Выступление на МО на тему "Рефлексия на уроках английского языка в начальной школе"

  • Лекции
  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 15.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Я, как учитель английского языка, проводящего большую часть рабочего времени с учащимися начальных классов, часто ставлю перед собой вопросы проведения рефлексии на уроке с младшими школьниками. Постаралась включить в данный материал приемы еще нечасто встречающиеся в методической литературе.
Иконка файла материала Рефлексия на уроках английского языка в начальной школе.pdf

Рефлексия на уроках английского языка в начальной школе

 

 Работа учителя английского языка МБОУ «СОШ» с.Усть-Кулом

Шахирово1 Людмилы Исрепиловны

 

 

Системно-деятельностный подход к обучению в начальной школе предполагает, что   в обучении должны превалировать активность, деятельность и творчество. Каждое действие ученика должно быть им осознано.  

Значит, учащегося  необходимо постоянно возвращать к анализу своих действий, к осознанию выполненного. Он должен вспомнить и проанализировать все, что было им усвоено, обдумано, понято. Важно помочь учащемуся  выстроить смысловую цепочку проведенной познавательной деятельности. Подтолкнуть его к выделению методов и способов исследования материала, которые были применены на уроке, и сравнить их со своими.

Поэтому по ФГОС рефлексия в начальной школе должна являться обязательным элементом на уроках. Причем, важно не просто провести такой вид работы, а готовить школьника к внутреннему  размышлению о своих достижениях и неудачах. Перед ним должны ставиться вопросы: «Что я знал?», «Что я узнал нового?», «Каким образом мне удалось получить новые знания?», «Какие личностные качества мне помогли на уроке или помешали добиться успеха?», «В какой момент урока я получал положительные эмоции?», «При выполнении какого упражнения я ощущал дискомфорт?».

Я, как учитель английского языка, проводящего большую часть рабочего времени с учащимися начальных классов, часто ставлю перед собой вопросы проведения рефлексии на уроке с младшими школьниками. От того, как научится маленький человек оценивать свою работу, зависит и его умение и обучение способности анализировать свою деятельность в дальнейшем, планировать свое будущее.

        физическую — успел или не успел выполнить все задания;

        психологическую — как чувствовал себя на уроке, были ли моменты дискомфорта, был ли элемент самосовершенствования, повысилась ли самооценка или расстроен неудачей;

        интеллектуальную — все ли понял в изучаемом учебном материале, какими познавательными методами пользовался, какие были затруднения.

Выбирая упражнения для проведения рефлексии, следует ориентироваться на цели, которые преследуется этим видом работы:

        рефлексия  настроения помогает установить эмоциональный контакт с классом или отдельными учениками в начале или конце урока;

        рефлексия содержания учебного материала служит выявлению уровня усвоения содержания изученного;

        рефлексия деятельности используется для оценивания активности ребенка в ходе урока и на отдельных его этапах, осмысления способов и приемов работы, выбора наиболее рациональных.

На уроках английского языка можно применять все виды рефлексии.

Ученик, овладевший навыком рефлексирования, научится управлять собой. То, что он может давать оценку своей деятельности на уроке, доставляет радость ребенку и вызывает чувство собственной значимости.

Ниже указаны некоторые приемы для рефлексии, используемые мной на уроках английского языка в начальных классах. Я постаралась включить приемы еще нечасто встречающиеся в методической литературе.

 

                             1.        Sketch reflections (Создание эскиза).

Попросите учащихся,          чтобы        они   набросали         изображение, представляющее то, что они узнали из урока. Помните, что речь идет не о качестве искусства - речь идет о том, как рисование побуждает учащихся смотреть на свое обучение с другой точки зрения. 2.   Roll the dice (Бросьте кубик )

Постановка вопросов, основываясь на вероятности - это интересный способ рефлексии. Вы можете изменить способ проведения рефлексии, всего лишь изменив вопросы на гранях пустого кубика.

3. Create reflection snowballs (Создание снежков).

В начальной школе это может быть интересным способом разрядки в конце урока. После урока все ваши ученики напишут ключевые мысли на листе бумаги и сомнут его. Затем они бросают свои «снежки» в другую сторону класса. Как только ученики поймают «снежный ком», они читают его, добавляют что-то новое и повторяют.

4. Use videos (Использование видеороликов).

Чтобы дать своим ученикам новую перспективу самопрезентации, самоанализа и рефлексии и даже  развития социальных навыков ,  вы можете с помощью своего телефона или планшета и запишите учеников. Наблюдение за собой может дать им (и вам) невероятное понимание их прогресса.

5. Quotes (цитаты). 

Использование цитат может быть полезным способом инициирования рефлексии, потому что их нетрудно найти, они часто бывают краткими и вдохновляющими.

6. Quotes in Songs (цитаты из песен).

Прием похож на вышеуказанный, но отличается тем, что создает веселую и непринужденную атмосферу. Можно предложить ученику спеть строчку из песни. Которая наиболее близко передает его настроение на данном этапе урока.

7. Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым.

 Слово синквейн происходит от французского «cinq» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Покажем правила написания синквейна:

1.              (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);

Hobby

2.              (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);

Interesting, popular, favourite 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);

To collect, to play, to read 4. (четвертая строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение автора к теме; Tastes differ.

5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально – образном – обобщенном уровне , повторяющее суть темы.

Freetime

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная          деятельность учащихся и       учителя,    позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Любая мысль – к открытью дверца,

Любое чувство - к мысли путь,

Мы все способны - в это верьте – За горизонты заглянуть!

 

Посмотрите также