Здоровьесбережение на уроках технологии
Одной из важнейших задач современного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии - это технологии, позволяющие сохранять здоровье участников образовательного процесса.
Вопрос об использовании здоровьесберегающих технологий занимает особое место в моей работе. Поскольку урок – ведущая форма учебной деятельности, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной. Рациональная организация урока – важная составная часть моей работы по здоровьесбережению, поэтому при подготовке к уроку я опираюсь на особенности проведения урока с позиции здоровьесбережения и создаю условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся класса. В течение урока использую разнообразные виды деятельности, применяю различные формы работы: коллективную, групповую, индивидуальную. Использую различные пути и приемы для создания у учеников положительной устойчивой мотивации к познанию. Стараюсь создать на уроках ситуацию успеха (атмосфера доверия, доброжелательный визуальный контакт, скрытая помощь, совет, поддержка уверенности ребенка в своих силах через формирование позитивной самооценки).
На уроках я использую технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
Ø технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Для этого соблюдаю гигиенические условия в кабинете (проветриваю класс, слежу за оптимальной чистотой в кабинете), чередую виды учебной деятельности и виды преподавания, контролирую рабочую позу обучающихся.
Ø технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. Для предупреждения преждевременной утомляемости стремлюсь правильно организовать урок, соблюдая его основные этапы с учетом их оптимальной продолжительности, объѐма, нагрузки и видов учебной деятельности, организую двигательный режим учащихся (физминутка) с учѐтом их возрастной динамики.
Ø технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
Ø психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Считаю наиболее приемлемым рассматривать на уроках технологии вопросы, связанные со здоровьем и формированием навыков здорового образа жизни обучающихся. Успех урока зависит от многих факторов: мотивации, физического и эмоционального состояния учащихся. Часто у ребят в школе наступает переутомление. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается предмет «технология», поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускю однообразия работы. Обычно это 4-6 смен видов деятельности на уроке.
Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Ещѐ один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещѐ на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещѐнность, а также при необходимости - проветрить помещение.
Таким образом, на уроках технологии регулярно ведѐтся работа по сохранению и укреплению здоровья учеников:
1. Создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе. Уроки я веду в доброжелательном тоне , создаю «ситуацию успеха», обеспечивая профилактику «школьных неврозов» . Стараюсь не забывать на уроке о эмоциональносмысловых разрядках: улыбках, уместных остроумных шутках, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток. Кроме того, я считаю, задержка учащихся в классе после звонка на перемену недопустима. Урок завершаю спокойно и благодарю учеников за работу.
2. Создание благоприятного гигиенического и психофизического комфорта в образовательном процессе. Хроническое утомление — это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников, поэтому психофизический комфорт учеников на уроке — это важнейшее условие предупреждения их утомления.
При подготовке конспектов и при проведении уроков я обращаю внимание на создание условий способствующих сохранению здоровья учащихся:
1. Гигиенические условия в кабинете, наличие уголка здоровья (температурный режим, проветривание, чистота, грамотное оформление кабинета: уголок здоровья, правила безопасной работы в кабинете технологии).
2. Число видов учебной деятельности и частота их чередования (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия, игровые, соревновательные моменты. Лучший вид отдыха – смена деятельности). Норма 4-7 видов за урок по — 7-10 минут.
Число и чередование использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок, не позже чем через 10-15 минут.
3. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся (методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) ).
4. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Норма 8-10 мин.
5. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со с сохранением иммунитета ,здоровьем и здоровым образом жизни – профилактика простудных заболеваний, демонстрация примеров, выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, оздоровительные тренинги для учащихся.
И если обобщить мой опыт по данному критерию, то для сохранения и укрепления здоровья учащихся в системе и комплексно я соблюдаю следующее:
Ø Проведение занятий на свежем воздухе ( способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления).
Ø Проведение занятий по теме здоровьесбережения.
Ø Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания
Ø Освоение активных форм и методов школьников, использование моментов урока сберегающих здоровье учащихся .
Ø Обеспечение интереса к своему предмету и уроку.
Ø Системное чередование нагрузок и отдыха.
Ø Выполнение санитарно- гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.
Ø Соблюдение личной и общественной гигиены (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.)
Ø Проветривание и влажная уборка помещений.
Ø Соблюдение общего режима дня.
Ø Обучение детей элементарным приѐмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.
Ø Учѐт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Ø Формирование ответственности у учащихся за своѐ здоровье окружающих людей.
Ø Настойчивое приучение учащихся к применению своих знаний по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.
Ø Ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Внедрение здоровьесберегающих технологии в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья обучающихся. Благодаря использованию мною современных здоровьесберегающих технологий обеспечивается наиболее комфортные условия каждому ученику, учитывая их индивидуальные особенности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.