Статья на тему " Здоровьесбережение на уроках технологии"
Оценка 4.8

Статья на тему " Здоровьесбережение на уроках технологии"

Оценка 4.8
Лекции
pdf
технология +1
Взрослым
27.01.2019
Статья на тему " Здоровьесбережение на уроках технологии"
Одной из важнейших задач современного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии - это технологии,позволяющие сохранять здоровье участников образовательного процесса. Вопрос об использовании здоровьесберегающих технологий занимает особое место в моей работе. Поскольку урок – ведущая форма учебной деятельности, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной. Рациональная организация урока – важная составная часть моей работы по здоровьесбережению, поэтому при подготовке к уроку я опираюсь на особенности проведения урока с позиции здоровьесбережения и создаю условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся класса.Считаю наиболее приемлемым рассматривать на уроках технологии вопросы,связанные со здоровьем и формированием навыков здорового образа жизни обучающихся.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ на уроках технологии.pdf

Здоровьесбережение на уроках технологии

 

 Одной  из  важнейших  задач  современного  образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.    Здоровьесберегающие технологии  - это  технологии, позволяющие сохранять здоровье участников образовательного процесса.

  Вопрос  об  использовании здоровьесберегающих технологий занимает особое место в моей работе.   Поскольку урок – ведущая форма учебной деятельности, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной.  Рациональная организация урока – важная составная часть моей работы по здоровьесбережению, поэтому при подготовке к уроку я опираюсь на особенности   проведения урока с позиции здоровьесбережения  и создаю условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся класса.  В течение урока  использую разнообразные виды деятельности, применяю  различные формы работы: коллективную, групповую, индивидуальную.    Использую различные пути и приемы для создания у учеников положительной устойчивой мотивации к познанию. Стараюсь   создать  на уроках ситуацию успеха (атмосфера доверия, доброжелательный визуальный контакт, скрытая помощь, совет, поддержка уверенности ребенка в своих силах через формирование позитивной самооценки).

 На уроках я использую технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья обучающихся: 

Ø  технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Для этого соблюдаю гигиенические условия в кабинете (проветриваю класс, слежу за оптимальной чистотой в кабинете), чередую виды учебной деятельности и виды преподавания,  контролирую рабочую позу обучающихся.   

Ø  технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. Для предупреждения преждевременной утомляемости стремлюсь правильно организовать урок, соблюдая его основные этапы с учетом их оптимальной  продолжительности, объѐма, нагрузки и видов учебной деятельности, организую двигательный режим учащихся (физминутка) с учѐтом их возрастной динамики.

Ø  технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

Ø  психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.   

 Считаю наиболее приемлемым рассматривать  на уроках технологии   вопросы, связанные со здоровьем и формированием навыков здорового образа жизни обучающихся.   Успех урока зависит от многих факторов: мотивации,  физического и эмоционального состояния учащихся. Часто у  ребят в школе  наступает   переутомление. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается предмет «технология», поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

 Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока  не допускю однообразия работы. Обычно это  4-6 смен видов деятельности на уроке.

 Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

 Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

-  строгая дозировка учебной нагрузки;

-  построение урока с учетом работоспособности учащихся;

-  соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

-  благоприятный эмоциональный настрой;

-  проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

 Ещѐ один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещѐ на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещѐнность, а также при необходимости - проветрить помещение.

 Таким образом,  на уроках технологии  регулярно ведѐтся работа по сохранению и укреплению здоровья учеников:

1.                  Создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе. Уроки я веду в доброжелательном тоне , создаю «ситуацию успеха», обеспечивая профилактику «школьных неврозов» . Стараюсь не забывать на уроке о эмоциональносмысловых разрядках: улыбках, уместных остроумных шутках, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток. Кроме того, я считаю, задержка учащихся в классе после звонка на перемену недопустима. Урок завершаю спокойно и благодарю учеников за работу.

2.                  Создание благоприятного гигиенического и психофизического комфорта в образовательном процессе. Хроническое утомление — это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников, поэтому психофизический комфорт учеников на уроке — это важнейшее условие предупреждения их утомления. 

 При подготовке конспектов и при проведении уроков я обращаю внимание на создание условий способствующих сохранению здоровья учащихся:

1.                  Гигиенические условия в кабинете, наличие уголка здоровья (температурный режим, проветривание, чистота, грамотное оформление кабинета: уголок здоровья, правила безопасной работы в кабинете технологии).

2.                  Число видов учебной деятельности и частота их чередования (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия, игровые, соревновательные моменты. Лучший вид отдыха – смена деятельности). Норма 4-7 видов за урок по — 7-10 минут.

Число и чередование использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок, не позже чем через 10-15 минут.

3.                  Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся (методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) ).

4.                  Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Норма 8-10 мин.

5.                  Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со с сохранением иммунитета ,здоровьем и здоровым образом жизни – профилактика простудных заболеваний, демонстрация примеров, выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения,  оздоровительные тренинги для учащихся.

 И если обобщить мой опыт по данному критерию, то для сохранения и укрепления здоровья учащихся в системе и комплексно я соблюдаю следующее:

Ø  Проведение занятий на свежем воздухе ( способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления).

Ø  Проведение занятий  по теме здоровьесбережения.

Ø  Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания

Ø  Освоение активных форм и методов школьников, использование моментов урока сберегающих здоровье учащихся .

Ø  Обеспечение интереса к своему предмету и уроку.

Ø  Системное чередование нагрузок и отдыха.

Ø  Выполнение санитарно-     гигиенических          требований,   регламентированных СанПиНами.

Ø  Соблюдение личной и общественной гигиены (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.)

Ø  Проветривание и влажная уборка помещений.

Ø  Соблюдение общего режима дня.

Ø  Обучение детей элементарным приѐмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.

Ø  Учѐт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Ø  Формирование ответственности у учащихся за своѐ здоровье окружающих людей.

Ø  Настойчивое приучение учащихся к применению своих знаний по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.

Ø  Ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Внедрение здоровьесберегающих технологии в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья обучающихся. Благодаря использованию             мною современных                        здоровьесберегающих                     технологий   обеспечивается  наиболее комфортные условия каждому ученику, учитывая их индивидуальные особенности.

 

 

Здоровьесбережение на уроках технологии

Здоровьесбережение на уроках технологии

При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика

При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика

Число и чередование использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др

Число и чередование использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др

Ø здоровьесберегающих технологий обеспечивается наиболее комфортные условия каждому ученику, учитывая их индивидуальные особенности.

Ø здоровьесберегающих технологий обеспечивается наиболее комфортные условия каждому ученику, учитывая их индивидуальные особенности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019