МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ
ОБЛАСТИ - ПЛОТНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 111
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ У ПОДРОСТКОВ СТАРШИХ
КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнила учитель – логопед
О. И. Шевченко
2020 г.
ФОРМИРОВНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ У ПОДРОСТКОВ СТАРШИХ
Семья является одним из основополагающих социальных институтов, в котором происходит развитие и воспитание детей. Наличие у ребенка нарушений в физиологическом развитии ведет к торможению психического развития и формирования социальных навыков. Нарушение в развитии также препятствует и усвоению со стороны ребенка образа семьи и семейных отношений.
Формирование образа семьи происходит, в первую очередь, благодаря усвоению моделей поведения родителей ребенка вне зависимости от наличия у него нарушений. У детей с ограниченными возможностями в развитии образ семьи также формируется под влиянием собственной семьи. Однако, для ребенка определяющими факторами также становятся модели, которые он видит в окружающем мире, получает информацию из СМИ.
Изучение возможностей формирования представлений о семье, как ведущем институте социализации является одним из актуальных направлений для изучения в контексте коррекционной педагогики.
Приоритетной в данном процессе признается внеурочная деятельность.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Специально организованные занятия, направленные на формирование образа семьи рассчитаны на детей с ограниченными возможностями развития старшего школьного возраста (5 – 9 классы).
Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания. Влияние семьи на ребенка специфично и имеет ряд особенностей.
По своей природе влияние семьи основано на особых чувствах. Эти чувства дают интимно–личностную связь, единство с родителями. Нежность, ласка, забота, великодушие, умение прощать – эти чувства дают ребенку ощущение счастья, радости бытия. Они определяют приоритетную ценность дома и семьи.
Семья представляет собой разновозрастную группу, поэтому в ней существуют разные ценности и идеалы, но в хорошей счастливой семье они гармонизируются на основе создания семейных традиций.
В семье создается естественная среда для включения ребенка в различные виды деятельности, в т. ч. учебную и внеурочную.
Воздействие семьи на ребенка постоянно, и диапазон его очень широк:
быт семьи, уклад жизни, взаимоотношения взрослых, традиции.
К факторам семейного воспитания относят материальные условия жизни семьи, ее структуру, образовательный уровень, интересы, духовные потребности, уровень культуры, что главным образом влияет на становление межличностных отношений в школе.
На формирование личности ребенка оказывают влияние три основных параметра семьи: состав семьи, ее сплоченность и качество коммуникации.
Заметное влияние на формирование личности ребенка оказывают и стили семейных взаимоотношений, воспитательные позиции отца или матери. Стиль воспитания – это способ управления человеческим поведением, типичная для родителя система приемов воздействия на ребенка.
Целью в данной разработке было поставлено формирование представлений о семье; рассмотреть особенности формирования образа семьи у учеников с ограниченными возможностями развития во внеурочной деятельности.
Задачи и основы семейного воспитания схожи с педагогическими задачами и основами всех воспитательных возрастов и включают:
1) воспитание самостоятельной личности, вытекающее из всестороннего и, по возможности, гармонического развития ее телесных и духовных сил;
2) развитие личности как члена общественного целого, среди товарищей, при помощи детских кружков, обществ, землячеств и т. п.;
3) развитие воспитываемой личности лицом к лицу с природой и при помощи природы (внешней);
4) воспитание личности в сознании ее связи со всемирным бытием и его первоисточником.
Специально организованные занятия, направленные на формирование образа семьи у детей с ограниченными возможностями развития старшего школьного возраста (5 – 9 классы) расчитаны на 3 месяца. Занятия оптимально проводить два раза в неделю по 45-60 минут каждое. Во внеурочное время (вторая половина дня). Всего в плане представлено 23 занятия, рассчитанные на 3 месяца по 2 занятия в неделю.
Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. Техника рисунка семьи у нас в стране впервые апробирована психотерапевтом
А. И. Захаровым, модифицирована Г. Т. Хоментаускасом.
Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста человеку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твердость 2М) и ластик.
