"Формирование навыков самообслуживания у дошкольников с РАС посредством применения визуального расписания"
Оценка 4.7

"Формирование навыков самообслуживания у дошкольников с РАС посредством применения визуального расписания"

Оценка 4.7
docx
25.04.2024
"Формирование навыков самообслуживания у дошкольников с РАС посредством применения визуального расписания"
визуальное расписание.docx

Тема: «Формирование навыков самообслуживания у дошкольников с РАС посредством применения визуального расписания».

 

У детей с расстройствами аутистического спектра присутствуют неприспособленности в повседневных житейских ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной, «бытовой» жизни. Часто родителей, воспитывающих ребенка с РАС, больше беспокоит отставание ребёнка в интеллектуальном и речевом развитии, чем то, что их ребёнок не может себя обслужить, самостоятельно одеться, умыться, есть. Не сформированность навыков самообслуживания делает практически невозможным самостоятельное существование ребенка с аутизмом в обществе, создаёт большие трудности для семьи.

Формирование навыков самообслуживания составляет одно из важных направлений работы специалистов и родителей, в основе которых лежат специальные методы и технологии коррекционно-развивающей работы, учитывающие индивидуальные особенности и возможности ребенка c расстройствами аутистического спектра.

Анализ научных исследований показал, что навыки самообслуживания являются основой для становления самостоятельной жизнедеятельности любого ребенка. Своевременное формирование навыков у детей, выражает их возможности адекватного развития и начала социализации.

Мною были изучены различные технологии.

• ABA (Applied behavior analysis) – Прикладной анализ поведения;

• TEACCH-технология;

• метод «рука в руке»;

• метод социальных историй;

• метод положительного подкрепления;

• видеомоделирование.

Основным методом формирования навыков самообслуживания является визуальное расписание.

Овладение навыками самообслуживания является значимым шагом на пути к независимости людей с РАС. Необходимо создавать условия для развития максимально возможной степени самостоятельности у детей. Для того, что ребенок добился результатов, следует осуществлять постоянное взаимодействие между родителями, педагогами и работниками всех учреждений, которые посещает ребенок.

Обучение может происходить следующим образом. После того как для дошкольника будет подготовлено расписание, педагоги или родитель размещают его в том месте, где ребенок будет выполнять целевое действие. Например, если целевым навыком является мытье рук, целесообразно будет разместить расписание над раковиной. Визуальное расписание готовится индивидуально для каждого ребенка в зависимости от того, изображения какого типа наиболее успешно распознает воспитанник. В качестве иллюстраций в расписании могут быть использованы как фотографии выполняемых ребенком действий, так и схематичные картинки.

Навыки следует закреплять постоянно и в разных условиях – дома, в образовательной организации, в гостях и пр. Для этого необходимо чтобы все социальное окружение ребенка придерживалось единой системы требований к ребёнку, а ребенок смог везде придерживаться отработанного алгоритма выполнения навыков самообслуживания и имел возможность применять разработанные для него визуальные подсказки. Следует осуществлять постоянное взаимодействие между родителями и  педагогами.

Мною разработаны следующие методические рекомендации:

- по формированию навыков мытья рук;

- по формированию навыков чистки зубов;

- по формированию навыков пользования туалетом;

- по формированию навыков принятия душа;

- по формированию навыков обувания и снимания обуви;

- по формированию навыков одевания и раздевания;

- по формированию навыков приема пищи.

Методические рекомендации содержат теоретический и практический материал по формированию навыков самообслуживания посредством применения визуального расписания, которые могут применять в своей работе педагоги и родители с детьми с РАС, но и другим нозологиям ЗПР, УО, с нарушениями слуха.

Формировать навыки самообслуживания у детей с аутизмом непросто, но очень интересно. Мы убедились в этом на собственном опыте, которым хотим поделиться с теми, кто тоже работает с такими детьми. Я как специалист, сама применяла методы, описанные в пособии, и уверена в их эффективности. На первый взгляд методы могут показаться сложными, их обычно нужно готовить персонально для каждого ребенка, что требует дополнительного времени. На самом деле опыт показывает, что затраченное время с лихвой окупится тем, что ребенок приобретет навык гораздо быстрее, а от педагога потребуется меньше усилий на его формирование. Кроме того, серьезную помощь при подготовке необходимых материалов могут оказать родители ваших воспитанников

Сформированные навыки самообслуживания являются основой успешной адаптации ребенка с расстройством аутистического спектра в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Рекомендации по формированию навыков мытья рук»

Цель: формирование умения правильного и последовательного мытья рук, включающего выполнение цепочки действий до получения результата.

Для обучения навыкам мытья рук визуальное расписание последовательности этого действия необходимо повесить возле раковины на уровне глаз, для напоминания ребёнку об алгоритме мытья рук, который он должен выполнить. Вначале работы целесообразно убирать или закрывать каждый шаг на визуальной подсказке, когда ребенок этот этап выполнит, чтобы он видел, что уже сделал и что он должен сделать во время следующего этапа. При этом следует произносить – озвучивать каждую картинку–действие. Предложения – инструкции необходимо произносить от первого лица, чтобы ребенок запомнил и, впоследствии, самостоятельно (по возможности) произносил эти фразы. Целесообразно использовать фотографии ребенка.

После того, как ребенок запомнил весь алгоритм выполнения навыка можно оставить только одну картинку, обозначающую данный навык.

