать небольшой рисунок, предварительно показав, как это сделать.
Скопировать рисунки.
Найти такую же фигуру или сочетание фигур. (Не более чем за 6 секунд +, более 6 секунд –).
Сложить простые фигуры из деталей. (Быстро +, медленно –).
Внимательно посмотреть и запомнить сначала одну, потом две, затем три фигуры. Закрыв фигуру, нарисовать по памяти.
Дополнить (закончить) рисунок
Можно поиграть в такую игру: взять чистый лист бумаги и фломастер. Учитель в роли штурмана, а ребёнок в роли водителя: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперёд, стой, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, сделаем круг и ...». Получится схема движения.
«Минусовое» выполнение заданий 1-4 – показатель трудностей, связанных преимущественно с недостатками в координации движений. Плохое выполнение заданий 5-10 – свидетельствует о трудностях зрительно-моторных координации и зрительно-пространственного восприятия.
Следующий этап – рисование параллельных линий. Именно параллельность всех штрихов придаёт письму (почерку) чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения. Следует заметить, что непараллельность штрихов – наиболее частое проявление нарушения почерка. До обучения письму букв необходимо научить ребёнка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно.
Затем идёт этап – письмо полуовалов верхних и нижних, правых и левых с разными
направлениями движения.
Последний этап подготовки к письму – освоение написания элементов
письменных букв.
При знакомстве с новой буквой с первого урока работаю над развитием тактильной памяти, т.е. созданием двигательного образа буквы.
У малышей 6-7 лет особо чувствительны подушечки пальчиков, а также сильнее других развиты способность с доверием воспринимать правила и способность к подражанию в движениях, что позволяет хорошо развивать координацию, самоуправление всем опорно-двигательным аппаратом.
Умственному действию обязательно должно предшествовать внешнее, что понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. У школьников зрительное восприятие и запоминание образа буквы подкрепляется также осязанием. Из самой тонкой наждачной бумаги («нулёвки») вырезаю буквы, которые наклеиваем на бумагу. Ощупывая подушечкой указательного пальца контуры увеличенных по сравнению с письменными букв, ребёнок не только запоминает букву, но уже и пишет её. Тактильная память способствует наиболее быстрому запоминанию двигательного образа буквы.
Задачи уроков письма в 1 классе и каллиграфических минуток следующие:
работа над формами букв. Правильное письмо при его ускоряющемся темпе в данном классе;
работа над соблюдением одинаковой высоте букв на строке, на странице;
работа по усвоению учащимися разных вариантов соединений букв;
работа над соблюдением наклона в письме;
работа над соблюдением равных равных расстояний между буквами в слове, между словами на строке;
работа над развитием ритмичности и плавности письма;
работа над увеличением скорости письма при сохранении его отчётливости;
исправление индивидуальных недочётов в письме учеников.
Работа над каллиграфией письма, начиная с 1 класса, тесно связываю с содержанием занятий по русскому языку. Поэтому перед записью слов с орфограммами провожу устную работу: звукобуквенный анализ слова, называние слов, которые не переносятся, подбор родственных слов, которые являются проверочными к словам с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными, непроизносимыми согласными и т.д.
На уроках обучения грамоте и русского языка, как средство развития орфографического навыка и каллиграфического письма использую стихотворные упражнения: запоминалки и рифмованные упражнения.
В своей работе я использую наглядные пособия, в том числе изготовленные своими руками, что также помогает достичь хороших результатов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.