Цель – изучение распределения семейных ролей и эмоцианальных реакций на каждого члена семьи.
Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью будущую так, чтобы каждый ее член, и ты были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например:
«Можешь рисовать, как тебе нравится, как ты хочешь».
Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.
После того как рисунок закончен, проводится беседа по следующей схеме:
– кто нарисован на рисунке и что делает каждый член семьи;
– где работают или учатся члены семьи;
– как в семье распределяются домашние обязанности;
– каковы взаимоотношения ребенка с отдельными членами семьи.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линий рисующего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание рисунка или отдельных его частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также соотношение вещей и людей на рисунке.
В ходе тестирования оцениваются следующие обстоятельства:
1) благоприятная семейная ситуация;
2) тревожность;
3) конфликтность в семье;
4) чувство неполноценности в семейной ситуации; 5) враждебность в семейной ситуации.
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:
– анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи
на рисунке);
– анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различие в стиле рисования, количество деталей, схема фигур отдельных членов семьи);
– анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).
Качественная оценка КРС проводилась по следующим показателям:
1) размер фигур, их расположение на листе, особенности прорисовки линий и штриховки (исследование тревожности или эмоциональной неустойчивости).
2) сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке, особенности прорисовки тех или иных членов, последовательность их рисования (значимость для ребенка тех или иных членов семьи);
3) место самого ребенка на рисунке (место ребенка в семье). Если ребенок рисует себя отдаленно от других, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. Также, если ребенок не рисует себя вообще, это свидетельствует об отсутствии чувства общности, или о том, что ребенок чувствует отвержение.
Следующим этапом диагностики был выбраны диалог обсуждение, откровенные беседы с учащимися. Разработанный А.Н.Сизановым "Безопасное и ответственное поведение" Представленный в приложении Б. Целью которого является – выяснить взгляды, испытуемых на будущего супруга, а также взгляды на себя как будущего мужа, будущую жену. Во время беседы старшеклассникам предлагается давать ответы на вопросы, с помощью которого могут быть намечены в наиболее общем виде характерные черты и представления, определяющие отношения в счастливой семье. Заполнять вопросник следует, заканчивая приведенные предложения. И не раздумывать долго, завершать предложенную фразу по первому впечатлению.
1. Я думаю, что для счастливой семьи характерны...
2. В «связанности матери входит...
3. Когда думаю о вкладе женщины...
4. Послушание детей в хорошей семье обычно достигается...
5. Истинная семья держится на...
6. Резкость...
7. Конфликты обычно...
8. Любовь в семье...
9. Если жена прощает проступки.,
10. Семья может быть разрушена,.
11. Обычной ошибкой семейных отношений является...
12. Отношения со свекровью в счастливой семье характеризуются...
13. Семья укрепляется в результате...
14. В семье дети способствуют...
15. Хорошая семья держится...
16. Длительность состояния в браке...
17. От мужа в семье зависит....
Критерии оценки осуществлялись следующим образом. Если
подросток давал уверенный и быстрый ответ, социально одобряемый, то его бал был равен – 2. Если давал ответ неуверенно, размышляя, поясняя, что не думал об этом раньше то его бал равен – 1. Если дает неправильный (социально одобряемый, логичный) ответ или отказывает давать ответ, ставим – 0 баллов. Итак, максимальный баллов составляет 51 бал.
Минимальное – 0.
В будущей семейной жизни очень важно учитывать психологические особенности мужчины и женщины. Для этого мы предложили нашим испытуемым следующий тест А.Н. Сизановым: «Знаете ли вы психологию мужчины и женщины?». Представленный в приложении В. Приложили группе испытуемых если они согласны с приведенными утверждениями, то поставьте знак «+», если не согласны – знак «–».
1. Женщина худший руководитель, чем мужчина.
2. Мужчина меньше, чем женщина, склонен к заболеванию бронхитом.
3. Женщина больше, чем мужчина, стремится разнообразить жизнь.
4. Мозг мужчины по объему и весу больше, чем мозг женщины.