 

«Рекомендации по формированию навыков пользования туалетом»

Цель: обучение ребенка с РАС правилам пользования туалетом.

Для обучения навыкам пользования туалетом визуальное расписание последовательности этого действия необходимо повесить возле унитаза на уровне глаз, для напоминания ребёнку об алгоритме пользования, который он должен выполнить. Вначале работы целесообразно убирать или закрывать каждый шаг на визуальной подсказке, когда ребенок этот этап выполнит, чтобы он видел, что уже сделал и что он должен сделать во время следующего этапа. При этом следует произносить – озвучивать каждую картинку–действие. Предложения – инструкции необходимо произносить от первого лица, чтобы ребенок запомнил и, впоследствии, самостоятельно (по возможности) произносил эти фразы.

 

 

 

 

 

 

«Рекомендации по формированию навыков принятия душа»

Цель: формирование умения правильного и последовательного навыка принятия душа, включающего выполнение цепочки действий до получения результата.

Для обучения навыкам принятия душа визуальное расписание последовательности этого действия необходимо повесить в ванной комнате на уровне глаз, для напоминания ребёнку об алгоритме пользования, который он должен выполнить. Вначале работы целесообразно убирать или закрывать каждый шаг на визуальной подсказке, когда ребенок этот этап выполнит, чтобы он видел, что уже сделал и что он должен сделать во время следующего этапа. При этом следует произносить – озвучивать каждую картинку–действие. Предложения – инструкции необходимо произносить от первого лица, чтобы ребенок запомнил и, впоследствии, самостоятельно (по возможности) произносил эти фразы.

 

 

«Рекомендации по формированию навыков обувания и снимания обуви»

Цель: формирование умения правильного и последовательного навыка обувания и снимания обуви, включающего выполнение цепочки действий до получения результата.

Для обучения навыкам обувания и снимания обуви визуальное расписание последовательности этого действия необходимо повесить перед глазами ребенка, для напоминания ребёнку об алгоритме пользования, который он должен выполнить. Вначале работы целесообразно убирать или закрывать каждый шаг на визуальной подсказке, когда ребенок этот этап выполнит, чтобы он видел, что уже сделал и что он должен сделать во время следующего этапа.

Ребёнку предлагают картинки-изображения снимания обуви. Взрослый, обучающий ребенка снимать обувь, предлагает изображение и произносит соответствующую фразу – инструкцию. Далее ребенка обучают последовательному надеванию обуви. Ребёнку предлагают картинки-изображения надевания обуви. Взрослый, обучающий ребенка обуваться, предлагает изображение и произносит соответствующую фразу-инструкцию.

 

 

«Рекомендации по формированию навыков одевания и раздевания»

Цель: формирование умения правильного и последовательного навыка одевания и раздевания, включающего выполнение цепочки действий до получения результата.

Для обучения навыкам одевания и раздевания визуальное расписание последовательности этого действия необходимо повесить перед глазами ребенка, для напоминания ребёнку об алгоритме пользования, который он должен выполнить. Вначале работы целесообразно убирать или закрывать каждый шаг на визуальной подсказке, когда ребенок этот этап выполнит, чтобы он видел, что уже сделал и что он должен сделать во время следующего этапа.

Для формирования навыков надевания/снимания одежды можно использовать следующую визуальную схему.

По мере усвоения ребёнком с расстройством аутистического спектра навыков одевания/раздевания, ему следует предлагать возможность выбора одежды и обуви в зависимости от времени года, погоды и вида деятельности, которой предстоит заниматься.

«Рекомендации по формированию навыков приема пищи»

Цель: формирование желания и умения есть новую еду.

Для обучения навыкам приема пищи визуальное расписание последовательности этого действия необходимо повесить в столовой (кухне) перед глазами ребенка, для напоминания об алгоритме пользования, который он должен выполнить. Вначале работы целесообразно убирать или закрывать каждый шаг на визуальной подсказке, когда ребенок этот этап выполнит, чтобы он видел, что уже сделал и что он должен сделать во время следующего этапа.

Формировать навыки самообслуживания у детей с аутизмом непросто, но очень интересно. Мы убедились в этом на собственном опыте, которым хотим поделиться с теми, кто тоже работает с такими детьми. Мы сами применяли методы, описанные в пособии, и уверены в их эффективности. На первый взгляд методы могут показаться сложными, их обычно нужно готовить персонально для каждого ребенка, что требует дополнительного времени. На самом деле наш опыт показывает, что затраченное время с лихвой окупится тем, что ребенок приобретет навык гораздо быстрее, а от педагога потребуется меньше усилий на его формирование. Кроме того, серьезную помощь при подготовке необходимых материалов могут оказать родители ваших воспитанников.

 


 

Тема: «Формирование навыков самообслуживания у дошкольников с

Тема: «Формирование навыков самообслуживания у дошкольников с

Обучение может происходить следующим образом

Обучение может происходить следующим образом

На первый взгляд методы могут показаться сложными, их обычно нужно готовить персонально для каждого ребенка, что требует дополнительного времени

На первый взгляд методы могут показаться сложными, их обычно нужно готовить персонально для каждого ребенка, что требует дополнительного времени

Рекомендации по формированию навыков мытья рук»

Рекомендации по формированию навыков мытья рук»

Рекомендации по формированию навыков принятия душа»

Рекомендации по формированию навыков принятия душа»

Рекомендации по формированию навыков одевания и раздевания»

Рекомендации по формированию навыков одевания и раздевания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2024