5. Женщины более склонны принимать все на себя.
6. У мужчин: значительно легче, чем у женщин, пошатнуть уверенность в себе.
7. Мужчина придает предрассудкам меньше значения, чем женщина.
8. У женщины чаще бывает язва желудка.
9. Мужчина своим делам придает большую общественную значимостъ, чем женщина.
10. Мужчины гораздо прямее и откровеннее, чем женщины.
11. Мужчинам для внутреннего покоя больше, чем женщинам, нужно страхование (жизни, имущества).
12. Мужчин легче загипнотизировать, чем женщин.
13. По статистике женщины чаще, чем мужчины, совершают самоубийства.
14. Среди мужчин, меньше заикающихся, чем среди женщин.
15. Среди гениев больше мужчин, чем женщин.
16. Мужчины в целом спят лучше, чем женщины.
17. Мужчины по-другому понимают юмор, чем женщины.
18. Мужчина значительно хуже, чем женщина, переносят боль.
19. Мужчины реже, чем женщины, сознательно вступают в острые конфликты со своими родными и близкими.
20. В острых, требующих быстрой реакции, ситуациях мужчины реагируют гораздо быстрее, чем женщины.
21. Мужчинам труднее, чем женщинам, соблюдать диету.
22. Мужчины более эгоистичны, чем женщины.
23. Мужчины добиваются больших жизненных успехов по сравнению с женщинами.
24. Мужчины больше всего ценят в женщине естественность.
25. Колготки более «женственны», чем чулки.
26. Мужчинам больше нравятся худощавые женщины, чем полные.
27. В женском силуэте мужчины в первую очередь обращают
внимание на верхнюю часть фигуры, а потом на ноги.
28. Мужчины больше, чем женщины, склонны к изменам.
29. Для мужчин характерны чувствительность и эмоциональность, для женщины – холодность и рассудительность.
30. Женщинам присуща интуиция, мужчинам – рациональность и аналитичность ума.
31. Мужчины более импульсивны, неосмотрительны и
легкомысленны, женщины – собранны и предусмотрительны.
32. Мужчины чаще проявляют умение вникать в суть дела, женщины – более поверхностны.
33. Женщины более напористы и решительны, мужчины чаще проявляют осторожность и благоразумие.
34. Для женщин характерны непостоянство и переменчивость, для мужчин – упорство.
35. Мужчины более самоуверенны, чем женщины.
36. У женщин активность преобладает над пассивностью, а у мужчин – наоборот.
37. Мужчины чаще проявляют эгоизм, любовь к удобствам, женщины – самостоятельность, готовность к самопожертвованию.
38. Женщины более великодушны, мужчины же завистливы.
39. Мужчины чаще проявляют любопытство, женщины – равнодушие.
40. Женщины больше привязаны к дому, мужчины больше увлечены делами, работой, созданием широкого круга общественных связей.
Далее представлен ключь обработка результатов где за каждый совпадающий с «ключом» ответ поставьте себе 1 балл.
Ключ: 1. Да. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Да. 6. Да. 7. Нет. 8. Да. 9. Да. 10. Да. 11.
Нет. 12. Нет. 13. Нет. 14. Нет. 15. Да. 16. Да. 17. Да. 18. Нет. 19. Да. 20. Да. 21.
Нет. 22. Да. 23. Да. 24. Да. 25. Нет. 26. Нет. 27. Да. 28. Да. 29. Нет. 30. Да. 31.
Нет. 32. Да. 33. Нет. 34. Да. 35. Да. 36. Нет. 37. Да. 38. Нет. 39. Нет. 40. Да.
Суммируйте баллы. Если испытуемый показал менее 12 совпадений, то он зарабатывает 1 бал. Если участник показал от 12 до20 совпадений, то он зарабатывает -2 балла. У участников, получивших 21–32 совпадения – 3 балла. И наконец, совпадений от 33 до 40 – зарабатывает 4 бала.
Работа строится в 3 этапа:
1. Ознакомительный этап. Предполагает знакомство с группой, анализ существующих проблем и объяснение участникам процесса сути внеурочной деятельности.
2. Формирующий. Предполагает проведение занятий.
3. Заключительный. Закрепление полученных результатов, выявление уровня усвоенности полученных знаний.
Ознакомительный (диагностический) этап исследования проходил с целью выявления уровня и особенностей сформированности представлений о семье у старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья.
Каждая методика предполагала специальной встречи с группой подростков, как индивидуально так группами. На выполнение заданий в среднем отводилось от 20 до 45 минут. Проходили встречи во внеурочное время (вторая половина дня). Место проведения классная комната.
Первая встреча с группой испытуемых была знакомством. На ней мы рассказывали, зачем мы все собрались, что требуется от тех кто попал в экспериментальную группу и спрашивалось желание участников участвовать в эксперименте.
Следующая встреча с группой испытуемых была посвящена выявлению качественной оценки КРС, которая оценивалась по следующим показателям:
1) тревожность и эмоциональная устойчивость ребенка (размер фигур, расположение на листе, особенности линий и штриховки);
2) значимость для ребенка тех или иных членов семьи (сравнение реального состава семьи с нарисованным, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке, особенности прорисовки тех или иных членов, последовательность их рисования);
3) место самого ребенка на рисунке (место ребенка в семье).
Группе исптытуемых предлагалось нарисовать свою будущую семью.
Группе выдали листы белой бумаги А-4, простые карандаши и ластики. Каждый участник сидел за отдельным столом. Была предложена инструкция «Пожалуйста, нарисуй свою будущую семью так, чтобы каждый ее член, и ты были чем-то заняты». Если у испытуемых появились вопросы им отвечали – «Можешь рисовать, как тебе нравится, как ты хочешь». Во время рисования записывались все спонтанные высказывания ребенка, отмечались мимика, жесты, а также фиксировались последовательность рисования.
После того как рисунок был закончен, с каждым испытуемым во отдельности проводилась беседа, ему задавались следующие вопросы:
– кто нарисован на рисунке и что делает каждый член семьи;
– где работают или учатся члены семьи;
– как в семье распределяются домашние обязанности;
– каковы взаимоотношения ребенка с отдельными членами семьи.
Следующим этапом диагностики была проведена личная встреча с каждым учащимся. Целью, которой являлось – выяснить взгляды, испытуемых на будущего супруга, а также взгляды на себя как будущего мужа, будущую жену. Во время беседы старшеклассники отвечали на заранее составленные вопросы. Ведущий предлагал ребятам завершить фразы. И оценивал скорость, уверенность, точность и соответствие общим моральным представлениям ответы участников.
В завершении диагностического этапа исследования мы предложили нашим испытуемым специальный тест и попросили отметить если они согласны с приведенными утверждениями, то поставьте знак «+», если не согласны – знак «–».
№ |
Тема |
Цель: |
Упражнения |
|
1. Ознакомительный этап. |
||
1
|
Знакомство |
Познакомиться с группой и познакомить их друг с другом |
Игра в «Страну имен». Участники должны представить, что имя вдруг превратилось во что-то и поделиться что именно они себе представили и почему. |
Знакомство |
Рассказ о себе и о том, что означает «Хорошая семья» |
Беседа (по желанию) |
|
Обсуждение правил нахождения в группе |
Знакомство с правилами группы |
Учитель-психолог предлагает обговорить, составить записать правила уже созданной группы |
|
Домашнее задание. |
Воспользоваться памятью и личным опытом |
Вспомнить се знакомые Вам счастливые семьи из художественной литературы и кино. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
|
2. |
Приветствие |
Настроиться на контакт и общение |
Кидая мяч любому участнику говорить цвет своего настроения. |
Что такое радость |
Выявление понимания радости и формирование ассоциаций с этим чувством |
Психологическая зарядка, беседа |
|
Обсуждение домашнего задания. |
С целью создания положительного опыта |
Презентации и картинки, подобранных семейных положительных персонажей, предложенных участниками друга и ведущим. |
|
Семья и чувства |
Выявить развитие негативных и позитивных чувств, связанных с семьей |
Рассказы подростков о своей семье |
|
Итог |
Закрепление знаний, полученных на занятии |
Каждый участник делиться своими заключениями и эмоциями о пройденном занятии. |
|
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
3 |
Приветствие |
Знакомство, снятие напряжения, сплочение группы, освобождение от механизмов самозащиты. |
Игра «Поменяйтесь местами те, кто». |
Игра «Принятие чувств». |
Накопление понятий о чувственном опыте |
Выражение одного и те же чувства разными словами, одобряющими и поддерживающими и раздражительными. |
|
Домашнее задание |
Цель увидеть связи членов |
Изобразить будущую семью, обозначая |
|
|
семьи друг с другом |
ее членов в виде окружностей.
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
|
2. Формирующий этап |
|||
4 |
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч называя по 1 хорошему качеству друг-друга. |
Игра «Это знает миссис Марпел». |
Знакомство друг с другом, положительный, доверительный настрой участников. |
Ребята задают друг другу вопросы о их личном отношении (касающихся семейных ценностей) и если человек не хочет отвечать, то он может сказать - Это знает Миссис Марпел» |
|
Проверка домашнего задания. |
Поделиться эмоциями и представлениями |
Размышление над своими сочинениями, групповое комментирование |
|
Упражнение «Памятник чувству». |
Передача эмоций партнеру, оценивание собственных эмоций. |
Лепим друг из друга памятники, выражающие хорошего и плохого супруга. |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
|
5 |
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч называя любимое женское имя. |
Понятие семья |
Выявить уровень знаний и понимания детей о семье |
Беседа |
|
Беседа о мужчинах. |
Цель – определить скрытые симпатии и антипатии и обобщенным понятиям гендарных признаков. |
Беседа, составление кластера. |
|
Домашнее задание для мальчиков |
Узнать о себе. |
Проранжировать мои достойные качества (как мужа) по значимости |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
|
6 |
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч называя любимую книгу о любви. |
Беседа |
Какой должна быть женщина |
Ведущий рассказывает, приводя примеры из литературных героев. |
|
Размышление |
Женщина – мать, Женщина – жена, женщина – друг. |
Обсуждение, деление мнением по желанию |
|
Домашнее задание |
Узнать о себе. |
Проранжировать мои достойные качества (как жены) по значимости (мальчикам – будующей жены. |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
7 |
Приветствие |
Настройка на позитивное общение. |
Меняются местами, те, кто… |
Игра каким я буду взрослым |
С целью уточнить представления у подростков о будущей семейной жизни. |
Каждый рассказывает свою версия, себя взрослого наполняя себя качествами. |
|
Домашнее задание |
Посмотреть какое место в будущей жизни определено семье |
Составить карту моей будущей жизни (используя вырезки из газет и журналов) |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
|
8 |
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч называя любимого киноактера, называем почему. |
Обсуждение домашнего задания |
Дать оценку своим мотивам посмотреть какое место в будущей жизни определено семье. |
Презентовать, то, что получилось, поясняя вой выбор. |
|
Игра «Когда я злюсь, я чаще всего делаю так…». |
Анализирование собственных действий, во время негативного настроя. |
Обсуждение как можно по-другому выражать эмоции, чтобы не обидеть близкого человека. |
|
Домашнее задание для мальчиков |
С целью осознания ошибок. |
Доделать прежнее домашние задание, исправляя ошибки, дополняя уже сказанное |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
|
9 |
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч называя любимую актрису и называем почему. |
Игра «Все что тебе говорят…» |
Оценка ситуации осуждения, другими людьми, твоих близких и выявление реакции. |
Участники друг другу рассказывают сплетни про них, а тот, про кого говорится эта сплетня должен ответить: «Они так говорят потому что…» |
|
Ситуация «Семейные проблемы» |
Научиться решать проблемы, возникающие между членами семьи |
Тренинг. Ситуации в семье и решение проблем и конфликтов. «Представьте себе ситуацию». Выбираются добровольцы и им раздаются роли. Далее обыгрываются разные варианты ситуаций. |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом |
Держась за руки по кругу на право |
|
|
расслабиться. |
желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
10 |
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч говорим о достоинствах друг друга. |
Игра «Когда я хочу сказать своему близкому что я люблю его…». |
Выяснение, в каких действиях можно вложить смысл слов «Я тебя люблю». |
Попробовать найти способы объясниться в любви без слов. |
|
Лекция, рассуждения «Пять языков любви». Обсуждение памятки «пять языков любви». |
Повышение уровня знаний родителей о передачи чувства любви и его восприятия другим человеком. |
Ведущий рассказывает, поясняя примерами. |
|
Домашнее задание |
Узнать себя. |
Подумай кокой язык у тебя, и у твоих близких. |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
|
11 |
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч называя и отвечаем на вопрос, «Я думаю, что семья моих родителей…». |
Игра «Парадоксальная социометрия» |
Передача, человеку негативной информации, не обидев его. |
Передача, человеку негативной информации, не обидев его |
|
Мужчина и женщина в современной семье |
Формирование представлений о специфике и проблемах современной семьи |
Составление коллективных рассказов на тему «Женщина в семье должна» и «Мужчина в семье должен». Разбор представленных образов. |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
|
12 |
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч называя любимое животное и почему. |
Игра «Я хороший муж, жена, родитель, потому что…». |
Создание позитивного настроения. |
Обсуждаем по кругу. |
|
Идеальная и реальная семья |
Формирование понятия реальной семьи и ее отличия от идеальной |
Представление рассказа о семье с идеальными отношениями. Разбор рассказа на предмет ирреальности, добавление аспектов реальности. |
|
Домашнее задание для мальчиков |
Осознание заведомо несуществующей ситуации. |
Нарисуйте в воображении «Самую идеальную семью на свете» |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и |
|
|
|
приятных слов. |
13 |
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч называя любимую сказку и почему. |
Упражнение «ДА» это про меня. |
Работа с различными стереотипами, выход из привычного отношения к себе. |
Читаются утверждения, и ребята говорят, что это про них или нет |
|
Обсуждение домашнего задания |
Утрировать все представления группы об идеальных семьях, и показать минусы такого подхода. Объяснить невозможность. |
Рассуждения, высказывание мнений. |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
|
14 |
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем, друг другу мяч называя, высказываем слова благодарности группе. «Спасибо вам за…» |
Упражнение «Охапка обязанностей». |
Необходимо сделать вывод – что чрезмерная загруженность обязанностями по отношению к члену семьи не позволяет видеть перспектив. |
Беседа размышление. |
|
Братья и сестры |
Формирование образа многочленной семьи и отношений между братьями и сестрами |
Проигрывание сцен отношений между братьями и сестрами при помощи театральной постановки в рамках занятия на примерах литературных персонажей |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
|
15 |
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч называя ведущий сам кидает мяч каждому и говорит, что для него важного открылось в этом человеке. |
Упражнение «Должен или хочу?» |
Работа над осмыслением неэффективных стратегий. |
Ведущий рассказывает и пояснятет разницу. |
|
Домашнее задание для мальчиков |
Размышление |
Подумайте какие обязанности и заботы вы бы с л легкостью взяли на себя |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
|
16 |
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч называя качества человека. |
Игря « Я думаю, что |
Работа с различными |
Читаются предполагают разные |
|
в детстве ты был…» |
стереотипами, выход из привычного отношения к себе. |
варианты детства друг друга. И либо соглашаются, либо не соглашаются с ними. |
Мама и папа в жизни ребенка |
Формирование восприятия значимости и ролевых позиций матери и отца |
Беседа о роли родителей и роли матери и отца. |
|
Обсуждение домашнего задания |
С целью уточнения представлений у |
Беседа, обсуждение. |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
|
17 |
Приветствие Игра «Имя и ассоциация качества». |
Положительный, доверительный настрой участников. |
Кидаем мяч, по кругу называя имя соседа и называя как это имя звучит, что оно обозначает. |
Рисунок |
Нарисовать в роли «Свиньи» Самого несносного человека (мужа, жену) |
|
|
Обсуждение |
Изучение нравственных позиций. Попробовать понять причины такого поведения. . |
Диалог беседа. |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
|
18 |
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч называя любимое качество в человеке. |
Я какой |
Выявить самовосприятие, самооценку |
Психологическая разминка, игра «Характеристика меня как друга» |
|
Домашнее задание для мальчиков |
Узнать о себе. |
Проранжировать мои достойные качества (как мужа) по значимости |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
|
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
|
19 |
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч называя качество человека которое не нравятся. |
ПриветствиеИгра «Когда я мне хорошо …». |
Анализирование своих действия, во время позитивного настроя. |
Каждый участник группы по кругу отвечает на вопросы «Когда я мне хорошо, то я …». |
|
Размышление. Заполнение бланка «Игра в словечки». |
Самостоятельное анализирование собственной речи адресованной партнеру.. . |
Ребята отвечают на вопросы друг друга. «Когда я говорю, то … я имею в виду…» |
|
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
||
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
||
|
3 Заключительный этап. |
|||
20 |
|
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем, друг другу мяч отвечаем на вопрос - влияют ли занятия в группе, но мое отношение к будущей семье. |
Приветствие . Игра «Слепой, и поводырь». |
Фиксирование и оценивание собственных ощущений, для дальнейшего облегчения работы. |
Один участник ведет другого с акрытими глазами. Затем они меняются. |
||
Беседа. |
Цель объяснить, что такое доверие, и важность его в семейной жизни. |
Ведущий вдет открытую беседу обсуждение |
||
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
||
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
||
21 |
|
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч отвечаем на вопрос считаю ли я себя ответственным за мое будущее? |
Письменная работа. Обсуждение. |
Выявление желаний к противоположному полу. |
Описать и обсудить какими качествами должен обладать идеальный муж/жена. |
||
Размышлени е |
Сопоставить качества успешного человека, и человека который будет рядом. |
Описать характер успешного человека. И проанализировать. |
||
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
||
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
||
22 |
|
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч высказывая благодарность участникам группы, за что-то…» |
Обсуждение |
Уточнить представления о семейных ценностях. |
Беседа |
||
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Каждый высказывает мнение о пройденном. |
||
Прощание |
Сблизить группу друг с другом |
Держась за руки по кругу на право |
||
|
|
расслабиться. |
желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
|
23 |
Приветствие |
Игра в мяч по кругу. |
Кидаем друг другу мяч желая друг другу прекрасных семейных отношений. |
|
Упражнение «Именно сегодня…» |
Погружение в здесь и сейчас. |
Группа по очереди отвечает на вопросы – «Именно сегодня я начну…» « Теперь я знаю…»… |
||
Обсуждение |
Узнать, сложившуюся позицию группы. |
Как я чувствовала себя в начале занятий |
||
Обсуждение |
Узнать, сложившуюся позицию группы |
Чему новому меня научили эти занятия. |
||
Подведение итогов. |
Обобщение выводов по занятию. |
Чаепитие. |
||
Прощание |
Сблизить группу друг с другом расслабиться. |
Держась за руки по кругу на право желать хорошего проведения дня и приятных слов. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
При переводе учеников в старшие классы классный руководитель может провести данный эксперимент. Целью эксперимента является выявление уровня и особенностей сформированности представлений о семье у старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья для формирования положительных взаимоотношений между школой и семьей ребенка. По итогам эксперимента составлен план мероприятий, направленный на формирование образа семьи у подростков. Согласно данному плану при благоприятных условиях у подростков будет сформирован правильный образ семьи, что может способствовать успешной социализации личности подростка в окружающем социуме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.